В 1923 году в Липецке открылась Высшая школа Красных военных летчиков, просуществовавшая всего год.
От неё остался лишь 4-й авиационный отряд, вошедший в состав 1-я разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина, впоследствии переименованная сначала в 40, а затем – в 38 эскадрилью и 26-й авиапарк. Под «крышей» этого отряда и скрывалась первоначально немецкая авиашкола, а позже – научно-испытательная станция рейхсвера «Вифупаль».
В 1924 г. 1-я разведывательная эскадрилья им. В.И.Ленина оснащена была первыми советскими серийными боевыми самолетами Р-1, которые в течение длительного времени состояли на вооружении ВВС, являясь основными разведчиками и легкими бомбардировщиками.
Липецкую немецкую авиашколу возглавлял немецкий офицер. В 1925-1930 гг. этот пост занимал майор Вальтер Штар , в 1930-1931 гг. — майор Максимилиан Мор, в 1932-1933 гг. — капитан Готлоб Мюллер. Преподавателями лётного дела также были немцы.
Посредничество между германской стороной и управлением ВВС РККА осуществлялось аппаратом особого представительства, оформленного как штаб 4-го авиаотряда, именовавшегося в секретных документах «часть А5». Командиром этого отряда сначала был комбриг Зиновий Райвичер. В 1930 году его сменил Владимир Орлов, но между ним и начальником немецкой авиашколы В. Штаром произошёл серьёзный конфликт, приведший к переводу обоих офицеров из Липецка в 1931 году. Командиром авиаотряда был назначен Александр Томсон. Начальником штаба у него был Дандорф. Связь с иностранным отделом УВВС РККА обеспечивал старший летчик С.Г.Король.
Число летчиков и обслуживающего персонала в школе неуклонно росло. В 1925 г. постоянный состав учебного центра насчитывал всего семь немцев и около 20 русских, а через несколько лет он вырос примерно до 200 человек. В 1932 г. численность авиашколы достигла максимума - 303 человек, в том числе немцев - 43, советских военных летчиков - 26, советских рабочих, техников и служащих - 234.
31 декабря 1926 года заместитель председателя РВС СССР И. С. Уншлихт писал Сталину:
«На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую [24] подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Нэпир-Лайон — 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции.
По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам:
1) капитальное оборудование культурного авиагородка;
2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;
3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих;
4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации;
5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;
6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец:
7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования.
Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество»
По донесению старшего летчика 40-й эскадрильи С. Г. Короля в июле 1927 года в Липецке находилось шесть советских летчиков, среди этих летчиков был В. П. Чкалов.
С июня месяца 1932г. по сентябрь 1933 г. в Липецке находилась 13 отдельная разведывательная авиаэскадрилья, в составе которой насчитывалось около 30 летчиков.
18 августа 1933 г. аэродром в Липецке был возвращен ВВС РККА и вновь была открыта Высшая летно-тактическая школа ВВС Красной Армии.
В 1929 году Липецким горрайотделом ОГПУ была проведена операция «Лётчики», в ходе которой арестовано девятнадцать человек, связанных с немецкой авиашколой
Для многих советских руководителей ВВС сотрудничество с немцами имело трагические последствия. В годы сталинских репрессий за «дружбу» с Рейхсвером были расстреляны как «немецкие шпионы» Я.И. Алкснис, С.А. Меженинов, А.П. Розенгольц, Б.М. Фельдман. Погибли также М.Н. Тухачевский, И.С. Уншлихт и многие другие крупные военноначальники.
Пострадал и личный состав расположенного по соседству с немцами советского авиаотряда. Через восемь лет после операции «летчики», в кровавом 1937 г., арестовали как агентов немецкой разведки командира авиаотряда летчика-аса времен первой мировой войны А.М. Томсона и еще семерых наших сограждан. С началом войны с Германией в Липецке началась новая волна шпиономании, задержаний и расстрелов. На этот раз жертв было больше - 39 человек.