Бывшая линия СМОЛЕНСК - РАНЕНБУРГ
Протяженность - 536 км, проходит по территории Смоленской, Калужской, Тульской и Липецкой области, пересекает города Смоленск, Ельню,
Спас-Деменск, Сухиничи, Козельск, Белев, Чаплыгин. ...
На всем протяжении линия одноколейна, кроме участка Смоленск - Духовская.
Предыстория
Легендарная железнодорожная широтная рокадная линия Центральной России. Оговорюсь сразу, что правильнее было бы назвать линию Раненбург - Смоленск, т.к. километраж по ней ведется от Раненбурга (ныне - г.Чаплыгин Липецкой обл.) к Смоленску.
В исторических документах можно встретить второе название линии - Данково - Смоленская, по названию г.Данков Липецкой обл., через который проходит линия. Однако, по сложившейся традиции, описание будем вести от Смоленска к Раненбургу.
По официальным документам открыта в декабре 1899 года, но грузовое движение по отдельным участкам началось несколько ранее. В начале XX века принадлежала частной Рязано-Уральской железной дороге (РУЖД), простиравшейся от Урала до западных губерний России.
Основное назначение Данково - Смоленской ЖД - перевозка хлеба из южных губерний России в прибалтийские порты по кратчайшему пути. Эти перевозки хоть и были сезонные, но составляли основную долю прибыли РУЖД. Так же перевозились значительные партии воронежского сахара, тамбовского строевого леса и фруктов; в основном на экспорт, в меньшей мере - для внутренних нужд Империи.
Был пущен регулярный пассажирский рейс Смоленск - Козлов (ныне - г.Мичуринск Тамбовской обл.), не выдержавший испытание Перестройкой и отмененный в 1995 г. Одновременно с постройкой линии развивалось сельское хозяйство (разбросанное оазисами на протяжении всей линии), легкая и пищевая промышленность в зоне тяготения к ЖД.
Линия Смоленск - Раненбург - это не просто ЖД-ветка, это живая легенда. Вот не полный список мест, лежащих на линии и неподалеку, которые должны вызывать трепет у каждого россиянина:
легендарный город-герой Смоленск, бывший во все времена защитником России на западном направлении;
знаменитая Ельня, родина советской гвардии в тяжелый 1941 г.;
печально известные Брынские леса, родина Соловья-разбойника;
"злой город" Козельск, показавший в 1238 г. образец русской стойкости в борьбе за свободу;
знаменитые Тульские леса, "угостившие" гитлеровцев в 1941-1942 гг. "вкусным пряником", в которых было
остановлено продвижение неприятеля к Москве;
места последнего путешествия писателя Л.Н.Толстого.
После состоявшегося внутрироссийского, и несостоявшегося мирового революционного пожара 1917-1922 гг., произошли колоссальные, в то же время роковые изменения в системе хозяйствования. Еще в 1918 г. РУЖД была национализирована и работала на нужды фронта. В 1920-21 гг. Советская Россия была отрезана от портов в Прибалтике (Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами вплоть до 1939-1940 гг.) и линию Смоленск - Раненбург была лишена кровной прибыли и права на дальнейшее бурное развитие. Правда, между Смоленском и Мичуринском продолжал курсировать пассажирский поезд, но рокада пришла в запустение.
Весьма пострадала линия от Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.; в районе линии в Тульской и Липецкой области немецко-фашистским войскам приподнесли хороший "гостинец", знаменитый "Тульский пряник" - остановили наступление противника на Тулу - Москву. Линия работала на нужды фронта, как для советской, так и для германской стороны. Кроме воронок и вышедших из строя рельсовых плетей на отдельных участках ничего не оставалось… Но, как известно, два солдата из стройбата заменяют экскаватор - линию быстро отстроили.
http://www.runav.ru/content_page_9.htmlМожно с полной уверенностью заключить, что эта железная дорога была основной трассой работы 252 полка практически почти до конца 1941 г. Основные его объекты - Смоленск и Козельск (Вяземлаг, Смоленская тюрьма и Козельский лагерь пленных). В конце трассы - Мичуринская тюрьма строгого режима на 1160 заключенных (Тимофеев, март 1940), еще сравнительно немного далее в том же направлении через Рязань - лагерь закрытого типа Потьма в Мари Эл. Между Сухиничами и Калугой - лагерь пленных Бабынино, он же Павлищев Бор, от него на запад по шоссе Юхнов - еще один такой же (Юхновский) лагерь. Козельский, Бабынинский и Юхновский лагеря входили в структуру УПВИ. Кроме того в документации 252 полка упоминается
лагерь в Спас-Деменске, охрана которого, добралась до Вязьмы с большими потерями. О судьбе заключенных лагеря и о них самих в документах ничего не говорится, из контекста понятно только, что они, как таковые, были. А до войны никакого ИТЛ в Спас-Деменске не было.