Уважаемые коллеги!
В своё время один из начальников Росархива честно сказал как-то фразу про то - привожу по памяти - , что на пути архивного исследователя главным препятствием оказывается ... сотрудник архива.
Кто работал в наших архивах, тот знает, что существует масса "законных способов" НЕ ДАТЬ исследователю нужный ему документ. Например? Сославшись на его, документа плохое состояние... Определяемое хранителем данного архивного фонда зачастую "на глаз" или "по собственному желанию" его, архивиста на момент получения заказа...
В одном из военных архивов так прямо и пишут на бланке заказа - "ПФС" (плохое физическое состояние). При этом само архивное дело, разумеется, не покажут даже "из своих рук", издали... ПФС - и всё!
К чему я здесь это вспомнил? Просто получил на прошлой неделе от своего уважаемого финского коллеги (и моего хорошего друга
) Карла-Фредрика Геуста диск с фотокопиями хранящихся в Военном архиве в Хельсинки (Sotaarkisto) документов ВМФ Германии 1941 - 1944 годов. Работаю сейчас над их изучением, в процессе которого дошёл до одного двухстраничного немецкого документа. Вот как выглядит один из его листов (второй - в аналогичном состоянии):
К счастью для исследователей, работающих с документами Sotaarkisto, там неизвестна русская аббревиатура "ПФС". Поэтому заказанный документ был незамедлительно выдан заказавшему его исследователю. Который, получив его и познакомившись с его содержанием, решил ознакомить с ним своего русского коллегу. Для чего вынул свой цифровой фотоаппарат и переснял оба листа данного документа. Абсолютно официально и, разумеется, бесплатно - как и положено в "тамошних" архивах. Правда, снимал он это не прямо за своим рабочим столом, а на отдельном, специально оборудованном для таких целей архивом месте, со специальным освещением.
Ну, что к этому добавить? Только то, что если у архивного исследователя почему-либо не оказывается с собой своего собственного фото- или сканирующего устройства, он всё равно не уйдёт из архива "безнаказанно", то есть - без цифровой копии нужного ему документа (ксерокопии "нонче уже не в моде"). В этом случае таковую сделал бы для него специально отвечающий за это сотрудник архива - переснял или отсканировал (по желанию исследователя), записал на диск и вручил бы его этому самому "безлошадному" исследователю. Разумеется, всё это должно быть сделано им в тот же день и, разумеется, бесплатно.
В общем, "у них" - "Мир наживы и чистогана!", а у нас - "ПФС"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
П.С. Извините, "наболело"... В том самом архиве, который "ПФС" (надеюсь, кое кто его уже узнал
), тот же самый Карл-Фредрик Геуст свой заказ (в виде нескольких листов ксерокопий), оплаченный заранее по тарифу "для иностранцев", не мог получить в течение 8 (восьми) месяцев...
П.П.С. Знаю то, о чём написал, на примере не только одного Военного архива Финляндии и не только этой страны. Но, если мои уважаемые зарубежные коллеги приведут известные им обратные примеры из своей архивной деятельности, то, конечно, поверю и "приму к сведению".