Причём здесь Егоров с его данными, если эти данные не добыты им лично в архивах!? Забудьте об этой книге и не вспоминайте о ней всуе. Это – беллетристика на поверку, а не исследование. Давайте сами себя уважать!
Не надо меня агитировать. Просто я по первому образованию филолог, очень люблю фольклор, в т. ч. белорусские народные сказки. У Егорова:
"Много эшелонов и составов с людьми было разбомблено на станции Волковыск. Как вспоминал бывший зенитчик из 219-го дивизиона ПВО А. А. Шицко, утром 22 июня одиночный самолет противника нанес удар по городской базе ГСМ, но из пяти резервуаров загорелся только один. Огнем их батареи самолет был сбит, а когда объявили "дробь", комбат Баранов приказал нескольким красноармейцам сходить на станцию, узнать, в каком состоянии дивизионный склад. В это время в Волковыск с запада вошел горящий товарный состав, видимо, атакованный и подожженный при подходе к станции; из теплушек доносились истошные крики заживо горящих людей. В этой зенитной батарее служили сплошь "западники", а Шицко вообще успел послужить в польской армии; участвовал в сентябре 39-го в боях за Варшаву, сбил самолет Люфтваффе, за что из рядовых был произведен в капралы, в Волковыск же вернулся в ходе обменов между германской и советской стороной - военнопленные белорусы могли возвращаться на Родину. Поэтому они быстро смекнули, кого везут в составе. Конвойные НКВД попытались воспрепятствовать, но не рискнули оказать вооруженное сопротивление армейцам; они позволили им открыть вагоны, после чего все депортируемые разбежались. "
По документам. Дело было не в Волковыске, а в Новогрудке. Вагоны подожгли не самолеты, а диверсанты белорусского "Штурмового взвода" полка "Бранденбург-800".
Нач. тюрьмы г, Новогрудок Крючков: "23 июня во время бомбардировки города, он всех заключенных из тюрьмы вывел и посадил в вагоны. На станции на конвой напали местные жители, ворвались в вагоны и освободили заключенных. Во время перестрелки с нападавшими его ранили в руку".
В этом как раз, не ведая, на подхвате у абверовцев, и оказался мемуарист.
Пока у нас с Вами нету на руках архивных материалов – не о чем собственно и говорить…
Дык. Я первым делом побежал проверять факт, сообщенный Егоровым, по опубликованным документам. Филологи к фольклору по-научному подходят. Так и со всем остальным.
В отношении же стройбатов всё на самом деле понятно: они, судя по всему, являлись временными частями, сформированными всего лишь на сезон 1941 года, и находились в непосредственном подчинении региональных структур ГУАС и ГУШОСДОР...
Каких стройбатов? НКО или НКВД? Насчет армейских понятно. Насчет НКВД - нет. Они существовали до запуска программы строительства УРов и аэродромов, во время нее и некоторое время поздней. С их функциями и предназначением уже разобрались.
Вопрос теперь сводится к следующему.
После воссоединения Украины и Белоруссии понадобилось строить новую границу. Это огромный объем работ, прямая обязанность именно этих (НКВД) стройбатов. За год с лишним с этим в целом справились. Стало быть, этой работы стало много меньше. Дальше запускается программа строительства объектов военного значения, в т. ч. в приграничье. Последнее - это УРы, куда никаких зэков, никаких пленных допускать не могли (погранзона, особый режим). В строительстве УРов стройбаты НКВД не участвовали. МОГЛИ (но совершенно не обязаны были) быть задействованы (частично?) на аэродромах. Вопрос: а как было на самом деле?