ПРИКАЗ
Туркестанскому фронту
гор. Ташкент № 988 30 июля 1921 года.
24 и 26 июня я производил смотр в Троицком лагере 23 пехотным
курсам имени тов. Ленина, а также осмотрел лагерь.
А. С М О Т Р.
1. Встреча.
Встретивший меня по прибытии в лагерь дежурный по лагерному
сбору помком эскадрона Ремонтно-кавалерийского дивизиона тов.
Запольский не мог доложить, где построены курсы имени Ленина,
которым я назначил смотр. Военком лагерного сбора тов. Головчен-
ко подошел ко мне с докладом в растегнутой рубахе.
На смотр выведена была не вся школа, а только две роты. Ос-
тальные команды школы были по моему приказанию выстроены пос-
ле. Батальон курсантов был построен не в резервной колонне, фрон-
том в поле, а роты были в развернутом строю фронтом к лагерю.
Равнение в ротах хорошее, ротные командиры после моего обхода
не вышли перед середину своих рот.
2. Опрос претензий.
На произведенном мною опросе претензий были заявлены жало-
бы, каковые сводятся главным образом к недовольству неподготовлен-
ностью командного состава курсов, особенно взводных командиров,
не могущих поставить на должную высоту дело обучения, недоста-
точностью занятий, а также неудовлетворительностью питания и
снабжению обовью. Разбор жалоб произвести состоящему при мне
для особых поручений тов. Наумову.
3. Строевая подготовка.
Для поверки строевой подготовки мною были вызваны: 1 взвод
1 роты для взводного ученья на месте; 1 взвод 2 (пулеметной) роты
для взводного ученья на ходу; 2 взвод 1 роты для рассыпного строя;
2 взвод 2 роты для поверки знаний стрелкового дела и 3 взвод 2 ро-
ты для поверки знаний пулеметного дела. Общий уровень знаний у
всех вызванных частей оказался ниже среднего. Исключение могу
сделать для первого взвода 1 роты, который выделяется в лучшую
сторону и главным образом благодаря знанию и сноровки командира
взвода. Более подробно недочеты выразились в следующем:
а) взводное учение - построения на месте 1 взвода 1 роты.
Заместитель командира взвода тов. Мирошин не знал число ря-
дов в своем взводе. Рассчет произведен неправильно и не сделана
поверка такового; для производства рассчета помкомвзвода и отде-
ленные командиры не были вызваны из строя, не была произведена
разбивка на звенья с назначением в них старших. Помкомвзвода не
знал своего места в развернутом строю взвода и при перестроениях
проявил полное невнимание, за что приказываю подвергнуть его дис-
циплинарному взысканию. В производстве учения отсутствовала пос-
ледовательность и сноровка, результатом чего оказались пропущен-
ными некоторые приемы и перестроения; построения в колонну с за-
хождением отделениями комвзвода совершенно не знал. Команды по-
давались им вяло, не уверенно, а потому и исполнение было сбив-
чивое и не отчетливое. В строю замечалось постоянное шевеление,
делались попытки подсказывать. Дисциплина строя слабая, что счи-
таю для курсантов совершенно недопустимым.
б) взводное учение, построения на ходу 1 взвод 2 (пулеметной) роты.
Учение показано командиром взвода полностью и достаточно
умело, в строю порядок, но внимания мало. Шаг не выработан, недо-
статочно ровен и тверд; подготовку могу считать удовлетворительной.
Взвод в руках своего командира и производит хорошее впечатление.
Тов. курсантам и командиру взвода тов. Просовову от лица службы
выражаю благодарность.
в) рассыпной строй (стрелковая цепь взвода) 2 взвод 1 роты.
Данная взводу задача, рассыпавшись в цепь, занять первую
стрелковую позицию и обстрелять обозначенного противника, выпол-
нено недостаточно умело. Командир взвода перед рассыпанием, хотя
и объяснил задачу своему взводу, но не совсем ясно и не проверил,
поняли ли его курсанты, что и обнаружилось при опросе мною
стрелков в цепи. Самое движение для занятия стрелковой позиции,
учитывая по расстоянию действительный огонь противника и довольно
открытую местность, произведено шагом, без необходимой быстроты
и скрытности, что конечно повлекло бы с места излишние потери
в людях. При подаче команды для рассыпания в цепь с движением
на позицию, таковая не была обозначена на флангах ни одиночными
стрелками, ни характерными местными предметами. Самое занятие пози-
ций показало со стороны курсантов отсутствие сноровки в применении
к местности. Нет твердого знания всех обязанностей стрелка в цепи,
что считаю коренным упущением в отрасли обучения рассыпному
строю.
г) стрелковое дело 2 взвод 2 роты.
Знание винтовки удовлетворительное. Знание теории стрельбы
довольно слабое; нет уверенности в ответах; усматриваются недоста-
точное понимание. При обучении со стороны комсостава необходимы
систематизация и сноровка. Выказано неумение точно устанавливать
прицел, в особенности на рамке, выразившееся в 30-35% числа
курсантов во взводе, что совершенно недопустимо. Командир взвода
не знает способа стрельбы лежа из развернутого строя и не умеет
подать установленных команд; стрелки же 2 шеренги при подаче ко-
манды для стрельбы лежа - не заступают в интервал 1 шеренги, а
по прекращении стрельбы, не становятся на свои места.
Ярко сказалось незнание устава, как со стороны комвзвода, так
и курсантов.
д) пулеметное дело 3 взвод 2 роты.
Знание пулемета удовлетворительное. Строевой пулеметной под-
готовки нет. Номера не знают своих мест и приемов для заряжания.
Полное незнание командиром взвода тов. Щепановым способов при-
стрелки и команд для открытия огня. Требую немедленного ознако-
мления всего комсостава и всех курсантов с уставом ротных пулеме-
тов, а также твердого знания как материальной части, так и строе-
вой пулеметной подготовки.
Б. С Б О Р П О Т Р Е В О Г Е.
1. Сбор по тревоге.
26 июня школа была вызвана мною по тревоге. Приказание о
тревоге отдано в 5 час. 50 мин. По тревоге только через полчаса
вышли 1 и 2 роты и пулеметная команда 3 взводного состава. На-
чальник школы тов. Миних отсутствовал, находясь в городе, и его
заместителю о вызове школы по тревоге доложено не было. Спустя
две минуты за ротами прибыл начальник лагерного сбора и еще
через 6 минут прибыли 3 двуколки под пулеметы и 6 верховых ло-
шадей для комсостава, обязанного быть по тревоге верхом; при вы-
страивании в ротах происходил шум, курсанты оправлялись у стены
бараков; тут же производился расчет рот, чего не было сделано
заблаговременно. Знамя вынесено 1 ротой с почестями, что при тре-
воге не должно делаться. Роты выстроились в развернутом строю,
а не во взводной колонне, причем предварительно произошла пута-
ница и 1 рота заняла место 2; затем началось перемещение, что
производило сумятицу и нарушило порядок строя. В общем сбор по
тревоге производился медленно, без должного порядка и извещения
всех начальствующих лиц. Вызов по тревоге не налажен. 3 взвод-
ная пулкоманда вышла без вьюков и двуколок. У комсостава не бы-
ло оружия.
Поверка снабжения курсантов.
Комбат не имел представления о вещевом и продовольственном
снабжении выведенной по тревоге части и сделал совершенно невер-
ный доклад. Патроны у курсантов 2 роты распределены неправильно,
так у 12 человек было по 130, вместо 90, что об'яснилось полным
произволом - курсанты брали патроны из открытых коробок. У 10
человек не было шанцевого инструмента и фляг. Командир 2 взвода
тов. Щипанов имел патронташ надетым через правое плечо, а все
курсанты его взвода через левое. Вещевых мешков не было у 8 че-
ловек и у одного курсанта не было шинели со времен пропажи ко-
торой прошла уже неделя. На 12 курсантах не было обмоток, хотя
об этом мною было сделано указание еще при первом осмотре кур-
сантов 24 сего июня.
В пулеметной команде не было на людях 18 патронташей, 9 пар
обмоток и недоставало 15 штук шанцевого инструмента. В 1 взводе
пулкоманды - первые и вторые номера стояли неправильно, 4 совсем
не было, а 3 находился не с начальником пулемета. Пулеметы неб-
режно свалены на двуколку, не закреплены и к перевозке не прис-
пособлены. Во 2 взводе номера 3, 5, 6 не знали своих мест, 4 не
было. В 3 взводе укладка пулеметов в двуколки также крайне неб-
режна.
Поверка личного состава.
В 1 роте по данной строевой записке значилось в отпуску 15
человек, тогда как срок отпуска таковым кончился уже 22 мая и
следовательно они, как дезертиры, должны быть исключены из спис-
ков курсов.
В роте не было разведчиков.
Поверка обоза.
В обозе своевременно не озаботились приготовлением кипятку;
по тревоге вышел только один лекпом; отсутствовали также оружей-
ный каптенармус. Выеденные 6 верховых лошадей плохо заседланы
и со сбитыми спинами.
В. ПРОХОЖДЕНИЯ СТРОЯ КУРСАНТОВ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫМ МАРШЕМ
Ад'ютант запоздал с вызовом линейных. Роты начали прохожде-
ние не по линейным, отходя от них, и без дистанции, которая не
была указана командой, только после двукратного отставления и це-
лого ряда указаний наладился некоторый порядок. В строю недопу-
стимый разговор, отсутствовало равнение, шли не в ногу; одни маха-
ли руками, другие держали руки опущенными; на приветствие отве-
чали не дружно и не поворачивали головы в сторону старшего на-
чальника; винтовки держали неправильно. Лучше других прошел 1
взвод 2 роты. Пулкоманда прошла совсем плохо. По сборе началь-
ников на мои замечания командир 2 роты доложил, что по его умо-
заключению причина всех недочетов страх перед командующим фрон-
том. Более несознательной причины трудно было придумать. Соз-
нательный воин - революционер, должен быть далек от вского стра-
ха и трепета не только перед своим старшим товарищем - начальни-
ком, а даже в самой тяжелой боевой обстановке - перед лицом смерти.
Г. О С М О Т Р П О М Е Щ Е Н И Й.
2 рота.
Нет пирамид; одежда и снаряжение разбросаны по всему поме-
щению, под подушками также валяются вещи. Нет бака для пить-
евой воды. Самое помещение совершенно с голыми стенами произво-
дит унылое впечатление и мало похоже на жилище красного воина.
Нет заботы у старших товарищей заполнить эту пустоту агитацион-
ными плакатами, рисунками и таблицами по военному делу и вообще
обставить курсантов всем тем, что хотя в малой доле могло дать ду-
ховную пищу для живущих, поднять их сознательность и уровень
знаний военного дела.
1 рота.
Помещения в большом порядке и чистоте, хотя тоже неуютно.
Кухня.
Дежурный подошел с докладом слишком подробным неуставным.
Нет раскладки; зонты над плитами и самые плиты покрыты толстым
слоем пыли. Повара не острижены и в фуражках вместо колпаков.
Дежурный не имеет достаточного наблюдения за мясом, которое без
него выносится из помещения для промывки. При кухне имеется
цейхгауз, который содержится в грязном виде, везде паутина, мешки
разбросаны по земляному полу в полном беспорядке; тут же спит и
каптенармус. Мясо содержится в запасе на 2 дня и в тепле должно
портиться, а потому запас надлежит держать только однодневный.
Поваров остричь и выдать им на время работы колпаки; помещение,
как самую кухню, так и цейхгауз при ней привести немедленно в
надлежащий вид; дежурных чаще поверять в знании ими своих обя-
занностей и иметь большую заботу и наблюдение как за качеством,
так и целостью продуктов.
Строевая канцелярия.
Нет дежурного и, как оказалось, таковой совсем не назначается.
Проэкты приказов без подписи. Книга входящих бумаг заведена толь-
ко с 25 сего июня, а исходящих с 22. Ад'ютанту тотчас же устра-
нить указанные упущения.
При обходе помещений комендант курсов комвзвода тов. Лав-
рентьев позволил себе курить при мне без разрешения и с папиро-
сою в руках давал мне ответы. Не говоря уже о прямом наруше-
нии дисциплины, имевшем в данном случае место, подобный посту-
пок ярко характеризует полную несознательность тов. Лаврентьева
и незнание им простых правил вежливости.
Политическая часть.
Комиссар школы тов. Гайля назначен с 19 июня, его помощник
тов. Ракитников. Нет политруков. Ком'ячейка насчитывает 98
членов и 12 кандидатов РКП. Общий уровень политической созна-
тельности курсантов удовлетворителен. В расписание занятий не
введен час политграмоты, вследствие чего регулярных занятий полит-
грамоты нет, неграмотных (нестроевых) 45 и малограмотных 175.
Имеются 2 школы и 2 ступени, но не в лагерях, а в Ташкенте,
где обучаются только служащие, невышедшие в лагери. В лагерях нет
клуба и читальни; газеты получаются с большим опозданием и в
ничтожном количестве, нет никакой руководящей политической ли-
тературы, как-то: брошюры тов. Ленина о продналоге и др.
Политической и культурно-просветительской работы по опреде-
ленной системе, плану, не ведется. Приказываю начальнику и комис-
сару Тувуза принять все меры по отводу помещения под клуб для
курсов.
Руководство политической и культурно-просветительской рабо-
той на курсах является обязанностью политотдела Тувуза, который
видимо, бездействует, так как на курсах нет никакой плановой по-
лит. и просветработы, нет никаких руководящих указаний.
Комиссар Тувуза обязан помнить самую основную главнейшую
задачу политических работников и всей партии РКП в армии в нас-
тоящий переходный момент это - "сохранять политическую уравно-
вешенность и боеспособность вооруженных сил и дальнейший прог-
ресс этих двух качеств нашей армии".
Х С'езд РКП Постановил: "обратить исключительное
внимание на необходимость всемерного улучшения постановки воен-
но-учебного дела во всех отношениях", а комиссар и политотдел
Тувуза забыли это, доводя своим бездействием политическое состоя-
ние курсов до полного развала.
Д. О Б Щ И Й В Ы В О Д.
Из произведенного мною инспекторского осмотра и вызова по
тревоге заключаю:
1) Строевая подготовка курсов слаба. Сомкнутый строй взводно-
го ученья усвоен недостаточно. Рассыпной строй взвода совершенно
не усвоен. Подготовка одиночного бойца в цепи очень слаба.
2) Стрелковая подготовка недостаточная.
3) Пулеметное дело знают плохо.
4) Внутренний порядок на курсах не налажен.
Внутренняя служба несется неудовлетворительно.
5) Дисциплина слаба, особенно в строю.
6) Снабжение вещевым довольствием недостаточное, продоволь-
ствием не совсем удовлетворительное.
7) Состояние обоза не вполне удовлетворительное, а лошадей
самое скверное.
8 ) Политическая подготовка недостаточно интенсивная. Куль-
турно-просветительная работа слабая.
9) Подготовка командного состава очень слабая. В большинстве
комвзводы не соответствуют своему назначению.
Такое неудовлетворительное состояние курсов отношу к недоста-
точно умелому руководству начальника курсов тов. Миниха и ко-
миссара тов. Гайля, к недостаточной настойчивости их и требова-
тельности как от командного состава, так и от курсантов, за что
об'являю им выговор.
Недостаточно внимания проявлено и начтувуза тов. Климовичем
и комиссаром Тувуза тов. Андреевым.
Так дело на курсах дальше продолжаться не может.
Приказываю в самый кратчайший срок привести курсы в поря-
док, снабдить курсантов всем необходимым согласно утвержденной
мною табели вещевого снабжения, наладить их довольствие, поста-
вить на должную высоту обучение и установить должную дисципли-
ну и внутренний порядок. Всем начальникам, начиная от начтувуза,
проявить самую настойчивую требовательность к своим подчиненным,
всех несоответствующих своему назначению сместить и добиться то-
го, чтобы курсы Ленина были поставлены образцово и дали бы крас-
ной армии действительно подготовленных, дисциплинированных и соз-
нательных красных командиров.
Начтувуза наблюсти за исполнением моих требований и ежеме-
сячно представлять мне отчеты о состоянии всех подведомственных
ему курсов и школ с указанием принятых мер по улучшению внут-
реннего быта и дела подготовки.
Е. О С М О Т Р Л А Г Е Р Я.
Состояние лагеря.
Начальник лагерного сбора нач. Мусульманских курсов тов.
Алышев. Лагерь еще не устроен окончательно. Всюду еще много
грязи, нечистот, свободные бараки загажены, рвы и канавы не зако-
паны, арыки не расчищены, выгребные ямы местами переполнены.
Лагерная служба только налаживается. Положение о лагерной
службе еще не разработано, порядок общей тревоги не выработан.
Приказываю в кратчайший срок привести лагерь в порядок и
установить строгий лагерный порядок, представив на утверждение
положение о лагерном сборе.
Караул у лагерных пороховых погребов.
Караул 3 разряда, сборный. - Караульный начальник от 1 эскад-
рона, а все часовые от 2 эскадрона ремонтно-кавалерийского дивизи-
она. Разводящий совсем не назначен. Само караульное помещение
представляет буквально заброшенный сарай, загрязненный навозом,
без лавок и всякого намека на какой либо инвентарь; все помеще-
ние внутри испещрено угольными надписями и самыми площадными
выражениями, что, вероятно, служит излюбленным занятием состава
караула. Плана и табели постов нет. Караульный начальник не име-
ет ни малейшего представления, как о своих обязанностях, так и
об обязанностях всех лиц своего караула, имеет растерзанный вид,
стоит подперев руки в бока и довольно добродушно улыбается; ча-
совые своих обязанностей совершенно не знают. Как выяснено,
перед отправлением в караул ни в эскадроне, ни на разводе, никто,
кому это следует, не позаботился произвести поверку знаний соста-
ва караула. Подобное несение караульной службы недопустимо. За
указанное безобразие в карауле кавдивизиона и начальнику лагер-
ного сбора об'являю выговор; коменданта лагерного сбора тов. Данчен-
ко арестовать на 30 суток; дежурного по караулам, он же командир
2 эскадрона, и его помощника, а также командира 1 эскадрона аре-
стовать на 5 суток каждого. На красноармейцев взыскание не накла-
дываю, пока не буду убежден, что все должное и возможное со сто-
роны их прямых начальников сделано, чего в данном случае совер-
шенно нет.
Караул у лагерной гауптвахты.
Состав караула от той же части. Караульное помещение содер-
жится чисто; табели плана постов, а также описи имущества нет.
Караул выстроился в одну шеренгу - неправильно. В книге аресто-
ванных ничего нельзя разобрать, - полный хаос. Часовые и вывод-
ные не знают своих обязанностей и в частности, когда могут упо-
требить в дело оружие. Вследствие непорядка в карауле и отсут-
ствия знаний обязанности в это же дежурство сбежал с гауптвахты
арестованный, которого хотя и сопровождал выводной с заряжен-
ной винтовкой, но испугался и по его словам не решился стрелять.
Перед отправлением в караул состав его никем в знаниях не пове-
рялся. Начальнику лагерного сбора произвести дознание и предать
всех виновных суду Ревтрибунала.
Лагерная хлебопекарня.
Столы, окна и дежа для закваски покрыта грязью. Работают
всего две печи; выпечка хлеба недостаточна. Есть еще 2 хлебопе-
карни, каждая с двумя печами, но до настоящего времени они не
работали. Надлежит открыть для работ одну из этих хлебопекарен,
для чего начальнику лагерного сбора затребовать необходимое число
хлебопеков.
Помещение для жилья хлебопеков.
Грязь во всем помещении, везде паутина; одежда свалена в кучи;
нет фартуков и белья для хлебопеков. Медицинского осмотра не
производилось в течение последних 11/2 месяцев. Старший тов. Ли-
паркин не имеет никакого представления о порядке и дисциплине.
На пекарне работают 5 красноармейцев - китайцев, подлежащих по
возрасту увольнению в бессрочный отпуск, на что они и заявили
жалобу. Приказываю выяснить и поступить по закону. За указан-
ные упущения начальнику лагерного сбора наложить на виновных
дисциплинарные взыскания.
Троицкое отделение Ташкентского продмагазина.
Имеющиеся в продмаге продукты недостаточны и не совсем удов-
летворительного качества.
Урюк горьковат; запас муки только на 11/2 дня, пшена на 2 дня
и риса на 5 дней. Приказываю довести и содержать запас продуктов
на 7 дней. Мясо выдается иногда на два дня, но т.к. в частях его
негде хранить, то оно портится, почему приказываю выдавать еже-
дневно.
Подлинный подписали:
Командующий фронтом
Генерального Штаба Лазаревич
Член Певвоенсовета Туркфронта В. Шарапов
Врид. Начальника штаба Генштаба Горчаков.