Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Авиаторы в Днепровской ВДО  (Прочитано 2756 раз)

Алексей77

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 105
Авиаторы в Днепровской ВДО
« : 11 Сентября 2014, 14:23:08 »
Участие авиаторов в Днепровской ВДО редко где подробно описано. Точнее вообще не описано. Я нигде не встречал чтобы авиаторы писали о ней подробно. И вот что удивительно читая про летчиков АДД я сразу наткнулся на две книги где упоминается о Днепровском десанте. Причем в одной очень подробно описывается взгляд на операцию из-за штурвала самолета. Читаю книгу А. М. Сергиенко «История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия». И это пожалуй единственное подробное описание подготовки и действий авиаторов в Днепровском десанте. Во всяком случае другого более подробного рассказа я не встречал.
А. М. Сергиенко «История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия»:
«Гвардейское звание обязывает. После 18 сентября экипажи авиаполка стали уходить на задания с повышенной ответственностью за его выполнение. Однако после бомбардирования войск противника в пункте Решетиловка в районе Миргорода, а это буквально на следующую ночь, боевая активность авиаполка резко сократилась. Причиной тому стала непогода. Вначале она приковала к земле части 5-го авиакорпуса, причем надолго, а затем на несколько дней и всю Авиацию дальнего действия. Что касается авиакорпуса, то в бомбардировании объектов врага он не участвовал до 10 октября. В этот период ограниченным составом выполнялись лишь специальные задания. А это значит, что к партизанам и с разведчиками на борту летали только самые подготовленные экипажи, которым непогода не была слишком сильной помехой. Но и им приходилось туго.
Через неделю после присвоения гвардейского звания 23-й авиаполк принял участие в Днепровской десантной операции. Назвать ее успешной никак нельзя. Плохо подготовленная и начатая в спешке, она после неудачного первого вылета была приостановлена. Но все по порядку.
Решение о проведении воздушно-десантной операции по предложению командующего Воронежским фронтом генерала армии Н. Ф. Ватутина и представителя Ставки Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в Москве было принято 17 сентября 1943 года. Оно вытекало из сложившейся обстановки в полосе наступления этого фронта. Его войска, покончив с танковыми и моторизованными фашистскими дивизиями в районе Ахтырки и Богодухова, неудержимо устремились к Днепру.
В деле сдерживания наступления советских войск немецкое командование на эту водную преграду возлагало большие надежды. О предстоящем форсировании Днепра думало и советское командование. Чтобы не дать возможности поспешно отходившим фашистским войскам привести себя в порядок на правом берегу реки и создать там прочную оборону, необходимо было форсировать эту водную преграду с ходу, овладеть несколькими плацдармами для проведения дальнейших наступательных операций. В связи с этим стало очевидным, что без применения воздушного десанта здесь не обойтись.
Замысел операции сводился к тому, чтобы накануне форсирования этой водной преграды в течение двух дней выбросить воздушный десант в Букринской излучине, его силами захватить плацдарм и не допустить подхода к нему резервов противника. Началась подготовка к операции. Однако пока она разрабатывалась и готовилась в штабе фронта, 22 сентября передовые подразделения 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта на участке Канев – Ржищев (65 км южнее Киева) подошли к Днепру и отдельными подразделениями приступили к переправе на правый берег Днепровской дуги между пунктами Ходоров – Тракамиров – Григоровка. Им удалось захватить плацдарм в районе Великого Букрина. Основные силы и тяжелая техника армии оставались на левом берегу Днепра и готовились к переправе.
Таким образом, первая задача, которая ставилась перед десантникам, была выполнена без их участия. Им же теперь предстояло выполнить вторую задачу – вместе с наземными подразделениями удерживать плацдарм до переброски на западный берег Днепра основных сил фронта. Для выброски на правый берег Днепра подготовились три воздушно-десантные бригады – 1-я, 3-я и 5-я. Для удобства управления они были сведены в корпус. Его возглавил заместитель командующего ВДВ генерал И. И. Затевахин. В соответствии с планом предполагалось десантировать 10 000 человек.
Для их доставки к месту назначения от АДД привлекались практически все соединения, летающие на самолетах Ли-2, а именно: 5-й и 7-й авиакорпуса, 62-я авиадивизия 6-го авиакорпуса, а также 1-я авиационно-транспортная дивизия ГВФ под командованием генерал-майора авиации М. П. Казьмина. Для руководства и управления вышеперечисленные соединения были объединены в оперативную группу. Для управления ею был создан штаб, состоящий из начальника (генерал-майор авиации Н. Г. Хмелевский), одного оперативного работника (майор Чубаров), штурмана (подполковник С. Ф. Ушаков). Кроме них в состав штаба оперативной группы вошли представители отдела связи и тыла.
Привлекались и другие части ВВС. Авиационное прикрытие воздушного десанта поручалось 2-й воздушной армии генерал-полковника авиации А. С. Красовского. Координация всех привлекаемых авиационных сил была возложена на заместителя командующего АДД генерал-лейтенанта авиации Н. С. Скрипко. Соединениям АДД предстояло работать с Богодуховского и Лебединского аэроузлов. 53-й авиадивизии в составе 1-го и 23-го гвардейских авиаполков был определен полевой аэродром на территории совхоза имени К. Либкнехта. Сосредоточение авиасоединений на Лебединском и Богодуховском аэроузлах происходило в период 23 – 34 сентября. Для десантирования войск от 5-го авиакорпуса прибыло 68 самолетов, из них 16 от 23-го авиаполка.
К этому времени генерал Н. С. Скрипко получил от товарищей Юрьева (Жуков), Николаева (Ватутин) следующую задачу.
«1. Выбросить две десантные бригады в ночь на 24 сентября 1943 года. Район выброски по указанию тов. Капитохина.
2. Перед выброской АДД обрабатывает бомбардировкой район Куриловка, Ковали, Литвинец.
3. К началу выброски бомбардировщики АДД обрабатывают пункты Степанцы, Ржевец, Гамария, Поповка, Таганча»
Однако поставленную задачу в ночь на 24 сентября выполнить не удалось, так как к этому времени еще не прибыли эшелоны с горючим. Н. С. Скрипко писал: «Но тут возникла другая проблема: на аэродромах не было горючего, а где находятся транспорты с бензином – неизвестно. Я доложил об этом Жукову, сообщив последние сведения, что транспорты якобы уже перешли
на фронтовые железные дороги, и просил тыл фронта скорее подать их на наши аэродромы. Но дни проходят, а бензина все нет»
Здесь, в отношении «дни проходят», Николай Семенович немножко сгустил краски. Обратимся к документу: «Эшелон с бензином был подан с большим опозданием 24 сентября. Вместо 16.00 цистерны были доставлены на Лебединский аэроузел к 18.00, а на Богодуховский – к 20.30, что значительно усложнило заправку горючим самолетов на Лебединском аэроузле и частично сорвало последующие вылеты 5-го авиакорпуса, базировавшегося на Богодуховском аэроузле»
Днем 24 июня в Лебедин, в штаб оперативной группы, прибыли все командиры привлекаемых к операции соединений. Н. С. Скрипко дал им подробные указания по выполнению поставленной задачи. Кроме этого, в авиакорпуса ушел письменный боевой приказ № 1.
«Командирам 5-го и 7-го авиакорпусов.
1. В ночь на 25 сентября 1943 года оперативная группа АДД выбрасывает на парашютах десант (бойцов и груз) в районах Медведовка, Пни, Тулинцы, Грушево и Тростинец, Куриловка, Ковали, Литвинец (все пункты 6 – 26 км северо-западнее Канев). Бомбардировочная группа АДД до начала выброски десанта бомбардирует войска противника в районе выброски и наносит удар по прилегающим узлам дорог.
2. Напряжение: 7-й авиакорпус и 62-я авиадивизия – три вылета, 5-й авиакорпус и группа Казьмина – два вылета.
3. 7-му авиакорпусу, действуя с Лебединского аэроузла, в ночь на 25 сентября выбросить десант 2272 бойца и 406 мешков груза в районах Медведовка, Пни, Тулинцы, Потапцы, Грушево (16 – 26 км северо-западнее Канев).
4. 62-й авиадивизии, действуя с аэродрома Михайловка, в ночь на 25 сентября выбросить десант 1100 человек и 217 мешков груза в районах Медведовка, Пни, Тулинцы, Потапцы, Грушево (16 – 26 км северо-западнее Канев).
5. 5-му авиакорпусу, действуя с Богодуховского аэроузла, в ночь на 25 сентября выбросить десант 2540 человек и 517 мешков груза в районах Тростинец, Куриловка, Ковали, Литвинец (6 –10 км северо-западнее Канев).
6. Группа Казьмина, действуя с аэродромов Богодуховского аэроузла, в ночь на 25 сентября выбросить десант 750 бойцов и 100 мешков груза в районах Тростинец, Куриловка, Ковали, Литвинец (6 – 10 км северо-западнее Канев).
7. Время выброски первым рейсом: 7-й авиакорпус и 62-я авиадивизия – 20.25 – 21.35; 5-й авиакорпус и группа Казьмина: 20.20 – 22.00.
8. После возвращения с первого рейса – по готовности формирования групп в 10 – 15 человек на самолет для второго и третьего вылетов.
9. Для всех экипажей устанавливаю высоту над целью 500 метров по прибору с обязательным установлением на шкале давления 760 мм, независимо от фактического давления.
10. Светонаведение будет лично передано штурманом группы подполковником Ушаковым».
Кроме проблемы с горючим возникла еще одна трудность. О ней также рассказал Н. С. Скрипко: «В ту пору ночи стояли темные, безлунные. Вдруг возникшая густая дымка ухудшила видимость у земли. Целесообразно было отменить десантирование, перенести его на другое число, но Жуков еще вечером принял решение – выбрасывать десант. Спешно звоню с аэродрома на ВПУ Воронежского фронта и прошу соединить меня с ним. Из штаба отвечают, что Жуков вместе с Ватутиным уехал в войска. Приказа заместителя Верховного Главнокомандующего я отменить не мог – вылет состоялся в намеченные сроки».
Уже в процессе десантирования обнаружилась еще одна неприятность – советская разведка проморгала усиление немецкой группировки в районе бруклинского плацдарма. Еще в воздухе и экипажи и десантники были встречены сильным огнем из всех видов оружия, даже из автоматов и карабинов.
