VIII-Спецслужбы - досье > 401-Пограничники

Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.

(1/2) > >>

Александр Слободянюк:
Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.

Государственная граница на российских дальневосточных рубежах составляет практически третью часть от общей протяженности государственной границы страны - 19734 км и включала в себя охраняемые пограничными войсками участки протяженностью 4083 км с Маньчжурией, 24 км – с Кореей, 132 км (по другим данным 131 км по прямой линии 50 параллели северной широты или приблизительно 33 японских ри (японская мера длины, равна 3927 м.)  – с Японией и 15 495 км – на море.  К началу 1941 г. государственную границу на сухопутном, морском, озерном и речном  участках Краснознаменных пограничных войск Хабаровского округа охраняли 9 пограничных отрядов, из них 7 (78 Кумарский, 75 Иннокентьевский, 56 Благовещенский, 76 Екатерино-Никольский, 63 Биробиджанский, 70 Казакевический и 77-й Бикинский) – на реках Амур и Уссури, один сухопутный 132 км (к северу от 50 параллели) и морской – на острове Сахалин 52-й ордена Ленина и Знака Почетный Чекист морской пограничный отряд (управление г. Александровск-Сахалинский), силами 65-го морского пограничного отряда (управление в г. Николаевск-на-Амуре) – морской участок. Охрана границы на морских участках осуществлялась в основном службой наблюдения на морских береговых постах в дневное время, а также дозорами вдоль береговой полосы и другими пограничными нарядами, которые могли обеспечить охрану только незначительной по протяженности их части. Основная нагрузка по обеспечению неприкосновенности морских рубежей решалась применим пограничных судов (катеров) и авиации. Приказом Командующего Амурской Краснознаменной флотилии от 03.07.1943 г. №00207 было введено наставление по взаимодействию кораблей и частей АКФ, 70 ПО и ДВФронта, прикрывающих г. Хабаровск от прорыва кораблей Сунгарийской Речной флотилии. 
Приказом АКФ от 06.07.1943 г.  временная инструкция о взаимоотношении и взаимодействии АКФ и Краснознаменных погранвойск НКВД Хабаровского округа (приказ АКФ №0095 от 30.04.40 г., была отменена. Командирам отдельных частей и соединений АКФ при взаимоотношениях и взаимодействии с Краснознаменными пограничными войсками Хабаровского округа и Дальневосточного фронта, расположенных в пограничной полосе, руководствоваться «Инструкцией по охране государственной границы Союза ССР на реках Амур, Уссури и Аргунь» - 1940 г. и «Инструкцией о взаимоотношениях и взаимодействии пограничных войск НКВД Хабаровского округа с частями 2 и 15 армий – 1940 г.» 
Операционная зона АКФ охватывала реки: Амур - от истока (село Покровка) до села Ново-Троицкое (в низовьях) - 2712 км; Уссури - от Лесозаводска до устья - 480 км; Сунгача - от истока до устья - 250 км и озеро Ханка; Шилка - от Сретенска до Покровки - 400 км; Зея - от Суражевки до Благовещенска - 190 км; Бурея - от Малиновки до устья - 77 км. Общая протяженность операционной зоны флотилии составляла - 4119 км. АКФ насчитывала 12,5 тыс. чел. личного состава, 126 кораблей, около 200 орудий и минометов и 68 самолетов.
 В составе пограничных войск Приморского округа имелось 7 погранотрядов (57 Иманский, 58 Гродековский, 59 Посьетский, 69 Ханкайский,  60 ордена Ленина Камчатский морской, 61 Нагаевский и 62-й Владивостокский, охранявших участки государственной границы по р. Уссури, оз. Ханка,  ст. Гродеково, у оз. Хасан, прибрежные воды Японского и Охотского морей, а также на Камчатке, омываемой с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Краснознаменным пограничным войскам Хабаровского округа - зам. начальника пограничных войск по морской части он же начальник Морского отдела Приморского округа капитан 1 ранга Крамеров Михаил Алексеевич, ставились задачи охранять водный участок границы по рекам Амур и Уссури (протяженность участка госграницы в бассейне рр. Амур,  Уссури,  Сунгача  - 2519 км в том числе: в Приморском крае  - 424 км по р. Уссури и р. Сунгача, Хабаровский край - 261 км, Еврейской автономной области - 581 км, Амурская область - 1194 км и Читинской области и Восточно-Сибирского края - 59 км), озерный участок на Ханка в Приморском крае - 70 км, а также на материковой части побережья Японского (от Нельмы до Николаевска на Амуре), Охотского морей (от Николаевка на Амуре Сахалинский залив до включая Ульбей) и побережья северной части острова Сахалин выше 50 параллели. В состав морпогранохраны входили 6 дивизионов и 3 группы катеров, общим числом 102 рейдовых катера, которые на период навигации передавались в подчинение пограничных отрядов и комендатур. Всего в боевых действиях принимало участие 205 пограничных судов.  Они осуществляли переброску пограничных нарядов по воде на острова, вели наблюдение за действиями маньчжурских катеров на реках и осуществляли перехват незаконно перемещающихся грузов. Основными недостатками деятельности катеров являлись большая нагрузка на плавсостав (в среднем по 12 часов в сутки), сказывалось слабое взаимодействие с береговыми пограничными подразделениями. Неустойчивая связь не позволяла наладить взаимодействие и корректировку задач, обмен информацией носила характер доклада о текущем местоположении. 
21 июля 1945 года все части Хабаровского погранокруга перешли на усиленный вариант несения службы, были активизированы разведка и наблюдение за сопредельной стороной, оборудованы пункты посадки войск и разведаны места высадки.
Перед личным  составом морских частей и подразделений КПВ Хабаровского округа стояли следующие задачи: обеспечить переправу основных войск Красной Армии через многоводные реки Амур и Уссури; оказать помощь АКФ в организации разведки, патрулирования, выставлять дозоры и выявлять вражеские суда. Пограничники также выступали в качестве проводников для катеров флотилии по сложным участкам рек. Для такого взаимодействия пограничные подразделения переходили в подчинение командующего АКФ. 
В пограничных войсках Приморского округа - зам. начальника пограничных войск по морской части он же начальник Морского отдела Приморского округа капитан 1 ранга Дианов Александр Иванович. В составе морпогранчастей округа 12 дивизионов морских судов и катеров, три группы речных катеров, имевших в своем составе пограничных сторожевых кораблей -3, катеров типа «МО» IV класса - 38, бронекатеров – 30 и других – 47. При организации службы на морской границе части руководствовались приказом НКВД СССР № 097-41 г. и инструкцией по охране морских границ. Пограничные корабли на весенне-летний период 1945 года вступали в строй в период с 21 апреля по 23 июля, такой длительный промежуток времени вступления в строй объясняется различными метеорологическими условиями на участках дислокации дивизионов. На участке 59 ПО охрана границы со стороны моря стала осуществляться катерами с 23 апреля, 62 МПО с 27 апреля, 60 МПО с 12 мая и на участке 61 МПО с 27 июня. СКР «Киров» вступил в строй 15 мая, СКР «Дзержинский» 21 мая. В соответствии с приказом войскам округа на летний период дивизионы катеров службу несут в районах:
ДПК -59 ПО                     р. Тюмень-Ула   — о. Отенина.
2 ДПК – 60 МПО                     м. Лопатка   — м. Кроновский.
3 ДПК -60 МПО                     р. Тигиль   — м. Лопатка.
ДПК -   61 МПО                     м. Дуга   — м. Прецкий.
2 ДПК -62 МПО                    о. Отенина   — м. Елагина.
5 ДПК -62 МПО                     м. Елагина   — б. Юзгоу.
4 ДПК -62 МПО                    б. Юзгоу   — м. Красный.
1 ДПК -62 МПО                    м. Красный   — м. Грозный.
3 ДПК -62 МПО                    р. Единка   — м. Кой

продолжение следует.

Александр Слободянюк:
          СКР «Киров» и «Дзержинский» — на всем участке 60 МПО.
Каждый дивизионный морской (речной, озерный) район несения службы разбит на линии дозоров, которые по участкам отряда распределяются следующим образом: на участке 59 пограничного отряда (ПО) — 4 линии, 62 морского пограничного отряда (МПО) — 16, 61 МПО — 5, и 60 МПО — 9 линий.
Всего участок морской (речной, озерный) границы округа разбит на 34 линии дозора, на которых катера постоянно несли службу. Как например: на участке 59 ПО охрана границы в обычных условиях осуществлялась на линиях дозора № I устья р. Тюмень-Ула — о. Фуругельма одним пограничным катером (ПК), № 2 о. Фуругельма — о. Большой] Пелис одним ПК. При усиленной охране служба будет осуществляться на линиях дозора № 1 устья р. Тюмень-Ула — о. Фуругельма одним ПК, № 2 о. Фуругельма- мыс Гамова одним ПК, № 3 м. Гамова — о. Большой Пелис одним ПК. В зависимости от оперативной обстановки начальнику отряда разрешалось по своему усмотрению усилить охрану границы на любом участке, путем дополнительной высылки катеров на любую линию дозора. Все дивизионы катеров, кроме дивизионов пограничных катеров (ДПК) 59 ПО, 61 МПО и 2 ДПК 62 МПО, которыми распоряжались начальники погранотрядов, были приданы комендантам участков, последние, принимая решение на охрану границы, ставили задачу командиру дивизиона пограничных катеров (ДПК) в письменной форме.
В зоне ответственности пограничных войск Забайкальского округа, начальник морского отделения управления пограничных войск капитан 3-го ранга Скопинич Иван Петрович, государственная граница охранялась 53-м Даурским пограничным отрядом на речном участке по р. Аргунь  протяженностью 301 км (всего участок госграницы в ответственности отряда – 389 км) и 54-й пограничный отряд на р. Аргунь – 84 км. Государственную границу на речном участке на реках Шилке  и Амуре нес 74-й пограничный отряд, общая протяженность участка пограничного отряда 311 км. 55-й пограничный отряд – на реках Аргунь и Амур.

Боевой состав морпогранчастей и их участие в боевых операциях:

Дивизион судов 52-го морского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Александровск на Сахалине). Командир дивизиона  капитан-лейтенант Зайченко Виталий Павлович. Дивизион состоял из восьми боевых катеров: 6 типа «МО-II» (ПК-61, ПК-62, ПК-63, ПК-64, ПК-65, ПК-66), 2 типа «КМ» и 12 вспомогательных (из них - 5 типа «КА-ЗиС-5», 2 типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно). Командиры катеров – «ПК-61» старший лейтенант Сажнев Евгений Андреевич, «ПК-62» старший лейтенант Скобелев Федор Федорович, «ПК-63» старший лейтенант Криворучко Николай Клементьевич, «ПК-64» капитан-лейтенант Рожков Сергей Николаевич, «ПК-65» - лейтенант Авитесян, «ПК-66» старший лейтенант Родин Степан Васильевич.
Пограничный катер «ПК-61» на борту которого находился командир дивизиона капитан-лейтенант Зайченко В.П., возглавивший операцию и пограничные катера дивизиона «ПК-62» и «ПК-64» (флагманский катер дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Рожкова С.Н.) с 12.08.45 г участвовали в боях за пос. Амбецу (ныне Возвращение) до Эсутору (ныне Углегорск) на Сахалине, где артиллерийским и пулеметным огнем подавили огневую точку противника и способствовали быстрому продвижению подразделений Красной Армии. Старший лейтенант Сажнев Е.А. лично три раза высаживал десант на берег, ходил в разведку и способствовал успешному выполнению поставленной задачи. Катер «ПК-61» провел успешную операцию по ликвидации японского катера. С 19 по 28 августа 1945 г. отлично выполнял поставленные боевые задачи по обеспечению высадки десанта с дрифтеров и кунгасов. Аварий и потерь не имел. Старший лейтенант Скобелев Ф.Ф. лично высаживал десант и успешно провел разведку побережья, а полученные данные позволили разминировать фугасы и безопасно высадить десант на берег. Катер «ПК-66» под командованием капитан-лейтенанта Родина С.Н. с 19 по 29.08.1945 г. обеспечил переход 3-го эшелона пехотного десанта и его поддержку от пос. Амбецу до Эсутору. Без потерь высадил десант пехоты у мыса Китосоя, что дало возможным ему быстро развернуться и приступить к выполнению поставленной боевой задачи. 20 августа 1945 года в составе десанта первого броска в Маоко был включен катер «ПК-63» из состава дивизиона 52-го морпогранотряда под командованием старшего лейтенанта Криворучко Н.К. Моряки катера в условиях штормовой погоды проявили исключительный героизм и отвагу ворвались в южный ковш порта. Несмотря на полученные повреждения (потеря управления) артогнем катера уничтожили в порту Маоко ныне Холмск на Сахалине четыре огневые точки противника.

продолжение следует.

