Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Провал плана "Кантокуэн".  (Прочитано 502 раз)

Лана

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 455
Провал плана "Кантокуэн".
« : 12 Июля 2022, 17:14:54 »
"Известия" №245 2 сентября 19.. г.


Если что, открывайте ссылку, сохраняйте скан на компьютере и читайте.
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Провал плана "Кантокуэн".
« Reply #1 : 16 Июля 2022, 08:52:56 »

Если что...

Провал плана "Кантокуэн"
Второму Дальневосточному фронту приказано: нанести удар на сунгарийском направлении и наступать на Харбин. Одновременно фронт проводил Сахалинскую и Курильскую операции. Попытки сорвать наступление провалились. Самураи сложили оружие.

 
  Неделю назад ярким солнечным утром приехали мы к человеку, который имел самое непосредственное отношение к разгрому милитаристской Японии. Герой Советского Союза, генерал армии Семен Павлович Иванов был заместителем начальника Генерального штаба, возглавлял Академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова. А тогда, летом сорок пятого, Ставка назначила его начальником штаба Главного командования советскими войсками на Дальнем Востоке…
  - Уроки КВЖД, Хасана и Халхин-Гола, - улыбнулся генерал, - научили многому… И хотя существовал пакт о нейтралитете, угроза нападения Японии была вполне вероятной. Даже в самые трудные дни войны мы вынуждены были держать на границе до 59 дивизий. Если бы не Япония, победы пришла бы раньше…
  Решительным движением генерал развернул старую генштабовскую карту, аккуратно расстелил ее на столе, и мы увидели крупные синие стрелки, направленные к центру Маньчжурии.
  - Так вот, - продолжал Семен Павлович, - главным противником была тогда миллионная Квантунская армия. Здесь, в Маньчжурии, было сосредоточено 1.155 танков, 5.360 орудий, 1800 самолетов. К тому же японцы располагали бактериологическим оружием. США как огня боялись Квантунской армии…
  Уточним. Еще осенью сорок первого советскому командованию стало известно, что все планы генерального штаба Японии разрабатываются для наступления на СССР. И план «Оцу», и новый, - «Кантокуэн» - это была война. На тайном совещании было решено начать боевые действия… 29 августа. Войска Восточного и Северного фронтов собирались двинуться на Ворошилов, Владивосток, Благовещенск, Иман, Куйбышевку, а также на Хабаровск и Биробиджан. План «Кантокуэн» предусматривал и высадку десанта на Камчатке, Северном Сахалине и блокаду Владивостока. Западный фронт получил приказ захватить нашу территорию до Байкала…
  - В конце мая сорок пятого, - припомнил генерал, - позвонил генерал Антонов и сообщил, что Генштаб собирается направить меня на Дальний Восток. В тот же день я узнал, что создано Главное командование на Дальнем Востоке, которое возглавил маршал Василевский…
  Чем ближе была победа над Германией, тем больше людей сознавало, что окончание войны зависит теперь от того, как скоро будет разгромлена Япония.
  Вернувшись после Ялтинской конференции в Москву, Верховный Главнокомандующий приказал Генштабу готовить наступление. И потянулись на Дальний Восток эшелоны. Впрочем, переброску горючего, боеприпасов и техники мы начали еще в декабре сорок четвертого года. К началу операции сюда было стянуто 1.500 тысяч человек, 26 тысяч орудий и минометов, 5.300 танков и самоходно-артиллерийских установок и 5.200 самолетов. Могучая сила была готова к удару. План Генерального штаба заключался в одновременном нанесении со стороны Забайкалья, Приморья и Приамурья главного и ряда вспомогательных ударов по сходящимся к центру Северо-Восточного Китая направлениям с целью рассечения и разгрома Квантунской армии.
  Ночь на 9 августа выдалась непроглядной. Но если над Хинганом раскинулось темное знойное небо, то над Сунгарийской долиной лил дождь. Десятки тысяч солдат и офицеров напряженно вглядывались во мглу. В полночь маршал А. Василевский приказал начинать.
  Первыми через десять минут перешли границу воины Забайкальского  фронта. В час ночи на территорию противника вступили части Первого и Второго Дальневосточного фронтов. В воздух поднялись армады бомбардировщиков, океанские глубины вспарывали подводные лодки Тихоокеанского флота. Так началась одна из крупнейших операций второй мировой  войны…
  Особая роль отводилась в этой кампании войскам Второго Дальневосточного фронта. Имея в своем составе три общевойсковые армии и отдельный стрелковый корпус, фронт занимал полосу шириной более двух тысяч километров. Командующий генерал армии М. Пуркаев принял решение начать наступление с форсирования Амура и Уссури. Главный удар наносился из Ленинское на Харбин. Эту задачу возложили на 15-ю армию генерала С. Мамонова. Одновременно вспомогательный удар предстояло осуществить стрелковому корпусу генерала И. Пашкова. Вспомогательный готовила и Вторая Краснознаменная армия, которой командовал М. Терехин. Но незадолго до наступления пришел приказ – обеспечить готовность этой армии к наступлении в Маньчжурии…
  Войска фронта вели боевые действия на сунгарийском и жаохэйском направлениях. Из-за проливных дождей Амур и Уссури вышли из берегов. Главную роль в обеспечении форсирования рек сыграли корабли Амурской флотилии.
  Передовой отряд  15-й армии 11 августа ворвался в город Фугдин. В числе тех, кто штурмовал Фугдинский укрепрайон, был и рядовой И. Бесхлебный. Мы познакомились с Игнатом Ивановичем летом этого года. Уже не молодой, но еще  крепкий, с волнением вспоминал он далекий август.
  - Бои за Фугдин были тяжкими, - вздохнул Игнат Иванович, - японцы дрались  за каждый квартал, каждую улицу, каждый дом…
  Игнат Иванович – человек скромный и о себе не сказал ни слова. А между тем грудь его украшал орден Славы третьей степени… Многое пришлось испытать солдату. Впрочем, тогда трудно было всем. Вот уже третьи сутки не смыкал глаз и командующий…
  Пуркаев получил назначение командующим Дальневосточным фронтом еще в апреле 1943 года. Максим Алексеевич принадлежал к той самой плеяде военачальников, которые пришли в РККА после победы Октября. Прапорщик царской армии, он добровольно вступил в ряды 24-й Самарской дивизии. За боевые заслуги был награжден орденом Красного Знамени. Накануне войны работал военным атташе… в Германии. И немцев и японцев знал хорошо.
  А между тем войска фронта приблизились к центру Маньчжурии. Вторая Краснознаменная армия завершила разгром врага в районе Суньу, войска 15-й армии продвигались на Цзямусы. Первым ворвался в город взвод танков лейтенанта Н. Романова. Командирская машина подорвалась на мине. И тогда самураи решили захватить экипаж. В течении шести часов отбивали танкисты атаки. Они вышли из поединка победителями. Японские войска отходили на Харбин…
  Ставка приняла решение начать и боевые действия по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов. Эта задача была возложена на 16-ю армию, Камчатский оборонительный район силы Флота. 11 августа в 9 часов 35 минут начала наступление 16-я армия под командованием генерала Л. Черемисова и Северная Тихоокеанская флотилия, которой командовал вице-адмирал  В. Андреев. Первой ударила по врагу авиация.
  Мужественно дрались воины 56-го стрелкового корпуса, которым командовал генерал А. Дьяконов. Путь им преграждал Харамитогский укрепленный район, перекрывавший единственную дорогу в долине реки Поронай. На западе укрепрайон примыкал к горному хребту, а на востоке – к непроходимым болотам. И все-таки японцы сложили оружие.
  Одновременно в порт Торо высадились моряки. Они наступали в Восточном и Юго-Восточном направлении. Среди тех, кто оказался в самом пекле, был старшина первой статьи А. Кашин.
  - С волнением выполняли задачу, - рассказал Алексей Алексеевич, - ведь каждый метр этой земли, каждый ее камень омыт русской кровью…
  В боях за Южный Сахалин старшина первой статьи  Кашин был награжден орден Славы второй степени и медалью Ушакова. Боевые действия были здесь завершены 25 августа. Теперь предстояло освободить Курильскую гряду.
  Самым укрепленным был остров Шумшу. Его обороняли 23 тысячи солдат и офицеров. Войска Камчатского оборонительного района значительно уступали противнику по силам… К исходу 23 августа на Шумшу было пленено свыше 12 тысяч японских солдат и офицеров. А вслед за ними сложили оружие и другие гарнизоны островов Большой Курильской гряды.
  Авторам этих строк в разные годы довелось беседовать с бывшими японскими солдатами и офицерами. Многие трезво оценивают теперь события августа сорок пятого. Мы познакомились с бывшим ефрейтором Квантунской армии Тадзимой Такедзи. Ему 72 года. Память прекрасная.
  - Что представляла собой Квантунская армия? – переспросил Такедзи. – Попробую пояснить. Главная мысль, которую вдалбливали нам, заключалась в следующем: в Азии хозяин – Страна восходящего солнца. Остальные – гости. В казарме висел плакат: «Смерть на фронте – наша прямая обязанность!». Ну, а что касается Советского Союза, каждый был убежден в том, что это враг номер один. Война оправдывалась «великой исторической миссией» - освободить народы Азии от «белого империализма»…
  Много лет назад Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский рассказал одному из авторов этих строк:
  - Для вступления в войну с Японией у нашей страны были свои интересы. Императорские генералы давно планировали захват Советского Дальнего Востока. Япония замышляла удар исподтишка – жестокий и вероломный, такой, чтобы никогда больше не смогли мы поднять головы. И вот настал час сокрушить агрессора. Это был удар возмездия…
  В эти погожие дни мы совершили поездку по местам боевых действий войск Второго Дальневосточного фронта. Мир и покой царит на древней земле. Широко разлился Амур, вспыхнули по бесчисленным сопкам фиолетовые костры иван-чая. Но шрамы боев остались…
  В густых зарослях лопухов-великанов мы находили порыжевшие скелеты японских танков и бронемашин, выщербленные стволы японских карабинов «Арисака», покрытые толстым слоем окиси гильзы 240-миллиметровых тяжелых гаубиц, которыми самураи пытались остановить наших воинов. И по сей день стоят на острове Итуруп сдвинутые набекрень колпаки старых дотов, к амбразурам которых цепями были прикованы «камикадзе».
  Но мы увидели не только поросшие полынью траншеи. На Итурупе находилась тюрьма, где самураи держали пленных американских и китайских солдат. А на скалистом берегу, обрывающемся в океан, нам показали вход в подземную галерею, уходящую вглубь. Здесь, в «госпитале», японские «ученые» испытывали бактериологическое оружие…
  Но ни жестокий фанатизм, ни изощренное коварство не помогли самураям. Войска Забайкальского, Первого и  Второго Дальневосточного фронтов разгромили группировку врага. Крах Квантунской армии предопределил капитуляцию Японии. В канун 40-летия Великой Победы в Хабаровске, на высоком берегу Амура, был открыт мемориал памяти советских воинов, павших в боях за Родину. На высоченной стене – тысячи фамилий солдат-дальневосточников… Об их подвиге верно сказано в этих строках:
                                                   Разя врага,
                                                   Стремительно и точно,
                                                   Над океанской бирюзой
                                                   Сверкнул удар
                                                   Фронтов Дальневосточных
                                                   Короткой очистительной грозой…
В. ЛУКАШИН,
Б. РЕЗНИК,
спец. корр. «Известий»
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »