Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Письма двух советских военнопленных из Норвегии  (Прочитано 2110 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 486
  • Константин Борисович Стрельбицкий

Уважаемые коллеги!
На днях, работая в ГАРФе с документами 9526-го фонда (Управление Уполномоченного Совета Министров Союза ССР по делам репатриации), в процессе собственного поиска обнаружил там документы, мимо которых не смог пройти. Они отложились в описи 1, в деле 189, как листы 21 – 28об. Это – рукописные оригиналы двух писем от бывших советских военнопленных в Норвегии.
Первое написано простым карандашом и чёрными чернилами:
«25/6(1945) Oslo Norge
Товарищ Камаев!
Присылаю Вам письмо Вашего сына Лёни, написанное им в немецком плену в  Oslo. Я обещал ему отправить это Вам по окончании войны и вот теперь выполняю своё обещание. Он исчез (зачёркнуто) убежал (оба слова подчёркнуты простым карандашом и у зачёркнутого первого слова поставлен знак вопроса) из плена в июне 1944 г(ода), и я надеюсь, что он попал долмой в целости. Если он дома, то на другой стороне пишу ему несолько слов, Вы ему передайте и просите его писать мне.
Всегда к Вашим услугам
Пётр А. Можаев
Adres: P.Moschajeff, Aker-Alnabru, Oslo, Norge

Oslo
Сердечный друг и товарищ Лёня, привет тебе от нас и поздравление с победой над гнусным врагом!
Я надеюсь, что ты жив и здоров и добрался благополучно домой. Приятели в лесу кланяются тебе (подчёркнуто простым карандашом).
Если (ты) жив и получишь моё письмо, пиши мне ответ. Адрес пишу твоему отцу. Привет Великой  родине и доблестной Красной армии.
Твой друг Петя».
На письме имеется рукописная помета чёрными чернилами:
«Т(оварищу) Никфорову Направить в Управление репатриации и учесть его в наших списках (последние пять слов подчёркнуты простым карандашом и поставлен знак вопроса) Гневашев 28.6.45».
Второе письмо так же написано простым карандашом на обеих сторонах 6 листочков, вырванных, очевидно, из записной книжки. Письмо написано чётким и «спокойным» почерком, и его текст читается однозначно, поэтому вызывает ряд вопросов. Приведу его ниже так же полностью:

«10/III (19)44 г(ода). Норвегия Осло
Дорогой отец, мама и многолюбящая сестра Зоя! Устами (и) мыслями спешу сообщить вам, моим родным и близким, свою подневольную на сегодня жизнь и думы на будущее, где пожелаю всем самых наисчастливых дней впереди вашего времени. Всем вам желаю  сзади лежащей жизни, которую помню я и долгие годы.
Папа! Уведомляю Вас о том, что я на сегодня жив, здоровье, как и (в) предыдущее (время) - не в лучшую (сторону), а чувствую (себя) незначительно хуже, но в находящхся условиях я её изолировать не буду, думаю дождаться того, о чём мечтаю я.
Но пройденный мною путь, отсутствие от вас (вестей), вся эта жизнь прошла как вывернутый наизнанку карман от мусора. Как-то вздор, такое однообразие, наскучила и надоела вся эта необзательная служба. Коротко о себе:
Нахожусь в немецком плену, (куда) попал 28/6 41 г. раненым при прорыве кольца под Минском, местечко «Радошковичи», с этих счастливых дней жизнь (моя) стала пропащей, в условиях надругатлтьства, каторги и прочей бездольности. Несмотря на все эти коварства, насмехательства и прочие страдания, я нисколько не обижаюсь на Вас, как на воспитателя, и в частности на тебя, как слышу  сейчас здесь другие дети на отцов и матерей своих (наговаривают), а наоборот, превозношу и оцениваю твои прошлые суждения по отношению ко мне, сейчас я их считаю полностью правильными.
Говорил и настаивал ты меня оставить товарищей, продолжить дальше заниматься в институте. Я в свою очередь опровергал это и пошёл по своему избранному пути. Путь этот оказался ошибочным на сегодня, да и вообще на всю жизнь. Правда, жизнь моя стала настолько коротка, что короче детской рубашки, причём - вся грязная.
Хотя годами я молод, но главное, что …… (так в оригинале), да ещё в плену болел тяжело тифом.
Папа, коль получишь это (письмо), так (знай, что) жизнь (моя) пошла не по назначению, а наоборот. Я жить по своему мышлению именно оставил здесь. Я знаю, что ты подумаешь и скажешь от себя: лучше бы я умер, стоя на ногах, чем решил продолжатьь жить на коленях, и ты мои действия никогда не одобришь; казалось, и это точно, однако, я ещё раз напомню, что я молод, но ко всему подхожу обдуманно и всесторонне. Ты знаешь, что я в отношении всего смотрю согласно прямыими взглядами без колебания. Пребывание своё думаю оставить в Осло.
Случайно, если быть тому, имею знакомых прямых и косвенно русской крови и одного норвежца, судьба которых связала со мной историческими узами.
Наверное, тебе будет казаться, что это так просто и легко, что не представляет никаких трудностей. Это будет неверно.
Бывают обстоятельства, когда всё ставишь на карту: и свою совесть, а прежде всего - их жизнь.
Я их проверил и убедился в этом, что действительно такие люди,  особенно – в нынешнее время, бывают исключительно редки. Они заслуживают безграничного уважения и благодарностей к ним от нас.
Папа! Я единственно убедительно прошу тебя: в свою очередь, ты должен на все вести быть здесь (благодарен), где получишь устно всё необходимое от меня (слова от «на все…» и до конца фразы подчркнуты), возможно, меня не будет здесь, в случае, (если) я попаду на этап и или вообще здесь можно (в) любую минуту прекратить своё существование. Но для меня это будет большой радостью.
Они для меня (делали) всё, что возможно, только целиком и полностью на протяжении нескольких месяцев. Я живу, абсолютно не встречая никаких материальных трудностей. А я для них пока что всего навсего ничего.
Папа, этот мой спутник имеет у нас родных сестру и брата, связь с которыми прерывалась, где потому надо будет наладить всё необходимое.
Прошу на всё обратить внимание и мою просьбу удовлетворить не в счёт чего-то разнообразного, а в счёт того, что я – (твой) сын, для которого ты должен сделать всё необходимое, а с другой стороны – в благодарность тех, кто шёл навстречу и мне, и моим товарищам.
Папа, здесь пишу и на строках вижу и хорошо помню вас и особенно безобидную маму: стоит она, как всегда, с опущенными вниз руками, с полуоткрытыми глазами, с незначительной улыбкой на устах, и зачастую задумываясь – чем, я поминать не буду. Ей кажется по-разному – то меня нет уже, и наоборот. Но я пока жив и буду стараться для того, чтобы жить дальше и видеть вас (последние пять слов подчёркнуты), с глубокой скорбью вспоминаю о Зое. Прошу, живи для неё, выполня все её запросы. Моё пожелание ей кончить институт с успехом.
Прошу простить меня за все мои действия, обижать вас я ничем не намерен (всё предложение подчёркнуто)
Ещё раз прошу: обрати на всё внимание и принима все неободимые меры.
Привет товарищам
Целую вас всех
Вверенный вам сын (подпись А.Камаева и знак вопроса)
Москва-9, Земляной вал, Управление ж(елезной) д(ороги) Москва – Киев, Начальнику дороги Камаеву Александру
Адрес дяди: Тула, Прокурору Тульской области Камаеву Владимиру».
На письме имеется непонятная помета - «Т1 10.40».
Ни того, ни другого авторов писем в ОБД «Мемориал» я не нашёл, но оба эти человека явно существовали в действительности как военнослужащие Красной Армии, попавшие в немецкий плен и содержавшиеся на территории Норвегии…
У кого из уважаемых коллег есть какие мысли по этим документам и написавшим их людям?
С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »