Форум Поисковых Движений

IV-Судьбы солдатские => 17х-Погибшие и похороненные на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии => IV-Судьбы солдатские => Русский авиационный корпус => Тема начата: group9may от 13 Февраля 2013, 21:18:24



Название: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 13 Февраля 2013, 21:18:24
Первая в моей жизни печатная публикация появилась в Ставрополе. Спасибо моему уважаемому соавтору Карташеву Андрею Владимировичу.

(http://i5.pixs.ru/storage/4/9/7/01jpg_9811792_7107497.jpg) (http://pixs.ru/?r=7107497)

(http://i5.pixs.ru/storage/5/1/1/IMG8088jpg_7758686_7107511.jpg) (http://pixs.ru/?r=7107511)


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 13 Февраля 2013, 22:12:35
Уважаемый коллега!
Поздравляю Вас с этой публикацией!
Можно ли ознакомиться со всем её текстом?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 17 Февраля 2013, 13:18:29
КАРТАШЕВ А. В.,
г.Ставрополь
Ставропольская государственная медицинская академия
доктор исторических наук, доцент

ФИРСОВ Р. А.,
Г.Лондон
эксперт Форума Поисковых движений
России в Великобритании

Флавиан Комиссаров:
у истоков авиации на Ставрополье

В августе 2012 года военная авиация России отметила свой вековой юби-лей. В честь этой даты в Ставропольском музее-заповеднике была открыта вы-ставка «Крылья Родины», которая вновь напомнила жителям Ставрополя имя одного из военных летчиков дореволюционной России, связанное с развитием авиации в городе и крае. Это имя Флавиана Николаевича Комиссарова.
Информация краеведов, дошедшая до наших дней, свидетельствует, что Комиссаров – выпускник английской летной школы, в начале 1920-х годов ор-ганизовал в Ставрополе общество «Добролет». Он стоял также у истоков разви-тия авиамодельного спорта на Ставрополье.
Сегодня, спустя многие десятилетия, несмотря на то, что имя Флавиана Николаевича не слишком широко известно землякам, оно успело приобрести налет легендарности, а факты его биографии, передаваясь из уст в уста, стали искажаться и перестали зачастую соответствовать действительности. В этой связи представляется целесообразным заострить внимание на основных вехах жизненного пути этого человека.
Флавиан Комиссаров родился 21 января 1898 года в городе Петербурге. Родители проживали в районе Новая Деревня по улице Гусева, дом 9. Со слов внука – Дмитрия Злобинца Николай Комиссаров был дворянского происхождения, одно время служил в Зимнем Дворце, впоследствии жил в бедности. В семье было принято называть детей библейскими именами. Дочерей звали Гаафа и Руфина, сыновей – Альвиан и Флавиан. Лишь одному из братьев «повезло» – его нарекли Николаем.
В 1916 году Флавиан окончил 7 классов гимназии и, по свидетельству по-томков, как и все парни округи, вился возле Комендантского аэродрома. Сначала он «заносил хвосты» аэропланам, затем стал помогать в авиационных мастерских Игоря Сикорского, который к тому времени уже построил свой знаменитый самолет «Илья Муромец». Здесь же, на Комендантском аэродроме началась и летная карьера юноши. В своих учениках Сикорский заложил мощные основы летной профессии. Учил всему. Без молитвы «Отче наш» не разрешал садиться в кабину самолета: кто знал, кто не знал – всех заставил выучить. С легкой руки Сикорского группа из нескольких молодых людей, в которую вошел Флавиан Комиссаров, в начале 1917 года была рекомендована для оправки на дальнейшую учебу в Англию.
Отбор кандидатов был долгим и скрупулезным. Из нескольких сотен же-лающих надо было отобрать не только самых способных, но и надежных кур-сантов, а точнее сказать – благонадежных. Критерии отбора включали в себя: социальное происхождение, предыдущий авиационный опыт, образование, дисциплинированность, физическую форму и способность к обучению.
25 февраля 1917 года из города Романов-на-Мурмане (ныне – Мурманск) более ста учеников-летчиков, включая 12 офицеров, отплыли в Англию на бор-ту легендарного крейсера «Варяг», который следовал на ремонт в Ливерпуль. В Англию будущие летчики прибыли 4 марта 1917 года. Здесь, на английской земле, русские кадеты, как их теперь именовали союзники, официально узнали об отречении от престола Николая II и переходе власти в руки Временного Правительства .
Группа, в которую был зачислен Ф. Комиссаров, как и все остальные, бы-ла интернациональная. Командир группы – лейтенант Вальтер Курроль был уроженцем города Пярну. Товарищами Флавиана по учебе были поляки Евге-ний Короновский, Людвиг Патзаевич, Иван Плишке и армянин Арменак Сар-кисов. Остальные прибыли в Англию из разных городов России: например, Ни-колай Покрывалов – из Старой Руссы, Анатолий Григорович – из Торопца. По социальному происхождению группа также была достаточно пестрой. Есть ос-нования полагать, что Михаил Тарачков был сыном генерал-майора М.Н. Та-рачкова, командира отделения тяжелого артиллерийского дивизиона на Риж-ском фронте. Деревенским парнем был Николай Покрывалов, Вальтер Курроль – из семьи научных работников. Возраст кадетов группы, в которой учился Ко-миссаров, на момент отправки на учебу был в пределах от 19 до 24 лет, самым младшим был Флавиан – ему едва исполнилось 19, самому старшему – Покры-валову – во время обучения было 25 .
За все время обучения в Великобритании, а оно для каждого из кадетов было разным, учащиеся меняли многочисленные аэродромы, осваивая новые типы самолетов. Документы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) свидетельствуют, что сначала курсанты учились летать на «Морис Фарман», затем переходили либо сразу на ВЕ2Е, либо в различных комбинациях осваивали «Кертисс», DH-6, ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран биплан», «Сопвич-Пап», «Сопвич», RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартин-сайд», DH-4, «Бристоль Скаут» (каждый кадет обычно осваивал от трех до шес-ти машин). Наиболее способных в дальнейшем обучали пилотированию истре-бителя «Бристоль Файтер». Однако зачастую ввиду неимения места в школах истребители русскими кадетами не осваивались .
Тех, кто переходил на истребители, ожидали учебные воздушные бои, ко-торые требовали выполнения фигур высшего пилотажа: мертвых петель, бочек, иммельманов, штопоров, спиралей, скольжений и др. Этими сложными фигу-рами они должны были владеть в совершенстве.
Возвращались выпускники Русского авиационного корпуса малыми группами по мере сдачи выпускного экзамена по летной подготовке. Для по-давляющего большинства обучение в Англии было завершено к августу 1917 года. Флавиан Комиссаров, согласно документам, окончил обучение в Англии 29 июля 1917 года.
Были ли реальные предложения русским летчикам остаться в Англии, до-кументально подтвердить не удалось. Думается, что англичане могли предло-жить службу в Королевских ВВС далеко не каждому. Более чем из ста обучав-шихся, только несколько выпускников были удостоены в аттестации записи: «летчик выдающийся» . В их числе были поручик Де Ладвез и лейтенант Кур-роль, служившие по возвращению на Родину в русских летных школах – в Ев-патории и Гатчине соответственно.
Судьбы выпускников так называемого Русского авиационного корпуса в Англии сложились по-разному, подчас трагически, но в основном все они вер-нулись в Россию. Вскоре некоторые оставили военную службу и перешли к мирной жизни, став писателями, инженерами, исследователями. Некоторые продолжили свои скитания по фронтам. Одни воевали за белых, другие – за со-ветскую власть. Многие летчики вернулись в свои, ставшие независимыми страны – Польшу, Литву и Эстонию. Кто-то погиб в боях, кто-то позднее, как иностранный шпион – в застенках НКВД.
В годы Гражданской войны Комиссаров воевал в составе XI Кавказской армии. Свидетельством тому является почетная грамота, которой был награжден Флавиан Николаевич от имени командования армии. В Баку он познакомился со своей будущей женой Клавдией Андреевной Лукьяновой (1896-1955). В годы Гражданской войны она, как студентка медицинского факультета, была мобилизована и направлена на фронт медицинской сестрой. После свадьбы Флавиан и Клавдия Комиссаровы решили остаться жить в Ставрополе, где было намного легче прокормить себя, чем в голодающем Петрограде. По семейному преданию, сохранившемуся у потомков, в 1918 году Флавиан Комиссаров стал коммунистом, но в 1921 году добровольно покинул ряды партии. Тогда еще это было допустимо без серьезных последствий. После этого он так и остался на всю жизнь беспартийным.
Летом 1923 года в Ставрополе при Губисполкоме было организовано отделение Общества Друзей Воздушного Флота. Тут-то авиационный опыт  Ф.Н. Комиссарова был востребован слихвой. Он был назначен секретарем общества. Об этом факте в биографии ставропольского авиатора сообщалось в местной губернской газете «Власть Советов» .
В своих очерках Г. Беликов указывал, что в 1926 году на бывшем Бедросовском аэродроме Ф. Комиссаров был командиром авиаотряда самолетов У-1. Со слов родственников, в начале 20-х годов Ф.Н. Комиссаров был начальником аэропорта в г. Ставрополе, а до второй половины 30-х строил на территории СССР аэродромы: в Армавире, Кривом Роге, Казани и в других городах. В Кривом Роге в 1933 году в семье Комиссаровых родился второй ребенок – сын Анатолий. Дочь Флавиана Николаевича – Юлиана Флавиановна (род. в 1924 г.) вспоминает, как они переезжали с аэродрома на аэродром, о голоде на Украине, тогда ее отец распорядился засеять кукурузой часть летного поля на аэродроме Кривой Рог – надо было людей чем-то кормить, чтобы не умирали от голода. Его тогда едва не отстранили от работы.
Достоверно известно, что в 1931 году Комиссаров окончил 3-х месячные курсы при Отделе гражданской авиации Военно-воздушной академии имени Жуковского. На одном сохранившемся снимке Ф.Н. Комиссаров сфотографи-рован в фуражке с эмблемой ГВФ на околыше. Судя по всему, это фото можно отнести к концу 20-х – началу 30-х годов.
В 1936 году, опасаясь репрессий, Флавиан Комиссаров с семьей вновь обосновался в тихом, провинциальном Ставрополе. Здесь он работал в Ворошиловском Доме пионеров и местном аэроклубе, возглавляя работу авиамодельных кружков. Об этом периоде жизни нашего героя хранятся воспоминания во Дворце детского творчества Ставропольского края. Жив один из воспитанников Флавиана Николаевича тех лет – Гавриленко П.Я., сохранивший для потомков его уникальный фотоальбом и многочисленные воспоминания о своем учителе.
В частности, Павел Яковлевич помнит, что в годы Великой Отечественной войны Флавиан Николаевич был мобилизован и проходил службу в скромном звании лейтенанта, что подтверждается фотографией из семейного архива Д.А. Злобинца, на аэродроме Хуторская, который сегодня известен в Ставрополе как аэродром ДОСААФ. Гавриленко П.Я. помнит рассказ Комиссарова о том, что он строил булыжную дорогу от города до аэродрома мимо нынешнего Ботанического сада. На аэродроме тогда базировался тренировочный бомбардировочный полк на СБ или Пе-2. В 1942 году эти самолеты отрабатывали учебное бомбометание в районе Сенгелеевского озера. Бомбили цементными бомбами, потому что металл стоил дорого. С началом оккупации часть ушла в район Дивного, и дальше куда-то в степи под Астрахань.
Из краткой служебной справки на Комиссарова, сохранившейся в одном из приказов по Ставропольскому аэроклубу ДОСАВ, известно, что он был участником войны с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года . На послевоенном снимке грудь фронтовика украшали: орден Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Японией».
В послевоенные годы Флавиан Николаевич вновь пришел на работу в краевой Дом пионеров руководителем авиамодельного кружка. В 1947 году после воссоздания Ставропольского аэроклуба он одновременно работал и в нем. Однако, судя по документам архива Ставропольского аэроклуба, его руководство мало интересовал авиамодельный спорт, которым занимались, в основном, школьники. Главной задачей аэроклуба была подготовка летчиков, планеристов и парашютистов из числа молодежи . К тому же в аэроклубе штатная должность специалиста по авиамодельному делу была сокращена, поэтому Комиссаров числился то механиком по вооружению, то старшим летчиком-инструктором-методистом. От этой должности в последствии он был отстранен по несоответствию, так как уже давно не летал. Затем его временно назначили на место штурмана корабля Ли-2 и, наконец, техником по электрооборудованию. В 1952 году после сокращения последней должности он ушел из аэроклуба, состредоточив свою деятельность на работе со школьниками в Доме пионеров.
Как свидетельствуют люди, работавшие вместе с Флавианом Николаеви-чем, он был специалистом своего дела и прекрасным педагогом. Его отличали воспитанность, спокойствие и терпение. За годы работы со школьной молодежью Флавиан Николаевич дал путевку в жизнь многим замечательным людям, которые стали летчиками, инженерами и просто прекрасными специа-листами. Он привил им на всю жизнь не только умение работать руками и го-ловой, но и любовь к авиации, уважение к своим товарищам. Некоторые из учеников Ф.Н. Комиссарова сами впоследствии стали руководителями авиамо-дельных кружков в городе и крае. К одному из них – П.Я. Гавриленко попал сын Комиссарова – Анатолий, а затем и внук – Дмитрий Злобинец. Сегодня во Дворце детского творчества учится праправнук Флавиана Николаевича – Ники-та Злобинец.
В наши дни мало о ком, пережившем три войны, две революции, голод и угрозу репрессий, можно сказать, что этот человек прожил счастливую жизнь. В судьбе Ф.К. Комиссарова было немало взлетов в прямом и переносном смысле, но были годы, когда его высокий потенциал не был до конца востребован. Советская Россия широко использовала выпускников Русского авиационного корпуса в Англии на службе в Рабоче-Крестьянском Воздушном Флоте в годы Гражданской войны, в межвоенный период, но практически никто из них не достиг значительных высот в карьере военного авиатора. В вину ставилось и происхождение, и офицерские чины, и, самое главное, контакт во время учебы с английскими специалистами. Далеко не многим, среди которых был Флавиан Комиссаров, была предоставлена возможность стать в строй Военно-воздушных сил в годы Великой Отечественной войны. Но уже сразу после войны имена последних «английских кадетов» были постепенно преданы забвению. И только усилиями местных краеведов – Германа Беликова, Тамары Коваленко фамилия «Комиссаров» оставалось на слуху земляков в последние десятилетия. Многое для увековечения памяти своего учителя сделал Павел Яковлевич Гавриленко. Достаточно сказать о том, что он стал инициатором проведения краевых соревнований по авиамодельному спорту памяти Флавиана Комиссарова.
Жизненный путь Флавиана Николаевича Комиссарова оборвался в 1961 году. Он умер в возрасте 63 лет от инфаркта и был похоронен на Даниловском кладбище в Ставрополе – городе, ставшем для него, поистине родным.


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 17 Февраля 2013, 13:28:02
Уважаемый коллега!
Спасибо за интересный и содержательный материал!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 19 Марта 2013, 10:57:44
На днях в интернет-издании опубликовали мое интервью, с которым прошу ознакомиться общественность. Не очень это связано с Корпусом, но решил не разбрасываться темами. http://ruconnect.co.uk/16645/roman-aleksandrovich-firsov-nezavisimyiy-issledovatel/?fb_action_ids=622150711135494&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%7B%22622150711135494%22%3A423838614377269%7D&action_type_map=%7B%22622150711135494%22%3A%22og.recommends%22%7D&action_ref_map=%5B%5D

Герой сегодняшнего интервью – Роман Александрович Фирсов. Родился в 1972 году в Азербайджане в городе Баку. Роман независимый исследователь. С детских лет увлекается военной историей.

- Здравствуйте Роман! Родились вы в Азербайджане в городе Баку, а в каком возрасте вы уехали в Великобританию? И как долго вы находитесь здесь?

Здравствуйте Инна. Да, действительно, я родился в городе Баку, о котором у меня остались весьма отрывистые воспоминания. Но они теплые и светлые, как воспоминания о раннем детстве. Я родился в семье военнослужащего, и потому, семье пришлось часто путешествовать по стране. В школу я пошел уже в Полтаве, в 80-м мы переехали в Литву, откуда в 2003 году я прибыл в Лондон. И вот уже почти 10 лет я живу здесь.

- Значит последние девять лет, вы проживаешь в Лондонe, а насколько интенсивны связи “переселенца” с родиной?

Мне сложно сказать, что для меня значит понятие «Родина». Если по паспорту – то это Литва, если по корням – то это Украина, если по душе – то это Россия. Часто, на вопрос: «Вы откуда?» я отвечаю, что я русский. Не вдаваясь во все мои «переселенчиские» и национальные коллизии. В Литве у меня остались лучшие друзья. Там живет моя мама. О самой Литве у меня теплые воспоминания, ведь там прошло мое взросление и становление. Россия и Украина тоже для меня очень близки. Хотя, честно говоря, я все еще не расстался с мыслью, что моя родина – Советский Союз. Возможно у многих людей моего поколения, и людей старше меня это уже «врожденно».

- Роман, вы с детских лет увлекаетесь военной историей. Почему такой выбор?

Любовь к истории привил мне отец. С детства я слышал от него рассказы о русских богатырях, о войнах и подвигах. Затем, в школе, любимым моим предметом стали именно История. Как любой мальчишка с упоением зачитывался военной литературой, играл в «войнушку», бегая с деревянным автоматом по району. Засматривался фильмами на военную тематику. По окончании школы, вопрос о выборе дальнейшей специальности даже не стоял. Пытался поступить в Минске на исторический факультет университета, но, как говорят, пролетел на первом же экзамене. Это как раз и была «История». Роковой вопрос помню до сих пор: «Первый российский митрополит?». На следующий год поступил в Вильнюсский педагогический университет, а затем в Московский Государственный индустриальный университет. Проработал 7 лет преподавателем истории и политологии в своей родной школе в Вильнюсе.

- Насколько я поняла ваше основное направление деятельности, как вы сами пишете, это: «Поиск ранее неизвестных исторических фактов Российско-Британских отношений периода двух мировых войн и их последующий анализ».  Роман, расскажите поподробней нашим читателям про свою активность в Англии. О поисковой работе здесь.

Да вы правы, мою деятельность можно кратко сформулировать именно так. Но это выглядит весьма образно и расплывчато. Если говорить о конкретных направлениях исследовательской работы, то на это придется потратить не один час. Хочу отметить, именно исследовательской работы. Так как «поиск» и «исследование» это немного разные вещи, если мы говорим о поисковой работе. Под «поиском» подразумевается поиск погибших воинов и их последующий «подъем» и перезахоронение. Такой работы в Англии не ведется, как, впрочем, и самого исследования именно этого периода времени. То есть, я хочу сказать, что исследованиями в этой области занимаюсь только я один, к сожалению. Вот уже 5 лет я пытаюсь заинтересовать русскоговорящую общественность здесь результатами моих исследований и собрать группу единомышленников. Но все мои порывы пока тщетны. Хотя,  положение уже немного изменилось в лучшую сторону. Появилось несколько моих публикаций в местной прессе, готовится к публикации книга, увеличилась посещаемость моего сайта жителями Великобритании. Это радует.

Если, опять же кратко, сформулировать мои направления деятельности, то можно сказать следующее: я изучаю и систематизирую Советские воинские захоронения на территории Великобритании, а также все воинские захоронения граждан бывшего Советского Союза. Поиск захоронений граждан бывшего СССР – узников концлагерей на Нормандских островах. Также меня интересуют бойцы РОА, Грузинских легионов, дивизии “Галичина” и других воинских формирований Вермахта, похороненные на территории Великобритании. Отдельным направлением  является список “Римини” – список более чем 8000 украинских репатриантов, направленных после войны в Англию из Италии. Также я изучаю вопросы послевоенной депортации советских граждан из Великобритании. Последняя тема моих исследований – история Русского авиационного корпуса в Англии и деятельность Русской авиационной миссии в 1917 году. Также, я работаю над темой воинских захоронений подданных Соединенного Королевства в странах бывшего СССР.

К сожалению, объять необъятное не возможно. Самостоятельно все темы осветить и изучить просто нет времени и сил. Потому часто приходится жертвовать малым, чтобы завершить большую работу. Время уходит, и часто работа просто стоит.

Ну а если наши читатели хотят увидеть что именно я делаю, и каковы мои результаты, то попрошу их набрать в поисковой строке Гугла фразу “group9may” – думаю, они смогут увидеть весь объем работы, проделанный мной.

- В одних из ваших публикаций “О поисковой работе в Англии ” вы отметили, цитирую: “Поисковая работа, именно работа, а не хобби или увлечение, настолько же интересна как и сложна.” Но, насколько нам известно, работа – приносит доход, а хобби – это все-таки занятие для души. Получаете ли вы прибыль за поисковые работы? Какую пользу можно получить от этого занятия?

Однозначно – нет. В данный момент я не получаю никакого дохода со своей деятельности. Есть правило: поисковики делают все добровольно и бесплатно. Денег никто не берет. Кощунственно «делать деньги на гробах». Большинство таких организаций, в России например,  существует или на субсидии государства, или на пожертвования, а зачастую лишь на личные средства членов групп. Лично я использую средства моего семейного бюджета. Что, безусловно, сказывается на финансовом положении моей семьи. Иногда, конечно, бывают некоторые вливания со стороны правительственных организаций или прессы, для которых я готовлю материалы о своей работе. Оплачиваются они так же, как и любые другие проекты по прейскуранту заказчика. Поверьте, этих средств недостаточно для настоящей, плодотворной работы. Потому приходится в основное свое время заниматься не тем, к чему лежит душа.

Что о пользе данного занятия, то я рад, что приношу пользу кому-то. Тем людям, кто все еще разыскивает своих родственников, погибших на войне.

- Роман, вы можете дать определение своему характеру и жизненному кредо, а заодно объяснить, что сделало вас именно таким, а не другим?

Сразу же приходят на ум слова одного из героев Ильфа и Петрова, который, на вопрос о жизненном кредо, не задумываясь ответил: «Всегда!». По большей части это относится и ко мне, касательно моей исследовательской работы. Я всегда рад помочь коллегам, или просто людям, просящим о помощи. Почему я такой, а никакой другой – я вряд ли вам смогу объяснить. Вероятно, так меня воспитали мои родители, а их так воспитали мои бабушки и деды. А жизнь и опыт моих предков очень важен для меня. К сожалению, мои бабушка и дед ушли очень рано, и я не смог получить от них ответы на вопросы, которые возникли у меня лишь в зрелые годы. Теперь, даже будучи опытным исследователем, я сам не всегда могу точно определить шаги, которые приведут меня к ответам на вопросы об истории моей личной семьи. Жаль, что время уже упущено.

- Не за горами великий праздник Победы. Он был и остается одним из самых почитаемых праздников как в России, так и в других странах. Как проходит этот день у вас? Запланированы ли какие-нибудь мероприятия?

Для меня праздник Победы не просто «красный день календаря». Это праздник и радости и грусти. Грущу, вспоминая своих родных, думая об их жизни и войне. Ведь моя семья тоже лишилась родных, оставшихся лежать на полях сражений. Вспоминаю редкие рассказы деда об ужасах войны и погибших товарищах. Безусловно, по русской традиции, поминаю погибших и своих родных.

В принципе, когда создавалась «Группа 9 Мая», нашей целью было празднование Дня Победы в разных странах мира, где велись военные действия. Мы, а тогда нас было пять человек, побывали в Польше, Литве, Словакии, Германии и Чехии. Сейчас, к сожалению, мы отказались от таких путешествий, но надеюсь – временно. Но все мы, тем не менее, этот день празднуем, хоть и находимся далеко друг от друга.

В этом году я намерен побывать и на церемонии возложения венков к памятнику Советским гражданам возле Имперского Военного музея в Лондоне. Ранее у меня никак это не получалось. Также я готовлю публикацию для одной из местных газет о Советских воинских захоронениях в Великобритании, которая должны выйти накануне праздника. Также в этот день я планирую посетить могилы Русских летчиков, погибших здесь в 1917 году, и похороненных на кладбище Хаверлок в районе Саутхолл. На одной из них я уже несколько лет назад установил православный крест с именем и фотографией похороненного там унтерофицера Новикова. Теперь пришел черед установить и второй, в память кадета Смирнова. Буду рад, если ко мне присоединятся единомышленники, и все те, кому этот праздник дорог, и дорога память погибших воинов.

- Спасибо за интервью.Спасибо за то что делаете! Пусть все ваши начинания будут удачными, какими бы сложными они изначально не казались.

Более подробно с работами Романа можно ознакомиться на сайте: www.group9may.com

Инна Ермолова, “RuConnect”


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 01 Июня 2013, 16:28:06
В июньском номере "Военно-исторического журнала" вышла статья об истории Корпуса в Англии.
http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2013-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-6-2013-g/

(http://i.pixs.ru/storage/5/5/9/VIZH.jpg_3772437_8105559.jpg) (http://pixs.ru/?r=8105559)
Авторы - Ваш покорный слуга и КАРТАШЕВ А. В.,
г.Ставрополь
Ставропольская государственная медицинская академия
доктор исторических наук, доцент


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 01 Июня 2013, 17:56:54
Уважаемый коллега!
Поздравляю Вас с очередной публикацией!
Так как ВИЖ - вполне доступный журнал, то прежний свой волпрос - "Можно ли ознакомиться со всем её текстом?" - сегодня не задаю :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 01 Июня 2013, 18:16:58
Уважаемый Константин Борисович. Спасибо.
Я был уверен, что кулаки Вы за меня держите.
Как наставнику - низкий поклон. Спасибо.
Сам я журнала еще в руках не держал, а очень хочется. ВИЖ в пдф файле дает только аннотацию статей, следовательно скачать полный материал ни у кого не получится. Но было бы не сильно красиво, мне, взять и выложить на гора статью, без разрешения издательства. Но после получения экземпляра по почте - обязательно это сделаю. