Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Юго-Западный фронт (I ф): золото Киевского филиала Госбанка.  (Прочитано 3446 раз)

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
       Ходит слух среди местных жителей, что с командующим ЮЗФ Кирпоносом М.П., попаавшим со всем штабом в окружение в урочище Шумейково, находилось и 6 кг золота из Киевского Ощадбанка. Золото было разделено на три части и вручено выходящим группам. Со слов опять таки жителей, ни одна группа золото не вынесла. /рассказ директора мемориального комплекса урочище Шумейково Вячеслава Гвоздовского/.



Из газеты «Зеркало недели» №23 от 22-27 июня 2002 года, статья «Археология Черная и белая»:

« Интересуют современных кладоискателей не только древности. Известно, что в сентябре 1941 года, когда кольцо немецкого окружения вокруг Киева стало сужаться, и враг стал наступать со всех сторон, последовал приказ Ставки Верховного Главнокомандования об эвакуации войск и киевских ценностей. Вместе с отступающими войсками двинулись на восток и несколько грузовиков, перевозивших активы Киевского отделения Госбанка СССР — несколько тонн золота и драгоценные камни, хранившиеся в подвалах Госбанка еще с царских времен. Даже немцы в 1918 году не вывезли золото, ведь формально оно принадлежало Украине — гетманской державе Скоропадского. Мощные хранилища в подвалах на Институтской улице гарантировали сохранность золота и для УНР, и для большевиков, ведь все рассчитывали вернуться. Так или иначе, но в сентябре 1941 года грузовики застряли где-то в районе Малой Березанки — между Згуровкой и Яготином. Впереди и сзади были немцы, поэтому золото решили закопать. Операцию выполнили несколько бойцов штрафбата, которых потом расстреляли. Оставшиеся пытались пробиться к своим, но погибли… Архивы Юго-Западного фронта тоже пропали. Вот уже несколько лет ищет сокровища некая фирма «Оазис». Поиски затруднены тем, что гранитную метку, которую поставили сотрудники НКВД, кто-то утащил на строительство фундамента дома, и сейчас кладоискатели прочесывают леса и делают шурфы в разных местах, пытаясь найти хоть какие-нибудь следы пропавшего золота».
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Смешно - мифические штрафники по состоянию на осень сорок первого...
Записан

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Видеотека: Канал "Правда жизни"
22 декабря 2011, 17:21 • Правда жизни
Дата эфира/события: 18:30 среда, 21 декабря

Охотники за сокровищами
http://ntn.ua/ru/video/pravda/2011/12/22/5698

Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Не знаю, откуда это и где первоисточник, везде только перепечатка!  :)

ОПЕРАЦИЯ "МОЛНИЯ ЛЮФТВАФФЕ"
Tайна золота киевского госбанка.
     16 сентября 1941 года ночной патруль, дежуривший в районе Киевского завода «Арсенал» заметил световые сигналы, подаваемые немецкому самолету - разведчику с крыши соседнего дома. Пробравшись на чердак, солдаты схватили лазутчика. Когда его вытащили на улицу и, поставив к стенке, изготовились расстрелять, он пал на колени и, выпрашивая жизнь, сообщил, что знает важные сведения…
     В бетонном подвале НКВД, майор Сысоев уже шестой час подряд допрашивал задержанного диверсанта. Сдерживая нервную дрожь, с трудом шевеля разбитыми губами, тот покорно повторял, что неделю назад, группа, в составе которой его забросили в Киев, выкрала из сейфа управляющего Киевским отделением Госбанка СССР карту схему расположения секретного подземного хранилища, где находится золотой запас.
     Еще перед началом войны, немецкой разведкой была завербована артистка балета Марина Лебедева, любовница управляющего банком Леонида Шейниса. Во время очередного свидания на ее квартире, был сделан слепок с ключа его банковского сейфа. Остальное – дело техники во время ночного налета немецкой авиации.
     На следующий день командир диверсионного отряда, Отто Фирш, под видом красного полковника – артиллериста встретился с Шейнисом и, сообщив неприятную для него новость, затребовал пароли и коды от всех наборных банковских сейфов. Узнав, что вся его семья находится под наблюдением немцев, перепуганный чиновник выполнил требование.
     Выжимая из диверсанта данные про состав и местонахождение разведгруппы, майор Сысоев понял, что медлить нельзя. Отправив арестованного в камеру, поднял трубку внутреннего телефона и попросил срочной аудиенции у комиссара внутренних дел.
 ***
     Вот уже более двух месяцев, шла кровопролитная оборона Киева. Не взяв столицу сходу, немцы обошли ее с севера и юга. Кольцо окружения угрожало замкнуться в ближайшее время. Еще в конце июня, эвакуация материальных ценностей была включена в общий стратегический план обороны. Но по решению Киевского обкома партии, за прямым указанием первого секретаря ЦК Н. Хрущева, золотой запас из столицы было решено не вывозить, так как после «скорой победы над врагом», вернуть его в Киев будет проблематично. Да и очень рискованно было вывозить его вглубь страны: немецкая авиация господствовала в украинском небе, вокруг кишели отряды диверсантов, воздушный десант врага появлялся там, где его никто не ожидал, и уничтожал все вокруг.
 «Нужно спрятать золото по - надежней в самом Киеве» - поставил точку в этом вопросе Хрущев.
     Черная, оббитая кожей дверь народного комиссара внутренних дел была непривычно распахнута настежь. Из нее клубился густой табачный дым. Беспрерывно трезвонили телефоны.
 Группа офицеров, склонившись над оперативной картой, что-то бурно обсуждала.
 - Докладывайте майор! – услышал Сысоев из глубины кабинета и шагнул за порог.
     Положив на стол докладную записку и протокол допроса, он быстро изложил суть дела.     Наступила мрачная тишина.
 - Так… всем выйти! – приказал комиссар и поднял трубку телефона.
     Прохаживаясь гулким коридором, Сысоев вслушивался в ставшую привычной орудийную канонаду, мертвой хваткой вцепившись в кровоточащий Киев. Наконец, из приемной выглянул секретарь:
 «Товарищ майор – заходите!» и, прихватив папку, зашел в кабинет начальника вместе с ним. беседа была по-военному короткой.
 - Майор Сысоев, слушай боевой приказ! – начал полковник, - вы назначаетесь ответственным за вывоз государственного золотого запаса Киевского отделения Госбанка СССР. Место прибытия груза – город Харьков. Для этого приказываю принять в банке ценности по соответствующим документам, погрузить на выделенный транспорт, и в составе отходящих из Киева подразделений убыть на место назначения. Необходимый мандат и все остальное – через два часа. Операцию провести максимально секретно. Всех лиц, подозреваемых в пособничестве врагу – ликвидировать. В их числе - управляющего банком Шейниса за расхлябанность и предательство».
 ***
     Леонида Шейниса взяли в операционном зале банка, где полным ходом шла подготовка к срочной эвакуации. Он побелел, как мел и мельком взглянув на мандат, покорно сел в « черный воронок». Машина рванула с места. За ней, чадя черным дымом двинулся легкий броневик и три крытых брезентом новеньких грузовиков «Зис-5».
     Погрузка проходила тихо. Молчаливые чекисты, выставив боевое охранение, быстро грузили стокилограммовые железные ящики, тщательно проверяя, и вновь опечатывая содержимое.
 - Сколько? – переспросил Сысоев у запыхавшегося лейтенанта.
 - Четыре тысячи двести двадцать килограмм золота 999 пробы и пятьсот семь килограмм драгоценностей в ассортименте.
     Сысоев открыл заднюю дверцу машины и сунул сидящему там Шейнису бумаги: «Подписывай!» Нетерпеливо выдернув из его рук документы, майор дал знак охране.
     Трясущегося и молящего о пощаде банкира вытащили из «воронка» и поставили лицом к стене. Сысоев кратко зачитал приговор предателю, и чекистская винтовка гулко стукнула в осенней тишине, напугав ворон, которые с карканьем взлетели с придорожных тополей…
 ***
     В ночь на 19 сентября 1941 года из Киева двинулась военная колонна, в середине которой, ощетинившись пулеметами, катили три новеньких ЗИС-5. В районе Березани она была атакована танковой засадой. Завязался бой, исход которого был предрешен. Лавируя между горящей техникой и трупами убитых красноармейцев, густо рассыпаных вокруг, чекисты гнали машины к спасительному лесу.
     Чудом вырвавшись из под обстрела невредимыми, они медленно продвигались по лесной дороге. Ситуация была критическая и Сысоев принял решение спрятать золото.
     Выбрав подходящее место, чекисты торопливо выкопали ямы в трех разных местах, куда опустили опломбированные железные ящики.
     Надежно замаскировав сокровища, отряд выехал на ночную дорогу и двинулся на восток. Однако, через несколько километров он наскочил на боевое расположение немецкой мотопехотной дивизии. Не ориентируясь в ситуации, чекисты с боем прорвались в самый ее центр, и приняли последний смертельный бой.
     Однако, предусмотрительному майору Сысоеву, ранее покинувшему отряд с целью доставить карту с указанием места спрятанного золота, удалось в одиночку вырваться из «Киевского котла», в котором полегло в сырую землю более 650 тысяч красноармейцев. Пропитанной кровью и потом документ, лег на зеленое сукно стола Никиты Хрущева.
 ***
     11марта 1943 года советский летчик, старший лейтенант Леонид Хрущев, вылетев на боевое задание, оказался в немецком плену. Неприятная для Кремля новость, стала известна из немецких газет и пропагандистских листовок.
     Мало того, немцы подчеркивали факт его добровольного с ними сотрудничества.
     Его отец – первый секретарь ЦК Компартии Украины, понимая, что такое ему не простят, решается на отчаянный шаг.
     Через агента советской разведки – польского князя Януша Радзивилла, близкого в дружбе с командующим военно-воздушной авиацией III Рейха Генриха Геринга, был предложен выкуп. За пленного Леонида – две тонны червонного золота.
     Геринг, осознавая ухудшающееся положение на фронте, зная, что многие уже сомневались в победе, согласился.
     Через швейцарского адвоката он получает гарантию подтверждения заключенной секретной сделки.
     Летчика передают советским чекистам, которого доставляют в Москву, а на стол Геринга ложится карта с местом нахождения одного их тайников Березаньского леса. Он немедленно объявляет в вверенном ведомстве, секретную операцию «Молния Люфтваффе». Специальный отряд, самолетом прилетает в оккупированный Киев.     
     Успешно откопав золото, немцы грузят его в свой транспортный «Юнкерс». Учитывая особую секретность и ценность груза, избегая утечки информации, самолет взлетает в ночную непогоду, и берет курс на Запад.
     Однако, в результате советской агентурной диверсии на киевском аэродроме, через полчаса полетного времени отказывает левый мотор. «Юнкерс» совершает вынужденную посадку в Виннице.
     Во время ремонта самолета возникает конфликт: дежурный по аэродрому офицер, не смотря на сопроводительные бумаги, подписанные в Рейх канцелярии,
 потребовал предоставить груз для досмотра. Получив отказ, придирчивый немец объявил об аресте самолета и, тут же получил пулю в лоб.
     Группа его сопровождения мгновенно была растеряна, так и не успев понять, в чем дело. Самолет, роняя приставленные ремонтные лестницы, рванул по взлетной полосе и прежде, чем завыла аэродромная сирена, исчез в ночном небе.
 ***
     Надрывно сопротивляясь сильному ветру, с трудом пробивая густую, низкую облачность, неисправный самолет потерял высотный ориентир и рухнул в гущу лесного массива в двух километрах от села Верхние Лубянки, немного не дотянув до Галицкого местечка Збараж.
     Утром, дежурный полевой жандармерии позвонил в Тернопольскую комендатуру и доложил, что по сообщению местного полицейского, в лесу упал немецкий транспортный самолет. Из Тернополя выехала поисковая группа, которая обнаружила обломки разбитого «Юнкерса» и двадцать ящиков, набитых золотыми слитками.
     Золото доставили в Тернополь и поместили в хранилище Рейхбанка ( современное центральное отделение Ощадбанка).
     Его управляющий Рауль Мотке, изучив сопроводительные документы, отправил в Берлин курьера в ведомство Геринга. Однако, тот, послав телеграмму о прибытии на место, бесследно исчез. Вместо него, в Тернополь прибыл шеф-адъютант, полковник Р. Краузе, который проверил золото и составил акт. Вопреки всем законам, Краузе запретил его ставить на банковский баланс. Ему был присвоен статус военного трофея, а также установлен его владелец – Генрих Геринг. Дав указание ожидать дальнейших распоряжений из Берлина, он убыл в столицу Рейха.

      Весной 1944 года, когда Красная армия неумолимо приближалась к «воротам Европы» - Тернополю, отделение Рейхбанка было эвакуировано. Однако Мотке, так не получив никаких распоряжений относительно двух тонн злосчастных золотых слитков, с помощью коменданта гарнизона, спрятал его в подземных лабиринтах древнего города. Он так и не узнал, что неделю тому назад из Берлина за золотом вылетел спецсамолет. Но над Карпатами он был сбит советскими истребителями

     В это время, окружив Тернополь, Красная армия начала его многодневный штурм.

     По приказу Гитлера немцы стояли до конца и все были перебиты. Из несколько десятков тысяч, из окружения вырвалась только малочисленная горстка отчаянных . Судя по всему, в этом смертельно пекле всем было не до золота...

     Прошло более полувека, однако древний город не спешит открывать свои тайны о многочисленных сокровищах, спрятанных в подземных лабиринтах, и ждущих своего счастливого часа, нового явления.
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »