Форум Поисковых Движений

IV-Судьбы солдатские => 17х-Погибшие и похороненные на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии => IV-Судьбы солдатские => Русский авиационный корпус => Тема начата: group9may от 01 Февраля 2013, 14:11:44



Название: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 01 Февраля 2013, 14:11:44
Сегодня получил письмо с подробным рассказом о жизни Саркисова А.Т. Огромное спасибо Размику Гаспаряну - директору Музея авиации Армении.
После обработки материала все будет представлено на общее рассмотрение.


Саркисов Арменак – родился 25.11.1895 в Варшаве, русский (армянин), проживал: Тифлисская губерния, Сигнах, курсант Русского авиационного корпуса, получил свидетельство на право пилотирования «Де Хэвилленд-Биплан» в Военной школе в Оксфорде 14.06.1917

(http://s005.radikal.ru/i210/1108/1b/5a81d1fe17e0.jpg)

(http://s51.radikal.ru/i133/1108/00/c0e5412465f9.jpg)

.... Мы склоняем головы перед авиаторами того времени, в их числе Саркисов Арменак Тигранович, Слепян Александр Сергеевич, Манучаров Тевос Александрович, Манучарянц Апкар Саркисович, Худяков Сергей Александрович (он же Ханферянц Арменак Артемович)последние трое из Нагорного Карабаха...
http://www.pseudology.org/colonels/Manucharov_AA.htm


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 01 Февраля 2013, 21:38:07
Сарркисов Арменак Тигранович родился в многодетной семье крестьянина Саркисова Тиграна Захаровича в Сигнахи в 1895 году.
В 1912 году он закончил местную школу  и по решению отца, бы отправлен в Варшаву, с целью получения высшего образования. Вот откуда, в учетной карточке Саркисова, есть запись – родился в Варшаве. Что, на данный момент, является явной ошибкой. В Варшаве, Арменак закончил бухгалтерские курсы и, помимо обучения, работал на фанерной фабрике, чтобы как-нибудь свести концы с концами, так как присылаемых денег из дома явно не хватало.

В мае 1915 года Саркисов был вызван в Сигнах и мобилизован на действительную военную службу. Благодаря физическим данным он был определен  в первый лейб-гвардии Псковский кавалерийский полк рядовым солдатом. Способности к языкам и самообразованию позволили ему в скором времени стать персональным переводчиком для одного из офицеров полка. Действительно, в этом была большая необходимость, так как большое количество новобранцев были выходцы из Армении и Грузии.
После 5-ти месячной службы в Псковском полку, благодаря тому, что Саркисов хорошо знал русский, польский, армянский, грузинский и турецкий языки, его направили в школу прапорщиков.  В мае 1916 года краткосрочные курсы прапорщиков были завершены, и Арменак Саркисов был назначен командиром взвода маршевой роты. Здесь хотелось бы сделать маленькую пометку – на всех известных фотографиях Арменака Саркисова, в его момент пребывания в Русском авиационном корпусе в Англии, он не изображен в погонах прапорщика – ФР.  В этом же году, он добивается направления в Петроградский Политехнический институт на летные курсы, которые оканчивает в январе 1917 года.
Далее происходит событие, о котором мы уже говорим несколько лет, а именно учеба в Англии. Останавливаться на эпизодах которой я теперь не стану.

29 сентября 1917 года курсы были окончены, и Саркисов получает звание военного летчика. Опять маленькое уточнение. Следует обратить внимание на даты окончания учебы и получения «первоначального» сертификата. 14 июня 1917 года Арменак завершил именно подготовительные курсы и получил диплом пилота, но не военного. В ходе исследования, на примере других летчиков, было установлено, что «сертификаты» это лишь первый шаг к карьере военного пилота. Вся группа кадетов прошла через несколько этапов подготовки. Их можно было бы описать так: отбор – обучение – шлифовка. Только лишь после прохождения этапа «шлифовки» курсанты получали звание «Военного летчика», а происходило это к осени 1917 года, не ранее. – РФ.
Осенью 1917 года произошло следующее важное событие, которое открывает занавес тайны в биографиях наших кадетов. Как указывает автор работы, в момент, когда курсанты еще находились в Англии, Временное правительство закупает в Италии несколько десятков самолетов «Капрони», для перегонки которых были отобраны именно наши новоиспеченные пилоты. В чем состоит «интересный» момент? В том, что осенью 1917 года далеко не все кадеты отправились домой! То есть, А.Саркисов, И.Нузберг, М.Тарачков, И.Захарченко, А.Кузьмин, И.Егоров в мгновение ока сменили английские летные «парты» на итальянские. Руководителем «итальянской экспедиции» был назначен капитан Моисеенко. На момент свершения Великой Октябрьской революции выше перечисленные летчики находились в Италии, изучая новые для них «Капрони» и маршруты полета в родную Россию. Отойдя немного в сторону, хочу напомнить, что Тарачков уже «светился» в наших поисках. А именно – как раз из Италии в американский порт прибыл в 1957 году Михаил Михайлович Тарачков, который после скитаний по Европе обосновался в Риме.
С приходом к власти в России ленинского правительства, естественно, все договоренности между ВП и Италией были приостановлены или даже прекращены. Группа пилотов в прямом смысле зависла в воздухе. Куда лететь? Итальянцы всячески тормозили ход развития событий, а, в конце концов не дав самолетов, отправило группу в Париж. Спасибо представителю Военной миссии в Париже Игнатьеву, который взял на себя решение вопроса о судьбе русских летчиков и направил их обратно в Лондон. В свою очередь, уже представитель Советской России М.М.Литвинов, открыл им дверь в Новую страну.

Чтобы не упустить хронологию, подведем итог данному этапу. 29 сентября 1917 Саркисов завершил обучение в Англии. До октября-ноября 1917 года находился в Италии. В апреле 1918 года – Петроград. Как пишет автор книги, в Петрограде Арменак Саркисов был зачислен в в один из социалистических отрядов. За май-июнь он налетал в нем около 60-ти часов.  После этого – переведен в Москву на пост командира летной части в авиаотряд «Возбум». В конце лета – начале осени  1918 года его вызывают в Москву, где формируется 1-я смоленская авиагруппа, большинством своим состоящая из бывших «английских» курсантов. Командиром авиагруппы бы назначен военный летчик Кузнецов В.К. (есть предположение, что он тоже учился в Англии – ФР), командирами отрядов 1-2-3 соответственно Кузьмин Василий Кузьмич, Егоров И.И., Саркисов Арменак Тигранович.
В подробности боевых действий в районе Царицына, куда была направлена данная авиагруппа, я не буду вдаваться, так как это не является целью исследования. Остановимся на датах и конкретных событиях, связанных именно с нашими летчиками.
Октябрь 1918 года. «В боях в интересах 10-й армии в сентябре и первой половине октября Саркисов совершил около 40-ка боевых вылетов на разведку и штурмовку конницы врага и налетал более 90 часов. Каждый вылет имел продолжительность более 2-х часов». Саркисов награжден командующим воздушными силами Юга денежной премией. В телефонограмме того времени начальнику авиации 8-й армии о направлении двух экипажей в район Бутурлиновка, Лозовая, Хреновая, Бобров, Лиски упоминается не только Саркисов, но и его сослуживец по Англии Черноусов, информации о котором до сего дня было очень мало.

Ноябрь 1918 года. Саркисов и его группа поддерживают боевые действия 8-й армии.
28 января 1919 года. Саркисов, как опытный организатор, был переведен на царицынский фронт в качестве командира 16-го (Царицынского) авиаотряда. До 10 февраля 1919 года отряд действовал в интересах 10-й армии. Действовал в районе  Нижне-Чирской, Котельниково, Ремонтная, Белая-Калитва. Саркисов отмечал наиболее отважных летчиков – Рыкова, Демидова и Нузберга, бывшего в то время парторгом отряда (!).
Опять отступление. В книге, статью из которой я сейчас описываю, на странице 50 есть фотография. Подпись по ней гласит: «командир 16-го авиаотряда А.Т.Саркисов и летчик И.И.Нузберг». К сожалению ее качество обещает быть лучшим. Но, тем не менее, со 100%-й уверенностью можно сказать, что оба облачены в форму английской армии. Это ни в коей мере не ставит под сомнение их службу в КА, а наоборот, доказывает то, что оба долгое время находились в Англии. Где выполняли задания Временного правительства, а по истечении срока годности форменной одежды, были облачены в английскую. Уверен, не без посредничества Правительственного комитета или Комиссии по ликвидации. Фото можно датировать мартом 1918 года.

14 мая 1919 года. Саркисов и 16-й авиаотряд уже на Донбассе.  21 мая Саркисов отличается при бомбежке станции Купрянск и Лисичанск. За боевые заслуги в этот период военных действий он награжден золотыми часами от Военного совета армии. Лето 1919 года – болезнь, тиф. Лечение в Саратове.

Сентябрь 1919 года. 10-я армия входит в состав Юго-Восточного фронта. Саркисов возвращается в свой отряд и по своей воле зачислен в него рядовым летчиком. Летал на «Сопвич» под номером 8759, налетав на нем более 62-х часов. Как утверждает автор, его «Сопвич», был вооружен 7-ю пулеметами. (!? – ФР). Также автор упоминает, что в боях с кавалерией противника особо отличились военные летчики Нузберг, П.А.Архимович, А.Е Россов (НАШ), С.П.Черноусов (НАШ, хотя в сертификационной карте указаны инициалы – С.Т.).
16 января 1920 года. Юго-Восточный фронт переименован в Кавказский. Командующим назначен М.Н.Тухачевский. 16-й авиаотряд остается в его составе. Часто Саркисову приходилось отчитываться напрямую Тухачевскому, в присутствии . . . самого Орджоникидзе, который давал последнему ценные советы и указания.

Не позднее 20 февраля 1920 года Саркисов был направлен в Таганрогский авиаотряд Лебедева.
26 мая 1920 года 16-й авиаотряд переброшен на Украину для действий против Врангеля в составе 13-й армии. С конца мая 1920 года, группа Саркисова вливается в состав Правобережной авиагруппы. (Не помню, чтобы Спатарель упоминал о Саркисове – ФР). 7-8-го июня на «своем изношенном «Ньюпорте» вступил в бой с английским «DH9» - чем закончился бой, автор почему-то не указывает.
На странице 58 книги автор указывает на прямую речь Саркисова, касательно бомбардировки деревни Семеновка и хутора Михайловская: «До этого ни один из нас не имел ни одного ночного полета». Я просто отмечаю этот момент, не имея никакой доказательной базы, подтверждающей обратное. Но, но, но. Пусть исследователи, поопытнее меня это объяснят. Я все же смею предположить, что «англичане» имели опыты ночных полетов.
Август 1920 года. 16-й отряд возвращается на фронт после отдыха и ремонта лет-тех-состава. Сарскисов снова в строю и при выполнении. Отряд работает по Крымскому полуострову. Бомбежки Севастополя, Евпатории и Ялты. (Юрий Александрович де Ладвез находится именно там !!!, а Воллович уже погиб в Одессе – ФР).
Октябрь 1920 года. 16-й авиаотряд переведен в Центральную авиагруппу. 25 числа сего месяца «последний оставшийся самолет 16-го авиаотряда был переведен в соседний отряд, а личный состав в эшелонах отправлен в Москву для переформирования. Саркисов переведен в 22-й авиаотряд».
«После разгрома Врангеля и освобождения Крыма (бомбить последние корабли которого летал Вениамин Рябов, и на которых спасался де Ладвез) Саркисова отозвали в Москву и в июня 1921 года назначили летчиком 1-го Азербайджанского авиационного отряда, где командиром был Лукяндин…» (Лукяндин??? , а не НАШ ли ЛУКАНИДИН – ФР).

В 1923 году, по указу Наркома Обороны, в связи с сокращением вооруженных сил страны, Грузинская, Армянская и Азербайджанская авиаэскадрилии были объединены в 47-й авиационный отряд. Место базирования – Тбилиси.» (Напомню - Чучин!!!)
Конец 1923.  Арменак Тигранович Саркисов уволен в запас.
«В период Великой Отечественной войны А.Саркисов был вновь призван защищать Родину. Его назначили помощником начальника материально-технического склада по обеспечению моторами, запасными частями, вооружением и боеприпасами авиаподразделения». Службу проходил Арменах Саркисов (май 1942 года) на Краснодарском аэродроме.

На момент написания книги, Саркисов Арменак Тигранович еще был здоров и полон сил. К сожалению, нет данных когда покинул нас летчик Саркисов, об этом в книге не сказано.

Давайте об этом просто помнить. Как помнить о всех воинах нашей страны.

Эх, подниму…
Роман Фирсов




Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 01 Февраля 2013, 22:01:04
(http://i.pixs.ru/storage/6/4/1/SarkisovNu_4457673_6991641.jpg) (http://pixs.ru/?r=6991641)


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 02 Февраля 2013, 12:05:14
Летчики 16-го авиаотряда. Саркисов в центре под мотором.

(http://i.pixs.ru/storage/1/2/9/Sarkisov16_4416384_6995129.jpg) (http://pixs.ru/?r=6995129)


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 17 Февраля 2013, 13:29:52
Данные по книги:

Хачатур Петросянц. "В рядах советских авиаторов". 1969.


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 17 Февраля 2013, 20:43:25
Уважаемый Размик Гаспарян, директор музея авиации Армении, указывает, что "до 20-х годов 80 армян становились воздухоплавателями, пилотами во Франции, Германии, Англии, России. среди них - Константин Арцеулов".


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 17 Февраля 2013, 23:15:53
Уважаемый Константин Борисович. Это моя ошибка. В спешке написал не так. Гаспарян все написал правильно.


Название: Re: РАКвА. Саркисов Арменак Тигранович.
Отправлено: group9may от 23 Февраля 2013, 15:47:24
Очень приятное сообщение на Одноклассниках:



Георгий (Эрик) Саркисов

Мой дед - Саркисов Вартан Тигранович родился в г.Сигнахи  в эти годы..Я не уверен, но мне кажется, что Арменак был его родным братом - из детства помню, что это имя часто произносилось в нашей семье..

Прочитал до конца всю заметку! Теперь я уверен, что Арменак родной брат моего деда Вартана..Очень часто дедушка рассказывал о брате-лётчике, и о Польше..У нас в Тбилиси - во дворе до сих пор стоит алюминиевый авиационный бак, который дед приспособил для сбора воды и для полива..Деда не стало в 1981 году - ему тогда был 81 год..

Дед весь светился гордостью, когда показывал нам ту самую книгу, о которой вы, Роман, говорите..