Из-за поздней подачи горючего 5-й авиакорпус не смог полностью выполнить задание. В первый вылет за Днепр смогло уйти 16 экипажей (все выполнили), во второй – только 11 (один не выполнил). Они десантировали 1052 человека и 156 мешков с грузом485. Таким образом, задание выполнили 26 экипажей.
Очевидно, что в таких условиях рассчитывать на успешное завершение десантной операции не было оснований. Она была приостановлена. В книге «Воздушно-десантные войска России» отмечено: «В архивных документах зафиксировано: передовой отряд самолетов с парашютистами 3-й бригады взлетел в 18.30. Вели их экипажи 101-го авиаполка АДД, которым командовала Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Два часа спустя стартовали самолетов с парашютистами 5-й бригады. За линией фронта было выброшено около 5000 человек и 660 парашютных контейнеров с боеприпасами и питанием. С аэродрома Смородино, с которого должны были десантировать 45-миллиметровые пушки, ни один самолет не смог взлететь в эту ночь из-за непогоды. Из-за отсутствия горючего для самолетов десантирование 5-й воздушно-десантной бригады к часу ночи 25 сентября было приостановлено… Таково было начало операции. Трудное начало. Десантирование войск было прекращено, и оставшиеся подразделения 5-й воздушно-десантной бригады и 1-я воздушнодесантная бригада были возвращены в постоянные пункты дислокации».
Рассмотрим кратко ход подготовки и выполнения задания на десантирование личным составом 23-го гвардейского авиаполка.
Утром 21 сентября командир 5-го авиакорпуса получил приказ командующего АДД: «В ночь с 22 на 23 сентября боевой работы не производить. Летному составу дать отдых. Силами технического состава немедленно организовать генеральную подготовку материальной части для выполнения воздушно-десантной операции на участке действий Воронежского фронта. В первой половине дня 23 сентября организовать перелет экипажей на аэродром Воскресенское и совхоз им. К. Либкнехта (район города Сумы). Перелет произвести скрытно. Задачу полкам и дивизиям довести только в части немедленной подготовки самолетов и предстоящего перелета на упомянутые аэродромы. О характере предполагаемой работы должен знать только узкий круг лиц».
В соответствии с приказом командующего АДД в 23-м авиаполку началась интенсивная подготовка материальной части к предстоящей боевой работе. Практически весь день инженерно-технический состав не уходил с аэродрома. На всех самолетах специалисты проверили оборудование, на ряде машин были заменены моторы. Глубокой ночью старший инженер В. И. Кухаренко доложил командиру авиаполка о готовности самолетного парка к перелету.
Для организации приема самолетов на выделенных аэродромах рано утром 23 сентября вылетела передовая команда 53-й авиадивизии. В нее вошли офицеры штаба соединения и представители авиаполков. Передовой команде предстояло подготовить и распределить между авиаполками стоянки самолетов, помещений для личного состава и штабов, подготовить к работе средства наземной радиосвязи, наладить работу пунктов питания. Кроме всего этого оперативной группе предстояло установить контакты с командованием десантников для проведения подготовительных мероприятий. К обеду все организационные вопросы были решены. Командиры авиаполков получили указания по перелету: для скрытности сосредоточения перелет каждому авиаполку произвести отдельно и поочередно; в авиаполках экипажам следовать в составе отрядов, используя зрительную связь; самолетным рациям работать на прием и только в исключительных случаях на передачу; подход к аэродрому производить на высоте 100 метров. К 17.00 23 сентября авиаполк в составе соединения перелетел на площадку совхоза имени К. Либкнехта. После перелета и размещения личного состава командование 53-й авиадивизии и входящих в нее авиаполков, не теряя ни минуты, приступило к согласованию своих действий с руководством авиадесантной бригады. На совместном совещании были выработаны основные и неотложные меры по взаимодействию. Они сводились к проведению следующих мероприятий.
1. С рассветом 24 сентября на всех самолетах нанести номера десантных групп и с 10.00 приступить к тренировке в посадке в самолеты парашютистов и погрузке боевых грузов.
2. Первый эшелон десанта принять на борт самолетов на стоянках. Для погрузки последующих эшелонов организовать специальные погрузочные площадки. 3. К 12.00 штабам авиадивизий и полков установить телефонную связь со штабом десантной бригады, местами сосредоточения десантных групп, стартами и пунктами управления погрузкой.
4. Личному составу десантной бригады и экипажам на память изучить специальную инструкцию по десантированию, о порядке погрузки и размещению десантников и грузов в самолете, об обязанностях членов экипажей и командиров десантных групп в полете, о командах, подаваемых экипажем перед выброской и в момент выброски, действиям десантников по этим командам.
К исходу дня 23 сентября штаб 23-го авиаполка получил все необходимые указания, связанные с подготовительными мероприятиями по выброске десанта. Дополнительно были продуманы и меры по защите аэродрома на случай налета немецкой авиации.
С утра 24 сентября личный состав авиаполка приступил к реализации выработанных накануне мероприятий по вопросам взаимодействия с десантниками и подготовке к выполнению задания. Особенно тщательно готовились штурманы. На картах крупного масштаба они подробно изучали район предстоящего десантирования, стараясь запомнить все особенности изгибов Днепра. Кроме этого, командование авиаполка организовало для летного состава несколько выступлений тех авиаторов, которые в феврале 1942 года были участниками Вяземской воздушно-десантной операции. Конечно, летчиков, активно участвовавших в ней, осталось мало. Кто-то погиб, кто-то ушел из части. Что же касается руководства авиаполка, то практически каждый, в той или иной роли, в ней участвовал. А. Г. Шамраеву, И. М. Трусову, В. А. Михайлову, А. И. Мосолову было что рассказать молодым летчикам из своего практического опыта.
В 16.00 из штаба 5-го авиакорпуса поступило указание, в котором были изложены основные требования приказа оперативной группы АДД. В нем авиаполку били четко указаны ориентиры захода на цель, отхода от нее после завершения выброски, сторона и время разворота для дальнейшего ухода на свою территорию. Вылет на задание в 18 часов 15 минут. Всем экипажам в 20.00 пройти уравнительный рубеж. Кроме этого, генерал И. В. Георгиев потребовал от экипажей четкого знания разбивки ночного старта и мест заруливания на старт и погрузочные площадки. В целях маскировки самолетными рациями в воздухе при полете к цели работать только на прием, на передачу только в исключительных случаях и после выполнения задания.
Руководителями полетов назначались командиры авиаполков. Вылетевший разведчик погоды в 18.00 донес сведения о ее фактическом состоянии в районе Днепра. Она была вполне благоприятной. В 19.00 Г. А. Шамраев начал выпускать экипажи на задание. На вылет полковой группы в 16 экипажей ушло 35 минут. А еще через сорок минут начали поступать первые донесения о десантировании. При пролете линии фронта самолеты обстреливались ружейно-пулеметным огнем противника. Несмотря на то, что абсолютное большинство экипажей впервые участвовало в подобной операции, задание выполнили все. Однако неприятностей избежать не удалось. После выполнения боевого задания на самолете командира корабля старшего лейтенанта Николаева отказал правый мотор, до своего аэродрома не дошли, сели на аэродроме Лебедин. Сброшено 18 человек и три мешка (один с перевязочными материалами, два – с минами).
В связи с прекращением десантной операции участие 53-й авиадивизии в ней оказалось кратковременным и весьма скромным. Еще более скромным оказалось участие в ней и 23-го авиаполка. 26 сентября генерал Н. С. Скрипко направил из Лебедина А. Е. Голованову шифротелеграмму следующего содержания: «В ночь на 25 сентября группа Нестерцева совершила 185 самолетовылетов и группа Георгиева – 102. Всего выброшено десанта 4869 человек (планировалось 6662) и 679 мест (по плану 1240).__ Группа Нестерцева основную задачу выполнила. Выброшено 3318 человек (план 3372) и 426 мест (план 623). 3-я воздушно-десантная бригада выброшена полностью в районе Медведовка, Пни, Тулинцы, Потапцы, Прушево (14 – 26 километров северо-западнее Канев).
Группа Георгиева выполнила задание на 50 %. Выброшено 1551 человек (план 3240) и 253 места (план 577) в районе Тростинец, Козинцев, Курилова, Ковали, Литвинец (4 – 10 километров северо-западнее Канева). Георгиев не выполнил полностью из-за позднего получения задания. Для действий в ночь на 26 февраля группа Нестерцева имеет заправку на два вылета, 53-я авиадивизия – на два и 54-я авиадивизия – на один вылет».
Вскоре в штаб АДД от Н. С. Скрипко поступили дополнительные сведения по итогам работы в ночь на 25 сентября. Всего группа АДД совершила 246 самолетовылетов. Сброшено 4749 бойцов, 646 мест и 9 раций. Группа Нестерцева совершила 194 вылета и сбросила с высоты 400 метров 3269 человек, 426 мест и 9 раций. Группа Георгиева совершила 102 вылета и сбросила с высоты 500 метров 1480 бойцов и 220 мест».
26 сентября начальник штаба АДД М. И. Шевелев направил генералу Н. С. Скрипко следующую шифротелеграмму: «Маршал авиации Голованов приказал:
1. Всем частям вернуться на свои аэродромы впредь до особого распоряжения.
2.Предупредить командиров 5-го и 7-го авиакорпусов, что в ночь на 28 сентября им будет поставлена боевая задача.
3. Оставить в вашем районе 20 Ли-2 для выполнения полетов к партизанам Украины. Руководит этой работой Хрущев. Груз имеется в Грайвороне. Там же должен находиться начальник Украинского штаба партизанского движения генерал Строкач. Желательно 20 Ли-2 для работы
на партизан выделить из 5-го авиакорпуса. Если непосильно, то из 7-го»490.
В связи с неудачей в деле проведения воздушной операции, командир авиакорпуса генерал-майор авиации И. В. Георгиев направил командующему АДД следующий документ.
«Несмотря на то, что подготовка к выполнению поставленной задачи началась за несколько дней до начала операции, она все же была проведена с недостатками.
1. Необеспеченность горючим прибывших частей авиакорпуса на аэродромы Воскресенское и совхоз им. Карла Либкнехта. К моменту прилета не был создан определенный запас горючего на операцию, вследствие чего для первого вылета приходилось переливать горючее из двух самолетов в один. Даже по прибытии горючего, в тот момент, когда началось выполнение операции, заправка самолетов тормозилась, так как имевшиеся заправочные средства не успевали подвозить горючее к самолетам от станций, находящихся в 8 – 12 километрах от аэродрома в условиях ночи.
2. Отсутствие тесного взаимодействия по проведению десантной операции между десантными частями, авиацией и тылами привело к тому, что одновременно с частями авиакорпуса на аэродром прибыли батальон авиационного обслуживания, зенитно-артиллерийский полк и
истребители прикрытия. Все это необходимо было произвести заранее.
3. Сигналы светонаведения, кроме того, что уточнялись вплоть до того времени, когда уже начался взлет, все же были выложены неудачно – треугольники из костров, дававшие направление на район выброски, сливались с большим количеством очагов пожаров и большей частью
экипажей не наблюдались. В дальнейшем десантные операции следует производить под единым командованием, которому подчинить на время операции десантные, авиационные части и тыл. От авиационных
частей иметь представителей в местах светонаведения».
По случаю прекращения Днепровской десантной операции над головой генерала Н. С. Скрипко сгустились тучи. А. Е. Голованов писал в своих мемуарах: «Эта десантная опера-ция не удалась. Командование фронта – Н. Ф. Ватутин и член Военного совета Н. С. Хрущев, а также представитель Ставки Г. К. Жуков послали телеграмму Сталину с предложением предать
суду исполнителей операции, в частности генерала Скрипко… Очень скоро был получен ответ Сталина на посланную телеграмму. Верховный указывал, что виновники действительно заслуживают наказания за неудачную и плохо организованную воздушно-десантную операцию, но главными организаторами этой операции Ставка считает лиц, пославших и подписавших телеграмму, а не непосредственных исполнителей, которые выполняли приказание старших. Еще раз и со всей полнотой из этой телеграммы было видно, что как при успехах, так и при неудачах главными ответчиками являются люди, принимающие те или иные решения и руководящие их проведением в жизнь».
Привожу содержание директивы Ставки по итогам Днепровской воздушно-десантной операции.
«Директива Ставки ВГК № 30213 командующему войсками
Воронежского фронта, представителю Ставки о причинах неудачи
воздушного десанта на Воронежском фронте и об изъятии воз-
душно-десантных бригад из подчинения командования фронта.
3 октября 1943 г. 01. ч 40 мин.
Констатирую, что первый воздушный десант, проведенный Воронежским фронтом 24 сентября, провалился, вызвав массовые ненужные жертвы. Произошло это не только по вине тов. Скрипко, но и по вине тов. Юрьева (псевдоним Г. К. Жукова) и тов. Ватутина, которые
должны были контролировать подготовку и организацию выброски десанта. Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории
сопряжена с большими опасностями. Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения
Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
И. СТАЛИН».
Таким образом, попытка возложить только на заместителя командующего АДД генерала Н. С. Скрипко ответственность за неудачу в проведении Днепровской воздушно-десантной операции не удалась. Из приведенных выше фактов, отражающих ее всестороннюю и тщательно продуманную подготовку, изложенную мною намеренно подробно, можно убедиться в том, что с авиационной стороны было сделано все, чтобы поставленную Ставкой задачу выполнить качественно и без неоправданных потерь.
После преждевременного завершения Днепровской воздушно-десантной операции 23-й авиаполк в составе соединения перебазировался на аэродром Лебедин и приступил к транспортной работе по обеспечению наступающих войск Воронежского фронта. Экипажи перевозили боеприпасы, горючее и техимущество на аэродромы Прилуки, Раковщина, Ивня, Грайворон, Красноград.
По причине плохой погоды в конце сентября и начале октября эта работа выполнялась в дневных условиях. Решая транспортные задачи, экипажи летали 29, 30 сентября, 1, 2, 3, 4 и 10 октября. В ночных же условиях из-за погодных условий выполнялись только специальные полеты.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 491
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #1 : 11 Сентября 2014, 14:46:54 »
Уважаемые коллеги!
Насколько помню, я уже отмечал на нашем Форуме, что действия транспортной авиации в этой операции были упомянуты в двух "специализированных" книгах по истории ГВФ военного периода, в том числе - в коллективной монографии "Мирные крылья в годы войны".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Алексей77

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 105
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #2 : 13 Сентября 2014, 18:59:48 »
Участник Днепровского десанта гвардии рядовой Леонид Жуков (3-я Гв. ВДБр.):
"Так вот про летчиков. Десантники и не только Днепровские их не любили. Более того ненавидели и открыто с ними враждовали и все крылатые пехотинцы. Если летчиков и встречали то подвергали жестокому избиению вплоть до калеченья и трибунала. И что тут можно сказать. Виноваты они и «каждому по делам его» сказано в священном писании что заслужили то и получили. Правда и летчиков понять можно. Я с одним разговаривал и он мне рассказывал, что им сказали это мол недолго. Два – три вылета сделаете и все получай награды. А мы никогда этим не занимались. Куда выбрасывать (какой квадрат на карте) отметили, сообщили нам что немцев там нет, а когда мы туда прибыли – там кругом зенитки, везде все горит, сказали это ориентиры горят, самолеты стали сбивать, а гибнуть ведь не хочется поэтому мы были вынуждены подняться выше и увеличить скорость, иначе не только бы нас сбили но и в месте с нами в самолете погибли десантники так как они не сумели бы выпрыгнуть из горящего самолета или разваливающегося в воздухе. Так они объясняли мы беседовали со многими и в чем – то они правы."
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 491
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #3 : 13 Сентября 2014, 20:10:23 »
Уважаемые коллеги!
Участник Днепровского десанта гвардии рядовой Леонид Жуков (3-я Гв. ВДБр.):
"Так вот про летчиков. Десантники и не только Днепровские их не любили. Более того ненавидели и открыто с ними враждовали и все крылатые пехотинцы".
Эта нелюбовь/вражда тянется с самого начала создания ВДВ и до настоящего времени. Застал и я её проявления во время срочной службы в авиации в середине 80-х. Причины того - и объективные, и субъективные. И одна из главных - взаимное непонимание специфики действий "другого рода войск". Писать об этом можно много, остановлюсь только на одном "непримиримом" её аспекте, а именно - ношения нагрудного значка-"парашютика" с числом прыжков (на подвеске к нему). Для десантника такой знак - особый предмет гордости (независимо от числа выполненных прыжков с парашютом), для лётчиков - ну, даже объяснить не могу... Получив свой "парашютик", я услышал следующее: "И, смотри, не надевай ни на "хэбэ", ни на "парадку!". На мой резонно-недоумённый вопрос услышал следующий ответ, который запомнил на всю жизнь: "Настоящий лётчик НИКОГДА по доброй воле не бросит свою гордую стальную птицу ради куска тряпки!". Как известно, все лётчики имеют обязательные прыжки с парашютом, но "парашютики" носят только единицы из них, ибо по ним (значкам) безошибочно определяются специалисты Парашютно-десантной службы ВВС, которые, как известно, являются авиаторами, но не лётчиками.
Вот такие вот "мысли по поводу"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 491
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #4 : 08 Октября 2014, 20:58:22 »
Уважаемые коллеги!
С месяц назад я здесь писал:

Насколько помню, я уже отмечал на нашем Форуме, что действия транспортной авиации в этой операции были упомянуты в двух "специализированных" книгах по истории ГВФ военного периода, в том числе - в коллективной монографии "Мирные крылья в годы войны".

К сегодняшнему вечеру мне удалось найти в своей "скромной домашней библиотеке" :) эту книгу и отыскать в ней то, что посвящено Днепровской ВДО. Так на страницах 145 - 146 мы читаем:
"В ходе развернувшихся боевых сражений осенью 1943 г. большое значение отводилось Днепровской воздушно-десантной операции советских войск, в осуществлении которой непосредственное участие приняли части ГВФ под общим командованием АДД. По замыслу Генштаба для успешного обеспечения форсирования Днепра сухопутными войсками предусматривалось вначале выбросить на его правый берег сильный воздушный десант (две воздушно-десантные бригады численностью до 10 тыс. человек)".

Далее в тексте идут большие цитаты сначала из С.М.Штеменко, а затем из И.И.Лисова, которые я здесь не привожу, а перехожу непосредственно к тому, что касается действий "мирных крыльев":

"Хотя операция не принесла в итоге нужных результатов, но личный состав ГВФ, принявший в ней непосредственное участие, достойно выполнил свой профессиональный и воинский долг. В дни подготовки и в ходе десантирования напряжённо работали штаб и командир 1-й АТД ГВФ генерал-майор авиации М.П.Казьмин, организуя обеспечение переброски воздушного десанта. Примеры высокого лётного и боевого мастерства показали многие экипажи и наземные авиаспециалисты. Образцово действовали экипажи командиров кораблей Ли-2 В.К.Терененко, К.Д.Бирюкова, В.Д.Александрова, И.И.Горбунова, В.Н.Назарова, Д.С.Езерского, А.А.Крюкова, И.И.Моисеева, Н.Д.Булавинцева, П.М.Михайлова, П.Т.Кашубы, А.С.Даниленко, В.Чубанова, В.А.Шипилова, Г.Д.Волкова ии других. Вылетая с интервалами 3 - 5 мин, с 20 - 30-ю десантниками на борту, несмотря на интенсивный  заградительный огонь зенитных средств противника и налёты его истребителей, они строго выдерживали боевой курс. Ответственное задание командования было выполнено, но обратно вернулись не все. Авиагруппа ГВФ не досчиталась многих отважных соколов. Были сбиты самолёты В.Н.Назарова, Н.Новценя, С.Мартынова, А.Крюкова. Два самолёта из-за выработки горючего произвели вынужденную посадку (экипажи В.Д.Александрова и К.Д.Бирюкова).
"Днепровская операция" вспоминается её участниками с особым смешанным чувством. И не только потому, что тогда не всё удалось. Операция была очень ответственной, опасной и скоротечной. Выполняя приказ Родины, экипажи летели буквально в огонь и пламень. Не случайно события тех дней вписались яркой, хотя и трагичной страницей в историю ГВФ".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Татьяна Калябина

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 441
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #5 : 27 Июня 2019, 10:32:21 »
     102-й авиационный полк дальнего действия ( в/ч п.п. 26212 , известен также как 102-й транспортный ап ДД). Входил в состав 1-й ад ДД (1 тад).
На вооружении 4 эскадрильи самолетов Ли-2 (в июле 1943 г. были получены три Си-47).
Формировался в Подмосковье с марта по 22.04.1942. Первый боевой вылет - 23.04.1942.
 
     В конце сентября 1943 г. полк перелетел на аэродром Михайловка (~ 10 км северо-западнее Лебедина) и участвовал в выброске десанта в район Каневского леса, который должен был отвлечь на себя силы противника и тем самым помочь войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра и захвате плацдарма в районе Канева. За три вылета в одну ночь на правый берег Днепра экипажами только 102-го полка было сделано 54 самолёто-вылета, выброшено в заданном районе 935 десантников и груза общим весом около 27 тонн.
 
     
     Информацией с сайта Авиаторы Второй мировой:  http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd102.php  поделился Болдинский Геннадий Васильевич.

« Последнее редактирование: 05 Июня 2020, 18:56:15 от Татьяна Калябина »
Записан

Татьяна Калябина

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 441
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #6 : 30 Сентября 2019, 18:51:49 »
     В книге ЖИРОХОВа Михаила Александровича "Большое небо дальней авиации"
   

             

                   (http://militera.lib.ru/h/zhirohov_ma06/index.html)


в главе ГОД КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА: 1943  -  есть фрагмент посвященный проведению Днепровской воздушно-десантной операции:

     В сентябре 1943 года авиация дальнего действия приняла участие в Букринской воздушно-десантной операции, целью которой было обеспечение захвата плацдармов на правом берегу Днепра и беспрепятственной переправы через реку войск, наступавших на Киев. К операции были привлечены полки Ли-2 из 5, 6 и 7-го авиакорпусов дальнего действия, а также из 1-й транспортной авиадивизии ГВФ.

     Однако из-за организационных недоработок, наложившихся на внезапно ухудшившуюся погоду (район высадки в ночь на 25 сентября накрыло густым туманом), операция оказалась практически сорванной.

     Поскольку группа обеспечения (предусмотренная первоначальным планом) выброшена не была, с земли район выброски десанта никто не обозначал. Штурманы транспортных самолетов ориентировались по рельефу местности — в первую очередь по хорошо заметной в темноте серебряной ленте Днепра, — а также по вспышкам выстрелов на земле и огням горящих деревень, отмечавших линию фронта. В итоге парашютисты были рассеяны по очень большой площади, часть десантников была выброшена непосредственно на немецкие окопы, причем руководство десантного соединения было выброшено в Днепр.

     Опыт Букринского десанта показал, что пилоты дальней и транспортной авиации не имеют никакого опыта сбрасывания парашютистов. Ссылаясь на сильный огонь зенитной артиллерии, они осуществляли выброску с высоты порядка 2000 м вместо 600—700 м по нормативам. К тому же высадка производилась на чересчур высокой скорости — около 200 км/ч.


     

     Автор не упомянул о катастрофической недооценке авторами десанта обстановки в районе выброски (десантировали, когда уже было поздно) и о переоценке реальной грузоподъёмности самолётов, о проблемах с авиационным топливом ...(Болдинский Геннадий Васильевич)
« Последнее редактирование: 05 Июня 2020, 18:57:11 от Татьяна Калябина »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 491
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Авиаторы в Днепровской ВДО
« Reply #7 : 27 Мая 2020, 16:09:42 »
Уважаемые коллеги!
Немецкие фото одно из потерянных в ходе Днепровской воздушно десантной операции советских военно-транспортных самолётов ПС-84, разрушившегося и почти полностью выгоревшего после вынужденной посадки на украинской земле:





Разрушения характерны именного для этого типа военно-транспортных машин: при вынужденной посадке на грунт "на брюхо" хвостовая часть отлетает и остаётся целой, в то время, как носовая выгорает полностью за исключением обоих авиационных моторов...

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »