Ф.29, оп.11, д.1
Лист 24:
Постоянного состава
Военной Авiационной Школы
Военный Летчикъ Мадрах
25/12 Февраля 1918
№ 183
В Коллегiю Уфлота Россiйской Республики
Раппорт
При сем представляю заключение о штате 1-ой Социалистической Народной Школы Авiации.
Основание: Надпись т.Строева
Приложение – Заключение, штат и табель
Военный Летчикъ Мадрах
Листы 25, 25об., 26:
Заключенiе
О штабе 1-й Социалистической Народной школы Авиации, представленном Начальником школы Авиации военного времени Всероссийского Аэро-клуба.
Представляемый проект штата Школы Авиации видимо не предусматривает какой-либо специализации ея. Проект следует признать недостаточно разработанным.
1) Самая важная – полетная часть стоит на втором плане; неизвестно кто ведает всеми практическими занятиями; совершенно отсутствуют мотористы обслуживающие самолеты; все специалисты и чернорабочие скрываются повидимому под общим названием «Строевая команда».
2) Техническая часть – нет лица заведующего технической отчетностью, нет лица заведующего мастерскими, неизвестно кто ведает Аэродромом и парком.
3) Хозяйственная часть – разработана излишне подробно и поставлена впереди теоретической учебной. Следует установить, что с переходом на вольнонаемный труд является излишним вводить в штат поваров, сапожников и др. не относящихся к делу Авиации ремесленников.
4) Совершенно отсутствует «положение о Школе», так что судить подробнее о соответствии Штата и поставленным Школе задачам не является возможным.
5) Метеорологическая станция и другие вспомогательные учреждения отсутствуют.
6) Теоретический курс должен быть вовсе выделен и проводиться в Общей Школе подготовки Летчиков.
7) Денежные отпуски должны получить общую для всех школ разработку – включая как специальные отпуски на ведение практических занятий, так и нормы оплаты труда.
Военный Летчикъ Мадрах
Лист 27:
Корпусному организатору и инструктору 1-го корпуса РККА тов.Потапову
Согласно сношенiя /на обороте сего/ Нач. 1-ой Социалист. Народной Школы от 18-го февраля № 265, представляю при сем проэкт штата названной школы, для утверждения такового.
Приложение: проект.
«» Февраля 1918
Комиссар-инструктор по авiацiи
Оперативного Отдела при Штабе П.В.О.
Военный летчик Можин?
Помощн. Инструктора по авиации
Военный летчик Раденко.
Листы 28, 28об., 29
Проектъ Штата 1-ой Социалистической Народной школы авиации.
Выписки:
Начальник школы военный летчик – 1
Помощник по хозяйственной и технической части – 2
Моторная мастерская:
Гномъ:
Мотористов – 2
Помощников – 6
Инструкторов летчиков – 8
Преподавателей теории:
По авиационному делу – 1
По моторному - // - 1
По фотографии – 1 (он же заведующий фотографическим кабинетом)
По аэродинамике и сопротивлению материалов – 1
Начальник Школы Военный Летчик
?
Лист 31:
Расчетъ суммы потребных на содержание 1-й Социалистической Народной школы Авиации
1. На техническое содержание школы, как то: покупка горючего материала, запасных частей, ремонт моторов и аппаратов, ангара, мастерских и помещений команды, приобретение специальной одежды, ремонт зданий мастерских, ангаров и проч. Помещений, а также содержания в прядке аэродрома и проч. Непредвиденные расходы, считая на каждого поступившего в школу ученика по ТРИ тысячи рублей. 3880 х 50: 150000
2. На удовлетворение личного состава содержанием, согласно проекта школы на три месяца по 42000 руб. в м-ц: 126000
3. Итого: 276000
Начальник школы военный летчик ?
Делопроизводитель ?
Председатель школьного комитета ?
Круглая синяя печать: в центре «Комитетъ», КОМАНДЫ ШКОЛЫ АВIАЦIИ ВСЕРОС. АЭРОКЛУБА.
Лист 34 с об:
Во Всероссийскую Коллегию по Управлению Воздушным Флотом
Российская Федеративная Советская Республика
Штамп:
М.В.
Докладъ
По Управленiю Военнаго Воздушнаго Флота
Учебный Отдел.
«3» мая 1918
№ 90627
Петроград Москва
Отпуск
Приложением к приказу Всероссийской Коллегии от 15 марта с/г. за № 19, утвержденным приказом Народного Комиссариата по Военным Делам за № 215, инструктора школ за каждый час своего полета получают 15 руб.
В настоящее время в Учебный Отдел поступают сведения, что подобная оплата труда не только создала неодинаковую для всех обучающих оценку его, но и оказала вредное влияние на дело обучения. Инструктора, ведущие первоначальное обучение и летающие с учеником в качестве пассажира, имеют возможность вылетать до 3-4 часов в день, т.е. получают добавочное жалование до 60 р. в день. Инструктора, наблюдающие за тренировкой самостоятельно летающих учеников, совершенно по этому приказу не смогут получить залетных денег, если вместо выполнения своей прямой обязанности по наблюдению за тренировкой учеников на станут залетывать часы сами в ущерб этому наблюдению.
Инструктора школы высшего пилотажа учат летчика рассказом и показом эволюций в воздухе, но более ½ - 1 ч. В день налетать не смогут, если не будут в ущерб делу проводить без надобности время в воздухе.
Помимо вышеизложенного на почве залетывания денег создается нездоровый спорт, кто больше налетает, независимо от того нужно это для дела или нет.
Учебный Отдел полагает необходимым изменить приказ Коллегии № 19 и назначить лицам, обучающим летному делу в школах и имеющим звание «военного летчика» добавочное вознаграждение в 300 р. в месяц; причем выдавать его только в том случае если данное лицо действительно совершает полеты.
Вр.и.д. Начальник Учебного Отдела
Военный Летчик
Лист 36 с об:
В
Российская Федеративная Советская Республика
Штамп:
М.В.
Главное Управленiе Военнаго Воздушнаго Флота
Учебный Отдел.
«11» июня 1918
№ 90858
Петроград Москва
Начальнику Главного Управления Военного Воздушного Флота
В существующих авиашколах ученики, обучаемые полетам, проходят и курс теории. Учебный Отдел признает подобное положение ненормальным, т.к. назначение школ – давать практическую подготовку, а отнюдь не теоретическую. В полетные дни ученики должны быть на полетах, в неполетные – работать в мастерских.
Способ предварительного прохождения теории: за 3 месяца до допущения к полетам, как принято в Гатчинской школе – должно быть отвергнуто по следующим причинам: отсутствия в школах необходимого научного персонала для ведения теоретических занятий, необходимости иметь во всех колах оборудованных классные помещения, что создает громоздкость организации и увеличивает штат каждой школы, и наконец, ведение теоретических занятий отвлекает инструкторов и другие силы авиашкол от их главного назначения – ведения практических занятий, вследствие чего уменьшается продуктивность школы и увеличиваются расходы.
Всероссийский авиасъезд, состоявшийся в июле 1917 года, также обратил внимание на ненормальность прохождения теории в школах и рекомендовал выделить теорию из школ в особые курсы.
Исходя из вышеизложенного, Учебный Отдел полагал бы необходимым создать «Центральные теоретические авиакурсы».
Угодно ли будет согласиться с вышеприведенными соображениями и, в утвердительном случае отдать соответствующие распоряжения, или же дать по сему делу иные указания.
Вр.и.д. Начальника Учебного Отдела, Военный Летчик Гавинъ
Помощник Начальника Отдела, Военный Летчик ?
Лист 37:
… «» июля 1918 Начальник школы Авиации Моск. О-ва Воздух. Военный Летчик ?
Лист 38:
Начальнику школа авiацiи Московскаго общества воздухоплаванiя «29 июня» 1918 Т.Бейм?
Листы 42, 42об., 43:
Учебный Отдел
«17?» июля 1918 № 91079
Отпуск
Начальнику Главного Управления
Заключение по раппорту Военного Летчика Соловьева о создании Школы тяжелой Авиации
Затронутый военным летчиком Соловьевым вопрос о создании отдельной специальной школы для подготовки личного состава воздушных кораблей еще в конце 1917 г. был предложен на рассмотрение работавшей тогда при Управлении Военного Воздушного Флота Комиссии по пересмотру программ реорганизации авиационных школ и курсов. Докладчиком являлся представитель Эскадры Воздушных Кораблей Воздушный Летчик Нижевский.
Определенного решения по нему Комиссия, однако, так и не вынесла, органичившись лишь общими пожеланиями о необходимости создания такой школы.
Учебный Отдел полагает, что для всестороннего рассмотрения вопроса по технической, учебной и строевой сторон было бы желательно сформировать особую комиссию из представителей Тяжелой авиации и отделов ГВВВФ – оперативного, учебного и снабжения. Осуществление же проекта Военного Летчика Соловьева теперь, до создания указанной комиссии, Учебный Отдел признает нецелесообразным по нижеследующим причинам:
1/ Корпусной аэродром в Петрограде, находившийся ранее в пользовании Гатчинской авиационной школы, мало пригоден для работы школы – отсутствие хороших подходов, незначительные размеры площади его – все это делает возможным пользование им лишь для опытных летчиков, но никак для учеников.
2/ Общая недостаточность в моторах и самолетах, могущих быть использованными в авиашколах, заставляет быть особенно осторожным при нарядах моторов и самолетов во вновь открываемую школу тяжелой авиации.
3/ Создание школы временной, хотя бы и небольшой, с неопределенными и постоянно меняющимися штатом и табелью, все же потребует отпуска определенных денежных средств, не предусмотренных сметой Управления на 1918 г., что неминуемо повлечет за собой излишнюю переписку об ассигновании этих средств и нарушит общий план работы Финансового отдела.
4/ Создание авиационной школы в Петрограде после эвакуации из Петроградского района 2-х авиашкол и парка-склада – нелогично.
Вр.и.д. Начальника Отдела, Летчик-Наблюдатель Костоусев
Вр.и.д. Столоначальника, Летчик-Наблюдатель Левш?
Лист 44 с об., 58:
Вх. 996
Учебный Отдел
«20 или 30» июля 1918
№ 91119
На № 1172
Отпуск
Начальнику 1-й Народной Социалистической авиационной Школы /г.Казань, уг. Ул.Гоголя и Красной, д.Троицкой/
Временно, впредь до утверждения штата школы летчиков-разведчиков и образования ея путем слияния вверенной вам школы с Московской авиационной надлежит руководствоваться нижеследующим:
1/ 1-я Народная социалистическая авиационная Школа располагается в Казани, как отдел Московской авиашколы, при котором чины ея состоят на денежном довольствии
2/ Начальнику Московской авиашколы представляется право контроля и наблюдения за деятельностью школы, как отделения Московской авиашколы.
3/ По отверждении штата единой школы надлежит существовать по тому наличному составу служащих, который налицо.
4/ Школа, находясь в Казани, в смысле общего наблюдения за ней, подчиняется непосредственно Уполномоченному Главоздухфлота инж. Айпъ.
5/ Временное исполнение обязанностей Начальника школы возлагается на военного летчика Андреева
7/ Занятия с оставленными в школе учениками должны быть возобновлены в возможно кратчайший срок; обо всех окончивших школу, с указанием на каком самолете телеграфно доносить в Главоздухфлот и в копии Начальника Московской Авиашколы.
7/ прием новых учеников без ведома и разрешения Главоздухфлота не производить.
Средства потребные на дополнительные расходы, связанные с эвакуацией и разгрузкой имущества в г.Казани, испрашиваются и будут переведены дополнительно.
П.п. ? Начальник Главного Управления
Инженер-Механик Солпов ?
Комиссар и Член Совета
Военный Летчик АКошев ?
Листы 45, 45 об., 57:
Штамп:
Петроградская 1-ая Народная Социалистическая Школа Авiацiи
«11» июля 1918
№ 1172
Начальнику Главного Управления РККВФ
Рапорт
Согласно Вашего приказания и Начальника Учебного Отдела от 3-го июня с.г. ха № 90775/1052 мною принято временное исполнение обязанностей должности Начальника Петроградской Авиашколы с 5 июня 1918 года. Все те принципиальные задания лежащие на моей обязанности и Ваши приказания доведены до желательного конца.
Вследствие эвакуации и новых начал Школы Вами было предписано свести существующий штат Школы до минимума. Сообразуясь с Вашим сношением со мною совместно с Комиссаром Школы Сатуниным было обращено строгое внимание на технический персонал, предусматривая в этом необходимых и опытных механиков, выдающихся и способных учеников и лиц исполняющих текущие дела Школы.
Из числа прежнего личного и переменного состава Школы 188 человек было сокращено до 55 человек.
Уволенные служащие были разчислены нес уплатой 1 ½ месячного содержания вперед, а по день увольнения со службы: т.е. с 16 июня включительно.
1-й эшелон Школы находится в данное время в Казани о чем я Вас своевременно уведомил, 2-ой и последний эшелон Школы в составе 41-го вагона+ в настоящее время находится на Товарной станции Москва, Ник.жел.дор. Дальнейшее продвижение эшелона по назначению, задерживается Железно-Дорожной Администрацией в виду того, что ст.Казань заполнена военными грузами.
Мною были приняты все зависящие меры к скорейшему продвижению эшелона по назначению, но по обстоятельствам времени осталось тщетным.
По прибытие на место будет приступлено к незамедлительной разгрузке и спешного устройства и оборудования школы.
Но так как Школа не имеет утвержденного определенного штата и не была внесена в штаты школ, что крайне вредно отзывалось на существовании Школы. Находясь в Петрограде данная Школа финансировалась и довольствовалась в местных районных Штабах Красной Армии, а по выбытии Школы из Петрограда конъюнктура создалась для нее крайне неопределенна и запутана.
1. Школа не знает как ей существовать;
2. Каковые ея в ближайшее время задачи;
3. Откуда будет получать финансирование и техническое питание;
4. Какой ея будет штат;
5. И Кто будет управлять Школою.
Все эти вопросы необходимо решить по возможности быстро, положительно и определенно, а иначе плодотворная и созидательная работа невозможна.
За время моего управления Школою в течение одного месяца пришлось производить эвакуацию в крайне тяжелых условиях, не имея средств на эвакуацию пришлось пришлось прибегнуть к временному авансированию к Окружной Петроградской Коллегии, которая отпустила из своих ресурс специальную сумму в 7.000 рублей для покрытия расходов на эвакуацию школы.
Все такие крупные невзгоды постигавшие Школу в Петрограде, крайне усугубляли ея продуктивность и прямые неотложные цели.
Изложенные мною больные вопросы Школы, убедительно прошу разрешить и дать Ваши решительные директивы. Тогда только возможно спокойно и продуктивно работать на пользу нашей дорогой Авиации.
Со своей стороны, для успешной Вр.и.д. Начальника Отдела, Летчик-Наблюдатель Костоусев
Организации Школы на новых началах я предполагал бы немедленно назначить постоянного Начальника Школы с большим опытом военного летчика, опытного в строительстве и организации как-то: Модраха или Ивкова, который из оставшихся чинов 1-ой Народной Петроградской Авиашколы и чинов Московской Школы сосздал теперь-же основное ядро и заложил фундамент новой Школы разведчиков. Вокруг которой могли базироваться все начинания. А в это время Московская Школа была филиальна по отношению к Главной Казанской Разведочной Школы, и могла пользовать, полетный сезон, а когда будет выполнена подготовительная работа по реорганизации Школы в Казани тогда уже будет возможен перевод Московской Школы. Этим этапом дает более быстрое устройство новой разведочной школы и продуктивное использование летного сезона Московской Школы.
Вр.и.д. Начальник Школы
Военный Летчик Сер.? Андреев
Лист 53 с об.:
Россiйская Федеративная Советская РЪспублика
Н.К. по В. и М.Д.
Всероссiйская Коллегiя Рабоче-Крестьян. Красн. Воздушн. Флота
«12» июня 1918
№ 1а
ВР.И.ОБ. начальника 1-ой Народной Социалистической Школы Авиации Военкому летчику Андрееву
В изменение предписания Отд. Увофлота от 3-го июня за № 90803, настоящим предписываю, не останавливая работы по погрузке и отправке имущества Школы, арестованных и подлежащих аресту за сопротивление в ночь с 8-го на 9-е июня с.г. немедленно исключить со службы. Служащих и учеников за исключением необходимых для погрузки и отправки уволить со службы без уплаты 1 1\2 месячного содержания.
События в ночь с 8-го Июня с.г., позорящие Воздушный Флот, за которые являетесь ответственными Вы и комитет Школы, будут предметом самого строгого расследования и все виновные будут преданы революционному суду.
Комиссаром Школы с широкими полномочиями назначается Военно-морской летчик Сатунинъ.
Член совета и комиссар Главного Управления Воздушного Флота РККА, Военный летчик Инженер-механик ?
Лист 55:
Удостоверение Комиссара 1-о1 Народной Социалистической Школы Авиации Военно-Морского Летчика Ильи Сатунина
Лист 56 с об:
Июня «15» дня 1918 г. Петроград
Члену СовЪта и Комиссару по управленiю Красным Воздушнимъ Флотомъ Раб. И Кр. Армiи
Тов. Акашеву
Комиссара 1-й Народно Социалистической Авиашколы
РапортЪ
Согласно Вашего предписания я вступил на должность комиссара 1-й Н.С.Авиашколы и тем же числом /13 июня/ приказом по школе уволил из состава списка школы 43 человека /пр.№ 82/, а на другой день дополнительно еще 92 человека, итого 135 человек. В число оставленных в школе 54 человек вошли исключительно чины комитетов, делегаты на авиасъезд в Москве и те из специалистов, учеников летчиков кто своей долгой работой на фронте, успешными занятиями в школе и лояльным отношением во время происжедшаго инцидента со спиртом заслужили таковое оставлени в списках, тем более, что все оставленные или механики специалисты первых категорий и старых сроком службы или же ученики окончившие почти полный курс обучения на Фарманах и Альбатросах. Оставлены тоже во втором числе впредь до распоряжения или нового назначения инструктора. Эшелон из 39 вагонов погружен и отправлен в 4 часа дня 14-го июня с начальников эшелона военлетом Левченко и сопровождающими из 15 челов. /из числа 54 оста/. Оставшаяся движимость, ложадь с повозкой, и некоторые еще не отправленные самолеты могут быть эвакуированы только лишь по получении требуемого числа вагонов, а главное той причиной, что школа до сих пор не эвакуировалась не по заданиям оперативного характера, а в общем порядке эвакуации. В настоящее время мною предприняты шаги, увенчавшиеся успехом о перечислении эвакуации школы в оперативное задание Военного Ком-та П.Ком-ны и янадеюсь, что в самый ближайший срок Школа в оставшемся своем составе будет эвакуирована.
При расчете чинов школы каких либо значительных инцидентов не было. Отобран револьвер у одного из чинов школы, не имеющего разрешения и из числа уволенных арестован один за контр-революционные разговоры о советской власти.
Согласно указания Штаба Военного К-та расчет чинов школы произведен по 14-е число, т.к. вовсе не производить таковой можно было только том случае, если бы все чины подлежащие расчету были арестованы и содержались под стражей, что по соображениям политическим и трудностям технического выполнения быть в настоящее время не возможно. Из числа арестованных 11 челов. видимо задержаны случайно и об освобождении их мною возбуждено ходатайство.
Со стороны чинов комитета и Н-ка школы я встретил полную поддержку, о чем и свидетельствую, и ими применяются все зависящие меры к успешной эвакуации школы.
Прошу Вашего распоряжения телеграфно, о скорейшем выделении ассигнований школе на эвакуацию сумм т.к. в виду изложенных причин погрузка может быть произведена с помощью сил нанятых со стороны. А также об отпуске бензина в размере 20 пудов для поездок, связанных с эвакуацией, т.к. приходиться все время ездить на вокзалы Финляндский, Шуваловский и Николаевский, а также поддерживать связь с коллегией.
Мною взята на учет вся переписка школы, все поступления и отчетность, а также наблюдения за несением караула, который назначается из числа оставленных чинов.
Полный отчет будет мной представлен по окончании эвакуации Школы.
Комиссар Школы
Военно-Морской Летчик: Подпись
Лист 59:
Телефонограмма № 24
Марта 25 дня 1918 г. в 1 час 20 м. пр полу н?
В Школьное Отделение
1. Прошу дать заключение о возможности ликвидации Аэроклубной Школы с перенесением личного состава и имущества, оставшегося после выделения из ея боевого отряда, - в Московскую школу.
2. Составить приказ наркома
3. Составить сношения (если потребуется) в Аэроклубн. Моск. Школу
4. Составить черновик докладной записки к приказу Наркома
МСтроев ?
Лист 59об:
Исп. Варшава 3 этаж комитета ? № 14 первый переулок направо
Из Аэрокл. В Москву – пред? Д. дать распоряжение
Отношения с окруж. Комитет денеж отпуск
Листы 60-61 с оборотами, 63:
Типографский штамп:
М.В. по Управлению Военнаго Воздушнаго Флота
Учебный Отдел
«» апреля 1918
Резолюция: къ делу
Заключение.
Проект военного летчика Модраха, относительно организации школьного дела на основе специализации в работе и разграничения основных отделов обучения между отдельными школами необходимо с некоторыми изменениями незамедлительно провести в жизнь в той части. Которая касается организации школьного дела вообще.
Что же касается приспособления к требованиям специализации школ: Севастопольской, Воздушного боя и Одесской, то эти школы следует поставить крест. Будут ли они функционировать когда нибудь и что к тому времени сохранится из имущества и построек этих школ – настолько загадочно, что не поддается никакому учету.
Крайне необходимо теперь же создать ряд школ на территории, имеющейся в НАСТОЯЩЕЕ время в распоряжении Российской Федеративной Советской Республики при условии самой широкой специализации таковых.
О летной школе.
Летную школу достаточно иметь пока одну, но в таком пункте, чтобы наличие ровных площадок, хотя бы и разных, но близких (4-5 вв./друг к другу местах, давала возможность расширить ее в случае необходимости.
Под словом «расширить» подразумеваю открытие при школе добавочных аэродромов, постановку при центре добавочных ангаров, прикомандирование персонала для учебных и других целей и дополнительное снабжение материальной частью.
Все аппараты и моторы, необходимы для первоначального обучения полетам, должны быть переведены незамедлительно из школ – Гатчинской и Самарской в летную школу. В свою очередь школы Петроградская и Московская должны отослать свои быстроходные аппараты с моторами в Самару, куда эвакуируется Гатчинская школа. Местопребывание Летной школы – один из городов Поволжья.
Штаты Летной школы составлены летчиком Модрахом в достаточной степени широко.
Продуктивность французской летной школе в Шарре, имеющей 30 инструкторов, составляет около 100 летчиков, выпускаемых каждый летний месяц и около 75 - каждый зимний. Пользуясь штатом военного летчика Модраха можно рассчитывать, что летная школа при условии своевременного снабжения ея аппаратами и вообще всем необходимым для полетов, даст 350-400 летчиков в год.
О специальных школах.
На последней школьной комиссии представитель авиасовета решительно и неоднократно протестовал против «универсальности» наших авиашкол и настаивал на необходимости их самой широкой специализации при которой бы являлась возможность лучше поставить дело обучения, усилить контроль за имуществом, правильнее и экономичнее утилизировать последнее и уменьшить таким образом расходы на содержание школ.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание постановку обучения за границей, полагал бы необходимым создание 2-х типов специальных школ: а/ для летчиков, предназначенных к службе в отрядах вооруженных аппаратов разведочного типа и б/ для летчиков, предназначенных к обучению полетам на быстроходных аппаратах.
Метод обучения полетам на аппаратах разведочного типа и на аппаратах быстроходных, а также назначение летчиков по окончании этих школ и различный уровень боевой работы – все это делает совмещение этих школ недопустимым. В специальной школе разведчиков, летчик после нескольких полетов на аппарате разведывательного типа с инструктором – уже начинает летать самостоятельно и в дальнейшем тренируется главным образом в полетах с заданиями на упражнения боевого характера: бомбометание, разведку, корректировке пулеметной стрельбы и пр. Характер этих полетов делает возможным прикомандирования к школе для практики наблюдателей.
Таким образом школе воздушных разведчиков понадобятся только аппараты боевого типа, применяемые для разведок, и никаких учебных /образец такой школы – Французская школа в Шатору/.
Что касается специальной школы для летчиков, предназначенных на аппараты быстроходного типа, то там аппараты совершенно других систем и метод обучения значительно сложнее; пока летчик начнет летать самостоятельно на аппарате быстроходного типа – ему придется не смотря на то, что он закончил Летную школу, последовательно пройти через ряд других аппаратов.
Таким образом ни по системам аппаратов, ни по характеру обучения на них – школы эти полагал бы соединить невозможно.
Специальную школу быстроходных аппаратов полагал бы поместить в Самаре /при ней в качестве авиационного отделения можно оставить школу высшего пилотажа/.
Специальную школу воздушных разведчиков также при одном из городов Поволжья /напр. Ярославле/.
В штате специальной школы военного летчика Модраха нет бомбометания; программу школы воздушных разведчиков необходимо дополнить курсом бомбометания.
Курс стрельбы можно исключить из обеих специальных школ: нужно это дело поставить широко, для чего необходимо создать особую школу – школу стрельбы и тем самым освободить специальные школы от весьма сложных забот по организации стрельбы, и сделать таким образом их работу продуктивнее.
Для школы быстроходных аппаратов – в период обучения полетам проходить преждевременно – стрельбу летчикам необходимо пройти в условиях, приближающихся к боевой обстановке, а эту обстановку можно создать только тогда, когда летчик в совершенстве научится управлять быстроходным аппаратом, т.е. пройдет школу высшего пилотажа. Что касается летчика-разведчика, то ему стрелять в бою не приходится, а стреляет в случае надобности – всегда наблюдатель.
О школе тяжелой авиации.
Пополнение кадров летчиков тяжелой авиации желательно сохранить на старых основаниях, т.к. открытие специальной школы тяжелой авиации или вообще какое либо иное решение вопросов. Помимо существующего, не вызывается необходимостью, а может повлечь только новые расходы. Убыль летчиков в эскадрах аппаратов тяжелого типа незначительна, а несовершенство этих аппаратов не дает возможности предполагать дальнейшее формирование этих эскадр в скором времени.
О школе воздушного боя.
В проекте военного летчика Модраха школа высшего пилотажа и школа стрельбы объединены в одну школу – воздушного боя.
1-й авиаотряд в лице своего представителя на специальной школьной комиссии решительно выступил против соединения этих школ /прот. № 4/.
Школы высшего пилотажа и воздушной стрельбы преследуют разные задачи, хотя и служат необходимым дополнением одна другой: первая стремиться усовершенствовать летчика в искусстве пилотировать по возможности все аппараты быстроходного типа, знакомит с техникой эволюции в воздушном бою; вторая обучает летчиков, уже подготовленных предыдущей школой, а также и наблюдателей, воздушной стрельбы применительно к тем заданиям, которые могут быть при боевой обстановке.
Во Франции обе школы находятся в совершенно разных пунктах: школа высшего пилотажа в По, а школа стрельбы в Казо.
О школе наблюдателей.
Школы наблюдателей в настоящее время фактически нет и сметой Увофлота на 1918 г. она не предусмотрена, так что говорить относительно сокращения или полного уничтожения ея не приходится.
Так как во время войны сильно чувствовалась необходимость в создании школы наблюдателей, то полагал бы необходимым иметь теоретические курсы. Для практических занятий желательно командировать учеников по окончании этих курсов в специальную школу воздушных разведчиков или прикомандировывать их к отрядам.
Последствия того, что вопрос реформы школы есть вопрос первостепенной важности и от скорого разрешения его зависит сохранение того, что имеется и будущее авиационное дело Республики, полагал бы необходимым незамедлительно назначить комиссию для выбора соответствующих аэродромов. В состав комиссии желательно включить представителей 7-го Отделения Увофлота и Гатчинской и Московской школ.
Военный Летчик