Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 2 июля 1942 года: авиакатастрофа в Чертковском районе Ростовской области  (Прочитано 9939 раз)

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 410
   Личные данные членов экипажа и самолета.
   Двухмоторный Советский самолет в июле 1941 года был збит над одним из районов Винницкой области. Самолет горел в воздухе и медленно приближался к земле. Из него выпрыгнул один из членов экипажа, но поскольку высота была уже утеряна, его парашют не успел раскрыться  и спасти ему жизнь. Местные жители видели это падение. Побежали к летчику, но он был мертв, самолет догорал с двумя членами экипажа в нем. Жители взяли документы летчика, который прыгал с парашютом. Им оказался капитан Ломов.  Их похоронили в отдельных могилах, сгоревших и погибшего. После освобождения Винницкой области жители передали документы погибшего в военкомат, но до сих пор не известны звания и имена всех членов экипажа, которые погибли. Приблизительное место  падения самолета Липовецкий район. После войны останки самолета были сданы в металлолом. Местные жители хотят увековечить память погибших, но для этого им нужна информация по членам экипажа.
   В ОБД есть данные на капитана Ломова Анатолия Петровича 1908 года рождения, уроженца Сталинградской области, города Серафимович, члена ВКП (б) с 1932 года, в ВВС с 1929 года, командир авиационного отряда 1-й высшей Рязанской авиационной школы штурманов 1 ДРАП  (скорее всего Дальнего разведывательного авиационного полка) Главного командования, который не вернулся из боевого задания 27.07.1941 года,
   Николай.
« Последнее редактирование: 28 Июня 2011, 16:40:03 от Sobkor »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: Помогите установить
« Reply #1 : 29 Апреля 2011, 16:46:27 »
Николай, здравствуйте. Известно, в военкомат какого-района были переданы документы?
Записан

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 410
Re: Помогите установить
« Reply #2 : 29 Апреля 2011, 19:29:11 »
   Сегодня точно утверждать не могу, но вроде бы Липовецкий, которого сегодня уже не существует.
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 478
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: Помогите установить
« Reply #3 : 29 Апреля 2011, 22:08:26 »
   Сегодня точно утверждать не могу, но вроде бы Липовецкий, которого сегодня уже не существует.
жаль.. РВК должен был сделать запрос..
судя по донесению, экипаж был из четырех человек..
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Помогите установить
« Reply #4 : 29 Апреля 2011, 22:23:34 »
Уважаемые коллеги!
Вот здесь вот - http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/rap1.dat - про места службы капитана Ломова "всё сходится".
Экипаж погибшего самолёта: пилот - командир авиационного отряда капитан Ломов Анантолий Петрович, штурман - штурман авиационного отряда Беляков Николай Фёдорович, воздушные стрелки - Харчевич Станислав Адамович, Кожара Пётр Андреевич.
Для всех состоявших на вооружении полка самолётов - СБ, ДБ-3 и ДБ-3ф - больше штатного на 1 человека (второго стрелка), так что может быть и СБ, и ДБ.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 410
Re: Помогите установить
« Reply #5 : 30 Апреля 2011, 12:59:03 »
Здравствуйте Константин Борисович.
Благодарю Вас за быстрый ответ. Прошу пояснить, каким способом я могу посмотреть указанные Вами данные о погибших летчиках на сайте http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/rap1.dat
С уважением.
Николай.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Помогите установить
« Reply #6 : 30 Апреля 2011, 13:44:29 »
Уважаемый Николай!
Вы спрашиваете: "Прошу пояснить, каким способом я могу посмотреть указанные Вами данные о погибших летчиках на сайте http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/rap1.dat ". Отвечаю: никаким! Ибо приведённая мной Интернет-ссылка - это справочная страница по авиационной части, а не по лётчикам.
Данные о каждом из 4 погибших членах экипажа капитана Ломова можно и нужно искать на уже известном Вам сайте ОБД "Мемориал", задавая в строке поиска их полные Ф.И.О.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 410
Re: Помогите установить
« Reply #7 : 30 Апреля 2011, 14:44:14 »
   Уважаемый Константин Борисович.
   Дело в том, что по ОБД к этим четырем нужно прибавить, еще пять человек, а это уже не один экипаж. Если в этом есть необходимость могу привести их ФИО и воинские звание всех. Все они не вернулись с боевого задания 27 июля 1941 года в Московский военный округ. К тому же в самолете было только 3 человека. Один погиб, выпригнув из самолета, другие два сгорели в упавшем самолете.
  Выходит, что Ваш вывод ошибочен.
  Николай.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Помогите установить
« Reply #8 : 30 Апреля 2011, 16:35:53 »
Уважаемый Николай!
Ошибочен не мой вывод, а Ваш - по моему ответу Вам.
Из сканов документов, приведённых в ОБД "Мемориал" следует, что в указанный день данный авиационный полк потерял две машины (тип самолётов не называется) и 8 членов их экипажей. По штатным должностям - это одинаковые машины с 4 членами экипажа каждая.
Данные местных жителей о том, что "выпрыгнул один из членов экипажа... он был мертв, самолет догорал с двумя членами экипажа в нем", то есть, что в машине было только 3 человека, не могут считаться стопроцентно достоверными, так как я не за что не поверю, что местные полностью осмотрели ВЕСЬ ГОРЯЩИЙ НА ЗЕМЛЕ самолёт или же произвели ПОЛНОЕ ОСБЕДОВАНИЕ останков сгоревшего. Так что следует доверять документу из части о гибели двух самолётов с их экипажами по 4 человека.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 410
Re: Помогите установить
« Reply #9 : 30 Апреля 2011, 17:47:30 »
   Константин Борисович, поймите меня правильно. В этом вопросе ошибки быть не должно, поэтому я и пытаюсь выяснить все возможные  неточности. Привожу список погибших и не вернувшихся с задания летчиков 1 ДРАП:
1. Капитан Ломов Анатолий Петрович, Командир авиационного отряда 1 высш. Рязанская школа штурм., по одним документам пропал без вести, по другим  убит27.07.1941.
2. Ст. л-т Беляков Николай Федорович, штурман отряда, 1 Высш. Рязанская школа штурманов 1  ДРАП ГК, убит 27.07.1941 г.
3. Мл. сержант Харчевич Станислав Адамович, воздушный стрелок, 1 ВРШШ, пропал без вести 27.07.1941 г.
4. Мл. сержант Кожара Петр Андреевич, воздушный стрелок, 1 ВРШШ, пропал без вести 27.07.1941 г.
5. Лейтенант Бабинцев Алексей Петрович,  летчик инструктор, 1 Высш. Рязанская школа штурманов 1  ДРАП ГК, пропал без вести 27.07.1941 г..
6. Капитан Мезенцев Вячеслав Васильевич, штурман отряда 1 Высш. Рязанская школа штурманов 1  ДРАП ГК, убит 27.07.1941 г..
7. Мл. лейтенант Шибаев Николай Иванович, летчик Высшая Рязанская школа штурманов, пропал без вести 27.07.1941 г..
8. Мл. сержант Шолохов Григорий Аверьянович, воздушный стрелок,  пропал без вести 27.07.1941 г..
9. Мл. сержант Герасимов Николай Матвеевич, стрелок-радист, пропал без вести 27.07.1941 г..
   Ниже выкладываю материал, который опубликован по истории 1 ВРШШ и 1 ДРАП:
«  Начальник 1-й Высшей Рязанской школы штурманов (ВРШШ) генерал-майор авиации А.В. Беляков 15 июля 1941 г получил директиву Генштаба с заданием сформировать из инструкторов авиационный полк дальних разведчиков Главного Командования. Для его укомплектования школе пришлось расстаться с последними более-менее исправными самолётами - 12 СБ, 18 ДБ-3 и 14 ДБ-3Ф, оставшихся после отправки в действующие части нескольких маршевых эскадрилий. Вскоре полк, который возглавил подполковник Сабуров, получил наименование 1-й апдр ГК КА (вначале - 1-й дрп).
   Глубина воздушной разведки на ильюшинских машинах составляла 600-700 км, а общая длина маршрута порой достигала 2000-2200 км. На «пешках» столь дальние полёты были невозможны. Истребительное прикрытие, как правило, отсутствовало, поэтому полк нёс чувствительные потери. Погибли опытные командиры эскадрилий капитаны Ломов и старший лейтенант Бабинцев, а всего до начала сентября не вернулись с заданий 15 машин, ещё 11 сгорели в авариях и катастрофах. Из-за поломок и выработки моторесурса к 28 августа в строю оставались 5 СБ (из низ 2 исправных), 9 ДБ-3 (5 исправных) и 8 ДБ-3Ф (4 исправных).
Интересно отметить, что в состав экипажей самолётов СБ и ДБ-3 распоряжением генерала Белякова дополнительно ввели второго стрелка, ведь летать-то приходилось налегке, без бомб. Парадоксально, но более современный ДБ-3Ф в тот период вообще не имел люковой оборонительной установки, поэтому его экипаж из трёх человек остался без изменений. Эскадрилья, вооружённая ДБ-3, понесла наиболее тяжёлые потери матчасти и лётного состава в июле-августе. Выходит, что только ТБ-3Ф имел экипаж в составе 3-х человек.  До конца лета 1-й апдр ГК КА совершил 174 боевых вылета, выполнив поставленную задачу в 109 из них.
   Согласно ТТХ самолетов СБ, ТБ-3, ТБ-3Ф все они двухмоторные, состав экипажа 3 человека, за исключением ТБ-3Ф, в котором их могло быть 4.
   Хочу знать Ваше мнение по выше изложенному материалу.
   С уважением.
   Николай.
   
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Помогите установить
« Reply #10 : 30 Апреля 2011, 20:37:36 »
Уважаемый Николай!
В свлём первом сообщении в этой теме Вы написали: "Местные жители хотят увековечить память погибших...". Для таких случаев возможны два варинта увековечения:
1.) на памятнике пишутся имена только реально похороненных в этой могиле (при точном установлении количества захороненных и их имён, в том числе - в результате эксгумации),
2.) на памятнике пишутся имена всего экипажа самолёта (без проведения каких-либо эксгумационных работ).
Как Вы пишете: по данным местных жителей, "выпрыгнул один из членов экипажа... он был мертв, самолет догорал с двумя членами экипажа в нем". Это может значит ровно то, что в тот момент местные жители обнаружили останки трёх человек, и не более. В самолёте же их было четверо, и насчёт четвёртого могут быть две версии:
1.) его тело было придавлено останками разрушившегося самолёта и поэтому не было обнаружено сразу, а после войны, когда, как Вы пишете, "останки самолета были сданы в металлолом", останки этого члена экипажа не были захоронены вместе с его товарищами (по самым разным причинам - перемешались с металлом и так и не были обнаружены; были обнаружены, но нашедшие их решили с этим не связываиться; были обнаружены и захоронены в отдельной могиле, которая впоследствии оказалась утраченной и т.д.);\
2.) в упавшем самолёте четвёртого члена экипажа УЖЕ не было, так как он, как и третий (до него) покинул горящую машину с парашютом, но его прыжок, спуск и место приземления не были зафиксированы местными жителями.
Теперь насчёт типов машин. Как говорится в приведённых мной и Вами Интернет-ссылках, на вооружении этого ДРАПа состояли три типа машин - СБ, ДБ-3 и ДБ-3ф. "Ильюшинская машина" - это и есть ДБ-3 и ДБ-3ф - впследствии Ил-4. Откуда Вы взяли ТБ-3 и вообще не существовавший в приооде ТБ-3ф? Кстати, сразу же: ТБ в принципе не подходит, так как штатный экипаж у него больший.
Логичнее считать, что погибший самолёт - ДБ-3ф, возможно - ДБ-3, но вряд ли - СБ.
Для уточнения всех этих предположений Вам или иным представителям этого, до сих пор неизвестного нам виницкого села (Вы даже район пока не назвали, а Виннинщина немаленькая) надо лично ехать в Подольск в ЦАМО и поработать с оперативными документами 1 ДРАПа за начало июля 1941 года.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Re: Помогите установить
« Reply #11 : 27 Июня 2011, 18:50:43 »
Уважаемый форумчане!
Прошу оказать помощь в установлении фамилий экипажа.
2 июля 1942 года,  восточнее х. Гусево Маньковского сельского совета Чертковского района Ростовской области потерпел катастрофу самолет ПС-84 (Дуглас) который совершал перелет из Краснодара или Новороссийска в Москву. В результате катастрофы погибли 2 члена экипажа и 1 пассажир, военный корреспондент газеты «Красная Звезда» писатель Петров (Катаев) Евгений Петрович.
Похоронены погибшие в центре с. Маньково-Калитвенское 6 июля 1942 года. 12 июля территория Чертковского района была оккупирована немецкими войсками. Через место захоронения погибших фашисты проложили дорогу. После освобождения села в мирные годы могила Петрова (Катаева) была восстановлена, а могилы летчика и штурмана так и остались не восстановленными. Место захоронения летчиков известно, но сведений для внесение их фамилий на мемориал в центре с. Маньково-Калитвенское  нет. Архивы ГВФ мною проверены. Экипажи ГВФ, принимавшие участи в эвакуации севастопольцев, при перелете в Москву потерь 2 июля 1942 г. не имели.
С уважением Кухтин Валентин.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Отсюда - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=9698.0

Представляю снимки, любезно предоставленные нашему уважаемому Форуму редакцией военно-пограничной газеты «На рубежах Родины» (главный редактор – подполковник Григорий Алексеевич Зуевич; место дислокации – г. Ростов-на-Дону).
На ряде фото - подполковник Г.А. Зуевич собственной персоной.
Особенностью воинского мемориала районного посёлка Чертково Ростовской области является могила знаменитого советского писателя-сатирика Евгения Петрова (настоящие ФИО - Катаев Евгений Петрович). Он погиб в ходе авиакатастрофы, когда на борту военного самолёта возвращался из осаждённого Севастополя в Москву...



Записан

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Уважаемый Юрий Петрович!
Фотографии представленные выше сделаны на мемориале в центре с. Маньково-Калитвенское Чертковского района Ростовской области, что находиться в 9 км от районного центра Чертково. Именно слева и справа от могилы известного писателя в одиночных могилах похоронены 2 члена экипажа, фамилии которых в течении последних 2 лет пытаюсь установить. В с. Маньково еще живы свидетели тех трагических дней.
С уважением Валентин.
Записан

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 899
  • Борис Петрович
Здравствуйте!

Номер записи    51115105
Фамилия   Гусев
Имя   Виктор
Отчество   Александрович
Дата рождения   __.__.1915
Место рождения   г. Рязань, ул. Свободы, 55-23
Последнее место службы   отд. ав. полк ОСНАЗ ВВС КА
Воинское звание   старшина
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   02.07.1942
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   818883
Номер дела источника информации   933
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818883-0933/00000030.jpg&id=51072537&id=51072537&id1=a19f97824307536e2e8993ca17c90719
Чертково,  Ростовской обл.

2 июня 1942 года Первенцев летит из Севастополя в Москву на
десантном самолете Ли-2 вместе с Евгением Петровым (да, с тем
самым - соавтором знаменитых "Двенадцати стульев" и "Золотого
теленка" и братом именитого Валентина Петровича Катаева, для
различия с которым он и взял псевдоним Петров).
Так вот, летели они вместе, весело беседовали, предвкушали
отдых и встречу с друзьями в Москве. Но иначе распорядился их
судьбой немецкий летчик-истребитель. Подбитый самолет рухнул
на землю. Погибли почти все члены экипажа и пассажиры, в их
числе и Евгений Петров. (И вот вам очередной восклицательный
знак.) Аркадий Первенцев остался жив! Правда, его отправили в
госпиталь в Сталинград. А Евгения Петрова (Катаева) похоронили
в ближайшем селе Мальково….
http://www.cargobay.ru/news/gudok/2005/1/26/id_59785.html

Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Здравствуйте
 В статье, из газеты "Гудок", представленной ранее много неточностей. Готов поделится воспоминаниями местных жителей непосредственных свидетелей тех событиях.

Из воспоминаний санитарки районной больнице на х. Филипповском Дудиной Антонины Захаровны:
    « Все кто остался в живых, находились в тяжелом состоянии. Наши врачи сделали все, что смогли. Наложили  швы, шины на переломы, провели операции. Хорошо помню Петрова. В гимнастерке, в диагоналевых галифе с красными кантами. У Петрова не было видимых повреждений, кроме пролома височной кости».

Из воспоминаний жителя с. Маньково, Ядвиги Андреевны Калиниченко (Влука), записанные в мае 2009 г.: "Перед войной мы переехали на х. Филипповский. Мой отец, Андрей Валентович Влука, был фельдшером в районной больнице находившейся на хуторе. Сестра Софья Андреевна была заведующей начальной школой. Школа располагалась напротив больницы. Я с родителями и сестрой жила в доме напротив больница. Дом, в котором мы жили, имел два входа. Со второго входа жил сторож больницы.
   В районе х. Гусево 2.07.42 г. произошла авиакатастрофа, разбился самолет. Дежурным по больнице в это время был мой отец. После сообщения об авиакатастрофе хирург Колесниченко Петр Григорьевич приказал подготовить операционную и освободить 10 коек для раненых. Из 13 человек, которых привезли в больницу, 3 погибло, а 10 имели травмы различной тяжести. Раненым в больнице была оказана медицинская помощь, а погибших поместили в морг. Отец пришел домой и рассказал мне, что погибли писатель Петров (Катаев) и члены экипажа, после чего разрешил мне посмотреть на погибших. Все погибшие были в военной форме. Катаев лежал как будто живой, только в области виска была маленькая рана. Тела летчика и штурмана были сильно окровавлены. Я была сильно огорчена гибелью любимого писатель. Весть о его гибели дошла  до с. Маньково и на хутор пришли учителя местной школы: Сусанна Павловна Бокова, Феофания Дмитриевна Рождественская и  Анна Васильевна Мамонова. Все были огорчены происшедшим. Вскоре были сбиты 3 гроба, в которые поместили погибших. Числа 6 июля 1942 г. на грузовой машине погибших привезли на центральную площадь с. Маньково. Состоялся митинг памяти. Тела похоронили в отдельные могилы: по центру Петров (Катаев), слева – летчик, а справа – штурман. В небе летали самолеты разведчики немцев. Надгробий на могилах не ставили, а лишь насыпали холмики и посыпали их полевыми цветами и алыми розами. Процессия была не долгой, фронт продвигался к нашему району и опасность налета вражеской авиации пугала людей..."

 Из воспоминаний  жителя села Маньково Онуфриенко Иван Пантелеевич:
«Мальчишки непоседливый народ, они всегда там, где что-то интересное, необычное, где происходят какие-то события. Тела погибших привезли на полуторке. Борта машины были открыты, гробы обтянуты черным. Играл военный оркестр, говорили прощальные речи, люди плакали. Солдаты дали прощальный салют. Было несколько незнакомых  людей. Некоторые выступали. Рядом шептали – брат приехал. (Валентин Петрович Катаев – тоже писатель, автор книг «Волны Черного моря», «Сын полка», «Я сын трудового народа» и др.)
         12 июля 1942 года в село Маньково вошли немцы. Они сравняли с землей могильные холмики, разрушили арку, сделали проезжую дорогу по этому святому месту."

 Валентин.

Записан

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Из статьи Юрий Москаленко: "Под утро 2 июля 1942 года в последние часы героической обороны Севастополя адмирал Иван Степанович Исаков обратился к своему давнему знакомому известному писателю Евгению Петрову: «Евгений Петрович, в полдень на Москву летит «Дуглас». В нем будет местечко и для вас. Все, что вы хотели увидеть в осажденном городе – вы уже увидели. Советские люди должны знать, как мы здесь сражаемся».

Петров ответил не сразу, он вообще к любому предложению всегда относился крайне осторожно. Он молча посмотрел в сторону моря, где все было охвачено заревом пожара, прислушался к грохоту канонады, и, наконец, произнес чуть слышно: «Я подумаю. А сейчас надо уже расходиться, поздно уже».
Они встретились, когда солнце было уже высоко. Петров находился в прекрасном расположении духа, видно было, что часы сна пошли ему на пользу. Впрочем, заснул он не сразу – на столе беседки лежало несколько исписанных листков, придавленных камешками, чтобы не разлетелись от ветра.

– Вы знаете, три или четыре дня я вообще не мог сомкнуть глаз, – улыбнулся писатель адмиралу. – А тут хотя и не сразу, но заснул. Правда, спал как убитый, даже снов не видел… Я согласен: в Москву, так в Москву.

На аэродром они поехали вместе. Иван Степанович устало глядел в маленькую черную точку, которая отдалялась в пространстве, и думал о том, что может быть, это хорошо, что Петров не увидит собственными глазами, как наши войска покинут Севастополь. Да, он знает, что положение критическое, но даже не представляет, как безнадежна ситуация. Не сегодня-завтра все будет кончено. И кто его знает, удастся ли вырваться из этой мясорубки. А так, самолетом, надежнее…

Исаков почувствовал огромное облегчение из-за того, что уговорил одного из авторов «Двенадцати стульев» покинуть город. Он уже корил себя за то, что ему не удалось сделать это тремя днями раньше, когда в Новороссийск возвращался эсминец «Ташкент», на котором Петров прибыл в Севастополь. Тогда Евгений Петрович наотрез отказался убыть обратно…

Но кто мог предположить, что судьба уготовила Петрову самую, что ни на есть, шахматную вилку? И выбора у него не было: если бы он отправился на «Ташкенте», его бы ожидала неминуемая гибель: именно 2 июля фашистская авиация совершила массированный налет на новороссийскую военно-морскую базу и несколько бомб обрушились на «Ташкент», потопив его у самого пирса, как только он вернулся из Севастополя.

Через три с лишним часа, около четырех часов пополудни, 2 июля, адмирала Исакова подозвали к специальному телефону. Здесь лучше предоставить слово самому адмиралу:

«– Вы адмирал Исаков?
– Да, я!
– Вы отправили утром «Дуглас» с писателем Евгением Петровым?
– Да, я!
– К сожалению, мы должны известить вас, что Петров разбился...
– Кто со мной говорит? – крикнул я, еще на что-то надеясь.
– Уполномоченный НКВД из Чертково».

К сожалению в статье не упоминаются фамилии погибших летчиков. Возможно, что фамилия старшины Гусева Виктора Александровича попало в донесение отд. ав. полка ОСНАЗ ВВС КА и место погребения ему определили в Чертково. В списках похороненных в братской могиле в Чертково значится рядовой Гусева Виктора Александровича, дата гибели, как и у старшины. Однако братская могила в центре села появилась в конце января 1943 г. при освобождении районного центра от фашистов. В военкомате Чертковского района сохранился список похороненных, датируемый январем 1943 г.
Если Гусев один из членов экипажа, то кто второй, или экипаж был "сборный".
Валентин
Записан

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Здравствуйте!
Летевший вместе с Петровым (Катаевым) Аркадий Первенцев спустя много лет опубликовал свои записи из блокнота военных («Крылатое племя», журнал «Октябрь» №1, 1985 г.)
Читаем следующее: «Летчик с бородкой. Фамилия Баев… В 11-00 Баев ухарски отвернул «дуглас» от земли, как будто вырвал пробку из бутылки… Петров идет в кабину управления. Удар. Лежу на земле, облитый кровью. Самолет, его обломки впереди… Петров убит. Донские степи опрокинулись под моей спиной… 5 июля играет оркестр. Хоронят Евгения Петрова и двух членов экипажа. Их похоронят на площади в селе Маньково Ростовской области Чертковского района. 6 июля прислали У-2. Меня вынесли из больницы… Около четырех часов в воздухе…»
Если у кого есть данные на летчика Баева,  погибшего 2 июля 1942 года в авиакатастофе под Чертково прошу откликнуться.
С уважением Валентин.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 636
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Валентин!
Осенью посмотрю, документы на каких Баевых есть в ведомственном архиве бывшего ГВФ.
В печатном мартирологе погибших лётчиков ГВФ числится один-единственный авиатор с этой фамилией - пилот Виктор Тимофеевич Баев, пропавший бе вести в сентябре 1941 года.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Кухтин Валентин

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Здравствуйте Константин Борисович!
Посетил архив экономики. Нашел рукописные списки по 1 и прикомандированой 2 эскадрильи. Почерк в некоторых местах неразборчив, но как я понял, так и записал. В документе указан экипаж Л 3983 (Сукоркин А.И.), которого нет в Вашей статье.
Привожу текст документа.
               Список
Личного состава 1 эскадрильи и прикомандированных 2 эскадрильи, выполнявших задание с точки «Корнеевская»

            Руководящий и обслуживающий состав

1 эскадрилья
1.   Бухаров К.А.      командир эскадрильи
2.   Кузнецов И.М.      комиссар эскадрильи
3.   Радугин Ф.Г.      начальник штаба эскадрильи
4.   Антонов И.П.      старший инженер эскадрильи
5.   Лавренов В.И.      начальник связи эскадрильи
6.   Верещагин              штурман эскадрильи
7.   Поштин П.Ф.      инженер
8.   Провдиевст В.Д.           инженер
9.   Ветлицын А.А.      инженер
10.   Козлов В.Г.              старший техник РЭСов
11.   Кутейников              радиотехник
12.   Елкин         радиотехник
13.   Дедиков С.              старший техник по приборам
14.   Камшин              техник по приборам
15.   Наумов Н.Ф.      техник по вооружению
16.   Кульварский      механик по вооружению
17.   Малышев              механик по вооружению
18.   Голованов              механик по вооружению
19.   Лемзяков              секретарь партийного бюро
Л 3445
1.   Кожевич         командир корабля
2.   Книжко         2-й пилот
3.   Стойко         бортмеханик
4.   Чернышов              бортрадист
5.   Бельцев         бортстрелок
6.   Шишкин              штурман
7.   Суточев         авиатехник
8.   Забелин         авиамоторист
Л 3988
1.   Смирнов              командир корабля
2.   Спиридонов      2-й пилот
3.   Уютнов         бортмеханик
4.   Залогин         бортрадист
5.   Шкадов         бортстрелок
6.   Резник         штурман
7.   Рубинский              авиатехник
8.   Подбылиников      авиамоторист
9.   Гильмутдинов      бортмеханик
Л 3988
1.   Куликов А.И.      командир корабля
2.   Кононенко Г.М.      2-й пилот
3.   Перелыгин В.С.      бортмеханик
4.   Катымян А.              бортрадист
5.   Губашкин              бортстрелок
6.   Герасименко      штурман
7.   Кожухов              авиатехник
8.   Галкин         авиамоторист
Л 3465
1.   Полосухин      командир корабля
2.   Шеликов      2-й пилот
3.   Смирнов      бортмеханик
4.   Прохватная      бортрадист
5.   Разгильзяев      бортстрелок
6.               штурман
7.   Плобухин      авиатехник
8.   Чемильдин      авиамоторист
Л 3965
1.   Пономаренко      командир корабля
2.   Иванов         2-й пилот
3.   Аристархов      бортмеханик
4.   Клименко      бортрадист
5.   Кириченко      бортстрелок
6.   Фроленко      штурман стажер
7.   Калерин      авиамоторист
Л 3976
1.   Неронов      командир корабля
2.   Витчевский И.Е.   2-й пилот
3.   Рудаков      бортмеханик
4.   Лобко      бортрадист
5.   Хорошев      бортстрелок
6.   Яковлев      бортстрелок
7.   Флоренко      штурман стажер
8.   Лялин      авиамоторист
Л 3974
1.   Шутов В.И.      командир корабля
2.   Дрижена      2-й пилот
3.   Поливода В.Я.   бортмеханик
4.   Кудаев Ф.С.   бортрадист
5.   Сухоруков К.А.   бортстрелок
6.   Рябчук      бортстрелок
7.   Деев         штурман стажер
8.   Антоничев      авиамоторист
Л 3974
1.   Шашин      командир корабля
2.   Клоков      2-й пилот
3.   Шишкин      бортмеханик
4.   Щукин      бортрадист
5.   Палагин      бортстрелок
6.   Новохатный   бортстрелок
7.   Шадрин      штурман стажер
8.   Сенников      авиамоторист
Резерв
1.   Антоков      авиатехник
2.   Воронин      авиатехник
3.   Рыбинец      авиатехник
4.   Кальнин      бортрадист
5.   Сулимов      бортмеханик
6.   Бубнов      авиамоторист
7.   Масленников   авиамоторист
8.   Кушнарев      бортрадист
2 эскадрилья

Руководящий и обслуживающий состав

1.   Молодцов      заместитель командира эскадрильи
2.   Левин С.А.      инженер
3.   Гоштерштабт Я.Ю.   техник РЭСов
4.   Чижов Я.В.      техник по приборам
5.   Яцук А.Д.      старший техник по вооружению
6.   Иванов         механик по вооружению
Л 3983
1.   Сукоркин А.И.      командир корабля
2.   Спицын Ф.В.      2-й пилот
3.   Лобанов      бортмеханик
4.   Люшвин      бортрадист
5.   Овчиников      бортстрелок
6.   Геращенко      бортстрелок
7.   Сурин         штурман стажер
8.   Калеев         авиатехник
9.   Фокин         авиамоторист
Л 3954
1.   Кварталов      командир корабля
2.   Бабиевский      2-й пилот
3.   Чекмасов      бортмеханик
4.   Лукьянов      бортрадист
5.   Котелевец      бортстрелок
6.   Поваленко      штурман стажер
7.   Пагар    Т.Р.      авиатехник
8.   Ноздрев М.      авиамоторист
Резерв
1.   Раков Н.И.         авиатехник
2.   Ширшов И.С.      авиамоторист
Служба радиосвязи
1.   Щербаков И.С.      начальник радиослужбы
2.   Бублет С.Н.      радиотехник
3.   Ануфриев В.И.      радист
4.   Пелещук      начальник пункта
5.   Горшков      оператор

Начальник штаба 1 эскадрильи      Радугин

Фонд 9527, опись 5, дело 268, листы 56-57

3 эскадрилья

Л 3996
1.   ст. л-т    Скрыльников Михаил Семенович      командир корабля
2.  ст. л-т    Керимов Абдулла Насрудинович         2-й пилот
3.   ст. л-т   Красинский Александр Михайлович      штурман
4.   л-т       Глушков Дмитрий Иванович      воентехник 2 ранга
5.         Чихирева Мария Васильевна      бортрадист
6.   старшина   Зобов Александр Иванович      бортстрелок
7.                        Колычев Виктор Антонович         инженер по эксплуатации

Фонд 9527, опись 5, дело 268, лист 55

Также в другом документе по 2 эскадрильи упоминается экипаж Л 3972 (Хасаев).
В отчете о действиях группы указано, что на базу в Москву в этот период отправлено 5 самолетов, а именно:
Л З975 – для устранения неисправности (по Вашей статье не проходит)
Л 3909 – мал моторесурс
Л 3988 - мал моторесурс
Л 3991 - мал моторесурс
Л 2966 – ремонт (центровка)

О том, что МАГОН начал перемещаться 2 июля 1942 года говорит и другой документ:
                                 Сов. Секретно
                                 Экз.

   Боевое распоряжение  № 003 штаба 5 Воздушной Армии     Краснодар

2.7.42   15.00                           Карта 500 000

1.   Группе особого назначения в количестве 18 ПС-84 в период 2.7.42 г. после выполнения задания произвести перебазирование на аэродром Внуково, где поступить в распоряжение Зам. командующего ВВС КА.
2.   Организацию и перебазирование группы особого назначения возлагаю на вр. командира группы полковника Шарыкина.
3.   Перебазирование произвести 2 группами в следующем порядке: 12  ПС-84 вылет с аэродрома Краснодар – 2.7.42 г. и 6  ПС-84 – 3.7.42 г. с дозарядкой на аэродроме Сталинград.

Ком. 5 Воздушной Армии            Военком 5 Воздушной Армии
Генерал-майор авиации            Бригадный комиссар
         Грюнов                        Губач

                Нач. штаба 5 Воздушной Армии
                Генерал-майор авиации
                     Синяков

Отп. в 2 экз.
Исп. Гречко
2.7.42 г.

Фонд 9527, опись 5, дело 268 лист 44

Как видите, направление движения в Москву. Я думаю, что не было смысла командованию СКФ отправлять самолет ВВС РККА, так как в этом направлении 2 июля отправлялось 12 ПС-84 из состава МАГОН.
        Из воспоминаний Первенцева (оставшегося в живых) указано что их самолет отклонился от маршрута через Сталинград и пошел самостоятельно на Воронеж.
   Если Вы располагаете сведениями по отдельному авиаполку ОСНАЗ ВВС РККА помогите установить авиакатастрофу в 2.07.42 г. в которой погиб старшина Гусев Виктор Александрович - стрелок-бомбардир стажер. Согласно донесения похоронен в центре ст. Чертково в братской могиле. Согласно документов местного военкомата - братская могила в центре появилась после освобождения данного населенного пункта после 16 января 1943 г., а Гусев значится в ней похоронным 2 июля 1942 г.
С уважением,
Кухтин Валентин Васильевич.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »