X-Штрафные, штурмовые стрелковые и дисциплинарные в/ч > Штрафные в/ч в ВВС

Подборка материала от Сокерина Виктора Николаевича

<< < (3/3)

АПО Память:
Автор: Григорий Свирский
ШТРАФНИКИ
Александр Ильич Скнарев, наш флагштурман, штрафник. Быль

Скнарев Александр Ильич4 июля 1942 года немцы потопили в Баренцевом море караван PQ-17, из английских и американских судов, которые шли на Мурманск, и приказ Ставки бросил нас в Ваенгу. В четыре утра на многих базовых аэродромах, на Балтике и Черноморье, сыграли тревогу, а в полдень бомбардировщики уже садились на самом краю земли, в горящей Ваенге. Тот, кто был на заполярном аэродроме Ваенга, знает, какой это был ад. На любом фронте существуют запасные аэродромы, ложные аэродромы. Аэродромы подскока. Авиация маневрирует, прячется. В Белоруссии мы держались полтора месяца только потому, что прыгали с одного поля на другое, как кузнечики. В Заполярье прятаться некуда. В свое время заключенные срезали одну из гранитных сопок, взорвали ее, вывезли на тачках — и появилась площадка, зажатая невысокими сопками. Я взбежал на эти сопки полярной ночью, холодной и прозрачно-светлой. Огляделся и... на мгновение забыл, что где-то идет война.
Стихли моторы, и стало слышно, как вызванивают ручьи. Какой-то человек в морском кителе с серебряными нашивками инженера собирал ягоды. Протянул мне фуражку, полную ягод, — угощайся, друг.
Ягоды отдавали смолкой. Голубика? Скат горы был сизым от них. Кое-где виднелись огромные шляпки мухоморов. Поодаль чернела вероника. Колыхался на ветру иван-чай. Бледно-розовый, нежный и для заполярных цветов высокий, иван-чай густо поднимался у брошенных укрытий-капониров, во всех горелых местах, а в горелых местах, похоже, здесь недостатка не было.
Внизу рванулись на взлет истребители, взметая бураны пыли и колкой размолотой щебенки; чуть оторвавшись от земли, они тут же убирали шасси. И лишь затем послышался “колокольный звон” — дежурные, выскочив из землянок, били железными прутьями по рельсам и буферам, висящим на проволоке.
— Дело дрянь! — сказал инженер.— Бежим! И, как бы подтверждая его слова, неподалеку, в Кольском заливе, дробно застучали корабельные зенитки.
Мы кинулись в сторону. Ноги утонули по щиколотку в коричнево-рыжеватой болотистой хляби. Теперь, видно, били все зенитные установки. Огонь тяжелых бата-рей на вершинах сопок сотрясал землю. Сверху нарастал резкий свист. Я бросился было за инженером, но чей-то сиплый голос властно крикнул: — Сюда!
Я свернул на голос, с разбегу приткнулся около большого гранитного валуна, съеживаясь от ошеломляющего сатанинского воя летящих бомб.
Первые разрывы грохнули посредине летного поля. Вздрогнули сопки. Казалось, земля загудела, как натянутая басовая струна.
— Пошла серия. Сюда идет! — сипло пробасил кто-то лежавший рядом.
Что есть силы я втискивался в болотистую жижу, прижимаясь плечом к гранит-ному камню. Вспарывая воздух, сотрясая землю, разбрызгивая тысячи осколков, взрывы подступали все ближе, ближе. Раскололась земля. Огромный гранитный валун, века лежавший без движения, пошатнулся. Что-то — твердое ударило в бок. “Хана!”
Разрывы удалялись. Бомбовая серия гигантскими шагами переступила через меня и ушла дальше. Я медленно согнул руку, не решаясь дотронуться до собственного бока. Боли нет... Наконец приложил ладонь. Пальцы нащупали ком мерзлой земли, отброшенной взрывной волной.
Я тут же вскочил на ноги и радостно закричал своим неизвестным товарищам: — Э-эй! Где вы? Ответа не было. Тот, кто лежал рядом, уже спускался: внизу мелькала спина в солдатской шинели. “А где инженер?” Обежал гранитный валун вокруг. По другую сторону его курилась в скалистом грунте неглубокая воронка. — Э-эй! — в испуге позвал я инженера. Тишина
Бросился в одну сторону, в другую, перескакивая через обломки гранита. И вот увидел у вершины сопки, среди голубики, оторванный рукав флотского кителя с серебряными нашивками инженера. И больше ничего...
С тоской внимательно оглядел летное поле, где тарахтели трактора, которые тянули к воронкам волокуши с камнями и гравием. За ними бежали солдаты с лопатами засыпать воронки.
— Ну, привет, Заполярье! — сказал я, сплевывая вязкую болотную землю. — Места тут, вижу, тихие...
Когда я, кликнув санитаров, вернулся к своему самолету, в кабине кто-то был; из нижнего люка торчали ноги в зеленых солдатских обмотках.
Еще на Волховском фронте нам выдали брюки клеш, поскольку мы теперь назывались как-то устрашающе длинно: особой морской и, кажется, еще ударной авиагруппой; никто особенно не ликовал, знали уж, что мы стали затычкой в каждой дырке.
Но клеш носили с гордостью, и такой ширины, что комендант учредил одно время возле аэродрома пост с овечьими ножницами в руках: вырезать у идущих в увольнение вставные клинья. Оказывается, издавна существовал неписаный закон: чем от моря дальше, тем клеш шире. А тут вдруг торчат из самолета зеленые обмотки. Видно, кто-то из солдат охраны влез поглазеть. Заденет какой-нибудь тумблер локтем. Потом авария... Болван!
Я подбежал к ногам в зеленых обмотках и что есть силы дернул за них. С грохотом стрельнула металлическая, на пружинах, ступенька, на которой стоял солдат, и он повалился на землю. Поднявшись, отряхнул свою измятую солдатскую шинель с обгорелой полой и сказал, как мне показалось, испуганно: — Ты что?
— Я тебе сейчас каак дам “что”! — И осекся. Солдату было за сорок, может, чуть меньше. В моих глазах, во всяком случае, он был дедом. — Дед, да как тебе не стыдно?! У деда было кирпично-красное и широкое, лопатой, скуластое лицо, вели-чиною с амбарный замок подбородок. Грубая, открыто-простодушная, добрая физиономия стрелка из караульной роты, мужика, который всю жизнь в поле. Только глаза какие-то... неподвижные, извиняющиеся; затравленные, что ли? Глаза человека, который ждет удара.
Но произнес он со спокойным достоинством: — Я прислан штурманом!
Меня аж жаром обдало. Я встал по стойке “смирно”. Понял, с кем имею дело. У нас уже бывали штрафники. И потом... да это тот, кто меня спас?!
— Скнарев, Александр Ильич,— представился он.- Рядовой.
Он стал штурманом нашего экипажа, Александр Ильич. А через неделю — флаг-штурманом полка. Еще бы! Он был у нас единственным настоящим морским волком. Остальные только клеш носили. А над морем ориентиров нет. “Привязаться”, как привыкли) к железной дороге или к речке нельзя.
Только вчера у одного “клешника”, девятнадцати лет от роду, забарахлил над морем компас; паренек вывел самолет вместо цели — на свой собственный аэродром и —отбомбился... Счастье, что не попал в нас и что командир нашей авиагруппы гене-рал Кидалинский был отходчив. Как что — кричал: “Застрелю!” — да так за все годы никого не застрелил. Хороший человек!
Скнарев с кем только не летал. Никому не отказывал. Ни одному ведущему группы. Он выматывался так, что у него порой не было сил дойти до землянки, засы-пал тут же, у самолета, на ватных чехлах.
Над головой не прекращалась “собачья свалка” истребителей. Из-за залива пикировали, оставляя белые следы инверсии, “мессершмитты”. Ваенга вышвыривала, как катапульта, навстречу им “миги”, английские “харрикейны” и “киттихауки” с кро-кодильими зубами, нарисованными на отвислых радиаторах.
Они возвращались на последней капле горючего, другие сменяли их.
Жиденько захлопали зенитки. “Юнкерсы” прорвались? Я смотрел на небо с белесыми, вытягивавшимися на ветру дымками разрывов и думал: “Будить Александра Ильича?” Решил, по обыкновению, не будить. “Пусть...”
После встречи на сопке с инженером, который угостил меня на прощание голубикой, я стал фаталистом. От своей бомбы не уйдешь, чужая не заденет. Как-то здорово меня встряхнула та бомбочка. И, как это ни странно, успокоила.
Впрочем, так или иначе, но в Ваенге “успокаивались” почти все, кому не хоте-лось в сумасшедший дом. Психологический барьер между бытием и в перспективе — небытием брали, как позднее звуковой, на большой скорости.
И немудрено. Аэродром бомбили по шесть-семь раз в сутки. Часто полутонными бомбами; а как-то даже и четырехтонными, предназначенными для английского линкора “Георг V”, который, видно, не нашли.
Вот когда я вспомнил Библию: “И земля разверзнется... “С этого начинался день. Сорок — шестьдесят “юнкерсов” прорывались к Ваенге, стремясь хотя бы рас-ковырять позловреднее взлетную полосу, чтобы истребители не могли подняться.
Когда это удавалось, вторая волна “юнкерсов” шла мимо нас на Мурманский порт и на транспорты союзников, которые ждали разгрузки, густо дымя в Кольском заливе.
Ягель на сопках горел все лето. Торфяники курились; казалось, воспламенились и земля, и залив. Не потушить. К аэродрому тянулись дымки, запахи гари.
— Что там? — сонно спрашивал Скнарев, когда зенитки начинали захлебываться, и поворачивался на другой бок.
Определив по крепчавшему свисту немецких пикировщиков — пора, я расталкивал штурмана, и мы сваливались в щель, которую выдолбили в каменном грунте прямо на стоянке.
Здесь, на моторных чехлах в узкой осыпающейся щели, Александр Ильич Скнарев и рассказал мне свою историю.
Он был майором, штурманом отряда на Дальнем Востоке. Этой зимой его самолет — гофрированная громадина — тихоход “ТБ-З” — совершил вынужденную посадку в тайге. Отказал мотор. Через неделю кончились продукты, и Скнарев вместе со стрелком-мотористом, парнишкой моего возраста, отправился на поиски. В одном из таежных сел ему встретились подвыпившие новобранцы, в распахнутых ватниках, с гармошкой. Узнав, что надо Скнареву, зашумели. “Дадим, однако! На заимке мука есть. Дерьма-то... Охотиться нынче некому. Все трын-трава.- И неожиданно трезво: — Реглан вот дай!..”
Александр Ильич скинул с себя кожаный летный реглан, принес к самолету в обмен на реглан мешок муки и ящик масла.
Через неделю “ТБ-З” кое-как взлетел, дотянули до своего аэродрома под Хабаровском. Александр Ильич собрал со всего гарнизона вдов, многодетных и разделил оставшиеся продукты. “Масло ниткой делили, муку “жменями”,— рассказывал мне в Североморске, в прошлом году, старый летчик, полковник Гонков, который на Даль-нем Востоке служил вместе со Скнаревым.
...Только распределили продукты, пришла шифровка о том, что в таежном поселке разграблен военный склад. Немедля отыскать виновных. А где они, виноватые? Подвыпившие “друзьяки” из маршевой роты... Под Москвой? Под Сталинградом? Может, иные уже и погибли.
Виноватых искали остервенело. Целой группой. Перед войной вышел указ о хищении соцсобственности. Говорили, по личной инициативе Сталина. Что бы ни похитил человек — пучок колосков, сто граммов масла, булку — десять лет лагерей.
Арестовали Скнарева. Увели обесчещенного, недоумевающего. Судили военно-полевым судом...
“Виноватого кровь — вода,— тихо рассказывал Александр Ильич, поглядывая на белесое небо, где то и дело слышался треск пулеметных очередей,— приговорили меня к расстрелу. Посадили в камеру смертников”.
До Москвы далеко. Пока бумага о помиловании шла туда — сюда, прошло пятьдесят шесть суток.
Из камеры смертников, затхлой, без окна, вывели седого человека, прочитали новый приговор. Десять лет. Как за булку.
А потом, усилиями местных командиров, “десятку” заменили штрафбатом. И вот Скнарев в Ваенге, лежит на чехлах... Сюда, к чехлам, принесли Александру Ильичу письмо. С Дальнего Востока. О жене. Что муж у нее теперь новый, капитан какой-то. А о старом она не позволяет и вспоминать.
Гораздо позднее выяснилось, что письмо ложное. Кому-то было жизненно важно Скнарева добить. Чтобы он не вернулся с войны... Но мы оба, и я, и Александр Ильич, приняли его за чистую монету. Я выругался яростно, с мальчишеской категоричностью проклял весь женский род. От Евы начиная. И того капитана, мародера проклятого, вытеснившего Скнарева. Нет, хуже, чем мародера!
Александр Ильич урезонил меня с какой-то грустной улыбкой, мудрой, отрешенной:
— Что ты, Гриша! Ведь что взял на себя человек. Двоих детишек взял. Семью расстрелянного...
Я поглядел сбоку на тихого человека с красным и грубым мужицким лицом, освещенный незаходящим заполярным солнцем. И замолчал, раскрыв свой птенячий клюв.
Видно, с этой минуты я к Скнареву, что называется, сердцем прикипел. Что бы ни делал, под рев зениток, треск очередей, пожары думал чаще всего о Скнареве. Как помочь ему? Что предпринять?
Что мог я на горящем аэродроме, рядовой “моторяга”, сержант срочной службы, который даже во время массированных бомбардировок не имеет права отойти от своей машины? А вдруг она загорится?
Никто не скрывал, что бомбардировщик дороже моей жизни. И намного... Кто меня послушает? Никогда я не чувствовал себя таким червяком.
Но так я жить не мог. Я думал-думал и наконец придумал. Выпросил у Скнарева штурманский карандаш. И, таясь от него, исписал на обороте всю старую полетную карту. И отправил в газету “В бой за Родину”. Чтобы все знали, какой человек Александр Ильич Скнарев.
Это была моя первая в жизни статья. Я отправил ее с оказией в штабной домик, где ютилась редакция. Туда же послал второе письмо — о Скнареве. Третье. Наконец шестое...
Они проваливались. Как в могилу. Ни ответа, ни привета.
Какое счастье, что Скнарев о моих письмах и не подозревал!..
Через месяц меня вызывают к какому-то старшему лейтенанту. “Бегом!”
Вымыл бензином руки, подтянул ремень на своей технической куртке из чертовой кожи, поблескивавшей масляной коростой, и отправился к начальству.
Старший лейтенант оказался газетчиком. Невысокий, в армейском кителе, на ко-тором не хватало пуговиц. Из запаса, видать... Он обругал меня за то, что я пишу о штрафнике. “Ты что, не знаешь, что о штрафниках — ни-ни?! Ни слова... — И вздохнул печально: — “Ни слова, о, друг мой, ни вздоха”. Из запаса, ясно”.
Я усадил старшего лейтенанта на патронные ящики и рассказал ему о Скнареве. О том, чего не было в моих статьях, которые конечно же повествовали только о подвигах флаг-штурмана.
Плечи старшего лейтенанта, одно выше другого, как у Файбусовича, дернулись нервно. Он поправил очки с толстущими линзами, ссутулился и стал похож на бухгалтера, у которого не сходится баланс.
Он не был рожден военным, этот низкорослый человек, это ясно. Я только не знал еще, что он был единственным мобилизованным газетчиком, которого командующий флотом, адмирал Головко, случайно встретясь с ним на пирсе и поглядев на его подвернутые брюки, приказал немедля переобмундировать в сухопутную форму. — Таких моряков не бывает!.. Так он и ходил, единственный на аэродроме, в пехотном. В звании повышали, а брюки клеш не давали.
Какое счастье, что именно он приехал к нам. Подперев ладонью плохо выбритую щеку, он сказал, прощаясь, тихо и очень серьезно:
— Как тебя зовут?.. Ты, Гришуха, пиши, а я буду держать твои материалы под рукой. Начальство, увидя меня, почему-то всегда улыбается. Можно когда-то из этого извлечь пользу! А? Рискнем.
С газетой, где впервые появилась фамилия Скнарева, я бежал через всю стоянку. Я размахивал газетой, как флагом. Вид у меня был такой, что изо всех кабин вы-сунулись головы в шлемофонах. Уж не кончилась ли война?
Конечно, моей статьи в газете не было. Но на самой первой странице, под названием газеты, вместо передовой была напечатана крупным шрифтом информация о том, что группа бомбардировщиков, которую вел флаг-штурман А. Скнарев, со-вершила то-то и то-то... Главное, появилась фамилия! Оттиснутая настоящими типографскими знаками. Законно. А. Скнарев!..
Вскоре на аэродром прикатили морские офицеры, о которых мне сказали испуганным шепотом: “Зачем-то трибунал явился...”
В штабной землянке на выездном заседании трибунала Северного флота со Скнарева была снята судимость. Он вышел из землянки, застенчиво улыбаясь, в своих голубых солдатских погонах. “Погоны чисты, как совесть”, — невесело шутили летчики. Они обняли его, потискали. Я протянул ему букетик иван-чая, который собрал в овраге и на всякий случай держал за спиной.
Судимость со Скнарева сняли, но недаром ведь говорится: дурная слава бежит, добрая лежит... Правда, он уже не значился в штрафниках, в отверженных... Однако Скнарев был, как непременно кто-либо добавлял, “из штрафников” или, того пуще, — “из этих”...
Он заслуживал,, наверное, трех орденов, когда ему вручили первый.
Я писал о Скнареве после каждой победы. Радовался каждой звездочке на его погонах. Вот он уже лейтенант, через месяц — старший лейтенант.
В нижней Ваенге, в порту, был ларек Военторга, я сбегал туда за звездочками для скнаревских погон. У меня теперь был запас. И капитанских звезд, и покрупнее — майорских. Купил бы, наверное, ему и маршальские, да не продавались в Ваенге. Не было спроса.
Когда Скнарев стал капитаном, я, дождавшись его у землянки (теперь он жил отдельно, с командованием полка), поздравил его. Был он, сказал, когда-то майором, и майорская звезда снова не за горами. Все возвращается на круги своя. Боевых орденов у него уже — шутка сказать! — два.
У Скнарева как-то опустились руки, державшие потертый планшет из кирзы.
— Что ты, Гриша,- устало сказал он.- Вернусь я домой. Думаешь, что-нибудь изменят мои майорские звезды? Спросят, какой это Скнарев? “Да тот, которого трибунал... к расстрелу... Помните?” На весь флот опозорили... От этого не уйти мне. За всю жизнь не уйти. Боюсь, и детям моим... — И вдруг произнес с какой-то сокровен-ной тоской: — Вот если бы Героя заработать! .. Так говорил мне старик крестьянин после войны: — Хватило б хлеба до весны... Я был по уши наполнен скнаревской тайной. Подобно воздушным стрелкам, надевавшим перед трудным боем броневые нагрудники, Скнарев мечтал, и я, мальчишка, “моторяга”,знал об этом, надеть нагрудник потолще. Чтоб ни одна пуля не взяла. Не то что плевок. Ведь если в этом случае спросят: “Какой Скнарев?” — ответ будет: “Герой Советского Союза. Наш земляк...”
Теперь я писал о Скнареве остервенело. Доставал у разведчиков фотографии транспортов, взорванных им. “Сухопутный” редактор газеты, верстая номер, говорил: “Сейчас прибежит этот сумасшедший Гришуха. Оставим для него “петушок”? Строк двадцать”.
Скнареву вручили еще один орден. Повысили в майоры. Перевели в соседний полк, на другой край аэродрома, с повышением. А Героя — не давали...
Когда установилась нелетная погода и о Скнареве ничего не печатали, я ходил злой от такого непорядка; наконец меня снова осенило. После отбоя мы садились со Скнаревым рядышком, и он рассказывал мне (писать он не любил) свои большие, на целые полосы, теоретические статьи, к которым я чертил схемы и давал неудобопроизносимые, но зато нестерпимо научные названия вроде: “Торпедометание по одиночному транспорту на траверзе мыса Кибергнес”. Я также очень любил заголовки, где были слова: “...в узком гирле фиорда...” Это звучало поэзией.
А Героя все не давали...
Однажды к летной землянке подъехал командующий Северным флотом адмирал Головко. У землянки стояли несколько человек. Самым старшим по чину оказался капитан Шкаруба, Герой Советского Союза.
Шкаруба был песенным героем. Знаменосцем. Его портрет был помещен на первой странице газеты.
Шкаруба громко скомандовал, как в таких случаях полагается, всему окружающему: и людям, и водам, и небесам: “Сми-ир-рна!” И стал рапортовать.
Пока он рапортовал, адмирал Головко почему-то приглядывался к его морскому кителю. И вдруг все заметили: ордена у Шкарубы на месте, а там, где крепится Золотая Звезда Героя, дырочка.
— Почему не по форме? — строго спросил адмирал.
Капитан Шкаруба потоптался неловко на месте в своих собачьих унтах, собираясь, может быть, объяснить, что его Звезда на другом кителе. Он хочет, чтоб осталась семье, если что... Но доложил он громко совсем другое.
— Товарищ адмирал! Я потопил шесть транспортов противника. И — Герой Советского Союза. Майор Скнарев потопил двенадцать транспортов и военных кораблей противника. Вдвое больше. И — не Герой Советского Союза. Как же мне носить свою Звезду? Как смотреть своему товарищу в глаза?..
Оцепенели летчики. Что будет? Только-только загремел в штрафбат полярный ас летчик Громов, кавалер четырех орденов Красного Знамени...
К счастью, командующий флотом Головко был адмиралом молодым и умным. Он распорядился во всеуслышание дать капитану Шкарубе пять суток домашнего ареста за нарушение формы одежды. А потом заметил что-то — куда тише — стоявшему рядом штабному офицеру, отчего тот пришел в лихорадочное, непрекращающееся, почти броуново движение...
А на другой день по беспроволочному писарскому телеграфу стало известно, что бумаги о присвоении Скнареву Героя ушли в Москву. Ждали мы, ждали указа, так и не дождались... В те же дни перевели меня в редакцию газеты “Североморский летчик”. Командир полка полковник Сыромятников вручил мне вместо напутствия свою авторучку (тогда они были редкостью) и сказал улыбаясь:
— Ну, скнаревовед. Давай действуй.
... На другой день утром из штаба ВВС сообщили, что торпедоносцы потопили транспорт, на борту которого находились пять тысяч горных егерей. Я вскочил в редакционный “виллис”, помчался на аэродром. Как раз вовремя!
Механик открыл нижний— скнаревский — лючок, подставил стремянку. О стремянку, нащупав носком ступеньку, оперся один сапог, другой. Кирзовое голенище сапога было распорото осколком снаряда и отваливалось; из продранного комбинезона торчали клочья ваты.
Скнарев спрыгнул на землю и крикнул возбужденно-весело, шутливо Сыромятникову, у которого, похоже, не было сил выбраться сразу из кабины:
— Борис Павлович, двинем отсюда, тут убить могут!..
Ночью в землянке был банкет. В честь победы. Теперь-то уж наверняка дадут Героя! За каждый потопленный транспорт полагалось, по флотской традиции, потчевать поросенком. Случалось, подсовывали и кролика. “Побед много, на всех не напасешься”. На этот раз привезли настоящего поросенка. Молочного. Без обмана.
Пригласили всех, кто был поблизости, даже красноглазого тощего Селявку, “сына беглянки”, как его окрестили, старшину-сверхсрочника. Селявка как-то объяснял, почему его называют сыном беглянки: “Родительница моя бежала из колхоза...”
Но не любили его вовсе не за это. Селявка был известным на аэродроме “сундучником”, “кусочником”, “жмотом”.
Как-то зимой искали валенки для больного солдата, которого отправляли в Мурманск. Ни у кого не оказалось лишней пары. Так и увезли солдата в ботиночках. А на другой день открылось, что у Селявки в его огромном деревянном чемодане-сундуке была запасная пара валенок.
Селявку избили. С той поры жмотов на аэродроме урезонивали так: — Не будь Селявкой!
Однако в такую ночь и старшина Селявка — гость. Налили ему в железную кружку спирта, и он разговорился. Селявка недавно вернулся из Могилева, где посетил свою родительницу. Рассказав о могилевских ценах и о том, как мучилась родительница в оккупации, он воскликнул дискантом, что все бы ничего, одно плохо — евреи. Повозвращались обратно. Поналетели как саранча. Родительница свободную квартиру заняла, отремонтировала — назад требуют. Пьяно наваливаясь на край сто-ла, он протянул вдруг в ярости, его красные глаза поболели:
— Жидов надо всех н-на Н-новую землю.
Скнарев швырнула него изо всех сил банкой тушенки. Селявка кинулся к выходу. Скнарев за ним.
Я запоздал на пиршество, приехал как раз в этот момент. Пробираясь на ощупь вдоль оврага, мимо валунов, я едва успел отскочить в сторону. Мимо промчался Селявка, размахивая руками и крича что-то своим дискантом,- по голосу его можно было узнать даже в кромешной тьме. За ним, бранясь, тяжело, в унтах, бежал Скнарев. Следом еще кто-то, потом я присмотрелся, узнал: штурман Иосиф Иохведсон, скнаревский ученик. Он кричал изо всех сил:
— Александр Ильич! Александр Ильич! Вам не надо его бить! Вам не надо!
Скнарев остановился, тяжело дыша. Из землянки выглянул капитан Шкаруба, без кителя, в тельняшке, подошел, хрустя унтами по сырому снежку:
— Ты что вскипел, Александр Ильич. Подумаешь, ну, ляпнул... Ты что? А?
И в этой тяжелой ночной тишине мы услышали: — Я сам еврей.
Шкаруба гулко захохотал, даже присел от хохота на своих собачьих унтах. — Ты?! С твоей-то рязанской мордой. Тут уж все захохотали, даже лейтенант Иохвед-сон, который все выглядывал в темноте Селявку.
Смеялись от души, бездумно-весело. Затихли. И в этой сырой тишине послышался сипловатый голос Скнарева. Убежденный. Гневный.
— Я — еврей! Как есть! Кто-то там был виноват, а свалили на меня. На мне отыгрываются... — И в глубоком молчании, только снег поскрипывал под ногами: — Ну? Не еврей я? Никто не произнес ни слова. Так и стояли, обступив Шкарубу, я, Скнарев, Иосиф Иохведсон, и тучи над заполярным аэродромом показались мне и ниже, и чернее, и тягостнее. Стылую, пронизывающую тишину прервал наконец бас Шкарубы:
— Ну, так, евреи. Пошли! Запьем это дело русской горькой.
...14 октября 1944 года флаг-штурман Скнарев сгорел вместе с нашим командиром полка Сыромятниковым над немецким караваном, а на другой день мы слушали по Московскому радио, сняв шапки и не скрывая слез:
“...Присвоить звание Героя Советского Союза (посмертно):
...гвардии полковнику Сыромятникову Борису Павловичу,
...гвардии майору Скнареву Александру Ильичу...”
Вот так часто и случалось на войне : «из штрафников – в герои» .
А недавно выяснились новые обстоятельства боя за конвой 16 октября 1944 года у мыса Кибергнес. В тот день североморцы потеряли в бою семь «Бостонов» и один штурмовик Ил-2. Один самолет упал вблизи норвежского поселка Киборг. Вот что сообщили норвежцы: «Жители близлежащих домов видели место падения, а затем услышали крик. Была спущена на воду лодка. На месте падения они увидели двух летчиков: один из них был опутан парашютными стропами, второй находился в маленькой красной надувной лодке. На берегу было установлено, что летчик с парашютом имел пулевое или осколочное ранение в висок и погиб (возможно, застрелился. – В.С.), второй был жив и взят немцами в плен. Тело погибшего лежало на берегу около суток, затем его увезли немцы. По вполне понятным причинам сами норвежцы не могли похоронить погибшего. Им удалось только достать из кармана летной куртки одну фотографию». В фотопортрете, переданном норвежцами российской стороне, был узнан… гвардии подполковник Сыромятников.
Кого увезли немцы, кто остался жив – Скнарев, Асеев? Или четвертый член экипажа – воздушный стрелок гвардии сержант Иван Данилов, награжденный посмертно орденом Отечественной войны 1 степени? Узнаем ли мы об этом?..

АПО Память:
Штрафники на войне. Как отличить правду от вымысла?                                                         Считает враг – морально мы слабы.
                                                          За ним и лес, и города сожжены.
                                                          Вы лучше лес рубите на гробы –
                                                          В прорыв идут штрафные батальоны!

Песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны» была написана в 1964 году. Поэт стал одним из первых, кто заговорил о штрафниках во весь голос. Официального запрета на раскрытие в произведениях темы штрафников в то время не существовало, о них просто старались не вспоминать, тем более что материалы о штрафных частях все-то оставались засекреченными. Естественно, что и в годы войны деятели культуры о штрафниках не упоминали.
Значительно позже о штрафниках стали писать журналисты и писатели, появились художественные фильмы, в которых правду основательно перемешивали с вымыслом. Тема оказалась «на слуху», естественно, что появились желающие её поэксплуатировать.
В принципе, любой писатель или сценарист имеет право на вымысел. Плохо, когда этим правом явно злоупотребляют, практически полностью игнорируя историческую правду. Особенно это относится к кинематографу. Не секрет, что современная молодежь читать не очень-то любит, предпочитая получать информацию из Интерне-та и кинофильмов. После выхода на телеэкраны сериала «Штрафбат» они эту информацию получили. Теперь убедить их, что увиденное – заурядный вымысел, художественное видение режиссера и сценариста, которые имели весьма смутное представление о реальных штрафбатах, непросто. Любопытно, что от соблазна не удержался даже кинематографический мэтр Михалков, отправивший в «Утомленных солнцем-2» своего героя Котова в штрафники явно на запредельный срок.
В годы войны штрафные батальоны и роты (это принципиально разные отдельные воинские части) стали формироваться только с лета 1942 года, просуществовав затем до лета 1945 года. Естественно, что заключенных эшелонами в штрафники не направляли и командирами рот и взводов не назначали.
Здесь необходимо оговориться, что в 1941 году было проведено несколько масштабных амнистий для лиц, совершивших нетяжкие преступления и годных к службе, тогда на фронт было направлено более 750 тысяч человек. В начале 1942 года последовала еще одна амнистия, давшая армии 157 тысяч человек. Все они шли на пополнение обычных строевых частей, причем, некоторые части и подразделения практически полностью (кроме офицеров и сержантов) формировались из бывших заключенных. Амнистии для незначительного количества заключенных продолжались и позднее, но все амнистированные направлялись только в строевые части.
Формирование штрафных батальонов и рот началось после знаменитого приказа № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!». Считается, что первая штрафрота была создана на Ленинградском фронте за три дня до выхода этого приказа. Массовое формирование штрафных подразделений началось с сентября, когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных батальонах и ротах действующей армии.
Предусматривалось, что штрафные батальоны в количестве от одного до трех создаются на каждом фронте, чтобы «дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свои преступления перед Родиной отважной борьбой с врагом на более трудном участке боевых действий».
Как видите, в штрафбаты направлялись только офицеры и к ним приравненные лица, причем, решение об этом принимали начальники в должности не ниже командира дивизии. Небольшая часть офицеров попадала в штрафбаты по приговорам военных трибуналов. Перед направлением в штрафбат офицеры подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отдел кадров фронта. Направлять в штрафбат можно было на срок от месяца до трех.
Штрафбатовцы, получившие ранения или отличившиеся в боях, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в прежнем звании и правах. Погибшие восстанавливались в звании автоматически, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Предусматривалось, что все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона». Все освобожденные восстанавливались в звании и им возвращали все их награды.
Штрафные роты создавались в количестве от пяти до десяти в каждой армии, чтобы «дать возможность рядовым бойцам и младшим командирам всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свою вину перед Родиной». В штрафроты могли попасть и бывшие офицеры, если были разжалованы до рядовых решением военного трибунала. В этом случае, по отбытии срока в штрафроте, им офицерское звание не восстанавливали. Срок пребывания и принцип освобождения из штрафрот (за все время их существования) был точно таким же, как и из штрафбатов, только решения принимались военными советами армий.
Штрафные батальоны и роты являлись отдельными воинскими частями, напрямую подчиненными командованию фронта и армии, командовали ими только кадровые (штатные) офицеры и комиссары (позднее – политработники) для которых предусматривалось сокращение срока выслуги для получения очередного звания наполовину, а каждый месяц службы засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев. Командирам штрафников были даны высокие дисциплинарные права: комроты как командиру полка, а комбату как командиру дивизии. Первоначально количество штатных офицеров и комиссаров в штрафротах доходило до 15 человек, включая оперуполномоченного НКВД и фельдшера, но затем их количество снизилось до 8-10.
На какое-то время в бою штрафник мог заменить убитого командира, но командовать штрафным подразделением в обычной обстановке не мог даже в виде исключения. Штрафники могли назначаться только на сержантские должности с присвоением соответствующего звания, причем, в этом случае они получали «сержантское» де-нежное содержание.
Штрафные части использовались, как правило, на самых опасных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв переднего края противника и т. п. Информация о том, что штрафников пулеметами гнали в бой заградотряды (подобное показано в упоминавшемся сериале), не подтверждается ни документами, ни воспоминаниями ветеранов.
В положениях о штрафных частях предусматривалось, что за конкретные подвиги штрафники могут представляться к правительственным наградам. Так, А. Кузнецов в статье, посвященной штрафникам, приводит интересные цифры, взятые им из архивного документа: «В штрафных частях 64-й армии в период боев под Сталин-градом 1023 человека за мужество были освобождены от наказания.
Из них награждены:
орденом Ленина – 1,
Отечественной войны II степени – 1,
Красной Звезды – 17,
медалями «За отвагу» и
«За боевые заслуги» – 134».
Напомню, что в армиях были только штрафроты, так что речь идет о штрафниках – сержантах и рядовых. Так что прав был Высоцкий: «И если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь «За отвагу»».
В штрафбаты бывшие заключенные не могли попасть в принципе, если до этого они на получали офицерские звания. В штрафроты попадали и бывшие амнистированные, но только после совершения проступков в строевых частях, где проходили службу. Кроме того, в штрафроты направлялось незначительное количество осужденных по нетяжким статьям, которым в ходе суда или уже в колониях давали отсрочку от отбытия наказания с направлением в штрафную роту. Как правило, это бы-ли не гражданские лица, а бывшие военнослужащие или воины из тыловых частей, осужденные военными трибуналами.
С 1943 года, когда началось активное наступление, в штрафроты стали направлять бывших военнослужащих, оставшихся в ходе боев на оккупированной территории, но не пытавшихся перейти линию фронта или примкнуть к партизанам. Тогда же стали после соответствующих проверок направлять в штрафроты добровольно сдавшихся власовцев, полицаев, сотрудников оккупационных администраций, которые не запятнали себя расправами над мирным населением, подпольщиками и партизанами, а по возрасту подлежали призыву на службу.
Всего за годы войны было создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Время существования у них было различным, некоторые расформировывались через несколько месяцев после создания, другие же воевали до конца войны, дойдя до Берлина. Максимальное количество одновременно существовавших штрафрот было в июле 1943 года – 335. Были случаи, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых. С 1942 года создавались и штрафные эскадрильи для летчиков, по официальным данным они просуществовали всего несколько месяцев.
С 1943 года количество штрафбатов стало резко снижаться, в 1944 году их осталось всего 11, в каждом примерно по две с небольшим сотни человек. Это связано с тем, что опытных офицеров в армии не хватало, их стали реже отправлять в штрафбаты, предпочитая понижать провинившихся в звании на несколько ступеней и назначать на нижестоящие офицерские должности.
Всего за время войны через штрафные части прошло примерно 428 тысяч че-ловек. Свою вину, реальную или мнимую, подавляющее большинство их искупило с честью, причем, многие – своей жизнью. К их памяти следует относиться с уважением, ведь в Великой Победе есть и их вклад.

АПО Память:
Мифы о штрафникахМеня неоднократно задевала некомпетентность людей на различных форумах, которые искренне полагают, что у нас всю ВОВ выиграли штрафбаты, которых под прицелами пулемётов гнали в бой злобные НКВДшники.
Я понимаю, что мнение народа базируется не на исторических книгах, а на фильмах типа "Штрафбат", сценарий которого написал человек, ничего не знающий о штрафбатах...
Попробую привести ряд мифов и их опровержений.

Миф 1. Штрафбатов было очень много, войну выиграли почти одними штрафбатами.
Факт. Штрафбаты составляли всего 1,4% от общей численности Красной Армии. Не кажется ли вам, что 1,4% маловато, чтобы выиграть войну одними только штрафбатами?

Миф 2. Прямо за линией штрафников находились окопы с войсками НКВД, которые расстреливали всех, кто бежал в тыл, из пулемётов.
Факт. Почему-то практически никто из побывавших в штрафбатах, не видел этих страшных заградотрядов. Заградотряды действительно были, но находились они в тылах частей, и у них было много функций. Дезертиров расстреливали, но уже постфактум, после поимки и трибунала.

Миф 3. Штрафбатовцы добывали себе оружие в бою, если им и выдавали- то одну винтовку на троих.
Факт. Штрафбаты были отлично вооружены. В те времена, когда автомат ППШ был ещё засекреченным, их уже давали на вооружение штрафникам, в роту автоматчиков. Нередко в мемуарах штрафников упоминаются огнемётные подразделения, миномётные и т.д.

Миф 4. В штрафбаты набирали одних уголовников.
Факт. Здесь надо сказать отдельно. Штрафбаты были ТОЛЬКО (!!!) для офицерского состава, совершившего какие-либо проступки. Звания -от лейтенанта до полковника. Уголовников, рядовых и сержантов отправляли в отдельные штрафные РО-ТЫ. Разница весьма существенна.

Миф 5. Штрафбаты шли в бой под конвоем.
Факт. Штрафбаты нередко выполняли задачи, где конвой просто нереален. К примеру, рейд по тылам противника. Представьте себе батальон, который скрыто перемещается по тылам противника под конвоем. Смешно? Именно.

Миф 6. Штрафбатовцами командовали такие же штрафники.
Факт. Штрафбатами и штрафными ротами командовали ТОЛЬКО (!!!) кадровые офицеры, причём одни из лучших. Потому как в штрафбатах давали звание выше, чем, допустим, у комбата обычного батальона.

Миф 7. Штрафбаты использовали как пушечное мясо.
Факт. Это миф лишь отчасти. Штрафбаты действительно кидали на самые сложные участки и т.д.
Но! Представьте себе батальон, состоящих из одних офицеров, то есть - профессиональных военных. Довольно сложно назвать такую часть "пушечным мясом".

Миф 8. Штрафбаты придумал тиран Сталин.
Факт. Ничего подобного. Штрафбаты появились у немцев ещё до 1941 года.
Правда, их штрафбаты в основном выполняли функции по фортификации в особо опасных участках.
Источник: Войска.ру

Автор: И. Кошкин
Продолжая линию кино про штрафников и особистов...А как гражданам пошли бы такие сюжеты - ИМХО, вполне оригинально, закрутить можно было бы, характеры, любовь, все такое...
Штрафной танковый батальон, на Т-26 двухбашенных, вместо пулеметов в шаровых установках - винтовки со штыками, штатное оружие танкиста - гаечный ключ и лом. Заградотряд - КВ, поддержанные 85-мм зенитками. Основной способ применения - бросить на оборудованную противотанковую оборону и потом наступать под прикрытием дыма горящих штрафников. Эстетное применение - бросить на батальон окопанных пантер. Сверхэстетное - бросить в чистом поле против роты окопанных тигров.
Штрафная истребительная эскадрилья. На И-5, вместо пулеметов ПВ - штатно закрепленные наганы. Заградотряд - на аэрокобрах с 37 мм пушками. Основное применение - бросить против "Зеленого Сердца" и засчитать всех сбитых заградотряду. Эстетное применение - навести на загратотряд "Зеленое сердце" по радио и засчитать всех сбитых заградотряду. Сверхэстетное применение - запустить на корде, вызвать по радио Хартмана и засчитать всех сбитых заградотряду.
Штрафная бомбардировочная эскадрилья. На ТБ-1, без вооружения, летчики с завязанными глазами. Заградотряд - А-20 в варианте с 12 пулеметами вперед. Основное применение - отправить днем с агитационными бомбами атаковать железнодорожный узел. Эстетное применение - бросить днем с агитационными бомбами атаковать Берлин. Сверхэстетное применение - бросить днем с агитационными бомбами атаковать Берлин и заправить так, чтобы топлива не хватило - топливо пусть добывают в бою.

АПО Память:
Из почты:
Цитировать>>>>Re: Штрафники
Сокерин Виктор *@yandex.ru
сегодня в 16:48
may1945-pobeda@yandex.ru

Эту подборку мне лет 10 назад прислал этот человек, которого, к сожалению, уже нет:
https://оввакул.рф/vypuskniki/vypuskniki-po-godam/item/218-lukashevich-vyacheslav-grigorevich<<<<

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница