Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Где похоронен экипаж пропавшей "Каталины"?  (Прочитано 2298 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
2013 - 2016 © К.Б.Стрельбицкий

ГДЕ ПОХОРОНЕН ЭКИПАЖ ПРОПАВШЕЙ «КАТАЛИНЫ» ?

Вторая Мировая война 1939 – 1945 годов дала военной истории человечества такие «брэнды», как танк «Т-34» и истребитель «Зеро», реактивную установку «Катюша» и подводную лодку VII серии, автомат «ППШ» и бронетранспортёр «Ганомаг». Если бы перед нынешними военными историками поставили задачу определить «пальму первенства» среди различных видов оружия и вооружения, то в номинации «Гидросамолёт-морской разведчик», без сомнения, победила бы американская «Каталина» – один из несомненных символов Второй Мировой на море.
Более трёх тысяч «каталин» состояли на вооружении не только морской авиации США, но и целого ряда других государств – союзников Америки по антигитлеровской коалиции. В рамках знаменитого Ленд-лиза такие машины поставлялись в годы Второй Мировой войны и в СССР. Всего ВВС ВМФ получили 138 «каталин» различных модификаций, которые, прибыв в СССР, существенно усилили морскую разведывательную авиацию всех советских флотов на заключительном этапе войны. Все машины, кроме одной-единственной…
Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826», переданный Советскому Союзу в числе первых «каталин». Партия таких машин перегонялась своим ходом из США в СССР Северным маршрутом – через Атлатику до Исландии, а оттуда – в Заполярье. Именно последний участок перелёта и стал для этой «Каталины» роковым…
…Вот как описал его один из активных участников перегонки «Каталин» из США в СССР Максим Николаевич Чибисов (впоследствии - генерал-майор авиации) в своей рукописи «Через материки и океаны» (с полным её текстом можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.peremeny.ru/column/view/1321/ ):
«…И вот 16 июня командир группы полковник Васильев В.Н. принял решение вылетать [из Рейкявика (Исландия) в СССР] на следующий день всей группой.
В 9 часов утра 17 июня вылетел отряд гвардии-майора Пискунова Н.Ф., через час в воздух поднялся отряд капитана Иванова Л.П. Один из самолетов второго отряда сразу же после взлета совершил вынужденную посадку из-за неисправности двигателя (самолет капитана Бойченко Ф.Я.).
Полковник Васильев не стал вылетать, а дождался устранения дефекта в самолете Бойченко и после этого они взлетели парой лишь в 17 часов по Гринвичу.
… Последними в этом перелете были Васильев В.Н. и Ф.Я.Бойченко, задержанные вынужденной посадкой и срочным ремонтом мотора. Взволнованные неудачным взлетом, они, видимо, уже с самого начала были готовы к большим испытаниям. Однако действительность превзошла все ожидания.
Через 50 минут после старта оба самолета попали в сильный дождь, три часа шли в одиночку, поддерживая командную связь, затем погода резко ухудшилась, стали набирать высоту, пытаясь пробить облачность.
К 24 часам они поднялись на высоту 4000 метров. Началось сильное обледенение. Стали сбавлять высоту. Шли в одиночку, поддерживая радиосвязь.
Около 0 час [ ов ] 40 мин [ ут ] состоялся последний сеанс связи. Васильев сообщил ведомому, что идет курсом 66 градусов на высоте 500 м [ етров ] , что внизу просматривается вода, и приказал Бойченко снижаться. На этом связь прервалась.
На запросы ведомого Васильев не отвечал, и на базу его самолет не прибыл. Остается только догадываться об обстоятельствах гибели экипажа, в составе которого были полковник Васильев В.Н., флаг-штурман ВВС полковник И.Мосцепан, полковник Н.Романов, бортмеханик К.Чичкан и бортрадист Н.Кузнецов.
Либо самолет, идя на низкой высоте в облаках, врезался в скалистый берег норвежского фиорда, либо в результате обледенения отказал мотор и экипаж совершил вынужденную посадку в штормовом море.
И, наконец, последнее предположение: идя в облаках, самолеты Бойченко и Васильева нарушили радиомолчание и были запеленгованы вражеским радиолокатором.
Наиболее вероятно, что именно после сеанса связи самолет Васильева был сбит немецким истребителем над морем у берегов Норвегии.
Капитан Бойченко после этого сеанса связи, идя вслепую в облаках курсом, который назвал ему Васильев, выскочил на береговую черту Норвегии. При этом он оказался так низко над землей, что, по его собственным словам, едва не зацепился за верхушки деревьев. И все же он успел перевести самолет на набор высоты и избежал катастрофы. После 18,5 часов полета девятый экипаж прибыл на [ гидро ] аэродром Губа Грязная».
Примерно так же описали этот эпизод на основе процитированной нами рукописи дочери её автора – Е.М.Рубина и Э.М.Телятникова – в изданной ими в 2011 году книге «Через материки и океаны: Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова». Из их авторских дополнений к рукописи процитируем здесь следующее: «Поиски экипажа, произведённые нашими и английскими лётчиками в течение десяти дней, с 18 по 28 июня, были безрезультатными. Оставалось предположить, что самолёт или сбит немецкими истребителями, или уклонился в сторону и столкнулся с горами на побережье Норвегии. Срочно созданная в штабе ВВС Северного флота комиссия 28 июня 1944 года констатировала: гидросамолёт пропал без вести вместе с экипажем…». У всех его членов в персональных документах после этого было записано: «При перегонке самолёта из США пропал без вести при перелёте – вылетел с Исландии, к месту назначения не прибыл» и сделан вывод – «Погиб в пути 18.06.1944»…
…Он оказался предельно точен – примерно в 6 часов утра этого дня пропавшая «Каталина» в густом тумане врезалась в отвесную стену приморской скалы Андоттен (Andotten), что на острове Сёрёя (Sørøya). Ныне это – территория коммуны Хасвик (Hasvik) губернии (фюльке) Финнмарк (Finnmark) на самом севере Норвегии.

Фотографии скалы Андоттен, о вершину которой разбилась "Каталина":





Прибывшие на место катастрофы советского гидросамолёта немцы обнаружили среди его обломков тела погибших советских лётчиков, а так же большое количество так называемых «предметов роскоши», которые те везли из Америки своим семьям – женские нейлоновые чулки, одежду, шоколад и т.п. Немцы забрали с собой всю найденную на месте катастрофы документацию, авиационное вооружение и приборы, а остатки самолёта (в частности – его плоскости) ещё долгое время служили как бы нерукотворным памятником погибшим, обозначая место катастрофы «Каталины», хорошо видимое со стороны моря…
Перед убытием из района катастрофы немцы приказали местным жителям-норвежцам похоронить останки советских летчиков. Экипажу «Каталины» не хватило всего каких-то 15 – 20 футов высоты, чтобы перелететь через скалу Андоттен, ставшую для них роковой…
Сегодня мы впервые публикуем полный поимённый список погибших на борту «Каталины» 6 советских морских лётчиков с содержащимися в архивных документах их персональными данными:
– ВАСИЛЬЕВ Виктор Николаевич

– полковник, штатная должность – командир 65-го авиационного полка специального назначения ВВС ВМФ, временная должность – командир Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – второй пилот, родился в 1907 году в Санкт-Петербурге (ныне – Российская Федерация), русский, рабочий, из служащих, член ВКП(б) с 1937 года (номер партийного билета – «1336691»), женат («жена - Васильева Ирина Константиновна в 1946 [году] вышла замуж за второго»), на службе с 19.09.1924, кавалер ордена Красного Знамени,
– МОСЦЕПАН Иван Федосеевич

– полковник, штатная должность – начальник 3-го отдела Управления боевой подготовки и Военно-учебных заведений Главного Управления ВВС ВМФ – Главный Штурман ВВС ВМФ, временная должность – флагманский штурман Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – штурман, родился 04/17.01.1898 в городе Тверь (ныне – Тверской области Российской Федерации), русский, служащий, из рабочих, беспартийный, проживал с женой Риммой Михайловной Мосцепан и дочерью Ренатой 1927 года рождения по адресу: Москва, улица Герцена, дом 26/2 (он же – дом 2 по улице Станкевича), квартира 10, кавалер ордена Красной Звезды и медали «ХХ лет РККА»
– РОМАНОВ Николай Петрович

– подполковник, штатная должность – командир корабля «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – командир, родился 17.12.1904 в Москве (ныне – Российская Федерация), где его мать проживала по адресу: переулок Максима Горького, дом 4, квартира 49, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1932 года (номер партийного билета – «1897859»), жена Романова Таисия Федоровна (1912 года рождения) и дочь Изалия (1931 года рождения) проживали по адресу: РСФСР, Архангельская область, посёлок Лахта, на службе с 02.1919, кавалер 2 орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени,
– СКВОРЦОВ Анатолий Михайлович – старший техник-лейтенант, штатная должность – бортовой техник авиационный корабля «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – бортовой техник авиационный, родился 08.01.1915 в городе Балахна (ныне – Нижегородской области Российской Федерации), где его мать Скворцова Ольга Петровна проживала по адресу: Кузнечная улица, дом 44, квартира 3, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1941 года (номер партийного билета – «4221109»), холост, на службе с 1935 года, кавалер орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медали «За отвагу»,
– ЧИЧКАН Евгений Константинович

– старший техник-лейтенант, штатная должность – техник авиационный авиационного звена 4-й авиационной эскадрилии 115-го отдельного морского разведывательного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота, временная должность – переводчик Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – второй техник авиационный, родился в 1918 году (место рождения в документах указано как «Костшинской рудник, Новая колония, Донбасс, Донецкая область»), рабочий, из служащих, холост, член ВКП(б) с 1941 года,
– КУЗНЕЦОВ Николай Ефимович – старшина, штатная должность – воздушный стрелок-радист 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – воздушный стрелок-радист, родился в 1913 году в селе Чурилово (ныне – одного из муниципальных районов – Локнянского, Новоскольнического, Пустшкинского или Усвятского – Псковской области Российской Федерации), где проживали его родители Ефим Илларионович и Ульяна Михайловна Кузнецовы, русский, рабочий, член ВКП(б), женат, призван по мобилизации 1941 года Московским районным военным комиссариатом города Ленинграда, кавалер 2 орденов Красного Звезды.
Персональных фотографий ещё двух членов экипажа "Каталины" - СКВОРЦОВА Анатолия Михайловича и КУЗНЕЦОВА Николая Ефимовича - в архивах обнаружить не удалось. Однако они запечатлены вместе со своими боевыми товарищами на этой, общей фотографии советских морских лётчиков перед их вылетом из Америки:


В этой, рассказанной нами трагической истории остаётся один, но главный нерешённый вопрос: где именно были похоронены члены экипажа советской «Каталины»? И пока на него не будет дан конкретный ответ, наш поиск будет продолжаться.

Автор благодарит за помощь материалами, использованными ими при подготовке данной публикации Елену Рубину (Москва) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург).
« Последнее редактирование: 25 Августа 2018, 19:40:09 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Выше я привёл текст материала, который впервые опубликовал ещё 2,5 года назад на Международном военном форуме - http://imf.forum24.ru/ Текст в точности соответствует тому, по Интернет-ссылке, но я привёл его здесь не только для того, чтобы просто ознакомить участников и гостей нашего Форума с этой историей.
Буквально только что в моём распоряжении появились, как принято писать у юристов, "вновь открывшиеся обстоятельства", которые требуют поиска потомков жертв той авиационной катастрофы.
Прошу уважаемых коллег с нашего Форума максимально подключиться к их поискам!
Перечислю ещё раз те места, которые приведены в справках по погибшим членам экипажа "Каталины" - Москва, Лахта Архангельской области, Балахна Нижегородской области, Чурилово Псковской области (на поиски такого абстрактного места, как «Костшинской рудник, Новая колония, Донбасс, Донецкая область», не надеюсь по ряду объяснимых причин...).
Заранее благодарен всем уважаемым коллегам за помощь!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Эта сегодняшняя новость имеет прямое отношение к данной теме нашего Форума. Вот её текст отсюда - https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ab70ce49a79476cd65aa363 :

"В США отказались устанавливать памятник погибшим советским летчикам
Власти города Элизабет, штат Северная Каролина, отказались устанавливать памятник советским летчикам, погибшим при переправке самолетов-амфибий в СССР во время Второй мировой войны. Об этом сообщает Associated Press.
По данным агентства, изначально установка 25-тонного памятника была одобрена властями в мае 2017 года. Монумент посвящен советским летчикам, проходившим обучение в США в рамках так называемого проекта «Зебра», о котором стало известно лишь в 2013 году после рассекречивания документов. В частности, памятник должен был увековечить гибель четырех советских летчиков (трех русских и одного украинца) и одного канадца. Трагедия произошла на реке Паскуотанк: там в 1945 году разбилась «летающая лодка».
Расходы на изготовление и установку монумента брала на себя российская сторона, благоустройство территории — американская. Однако в результате нового голосования пять членов городского совета Элизабет выступили против установки памятника, а трое поддержали, причем четверо из противников были афроамериканцами, а двое из трех сторонников установки — белыми, так что вопрос установки памятника принял расовый характер. В частности, как сообщает местная радиостанция WUNC​, был поднят вопрос о том, что в то время, как в городе планируется установка памятника «русским», в нем нет ни одного монумента «афроамериканской женщине». Однако главным обстоятельством, помешавшим ранее достигнутым соглашениям, стало ухудшение российско-американских отношений. «Я понимаю, что речь идет о том, чтобы почтить память героев, павших в годы Второй мировой войны, и есть американские солдаты, которые воевали на этой войне и похоронены в России. Но времена сейчас изменились», — сказала член городского совета Анита Хаммер.
В то же время 500 местных жителей подписали онлайн-петицию в защиту монумента.
Как сообщает ABC News, установкой памятника хотело заняться Минобороны России. В феврале российское посольство в Вашингтоне анонсировало появление монумента в Элизабет.
В рамках операции «Зебра» с 1944 по 1945 год г в СССР было доставлено более 160 американских гидросамолетов «Каталина». На аэродроме в Элизабет советские летчики обучались и принимали машины, перед тем как переправить их в СССР. Всего при перегоне самолетов погибли​ 11 советских граждан".

О шести из них мы вспомнили в этой теме нашего Форума...

А вот интересные подробности этой "коллизии" отсюда - https://www.vesti.ru/doc.html?id=2999181 :

"...Год назад городской совет одобрил установку памятника русским единогласно, но сейчас мнения разделились. Часть городского совета считает, что установка монумента не соответствует обострившимся отношениям между Россией и США. Приводятся доводы, что русские могут с помощью хакерских гаджетов в монументе парализовать работу крупнейшей базы Береговой охраны неподалеку.
С другой стороны, сторонники нормализации отношений уверены, что страны работали и сражались вместе в прошлом, и  могут делать это в будущем. Местный житель Рик Бойд представил петицию в поддержку установки памятника с подписями 569 человек.
Генерал ВВС в отставке Роберт Фоглсонг, возглавляющий со стороны США совместную российско-американскую Комиссию по делам военнопленных и пропавших без вести, попросил городской совет пересмотреть решение".

В Сети уже много сообщений российских Интернет-агентств на эту тему.
А вот оригинал - на английском языке - давшего старт этой теме сообщения американского информационного агентства "Ассоциэйтед Пресс" -
https://apnews.com/0c4056a169424ade91181c4f2d52ad44/Planned-Russian-statue-starts-mini-Cold-War-in-American-city
Самое ценное там - это фото российской модели самого памятника - на мой взгляд, очень хорошо отражающая реальность:



Думаю, что в этой теме нам стоит вспомнить и о той самой "трагедии на реке Паскуотанк", в которой погибли 5 советских лётчиков и канадец...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Первая информация о том, что ещё 07.10.2021 был открыт памятный знак экипажу "Каталины", о которых идёт речь в теме, появилась только сегодня, 11.10.2021 здесь - https://twitter.com/RusEmbNo/status/1447536831583723525 .
Фотографии оттуда:









Приведённая выше ссылка - на аккаунт в "Твиттере" посольства РФ в Норвегии, где написано по-норвежски следующее:
"7 октября 2021 гола на острове Сёрёйа в коммуне Хасвик (приграничная с Россией губерния Тромс и Финнмарк, север Норвегии) состоялось торжественное открытие памятника шести советским летчикам, погибшим 17 июня 1944 года при крушении у местных берегов самолета-амфибии "Каталина" (направлялся в СССР из США по ленд-лизу)".
Как сообщает ТАСС, "Памятник представляет собой каменную стелу высотой около 2,5 метров с бронзовым барельефом, выполненным Студией военных художников им. Грекова Минобороны России, на котором перечислены имена погибших и изображены фигуры летчиков на фоне самолета-амфибии".
На доске читаем:
"Полковник / Васильев / Виктор Николаевич /
Старший техник-лейтенант / Скворцов / Анатолий Михайлович /
Подполковник / Мосцепан / Иван Федосеевич /
Старший техник-лейтенант / Чичкан / Евгений Константинович /
Подполковник / Романов / Николай Петрович /
Старшина / Кузнецов / Николай Ефимович
"В память о советских лётчиках, погибших 17 июня 1944 года при / выполнении задания при перегоне гидросамолётов "Каталина" / из США в СССР в рамках программы "Ленд-Лиз" ".
Воинские звания и имена членов экипажа приведены на доске на двух языках (на русском и на норвежском), памятная надпись - на трёх (на них и на английском).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »