Не было? Мне еще ни разу не встречались мемуары, где не было бы примерно таких текстов: "В ночное время в обязанности патрульным вменялось выявление и задержание вражеских диверсантов, которые из ракетниц производили целеуказания вражеским бомбардировщикам". И это не выдумка никакая, поскольку Смоленск, как известно, отбомбили с воздуха по полной программе. Даже со значительным перевыполнением. Действовали далеко не одни только сигнальщики. Сколько их было? Где и как размещались? Как управлялись? Как осуществляли связь и взаимодействие друг с другом, а также с руководством за линией фронта?
Мы с Вами на эти вопросы смотрим с разных точек зрения и видим разные вещи. Я лично с точки зрения организации диверсионной работы немцами. Вы - с точки зрения уходивших из города милиционеров и бойцов конвойного полка.
Так, мне абсолютно очевидно, что мост был взорван в самое нужное немцам время с помощью ловко подсунутой ими дезынформации. Но почему именно в полночь (к слову, следствие время взрыва установило неверно), а не двумя часами позже или раньше? По-Вашему, разница в несколько часов не играла роли.
С той точки зрения, что последний эшелон с эвакуированным имуществом отправился из Смоленска в 20 часов, это, как кажется, действительно роли не играло. В 5-ом часу утра немцы уже заняли ж. д. станцию.
Ночью же город и железную дорогу не бомбили. Следовательно, немцам был нужен Смоленский терминал, где находились сотни вагонов, многие из которых были с предназначенными для эвакуации грузами. Их можно было за те самые часы спокойно перегнать на другой берег, паровозы и все необходимое для перегона были. Можно было, пускай по той же глупости, взорвать мост в 4 часа утра, но перегон вагонов в корне менял дело, даже со сдачей города, которая произошла.
Но не получилось, потому что не могло получиться. Только ли потому, что "стрелочник" взорвал мост в полночь? Ой ли...