http://bdsa.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B7%D0%B0-1942-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/463-348№ 231
ПРИКАЗ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПЕХОТНЫХ И ПУЛЕМЕТНО-МИНОМЕТНЫХ УЧИЛИЩ
В июне — июле месяцах с. г.
(1942) УВУЗом Красной Армии были проверены все пехотные и пулеметно-минометные училища Дальневосточного и Забайкальского фронтов, большая часть училищ Закавказского фронта и часть училищ Московского военного округа, всего 22 училища.
Проверкой вскрыт ряд серьезных недочетов:
1. Воинская дисциплина и порядок в большинстве училищ еще не находятся на должной высоте, и особенно неудовлетворительными являются в Арзамасском, Моршанском и Забайкальском пулеметно-минометных училищах и во 2-м Владивостокском, 2-м Бакинском пехотных училищах.
В училищах все еще имеют место случаи неточного выполнения приказаний, пререкания и грубость к старшим, сон на посту, самовольные отлучки и позорные случаи дезертирства.
Командование и политаппарат слабо борются за установление строжайшего порядка и железной дисциплины в училищах, а некоторая часть командного состава, особенно в среднем звене, сама не является примером дисциплины и порядка.
2. В командирской подготовке комсостава училищ мало инструкторско-методических занятий и не всегда высоко их качество. Опыт Отечественной войны используется слабо. Начальники училищ и командиры батальонов, за исключением 1-го Владивостокского, Новоград-Волынского и 1-го Бакинского пехотных училищ, плохо учат свой комсостав.
3. Все еще не достигнута твердая организация, четкость в руководстве и непрерывность контроля за учебным процессом. Особенно слабо это поставлено в Сретенском (начальник училища полковник Паршуков, военный комиссар старший батальонный комиссар Степанов), Арзамасском (начальник училища полковник Мартанус, военный комиссар батальонный комиссар Кирин), Шкотовском (начальник училища полковник Михайлов, военный комиссар батальонный комиссар Фефилов) и 2-м Владивостокском (начальник училища полковник Тарасов, военный комиссар полковой комиссар Клибанов) училищах.
4. В боевой подготовке курсантов наиболее слабой является тактическая подготовка.
Часть курсантов большинства проверенных училищ медленно принимает решения и нетвердо проводит их, некоторые теряются даже в несложной обстановке, слабо организуют взаимодействие и недостаточно владеют командным языком.
Большинство курсантов не натренировано в быстром передвижении и маскировке на поле боя и слабо владеет лопатой. Курсанты не имеют достаточной практики в производстве инженерных работ, особенно в отрывке окопов и щелей полной профили. Недостаточны также приемы и навыки курсантов по военно-химическому делу. Командование училищ не уделяет этим важным вопросам боевой подготовки должного внимания.
На тактических занятиях не уделяется должного внимания привитию курсантам практических навыков ориентирования на местности, движения по азимуту, чтения карты и составления боевых графических документов.
В огневой подготовке во всех училищах слабым местом являются вопросы управления огнем. Необходимые артиллерийские методы ведения огня из минометов курсантам прививаются медленно. Навыки курсантов в приемах стрельбы, особенно из пулеметов и минометов, не доведены до автоматизма. Знания материальной части оружия только посредственные, в училищах Забфронта — плохие.
В строевой и физической подготовке в училищах не добиваются главного — отличной одиночной выучки курсанта.
Инструкторско-методические навыки курсантов все еще недостаточны и не прививаются всей системой обучения и воинского воспитания.
Самостоятельная работа курсантов, внутренний порядок и несение службы суточного наряда в большинстве училищ все еще должным образом не организованы. Караульная служба не стала средством боевого воспитания курсантов.
Караульная служба поставлена нечетко, со значительными отклонениями от устава, особенно в Забайкальском,
Ярославском пулеметно-минометных, 2-м Владивостокском, 2-м Бакинском и Сретенском пехотных
училищах.
В лучшую сторону из всех проверенных училищ по всем видам боевой и политической подготовки выделяются: 1-е Владивостокское, 1-е Бакинское и 2-е Тбилисское пехотные училища.
Приказываю:1. Начальникам и военным комиссарам училищ, выполняя приказ Народного Комиссара Обороны за № 227 от 28 июля с. г.
* (1942) организовать строжайший уставной воинский порядок, установить железную дисциплину и поднять требовательность и примерность командного, начальствующего состава училищ.
2. Установить твердое руководство и непрерывный контроль за организацией и выполнением планов боевой и политической подготовки училища. Лично утверждать расписания занятий с курсантами и комсоставом. Резко поднять командирскую учебу кадра, особенно в части его инструкторско-методической подготовки, проводя лично занятия на роту и взвод в сложных условиях боя.
3. Особенное внимание в боевой подготовке училища уделять тактической подготовке.
Используя опыт Отечественной войны, добиться привития курсантам прочных навыков по организации взаимодействия и твердому управлению подразделением в бою. Владение лопатой, противогазом, штыком и приемами для стрельбы довести до автоматизма. Не допускать срывов, уменьшения часов и всякого отвлечения курсантов в часы их самостоятельной подготовки.
4. Военным советам округов (ДВФ, Забфронта, Закфронта) не допускать изменений утвержденной мною программы и сроков обучения курсантов. Уделить больше внимания контролю за ходом боевой и политической подготовки училищ, оказывая им всемерную помощь.
Откомандирование из училищ командного и преподавательского состава без моего разрешения категорически запрещаю.
5. Начальнику 2-го отдела Главного управления кадров НКО СССР составить план укомплектования училищ командным и начальствующим составом — участниками Отечественной войны, с расчетом довести их наличие до 50 % в среднем звене и до 40 % в старшем звене до 1 октября 1942 года.
6. Начальнику УВУЗ Красной Армии все училища, показавшие низкие результаты в боевой и политической подготовке, подвергнуть вторичной проверке и результаты доложить мне.
7. Начальнику 1-го Владивостокского пехотного училища подполковнику Ворошилову и военному комиссару училища старшему батальонному комиссару Чванову, начальнику 1-го Бакинского пехотного училища комбригу Коновалову и военному комиссару батальонному комиссару Силаеву, бывшему начальнику 2-го Тбилисского пехотного училища полковнику Огородову и военному комиссару батальонному комиссару Быкову за хорошие результаты в боевой и политической подготовке курсантов объявляю благодарность.
8. Начальнику Забайкальского пулеметно-минометного училища полковнику Ганцеву и военному комиссару старшему батальонному комиссару Карпучек, начальнику Сретенского пехотного училища полковнику Паршукову и военному комиссару старшему батальонному комиссару Степанову, начальнику 2-го Владивостокского пехотного училища полковнику Тарасову и военному комиссару полковому комиссару Клибанову за низкие результаты в боевой и политической подготовке курсантов и неудовлетворительное состояние дисциплины и порядка в училищах объявляю выговор.
* См. док. № 228. 282
Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-майор РУМЯНЦЕВ ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 91 — 94. Подлинник.