VIII-Спецслужбы - досье > 404-Документы о структуре войск правопорядка и безопасности
Оперативная группа при начальнике войск НКВД СССР
Sobkor:
Автор – ветеран пограничных войск Александр Ануфриевич СЛОБОДЯНЮК
(г. Долгопрудный, Московская область)«Совершенно секретно
Исх. №18/1063 от 9/10.7.41 Начальнику УВС НКВД СССР генерал-майору и/с т. Вургафт
СПИСОК
подполковник Никитин старший помощник начальника отделения УВС
интендант 3 ранга Зылев старший помощник начальника отделения УВС
техник-интендант 1 ранга Лоновок младший помощник начальника отделения УВС
техник-интендант 2 ранга Артюхов младший помощник начальника отделения УВС
майор Бродский заместитель начальника отделения УВС
интендант 2 ранга Кирьянов старший помощник начальника Отдела УВС
интендант2 ранга Леонов старший помощник начальника Отдела УВС
майор Молдаваев старший помощник начальника Отдела УВС
капитан Русалев старший помощник начальника Отдела УВС
техник-интендант 2 ранга Павлов зав.делопроизводством УВС
9.7.41 заместитель начальника секретариата подполковник Фролов».
Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, лл.141 и 142.
Sobkor:
Автор – ветеран пограничных войск Александр Ануфриевич СЛОБОДЯНЮК
(г. Долгопрудный, Московская область)Ответ на просьбу заместителя наркома боеприпасов СССР о принятии по охрану особо важных объектов:
«Совершенно секретно
Исх. №18/1068 от 10.7.41 Заместителю Наркома боеприпасов СССР
На № 408/с от 1.7.41 о невозможности принять под охрану НИИ № 24, в связи с невозможностью увеличения для этих целей численности войск на 360 единиц и возможно только на основании специального решения Правительства СССР.
Заместитель Наркома внутренних дел СССР генерал-лейтенант Масленников». Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, л. 147.
Такой же отказ был направлен в адрес начальника Управления канала Москва-Волга № 18/1069 от 10.07.1941 г.: «Химкинская плотина, тоннель 410, шлюзы 7, 8 и Сходненская гидроэлектростанция принять под охрану войск НКВД не могут, требуется дополнительное увеличение войск на 570 единиц, что возможно исключительно по решению Правительства СССР. Заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-лейтенант Масленников». Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, л. 148.
Sobkor:
Автор – ветеран пограничных войск Александр Ануфриевич СЛОБОДЯНЮК
(г. Долгопрудный, Московская область)ЗАПИСКА по «ВЧ»:
«Мурманск генерал-майор Синилов
Петрозаводск генерал-майор Долматов
Ленинград генерал-лейтенант Степанов
Новгород генерал-майор Ракутин
Смоленск генерал-лейтенант Соколов
Смоленск генерал-майор Любый
Киев генерал-майор Хоменко
Первомайск генерал-майор Никольский
Для руководства войсками НКВД по выполнению правительственного задания по охране прифронтовой полосы и тыла страны организован Штаб войск НКВД СССР.
Приказываю:
1. Обстановку докладывать в оперативном отношении подчиненным соответствующим командующим фронтов к 12.00 за ночь и к 22.00 за день, ежесуточно используя все виды связи, доносить оперативные сводки штабу войск:
а) оперативную обстановку (прежде всего тыловую);
б) данные о боевых действиях и службе, подчиненных Вам частей НКВД;
в) изменение дислокации частей;
г) потери личного состава, материальной части.
2. Принять меры бесперебойной связи со Штабом войск НКВД, ставя ним все оперативные и организационные вопросы, подлежащие разрешению НКВД.
№ 18/1085 10.7.1941 года генерал-лейтенант Масленников». Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, л. 157 - подлинник.
Александр Слободянюк:
Цитата: Sobkor от 06 Мая 2010, 18:43:29>>>>Автор – ветеран пограничных войск Александр Ануфриевич СЛОБОДЯНЮК
(г. Долгопрудный, Московская область)
В связи с передислокацией подразделений Наркомата внутренних дел в Куйбышев и Пензу возникла необходимость организации постоянной связи с ними. В связи с этим И.о.начальника войск НКВД СССР генерал-майор Аполлонов своим приказом № 0049 от 4 октября 1941 года «Об установлении рейсов самолетами по трассе Москва-Куйбышев» поставил задачу командиру Отдельной авиационной бригады Пограничных войск НКВД полковнику т. Чупрову «для поддержки связи и доставки почты с 24.10.41 г. установить ежедневные рейсы самолетов Р-5 по трассе Москва-Пенза-Куйбышев. Для этой цели использовать два самолета Р-5 с квалифицированными экипажами». Установлен и график движения: вылет из Москвы в 7.30, прилет в Пензу – 11.18, вылет из Пензы – 11.48, прилет в Куйбышев – 14.15ск НКВД СССР. На обратном пути: вылет из Куйбышева – 7.00, прилет в Пензу – 9.27, вылет из Пензы – 9.57, прилет в Москву – 13.45. При неблагоприятных метеоданных полеты приказано не проводить. В дело помещена копия приказа, заверенная сотрудником секретариата ОГ войск НКВД СССР майором Фроловым. Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 4, л. 21.
Приказ НКВД № 0452 от 24.10.41: «г.Москва, секретно, содержание: О подчинении 11 и 12 дивизий ВВ НКВД и кавполка ОМСДОН военному коменданту г. Москвы и откомандировании в его же распоряжение оперативных работников». Данным приказом за подписью наркома Л.П. Берия 11-я и 12-я дивизии войск НКВД подчинялись в оперативном отношении, а также кавполк ОМСДОН, Военному Коменданту г. Москвы генерал-майору т. Синилову. Для укрепления аппарата Управления Военного Коменданта г. Москвы откомандировывались в распоряжение генерал-майора т. Синилова: майор государственной безопасности т. Розанов, полковник Зимин и полковник т. Дроздов «для дальнейшего их использования на должностях заместителей коменданта г. Москвы». Источник - РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 4, л. 33.
Приказом НКВД СССР (по войскам) № 0455 от 26 октября 1941 года командиру 19-й дивизии войск НКВД было приказано сформировать батальон численностью 400 чел. для усиления охраны шоссейных дорог службой полковника т. Горишный. «Батальон направляется для охраны шоссейной дороги на участке Владимир – Горький. Довольствие батальона возлагается на командира 19-й дивизии полковника т. Прищенко. Об исполнении ему предписано доложить 29.10.41». Вот так, за 72 часа и 400 бойцов и командиров должны быть скомплектованы в батальон и направлены на выполнение боевой задачи. Источник - РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 4, л. 34.
В решении боевых задач по охране Москвы и Московской зоны принимают участие бронепоезда. Приказо НКВД СССР (по войскам) от № 0465 от 01.11.41 г.: «г. Москва, секретно, содержание: О переформировании и переименовании бронепоезда 79 полка ВВ войск НКВД». Данным приказом предписывается сформировать 76 отдельный бронепоезд ВВ НКВД по штату, объявленного в приказе № 0447 от 24.10.41 г. и включить в состав 3-й дивизии ВВ НКВД. «Бронепоезд 79 полка ВВ НКВД расформировать. Командиром 76 отдельного бронепоезда НКВД назначить старшего лейтенанта Мухина Петра Ивановича, адъюнкта 53 отдельного бронепоезда НКВД. Начальнику Управления военного снабжения НКВД генералу Вургафт поставлена задача по обеспечению переформирования бронепоезда необходимым материально-техническим имуществом согласно табелю положенности. Формирование 76 отдельного бронепоезда производить на станции Тула и возложить на командира 115 полка 5 дивизии ВВ НКВД. Об исполнении было предписано доложить к 7.11.41 г. Приказ рассылается заинтересованным». Подписал приказ: И.о. начальника войск НКВД генерал-майор Аполлонов. Источник - РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 4, л. 41.
<<<<Горишный Василий Акимович (1903 - 1962)
Родился 26 января 1903 г. в городе Павлограде Днепропетровской области в семье служащего. Украинец. Член КПСС с 1942 г.
В 1919 г. стал бойцом Красной Армии. В рядах Первой Конной принимал участие в гражданской войне. С 1921 г. служил во внутренних, а с 1935 г. — в пограничных войсках. В 1929 г. окончил Киевскую пехотную школу. В 1937—1940 гг. учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
23 июня 1941 г., будучи начальником отдела в штабе погранвойск Белорусского округа, принял в составе группы пограничников первый бой с гитлеровцами в районе города Волковыск, а затем с боями пробивался к своим, пока в ночь на 3 июля во главе сводного отряда из 200 пограничников не вышел в расположение войск 3-й армии. В должности начальника сектора охраны Московской зоны обороны принимал участие в обороне столицы, затем был назначен командиром 13-й мотострелковой дивизии войск НКВД, на базе которой в сентябре 1942 г. была сформирована стрелковая дивизия.
За мужество и героизм, проявленные при форсировании Десны и Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. командиру 75-й гвардейской Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии гвардии генерал-майору Горишному Василию Акимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Его заслуги в боях за Отчизну отмечены многими наградами, в том числе двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова П степени, Отечественной войны I степени, «Знак Почета» и медалями.
В 1952 г. В. А. Горишный закончил Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и до увольнения в 1961 г. в запас находился на различных командных должностях в Советской Армии.
Избирался депутатом верховного Совета СССР и Верховного Совета Украинской ССР.
15 февраля 1962 г. генерал-лейтенант Горишный умер. Похоронен на военном кладбище города Симферополя.
27.11.2010 г.
Александр Слободянюк:
Цитата: Sobkor от 23 Июля 2010, 14:18:48>>>>Автор – ветеран пограничных войск Александр Ануфриевич СЛОБОДЯНЮК
(г. Долгопрудный, Московская область)Ответ на просьбу заместителя наркома боеприпасов СССР о принятии по охрану особо важных объектов:
«Совершенно секретно
Исх. №18/1068 от 10.7.41 Заместителю Наркома боеприпасов СССР
На № 408/с от 1.7.41 о невозможности принять под охрану НИИ № 24, в связи с невозможностью увеличения для этих целей численности войск на 360 единиц и возможно только на основании специального решения Правительства СССР.
Заместитель Наркома внутренних дел СССР генерал-лейтенант Масленников». Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, л. 147.
Такой же отказ был направлен в адрес начальника Управления канала Москва-Волга № 18/1069 от 10.07.1941 г.: «Химкинская плотина, тоннель 410, шлюзы 7, 8 и Сходненская гидроэлектростанция принять под охрану войск НКВД не могут, требуется дополнительное увеличение войск на 570 единиц, что возможно исключительно по решению Правительства СССР. Заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-лейтенант Масленников». Источник – РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 2, л. 148.
<<<<В качестве справки:
В 1941—1942 годах НИИ-24 были сданы на вооружение и приняты в серийное производство 22 образца артиллерийских снарядов, среди них:
— 37-мм бронебойный снаряд к автоматической пушке З и К (конструктор Б. К. Орлов);
— 57-мм бронебойно-трассирующий снаряд инд. 53-БР-271СП к пушкам ЗИС-2 и ЗИС-4 (конструкторы Б. П. Векшин, Д. П. Беляков);
— 76-мм кумулятивный снаряд сталистого чугуна к полковой пушке образца 1927 г. и дивизионной пушке (конструкторы И. П. Дзюба, Н. П. Казейкин);
— 85-мм бронебойно-трассирующий снаряд инд. 53-БР-365 к зенитной пушке образца 1939 г. (конструкторы Д. П. Беляков, В. Я. Матюшкин);
— 122-мм бронепрожигающий (кумулятивный) снаряд сталистого чугуна (конструкторы И. П. Дзюба, Н. П. Казейкин).
Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свышее 331 млн. снарядов разработанных специалистами НИИ-24.
28.11.2010 г. Александр Слободянюк
Навигация