Александр Слободянюк:
Дивизион речных судов 56-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Благовещенск) Командир дивизиона капитан-лейтенант Сидельников Дмитрий Алексеевич. Дивизион состоял из восьми боевых катеров: 4 бронекатера проекта 1125 (К-63, К-64, К-65, К-66), 4 катера «КМ» (К-67, К-68, К-69, К-70) и 32 вспомогательных судов (9 катеров типа «КА-ЗиС-5», 17 катеров типа «КА-ГАЗ», 3 посыльных судна и 3 баржи). Командиры бронекатеров - капитан-лейтенант Ковалев Александр Кириллович, старший лейтенант Шавлак Георгий Васильевич,
Задачи, поставленные перед дивизионом командованием:
а)   форсирование Амура на основных оперативных направлениях наступающей  Красной Армии, в районах г. Сахалян, с. Константиновка;
б)   переброске первых групп десантов погранподразделений, войск НКВД и частей Красной Армии при взятии городов Сахалян, Айгунь, населенных пунктов Хадаян, Тахарчен, Таудядцзе, Мачан, Маньчжоутунь;
в)   уничтожении катерными десантными партиями погранполицейских постов с целью обеспечения быстрейшего захвата пограничных селений Маньчжоу-Го на южном берегу Амура;
г)   систематической переброске частей Красной Армии и войск НКВД для расширения захваченных первыми группами десантов плацдармов и усиления гарнизонов взятых городов и пограничных сел;
д)   уничтожении и захвате плавсредств противника на Амуре;
е)   конвоировании с целью обеспечения переброски частей Красной Армии и бесперебойного снабжения кораблей Зейской бригады бронеречных катеров продовольствием, боеприпасами и горюче-смазочными материалами;
ж)   контролировании проходящих по Амуру кораблей и досмотре судов, заходящих в Зею, для обеспечения коммуникаций наступающих частей Красной Армии.
В 11.00 10.08.45 г. канонерская лодка и бронекатера дивизиона катеров 56-го Благовещеннского пограничного отряда вышли из р. Зея и к 12.00 подойдя к набережной г. Сахалян (Хэ-Хэ), высадили десант и овладели городом. Одним из первых водрузил Красное Знамя над городом заместитель командира Десантного отряда пограничников гв. майор Батюк Анатолий Иванович  старший инструктор политотдела 56-го пограничного отряда.
С занятием г. Сахалян (Хэ-Хэ) были взяты трофеи – 1 пароход, 15 катеров и несколько складов с продовольствием, углем и лесом. Отличились - старшина 2-й статьи Митин Иван Михайлович, старшина 2-й статьи Тарасенко, мичман Дубровский. В частности, тов. Митин И.М. в ходе операции по ликвидации японского погран-полицейского поста «Шекмель» /Шакшаун/ при переброске на катере «К-95» разведывательных групп в  Уюнь, Пекарка, Челу и при переброске пленных и трофей из Челу, Сяо-цинза, Н-Долга в с. Иннокентьевку  бессменно находился на посту обеспечивая работу главных моторов катера и делал по два рейса, брал на борт 50—55 чел., вместо 18. Под его руководством был задержан маньчжурский пароход, оказавший сопротивление (на пароходе находилось 26 гражданских лиц). Старшина Тарасенко перевозил на катере вместо положенных 12 чел. по 35, ежедневно совершая по пять рейсов. Мичман Дубровский, не заводя мотор катера, бесшумно высадил десант в район малого пикета Сихетунь.
Захват гор. Айгунь. В 14.00 10.08.1945 г. Командующий 2 КА поставил задачу 256 ОСБ 101 УРа со взводом погранзаставы «Красная» 56 пограничного отряда на кораблях Зея-Бурейской Бригады речных кораблей (ЗББРК) овладеть г. Айгунь. Заместитель командира Десантного отряда пограничников капитан Костин Иван Васильевич начальник 2-го отделения штаба 56-го пограничного отряда, умело руководил оперативными группами и обеспечил взаимодействие между ними. Отряд выполнил поставленную боевую задачу не имея потерь. Назначен комендантом города Айгунь. Заместитель начальника 56-го пограничного отряда майор Зякин Михаил Семенович,  согласно приказу Командующего войсками 2-й армии и начальника пограничных войск округа лично руководил сколачиванием боевых десантных групп по ликвидации погранполицейских постов и захвата городов Сахалян и Айгунь. 12 августа при высадке десанта пограничников для разгрома японо-маньчжурского погранполицейского поста Хурманжин, бронекатер дивизиона был обстрелян артогнем противника и получил повреждения, которые благодаря мужествую членов экипажа сумели устранить течь в системе охлаждения, не допустили выхода из строя катера, в течении 15 часов возвратились на базу. Состав катеров привлеченных к операциям - БК-63, БК-64, БК-65, БК-66, ЗИС-35, КМ-68, КМ-69, КМ-70.
29 августа 1945 года в 17.00 личный состав бронекатера БК-63 под командованием старшего лейтенанта Шавлак Г.В. на участке заставы «Саратовка» задержал маньчжурский пассажирский пароход, который в 18.30 был доставлен на пристань Константиновка. На пароходе взято в плен 2 офицера японца и три полицейских китайца, 23 женщины, 9 детей. Все интернированные, пленные согласно приказа командующего 2-й Красной Армии были переданы отделу контрразведки «Смерш» 3-й стрелковой дивизии. В качестве трофеев на пароходе изъято «Маузеров» – 1, клинков – 8»
Из донесения по результатам операции: В 16—45 БК-65 принял в с. Веселый десант погранподразделения в 25 человек и при обеспечении высадки БК-66 перебросил его через Амур в г. Айгунь. Вместе с высаженными катерами Зеевской бригады бронекатеров (ЗББРК) взводом пехоты десант пограничников в 17-00 10 августа овладел г. Айгунь... К 4—00 10 августа БК-63 закончил переброску десанта стрелковой роты части Красной Армии...
В 4-50 9 августа БК-64 подошел по Амуру к погранполицейскому посту с. Имануха, выбросил катерную десантную партию, которая во взаимодействии с десантом пограничников заставы Гурман с боем овладела селением...
В 12-45 на участке Амура, на траверзе с. Бибиково, БК-64 захватил  полицейский катер. Полицейский катер пытался оказать сопротивление, но после применения бронекатером в дело оружия с целью уничтожения катера команда в 6 человек сдалась в плен. Катер отбуксирован в с. Бибиково.
В 18-45 10 августа выброшенный БК-64 десант пограничников (18 человек) совместно с корабельной десантной группой овладел с. Маньчжоутунь, разбив погранполицейский пост и захватив шаланду, груженную продовольствием...
С 13-35 до 22—35 10 августа БК-63 перебрасывал в район с. Хадаян в устье пристани Хурманджиха (Соинская пристань) десант стрелкового батальона (400—500 человек)...
Результатом десантной операции явился захват частями Красной Армии с. Хадаян и других населенных пунктов.
В 21-20 11 августа БК-66 обеспечил десантную операцию в районе с. Тахарчен, куда был выброшен бронекатером десант пограничников (45 человек). При содействии катерной десантной партии десант захватил  населенный пункт...
Командир дивизиона речных судов капитан-лейтенант Сидельников, Начальник штаба дивизиона капитан-лейтенант Паламарчук

Александр Слободянюк:
Группа речных катеров 57-го Иманского пограничного отряда ПВ Приморского округа. В составе - (ПС-2, К-3, К-11, К-14, К-37, К-38). Командир группы капитан-лейтенант Бутин Всеволод Федорович. Командиры катеров -  «К-11» мичман Мяконьков  Андрей Константинович,  «К-14» старшина 2 статьи Белов Анатолий Васильевич, главстаршина Рогаткин Виктор Иванович. .  В ночь с 8 на 9 августа 1945 г. обеспечил действия пограничников в переправе через водные преграды реки Сунгача и Уссури, чем обеспечили успешное выполнение ими поставленной боевой задачи. Группа боевых катеров: «К-3», «К-7», «К-11»»К-14», «К-37» и «К-38» под командованием капитан-лейтенанта Бутина В.Ф. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. обеспечивала боевые действия оперативных групп пограничников при переправе через р.р. Сунгач и Уссури, ликвидации японских пикетов. Катер под командованием мичмана Мяконькова А.К. старшего оперативной группы из 4 катеров действовал решительно при выброске десанта на вражеский берег, обратном приеме и эвакуации раненных. Катер «К-11» огнем из ПТР подавил огневую точку на берегу. Командир катера «К-14» старшина 2 статьи Белов А.В. назначен старшим оперативной группы в составе четырех катеров. 10 августа по заданию командования частей Красной Армии перебросил десант в количестве 320 чел. Главсташина Рогаткин В.И. назначен старшим оперативной группы в составе трех катеров организовал переброску десанта на другой берег и эвакуацию раненных. Катер «ПС-2» в течении двух суток доставил к месту проведения операции 34 тонны боеприпасов, взрывчатых веществ и 921 чел. десанта, эвакуировал 98 тяжело раненных солдат и офицеров.


Группа катеров 58-го Гродековского пограничного отряда ПВ Приморского округа.
Никаких данных по наличию в 58-м пограничном отряде подразделения речных катеров не обнаружено.  В полосе участка государственной границы   участие принимали бронекатера проекта 1125 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г.: БК-25 лейтенанта Платонова Александра Федоровича пикет Данньбижень, БК-26 лейтенанта Сиюшева Хамзы Абдуловича, БК-27 лейтенанта Николаева Ивана Алексеевича,  участвовал в операции против японской погран-заставы Сидаолинцзы, Лотандия и Кузнецка, БК-28 старшего лейтенант Пугачева Ивана Игнатьевича участвовал в ликвидации пикетов Сидаолинцзы и  Лотандия, захватили погран-полицейский катер, все они из состава Уссурийского отд. отряда «БКА» и Ханкайский отд. отряд «БКА» (пос. Камень-Рыболов) АКФ, последний имел в составе четыре бронекатера проекта 1124 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г.: БК-15 старшего лейтенант Хотяинцева Вадима Сергеевича, ликвидация погран-заставы Дуньянмо и Дабиньчжень БК-65 главстаршины Малышенко Ивана Васильевича, уничтожил два десантных катера противника, БК-66 лейтенант Гопоненко Владимира Павловича поддерживал операцию пограничников по ликвидации поста Юнфандун.

Дивизион катеров 59-го пограничного отряда ПВ Приморского округа (передан в оперативное подчинение Тихоокеанского флота). Командир дивизиона капитан-лейтенант Савельев Георгий Васильевич. Состав дивизиона бронекатера («ПК-1», «ПК-2», «ПК-3», «ПК-4», «ПК-5», «ПК-45»). Командиры катеров - «ПК-1» старший лейтенант Акимичев Александр Андреевич, «ПК-3» старший лейтенант Прихно Павел Яковлевич, «ПК-4» капитан-лейтенант Филатов Евгений Владимирович, «ПК-5» капитан-лейтенант Иванов Аркадий Валерьянович. Командир дивизиона капитан-лейтенант Савельев Г.В. безупречно выполнил задание командования по подготовке высадки десанта в корейский порт Юки, первым вошел в порт и разведал места подходов для фрегатов и высадил на берег первый бросок автоматчиков. Руководил операцией по высадке роты автоматчиков в порт Сейсура. На острове Нан, где взял в плен 8 японцев в плен и до 30 ящиков винтовочного боезапаса. Обеспечил руководством дивизионом в ходе несения дозорной службы и проводки конвоев. В ходе боевых действий выполняя приказ командования ПК-3 старшего лейтенанта Прихно П.Я., с 11 на 12.8.45 г. обеспечил высадку разведгруппы на территорию Маньчжурии в районе залива Посан-Ван в порту Сейсура; ПК-4 капитан-лейтенанта Филатова Е.В., в ночь с 11 на 12.8.45 г. участвовал в разведывательной операции на побережье противника и захвате «языка», высадке десантов в порты Юки, Сейсуро и на остров Нан. ПК-5 капитан-лейтенанта Иванова А.В. участвовал в высадке десантов на о. Нан и в порт Сейсуро, обеспечивал действия десанта огневой поддержкой на берегу, затем участвовал в конвоировании транспортов. Старший лейтенант Акимичев А.А. командуя катером «МО-IV» участвовал в операции по захвату о. Нан и порта Сейсуро, быстро высади десант и огнем расчищал место высадки и продвижения главный сил десанта.

Дивизион судов 63-го пограничного отряда ПВ Приморского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Малыгин Григорий Дмитриевич. Дивизион состоял из восьми основных боевых кораблей: 2 катеров типа «РПК» (К-74, К-75), 2 катеров типа «ПК» (К-77, К-78), 3 катера типа «КМ» (К-71, К-72, К-73), канонерской лодки К-76 и 24 вспомогательных судов (2 катера типа «КА-ЗиС-5», 13 катеров типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно). Командиры катеров - главстаршина Волкодавов Степан Никитович, главстаршина Садаков Александр Гаврилович.
Дивизион речных судов в оперативном отношении был подчинен Амурской Краснознаменной флотилии и в боях по взятию городов Лыхасусу (Тунцзян) и Фугдин, обеспечивая действия боевых катеров флотилии бдительным несением дозорной службы.
Командир катера дивизиона катеров 63-го Биробиджанского ПО главстаршина Волкодавов С.Н.  по приказу командовал совершил поход в очень трудных навигационных условиях по реке Гайзе и умело высадил десант в тылу противника для захвата вооруженных японских групп. Командир катера главстаршина Садаков А.Г.  умело руководил катером во время боевого столкновения с маньчжурскими плавсредствами, которые оказывали вооруженное сопротивление. Обеспечил точное выполнение приказа начальника пограничного отряда.

Александр Слободянюк:
Дивизион судов 69-го Ханкайского пограничного отряда ПВ Приморского округа (посёлок Камень-Рыболов, на озере Ханка). Командир дивизиона капитан-лейтенант Тейтельбаум Алексей Самуилович. В 1941 г. дивизион состоял из бронекатеров проекта 1124 (К-15, К-25, К-65, К-66). В 1945 г. - катера имели номера - К-5, К-6, К-7, К-8, К-9, К-10) Командиры катеров: капитан-лейтенант Боличенко Леонтий Евгеньевич, старший лейтенант Браилко Антон Кузьмич, старший лейтенант Веревкин Филипп Фролович, старший лейтенант Данильченко Петр Нестерович, «К-5» лейтенант Кубраков Николай Кузьмич, «К-9» капитан-лейтенант Бабий «К-10» капитан-лейтенант Сендлеров Израил Анатольевич.
Отряд катеров под командованием капитан-лейтенанта Тейтельбаум А.С. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. выполнял боевую задачу по уничтожению японских пикетов, укреплений и наблюдательных пунктов на побережье озера Ханко. Бронекатер капитан-лейтенант Боличенко Л.Е. во взаимодействии с пограничной заставой Ново-Михайловка уничтожил японскую заставу Луньянмно. В составе отряда катеров дивизиона нанес артиллерийский налет на гарнизон противника в Байцаодзы и уничтожил оборонительные сооружения японцев. Бронекатер старшего лейтенант Браилко А.К. действовал в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. с оперативной группой по уничтожению полицейского поста, которую десантировал в тыл противника. Задача была выполнена, пограничники захватили знамя, важные документы, трофеи- 2 винтовки и 40 гранат. Бронекатер под командованием старшего лейтенанта Веревкина Ф.Ф. трижды выбрасывал десант на побережье противника.10.08.45 г. артогнем уничтожил три моторных катера и 9 лодок противника, разрушил деревянный мост. В результате артналета бронекатера старшего лейтенанта Данильченко П.Н. на побережье озера Ханка были уничтожены 6 наблюдательных постов, 2 полицейских заставы, радиопеленгаторная станция и мост, 2 понтона водоизмещением 20 тонн, 4 склада с боеприпасами и продовольствием. Всего в результате боевых действий отряда катеров из состава дивизиона уничтожено: 8 наблюдательных вышек, 6 складов  с боеприпасами и продовольствием, 4 погранполицеских заставы, 3 моторных катера, 11 кунгасов и 2 ДЗОТа. Захвачено: 26 десантных барж, 3 миномета, 32 винтовки, 6 автоматов и другое военное имущество.

Дивизион судов 70-го пограничного отряда ПВ Приморского округа (с. Казакевичево). Командир дивизиона капитан-лейтенант Фишман Борис Иосифович. Дивизион состоял из семи основных боевых катеров: 2 бронекатеров проекта 1124 (К-86, К-89), 2 бронекатеров  проекта 1125 (К-87, К-88), 2 канонерских лодок типа «ГВТУ» (К-308, К-310), катера «КМ» (К-92) и 19 вспомогательных судов (5 катеров типов «КА-ЗиС-5» и «КА-ГАЗ», 2 посыльных судна и 1 баржа). Командиры судов - канонерской лодки КЛ-117 лейтенант Кондратов Клим Иванович, «К-86» старший лейтенант Чистоклетов Илья Викторович, «К-87» капитан-лейтенант Салыков Яков Алексеевич, «К-88» старший лейтенант Шлихтин Сергей Петрович, «К-89» старший лейтенант Полиенко Андрей Маркиянович,
В ходе боевых действий КЛ-117 перебросила оперативную группу по ликвидации погранполицейского поста Тетюпай и десантной группы поддержки от 630-го стрелкового полка 388-й стрелковой дивизии в район Фуюань, где высадил десант под огнем противника. 
Дивизион взаимодействовал с кораблями Амурской Краснознаменной флотилии в районе г.  Фуюань. На своих катерах перебросил до 1000 чел. десантников с боевой техником и вооружением на вражеский берег, а также военнопленных на нашу сторону. Бронекатера дивизиона принимали участие в боевых операциях с оперативными группами по ликвидации погранполицейских участков врага, успешно выполнили поставленную им боевую задачу. Начальник штаба дивизиона старший лейтенант Шлихтин С.П. командовал бронекатером «К-88» при ликвидации погранполицейского отряда Чуадер оперативным отрядом под командованием капитана Токарева Н.Д. старшего помощника начальника 5-го отделения управления погранотряда, который во взаимодействии с бронекатером полностью уничтожил японо-маньчжурский погранполицейский отряд и гарнизон, а также были захвачены важные документы, трофеи и пленные. Командир пограничного бронекатера «К-87» капитан-лейтенант Салыков Я.А.  обеспечивал выброску и боевые действия оперативной группы против погранполицейского отряда Хайциньчжень. Умелым маневром и артиллерийским огнем бронекатера были разрушены на важнейших направлениях огневые точки и гарнизон врага. Кроме этого, выделенным личным составом были обеспечены проходы для штурмовых групп в проволочных заграждениях. В ходе проведения десантной операции и выброске людей на вражеский берег обеспечена скрытность движения и маскировка, обеспечившие внезапность действий оперативных групп. Командир катера «К-89» дивизиона речных катеров дивизиона речных старший лейтенант Полиенко А.М. обеспечил переброску на катере десантов на вражеский берег в районе г. Фуюань. В тяжелых метеоусловиях в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. в районе Тарабаровских островов обеспечил взаимодействие с кораблями АКФ, обеспечивал получение информации для командования пограничным отрядом. Командир бронекатера «К-86» дивизиона речных катеров старший лейтенант Чистоклетов И.В. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. на бронекатере в плохих метеоусловиях в холодной протоке выбросил десантную оперативную группу по ликвидации японо-маньчжурского пограничного полицейского отряда Сябача. Оказал поддержку пограничникам на берегу.

Дивизион судов 75-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Иннокентьевка) Командир дивизиона капитан-лейтенант Кузнецов Анатолий Никитович. Дивизион состоял из семи боевых катеров: 6 типа «РПК» (К-93, К-94, К-95, К-96, К-97, К-98), 1 типа «КМ» (К- 99) и 17 вспомогательных (4 «КА-ЗиС-5», 12 «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно Командиры катеров – «К-93» мичман Поляков Федор Кузьмич, «К-94» лейтенант Альков Алексей Никитович, «К-95» главстаршина Сухоносенко Георгий Иванович.
Командир бронекатера «К-94» лейтенант Альков А.Н. в плохих метеоусловиях обеспечил высадку десантов по ликвидации полицейских постов и одновременно для развития успеха десантников в тылу противника. Оказал огневую поддержку действующим оперативным группам при взятии города Цикэ.  Бронекатер «К-93» под командованием мичмана Полякова Ф. К. при проведении боевой операции по ликвидации полицейских постов Каушинцун и Нижнего Чаянзы, при этом обеспечил скрытый и  бесшумный поход с последующей внезапной высадкой  десанта на территорию противника. 13.08.1945 г. при переброске частей Красной армии и форсировании р. Амур при взятии г. Фошань, а также высадке оперативных групп обеспечил внезапность действий. Командир бронекатера «К-95» главстаршины Сухоносенко  Г.И.  9.08.1945 г. выполнял боевую задачу по выброске и поддержке в бою оперативной группы по ликвидации полицейского поста Шакшаун. Произвел в ночных условиях выброску разведывательных групп в Уюн и Пекарка. Высажено десанта на маньчжурский берег 1248 человек, переброшено груза 70 тонн.  11 августа бронекатер «К-95» под прикрытием огня своих средств высадил десант с катера в г. Уюн, 12 августа в г. Пекарка, а 14 августа забрал на борт разведгруппы из состава частей Красной Армии и в этот же день высадил десант в селение Шуанденьчжао, 16 августа высадил разведывательную группу пограничников у устья р. Харпиган.

Группа судов 76-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Екатерино-Никольское) Командир дивизиона капитан-лейтенант Богданович Петр Григорьевич. Дивизион состоял из 4 боевых катеров типа «РБК» (К-103, К-104, К-105, К-106) и 22 вспомогательных (7 типа «КА-ЗиС-5», 14 типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно «ПС-58»). Командиры катеров – главстаршина Аношко Василий Пименович. С началом боевых действий речные катера группы приняли участие в высадке личного состава оперативно-боевых групп на маньчжурский берег и в активных боевых операциях по уничтожению объектов противника. Речной катер РБК-105 захватил маньчжурский боевой катер с командой численностью 26 чел. Катерами группы была обеспечена эвакуация раненных и убитых в боях пограничников, а также захваченных в плен японо-маньчжурских солдат и офицеров (27 чел.) Боевой катер под командованием главстаршины Аношко В.П. бесшумно переправил оперативно-боевую группу через Амур, высадил на маньчжурском берегу, чем способствовал разгрому погранополицейского поста. Одновременно катер прикрывал действия оперативно-боевой группы с вероятных направлений появления японских войск.

Группа судов 77-го Бикинского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Бикин). Командир группы Группа состояла из 4 боевых катеров типа «КМ» (К-108, К-109, К-110, К-111) и 19 вспомогательных (9 типа «КА-ЗиС- 5», 10 типа «КА-ГАЗ»). Командиры катеров – старшина 2 статьи Жариков Иван Иванович. Командир катера старшина II статьи Жариков И.И.  с началом боевых действий обеспечивал переправу частей Красной армии через р. Уссури. В ходе проведения операции обнаружил японскую шаланду, которую он смело атаковал и не смотря на открытый с шаланды ружейно-пулеметный огонь, решительный атакой и огнем пулеметов уничтожил шаланду с 8 японскими солдатами.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница