Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Кардымово. 25-26 июля 1941 года  (Прочитано 1570 раз)

Ирина Попова

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 165
  • Алексеенко Ирина Анатольевна
Кардымово. 25-26 июля 1941 года
« : 02 Июля 2018, 19:07:21 »
Во второй половине июня 2018 года я побывала в Городе-Герое Смоленске. Несколько дней работала в читальном зале ОГКУ "Государственный архив Смоленской области" (сокращенно - ГАСО).
Открыла неизвестную мне ранее страницу истории 293-го пушечного артиллерийского полка РГК - два дня в конце июля 1941 года в воспоминаниях политрука парковой батареи Алексея Алексеевича Коваленко. 

Записан
С уважением
Ирина

Ирина Попова

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 165
  • Алексеенко Ирина Анатольевна
Re: Кардымово. 25-26 июля 1941 года
« Reply #1 : 02 Июля 2018, 19:31:11 »
ГАСО, Ф. 1501, оп. 1, д. 147
Воспоминания Коваленко А. А., участника Смоленского сражения,
участника (политрука батареи) 293 артиллерийского полка
в оборонительных боях под Кардымовым летом 1941 года
*

ПОЕДИНОК   ПОД   КАРДЫМОВЫМ

Прошел первый месяц Великой Отечественной войны. Вероломное вторжение фашистских войск на Советскую территорию принесло для нашего народа невероятных страданий.
Превосходящий по численности, оснащению боевой техникой и опытом ведения войны, враг двигался в глуб нашей страны.
Бойцы и командиры 293 артиллерийского полка, резерва главного командования, беззаветно преданные делу Ленина и своей Родине в сражениях с ненавистным врагом проявляли исключительную стойкость и мужество, не однократно преграждали путь врагу, срывали его замыслы и наносили ощутимые удары по живой силе и технике.
С болью в сердцах мы оставляли свою родную землю, но каждый клочок оставленной нами земли дорого обходился немецким оккупантам. Путь отхода 293-го артиллерийского полка был усеян трупами гитлеровских солдат и офицеров, а также подбитой и изуродованной техникой. О чем рассказывает Николай Москвин в книге “Партизанскими тропами”.
Одним из многих сражений было сражение под Кардымовом на Смоленщине в конце июля 1941 года. Наш артполк после длительных рейдов по тылам врага соединился с передовыми частями действующей Красной Армии.
На вторые сутки, ночью полк совершил марш в район поселка Кардымово. Путь марша освящало зарево от пылающей железнодорожной станции. Полк занял огневые позиции по долине небольшой речушки на юге от Кардымово.
Враг захватив крупный промышленный и культурный центр – город Смоленск рвался к сердцу нашей Родины Москве.
Утром 25 июля фашистская артиллерия открыла огонь по нашей обороне, но она вела не прицельный огонь, а стреляла по площадям для создания паники. Затем вражеские стервятники группами в 15-20 самолетов несколькими заходами бомбили наш передний край обороны. Наши орудия замаскированные в низкорослом молодом лесу не показывали признаков жизни. Командир полка подполковник Никитин приказал не демаскировать себя, огонь открыть только по его приказу, при чем дал указания двум батареям вести наблюдение и изучение орудийных огневых точек противника с целью внезапного их подавления.
Вдали появились танки с черными крестами, они двигались тремя колоннами, как на параде, держа между собой интервал в 20-25 метров. Наводчики наших орудий свои прицелы навели на фашистские орудия, которые вели огонь по нашей обороне. Когда вражеские танки подходили к переднему краю нашей обороны, а за танками прячась ползла пехота, впереди нас ожили пулеметы “Максимы” и  45 мм пушки, одновременно открыли огонь все наши 152 мм пушки-гаубицы. Земля горела под ногами оккупантов, один за другим останавливались танки, выбрасывая клубы черного дыма, было видно, как от разрывов наших снарядов летели станины от вражеских орудий. Немцы не ожидали такого сильного отпора. Замотались и в панике начали откатываться назад оставив на поле боя девять изуродованных танков.
 До конца этого дня немцы не пытались наступать, но непрерывно их самолеты летали над нами, сбрасывая мелкие бомбы и обстреливали из пулеметов.
Ночью полк, перегруппировал свои силы, занял новые, более выгодные, огневые позиции. Замаскировал боевую технику, ждал боя.
Утром 26 июля немецкие самолеты начали бомбить огневые позиции, которые полк занимал вчера, на старых позициях полк оставил пять выведенных из строя орудий, несколько подбитых тягачей и автомашин. Кроме этого из толстых бревен сделано двадцать ложных огневых точек.
Фашистские стервятники, изливая злобу за вчерашние неудачи, за понесенные потери, группами в 20-30 самолетов пикируя по очереди на выведенные из строя и ложные орудия сбрасывали свой смертоносный груз. С глубины немецких боевых позиций начала вести огонь артиллерия, снаряды рвались впереди нашей обороны. С Запада по зарослям молодого леса, прячась как воры за кустики, ползли немецкие танки, при подходе к вчерашнему переднему краю нашей обороны они открыли орудийный и пулеметный огонь. И снова, как вчера подпустив вражеские танки поближе наши орудия открыли огонь, почти одновременно три бронированные фашистские чудовища остановились охваченные пламенем, но другие обходили их, двигались вперед, приближались к нам. В воздухе появилась вражеская авиация, самолеты начали пикировать на вспышки стрелявших орудий. Нашей противоздушной обороны не было, по пикирующим “Юнкерсам” бойцы открыли огонь из винтовок и ручных пулеметов, один фашистский стервятник врезался  в землю, раздался оглушительный взрыв, несколько вражеских танков ворвались в нашу оборону. связками гранат и бутылками из горючей жидкостью  было подбито еще три танка, остальные видя упорное сопротивление развернулись и начали отходить обратно.
 В этой исключительно создавшейся опасной обстановкой для полка, перебигая от одного орудия к другому под свистом осколков от рвущихся снарядов и авиобомб комиссар полка Хургель воодушевлял бойцов и командиров на разгром врага в этом бою, вносил уверенность в нашу победу. Он на личных примерах воспитывал мужество и храбрость, на участке, где прорвались вражеские танки, находился и комиссар полка, по ползущейся вражеский танк рядом с его окопом он бросил две, одну за другой, бутылки с горючей смесью, фашистское бронированное чудовище охватило пламя огня.
Руководить боем не мысленно без связи. В этом бою телефонная связь часто прерывалась от разрывов снарядов и авиобомб. Начальник связи полка старший лейтенант Яшин несколько раз, пренебрегая опасностью, выходил на поврежденные участки телефонных линий связи, под вражеским огнем обеспечивал нормальную связь полка.
При частых маршах, сменах огневых позиций и нехватки транспорта наши орудия имели при себе небольшой запас боеприпасов, поэтому водителям автомашин приходилось в исключительно трудных условиях, бездорожья, под свистом  вражеских снарядов и воем авиобомб доставлять боеприпасы к орудиям которые стреляли прямой наводкой находясь на переднем краю обороны. При подвозке снарядов, в самые напряженные минуты боя, пал смертью храбрых любимец парковой батареи, весельчак Иван Черепов. На его адрес еще долго шли письма от его любимой девушки из города Воронежа.
Бой в этот день для нашего полка оказался очень тяжелым. Враг сделал еще две попытки прорвать нашу оборону, но безуспешно, и эти танковые атаки немцев захлестнулись в крови. 17 фашистских танков, три крупнокалиберных орудий, один самолет, много гитлеровских солдат и офицеров нашли себе могилу в этот день, в этом бою.
Наш полк под Кардымовом еще раз показал свою боеспособность, умение вести бой в сложных условиях против превосходящего наступающего противника, изматывая и уничтожая его живую силу и технику. Бойцы и командиры полка проявили выдержку, смелость, умение перехитрить врага в бою.
Вышедших из строя во время боя заменяли другие, чем было обеспечено успех боя.
Полк за два дня боев под Кардымовом также понес большие потери, получил приказ на отход в тыл.
Так воины 293 артиллерийского полка защищали родную Москву на Смоленской земле.
С тех пор прошло тридцать пять лет, и там, где проходили ожесточенные бои, где земля обильно полита кровью, выросли новые жилые дома, животноводческие фермы, колосятся обильные хлеба, выросло и новое поколение людей. И пусть это поколение никогда не видеть ужасов войны.
1976 г.                                                               А.Коваленко, участник боев

--------------------------
* - стиль изложения, орфография и пунктуация сохранены.

Записан
С уважением
Ирина

Ирина Попова

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 165
  • Алексеенко Ирина Анатольевна
Re: Кардымово. 25-26 июля 1941 года
« Reply #2 : 24 Октября 2018, 20:53:52 »
Из описания боевого пути 153-ей стрелковой дивизии (ЦАМО, ф. 1049, оп. 1, д. 3-а, лл. 1-5):
Цитировать
В течение 25 и 26.7.41 года части дивизии отошли из района МИРСКОЕ, ТИШИНО и вели оборонительные бои в районе БОЧАРЫ, НИЖ. ДУБРОВКА с частями противника, наступающими с севера, сев. запада и юга.
В ночь с 26 на 27.7.41 года части дивизии под прикрытием боя ар”ергардов отошли и заняли оборону в районе РЯЗАНОВО, ЗАБОРЬЕ, свх. ЖУКОВО. НА этом рубеже дивизия в течение двух дней 27 и 28.7.41 года вела тяжелые бои с крупными силами пехоты и танков противника, атакующими части с севера и юго-запада. В ночь с 28 на 29.7.41 года части дивизии организованно отошли с занимаемого рубежа и под прикрытием ар”ергардных отрядов начали отход в направлении РАДЧИНО.
29.7.41 года дивизией из района ЛАПУШКИ была сделана попытка контратаковать противника в направлении СМОЛЕНСК. Значительного успеха эта попытка не имела.
Ар”ергардные отряды в составе: 3/435 СП, 2/505 СП, и 1/666 СП вели исключительно тяжелые бои с превосходящими силами противника, прикрывая отход главных сил дивизии. Особенно ожесточенные бои разгорелись в районах: КОРЕЛЛЫ, СУХОДОЛ /20-30.7.41/ и в районе ст. КАРДЫМОВО /31.7.41 г./.

Пока непонятно с датами. А. А. Коваленко указывает на кардымовский бой 25-26 июля, а в боевом пути дивизии Кардымово отмечено 31 июля. Возможно, Коваленко в своих воспоминаниях немного сдвинул события по времени - мог и не очень хорошо помнить, писал уже в 1976 г. А может, и точно помнил, тогда это означает, что в какой-то момент времени 293 полк оторвался от дивизии*, прошел вперед и вел бой самостоятельно до прихода основных сил 153 сд.

---------------------------
* - Нижняя Дубровка — деревня в Смоленском районе Смоленской области (ныне - Дивасовское сельское поселение), в 10 км к северо-западу от Смоленска (из Википедии).

Записан
С уважением
Ирина

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 053
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Re: Кардымово. 25-26 июля 1941 года
« Reply #3 : 24 Октября 2018, 21:08:25 »
Ирина Анатольевна, здравствуйте.
Память в однозначном порядке подводит людей.
Немного в сторону. Ежегодно мы с ребятами-однокашниками собираемся по поводу очередной годовщины военной альма-матер. Когда в разговорах дело доходит до воспоминаний в очередной раз по поводу уточнения даты выпуска, то этих дат называется от трех до четырех вариантов, долго спорим, потом все обращают взоры в мою сторону и я называю верную дату выпуска из училища....
Так что вариант, что Коваленко ошибся и запамятовал - вполне логичное предположение.
« Последнее редактирование: 25 Октября 2018, 06:40:23 от murylev »
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

Ирина Попова

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 165
  • Алексеенко Ирина Анатольевна
Re: Кардымово. 25-26 июля 1941 года
« Reply #4 : 24 Октября 2018, 21:35:58 »
Добрый вечер, Андрей Анатольевич!
Я сразу так и подумала о том, что Коваленко не очень точно вспомнил даты указанных событий. Тем более, что полк вместе с 153 сд вышел из окружения под Витебском гораздо позже других частей 20 Армии и с большими потерями, пробираться в сторону Днепра ему было очень трудно - вряд ли успел бы попасть в район Кардымово к 25-26 июля.
Я писала в Кардымовский музей еще летом, когда приехала из Смоленска, но не по этому вопросу, а с вопросом по действиям 153 сд и 293 пап на Соловьевой и Ратчинской переправах в августе 1941-го, но ответа не получила. Попробую написать еще раз, если ответят, спрошу и о боях у Кардымово в конце июля.
Записан
С уважением
Ирина
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »