https://www.proza.ru/pics/2018/05/28/378.jpg?9084 На фото: Фрагмент карты боевого пути 34-й отдельной роты связи 34-го Района авиационного базирования (1942-1943 гг.).
Источник: Сайт "Память народа".
34-й РАЙОН АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ(Боевая характеристика за июнь 1941 – август 1943 гг.)
Управление 34-го Района авиационного базирования (34-й РАБ) формировалось с 20 июня 1941 года в городе Вознесенске Одессой области Украинской ССР. Основание: Директива штаба Одесского Военного округа № ОМ/1/002249 от 29 мая 1941 года.
Начальник 34-го РАБ:
Петров Николай Митрофанович, подполковник, начальник 34-го РАБ с 20 июня 1942 г., убыл в 105-ю ИАД ПВО на должность зам. командира дивизии по тылу.
Егоров Александр Иванович, подполковник, начальник 34-го РАБ с 17 июня 1942 г.
Военный комиссар, зам. начальника района по политчасти 34-го РАБ:
Павлов Яков Кузьмич, старший батальонный комиссар, в должности с июля 1941 по 20 июня 1942 г., убыл в распоряжение ПУКА.
Воронцов Прохор Прохорович, майор, в должности с 13 июля 1942 по 27 июня 1943 года, убыл в 36-й РАБ.
Селиверстов Иван Степанович, майор, в должности с 27 июня 1943 года.
Начальник штаба 34-го РАБ:
Слободниченко Иван Никифорович, майор, в должности начальника штаба с 20 июня 1941 года.
БОЕВОЙ ПУТЬ 34-го РАБ.
Управление 34-го РАБ в Действующей Армии находилось с начала Великой Отечественной войны в составе Южного фронта. 1 июня 1942 года управление 34-й РАБ вошло в состав 4-й Воздушной Армии.
За два года 34-й РАБ на своих аэродромах принял на обслуживание и обеспечение боевой работы 494 авиационных полка.
Пункты дислокации в 1941 году:
Первомайск, Одесса, Каховка, Н. Серагозы, Ивановка, Астраханка, Мариуполь, Широкинское, Жлобино, Константинов, Шахты (с 12 декабря 1941 по 12 января 1942 года).
Пункты дислокации в 1942-1943 годах:
Ровеньки, 13 января – 11 июля 1942 г.
Владимировская, 12 – 17 июля 1942 г.
Митрофановский, 19 – 27 июля 1942 г.
Летницкое (Летник) Ростовской области – Птичье Орджоникидзевского края, 29 июля – 1 августа 1942 г.
Чернолесское Новоселицкого района Орджоникидзевского края, 2 – 7 августа 1942 г.
Орджоникидзе Северной Осетии, с 8 августа 1942 по 9 января 1943 года.
Екатериноградская, с 11 по 15 января 1943 г.
Новозаведенное Георгиевского района Орджоникидзевского края, с 16 по 23 января 1943 г.
Невинномысск, с 24 января по 1 февраля 1943 г.
Армавир Краснодарского края, с 2 по 11 февраля 1943 г.
Казанская, с 12 по 16 февраля 1943 г.
Тимошевская, с 17 февраля по 10 марта 1943 г.
Краснодар, с 11 марта по 8 июня 1943 г.
Медведовская, с 9 июня 1943 г.
***
Управление 34-й РАБ в нашем Благодарненском районе непосредственно не находилось. Ближайший населенный пункт – село Чернолесское Новоселицкого района, где управление дислоцировалось с 2 по 7 августа 1942 года.
В этот период на 10 аэродромах 34-го РАБ действовало 7 батальонов аэродромного обслуживания, которые обеспечивали боевую работу 15-ти авиационных полков. В том числе: бомбардировочных и штурмовых – по 3, истребительных – 9 полков.
В состав 34-го РАБ входили:
442-й БАО. Пропали без вести: 18 июля в районе переправы Константиновская – 5 человек, 19 июля в районе переправы Аксайская – 3 чел. С 27 июля по 6 августа пропали без вести 12 человек при перенаправлении из сел Белой Глины, Донской и Благодарного.
443-й БАО.
444-й БАО. 14 июля 1942 года из аэродрома Греково выбыла группа военнослужащих в количестве 15 человек, но к новому месту не явилась. 3 августа автоколонна батальона на марше была рассеяна танками противника.
448-й БАО. 18 июля 1942 года в районе переправы Броницкая 50 военнослужащих батальона пропали без вести при нападении на переправу немецких танков.
459-й БАО. 19 июля 1942 года на переправе Аксайская пропали без вести 19 военнослужащих. При переправе через реку Дон без вести пропали 14 человек.
461-й БАО. 19 июля 1942 года имели место потери личного состава на переправе Мелиховская, 8 чел.
718-й БАО. 3 августа 1942 года в районе села Труновского Орджоникидзевского края пропали без вести 29 человек при нападении немецких танков.
22-й ОИАБ (отдельный инженерный аэродромный батальон). При следовании в Каменск 14 июля 1942 года пропали без вести 12 человек.
34-я ОРС (отдельная рота связи). В районе г. Новочеркасска Ростовской области 17 июля пропали без вести 2 человека.
134-й ОАТБ (отдельный автотранспортный батальон). 16-17 июля пропали без вести 13 человек при налете авиации.
Техническая команда по подбору аварийных самолетов 34-го РАБ. 2 августа 1942 года 12 человек пропали без вести в районе села Птичье Орджоникидзевского края, отстали от части при передвижении вместе с тракторной колонной.
***
Перед управлением 34-го РАБ при переправах через реку Дон, передислокацию по территории Ростовской области, Краснодарского и Орджоникидзевского краев, при переправах через реку Терек, стояли ответственные задачи: вовремя прибывать на новые аэродромы, обеспечивать выполнение боевой задачи, при этом не попасть в окружение, уходить от прямых схваток с превосходящим по силе врагом.
В целом, с поставленными задачами удалось справиться. Однако, отдельные батальоны попадали в сложные ситуации. Под угрозой окружения находились «…443-й БАО при отходе на Котельниково к реке Терек, 459-й БАО при отходе за реку Дон, 461-й БАО при отходе из Греков и из Благодарное-Буденновск за реку Терек. Эти батальоны, благодаря правильному нацеливанию и руководству на марше, вышли без потерь в полной боевой готовности».
БОЕВАЯ РАБОТА 34-го РАБ.За два года войны, с июня 1941 по июль 1943 годов, управлением 34 РАБ обеспечено свыше 50 тысяч боевых и 10 тысяч тренировочных самолетовылетов.
При этом израсходовано:
Авиабомб всех калибров – 4758 тн.
Авиабомб немецких трофейных – 271 тн.
Авиапатронов всех калибров – 4 753 тыс. шт.
Авиаснарядов всех калибров – 497 тыс. шт.
Авиационного бензина – 14 430 тн.
Моторов авиационных – 356 шт.
За этот период изыскано новых аэродромов – 353, построено новых аэродромов – 85. Сооружено 36 ложных аэродромов.
К концу 1942 года при управлении 34-го РАБ было сформировано 3 технических команды, которые занимались эвакуацией в тыл аварийных самолетов на восстановление. За два года поднято и эвакуировано в тыл самолетов:
Отечественных – 519 шт.
Немецких трофейных – 121 шт.
Авиамоторов отечественных – 52 шт.
Авиамоторов трофейных – 82 шт.
Одновременно производился сбор металлолома и поставка его на заводы. Отгружено цветного металлолома – 711 тн., черного металлолома – 630 тн.
В ходе зимне-весеннего наступления 1943 года силами и средствами 34-го РАБ было обследовано и разминировано 52 аэродрома на освобожденных территориях, уничтожено и обезврежено 3697 штук мин и фугасов разных типов.
Из 87 человек личного состава 34-го РАБ за два года 22 воина «…за умелое обеспечение боевой работы частей и личную самоотверженную работу в общей борьбе с фашистскими захватчиками награждены Правительственными наградами».
https://www.proza.ru/2018/05/28/378