Форум Поисковых Движений

VIII-Спецслужбы - досье => 04-Войсковые структуры правоохранительного блока СССР (1918-1957) => 411-Военно-строительные структуры НКВД-МВД => Тема начата: nestor от 29 Января 2013, 03:50:20



Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: nestor от 29 Января 2013, 03:50:20
http://ru-history.livejournal.com/3742560.html


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 29 Января 2013, 20:45:38
Уважаемые коллеги!
Ссылка весьма интересна, однако по прочтении у меня возник один-единственный вопрос: какое отношение тот рассказ имеет к тематике данной темы нашего Форума?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: nestor от 30 Января 2013, 13:14:47
Объясню. Из Смоленска в Новодугинскую в первые недели войны был успешно отправлен большой этап заключенных. Сужу по документированному большому числу конвоиров (документы и пр. см. в этом форуме в хронике действий 252 полка конвойных войск НКВД). Более ничего известного по этому эпизоду не имеется. Конечно, совсем не обязательно заключенные должны были строить там аэродром. Конечно, аэродром мог быть вполне построен с нуля после освобождения или немцами во время оккупации. Все это могло быть, но на 1944 г. есть основания признавать фактом, что он уже был. Причем не простой полевой, а для бомбардировочной авиации.
Отсюда правомерно задать и рассмотреть вопрос о действительном времени начала строительства. В документации ГУАСа-Вяземлага начала войны при тщательном ее изучении обнаруживаются относящиеся к теме аэродромы, существование которых ранее оставалось неизвестным. Только что здесь была выявлена пара таких случаев. Этот, возможно, третий. Пока достаточно это, не дискутируя, чтоб не плодить фантазий, просто на заметку принять.


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 13:46:35
Объясню. Из Смоленска в Новодугинскую в первые недели войны был успешно отправлен большой этап заключенных. Сужу по документированному большому числу конвоиров (документы и пр. см. в этом форуме в хронике действий 252 полка конвойных войск НКВД). Более ничего известного по этому эпизоду не имеется. Конечно, совсем не обязательно заключенные должны были строить там аэродром. Конечно, аэродром мог быть вполне построен с нуля после освобождения или немцами во время оккупации. Все это могло быть, но на 1944 г. есть основания признавать фактом, что он уже был. Причем не простой полевой, а для бомбардировочной авиации.
Отсюда правомерно задать и рассмотреть вопрос о действительном времени начала строительства. В документации ГУАСа-Вяземлага начала войны при тщательном ее изучении обнаруживаются относящиеся к теме аэродромы, существование которых ранее оставалось неизвестным. Только что здесь была выявлена пара таких случаев. Этот, возможно, третий. Пока достаточно это, не дискутируя, чтоб не плодить фантазий, просто на заметку принять.

ГУАС НКВД СССР аэродромы строили не только руками заключённых, но, в том числе, и руками колхозников. В качестве примера - второй из двух наличных аэродромов "Шумовка". Он построен был в предвоенный период путём мобилизации чекистами на трудфронт местных колхозников...


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: nestor от 30 Января 2013, 16:48:09
Конечно, использовали, есть документация по такому применению. Но данный случай довольно выдающийся. То был особенно крупный этап из документированных по 252 полку за лето 1941 г. Порядка нескольких сотен конвойных. И куда, и зачем, для чего? Никаких документов, отвечающих на эти вопросы, пока не находится. Новодугинская как пункт назначения, и все. А я воздерживаюсь от фантазий, хотя легко могу штук 10 насочинять.


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 18:27:25
Конечно, использовали, есть документация по такому применению. Но данный случай довольно выдающийся. То был особенно крупный этап из документированных по 252 полку за лето 1941 г. Порядка нескольких сотен конвойных. И куда, и зачем, для чего? Никаких документов, отвечающих на эти вопросы, пока не находится. Новодугинская как пункт назначения, и все. А я воздерживаюсь от фантазий, хотя легко могу штук 10 насочинять.

nestor, вот когда у вас будут достоверные свидетельства "куда и зачем", вот тогда и высказывайтесь! А без этого ваши предположения, согласитесь, сродни домыслам...


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Zenkov_Sergey от 30 Января 2013, 19:05:45
ГУАС НКВД СССР аэродромы строили не только руками заключённых, но, в том числе, и руками колхозников. В качестве примера - второй из двух наличных аэродромов "Шумовка". Он построен был в предвоенный период путём мобилизации чекистами на трудфронт местных колхозников...

Можно ли уточнить источник информации?

В Белорусссии ситуация была несколько иной.

Там ситуация с рабочей силой была такова (ГАРФ, Ф.Р-8437, опись 1а, дело 60, лист 143):
Рабсила для выполнения работ в основном состояла из заключенных и строительных батальонов. Последних было 28.
Данных о количестве рабсилы на объектах не сохранилось, но можно констатировать, что фактически все объекты строительства были полностью обеспечены рабсилой, на каждом объекте было от 2000 до 3000 человек. Вольнонаемных было незначительное количество – примерно 100 – 200 чел. на объекте.


Местное же население в громадном количестве привлекалось на вспомогательные работы по снабжению строек песком, щебнем и камнем (там же, лист 132):
Так-же решением ЦК ВКП/б/ и СНК Белоруссии было обеспечено активное участие местного населения в строительных работах, особенно на заготовке каменных материалов и песка. На протяжении мая и июня месяцев на каждом объекте работало от 1000 до 3000 подвод в порядке платной трудповинности, а в июне м-це в среднем ежедневно на объектах УАС БССР работало 113000 подвод.


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 19:27:51
Можно ли уточнить источник информации

Прежде всего, это лично мною записанные воспоминания участников того строительства, ну а, во-вторых, это тот малоизвестный факт, что законодательно была установлена бесплатная трудовая повинность советских колхозников в пользу ГУАС и ГОШОСДОР НКВД-МВД СССР...


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Zenkov_Sergey от 30 Января 2013, 19:52:13
Строительство аэродромов, несмотря на большой объем земляных работ, одновременно требовало и массу квалифицированных кадров.

Нехватка квалифицированных кадров - постоянный компонент отчётности ГУАС.

Поэтому строительство исключительно силами местных колхозников представляется мне несколько невероятным событием.

Лагеря же являлись источником достаточно квалифицированной, дисциплинированной и организованной рабочей силы.

Сочетание слов "ГУАС" и "предвоенный период" однозначно определяет время строительства как весна-лето 1941 года. Об этом ли времени свидетельствуют ваши респонденты?


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 19:59:08
Поэтому строительство исключительно силами местных колхозников представляется мне несколько невероятным событием.

Колхозники использовались как чернорабочие под руководством инженеров из органов НКВД. Точно так же по линии ГУАС использовались осуждённые, польские военнопленные и личный состав ведомственных стройбатов и рабочих колонн...
Глупо полагать, что строительством аэродромов руководили председатели колхозов. Последние только предоставляли рабочую и тягловую силу...


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 20:14:43
Вот сканы со страниц подлинного архивного фотоотчёта о трудовой повинности калининградских колхозников в пользу Отдела ШОСДОРа УМВД по Калининградской области:
http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/f1/a594c0189e4a9c5736daee798440adf1.jpg
(http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/f1/a594c0189e4a9c5736daee798440adf1.jpg)

http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/df/f9c496a30e42662f0340b65061a4f6df.jpg
(http://i53.fastpic.ru/big/2013/0130/df/f9c496a30e42662f0340b65061a4f6df.jpg)

http://i51.fastpic.ru/big/2013/0130/69/d73e11994dcb6f54362d654c93b05c69.jpg
(http://i51.fastpic.ru/big/2013/0130/69/d73e11994dcb6f54362d654c93b05c69.jpg)

http://i54.fastpic.ru/big/2013/0130/82/e2fc0301c7ee8bcc90590fd318ac0b82.jpg
(http://i54.fastpic.ru/big/2013/0130/82/e2fc0301c7ee8bcc90590fd318ac0b82.jpg)


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Zenkov_Sergey от 30 Января 2013, 20:25:28
Дело в том, что в предвоенный период ГУАС строил только полосные аэродромы с качественными ВПП.

И на их строительстве использовалась масса различного оборудования - автомашин, тракторов, катков, камнедробилок и т.п.
Обслуживание этих машин требовало квалифицированной рабочей силы.

Непосредственное руководство рабочими осуществлялось десятниками - и, в частности, упоминается, что несмотря на в целом их достаточную квалификацию, опыта именно бетонных работ у них было мало.

Вот по каким причинам строительство только силами мобилизованных колхозников без привлечения заключенных кажется мне маловероятным.


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 30 Января 2013, 20:31:10
В доступных мне документальных источниках, в том числе в монографиях по истории УИС, иная информация: ГУАС строила всякие аэродромы, в том числе запасные. Всё зависело от условий заказчика (т.е. ВВС РККА) и размеров бюджетного финансирования...


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: nestor от 31 Января 2013, 20:18:28
Вот сканы со страниц подлинного архивного фотоотчёта о трудовой повинности калининградских колхозников в пользу Отдела ШОСДОРа УМВД по Калининградской области

Какой примерно год?


Название: Привлечение на вспомогательные работы для строительства аэродромов
Отправлено: Sobkor от 31 Января 2013, 20:37:59
Какой примерно год?

Первые послевоенные...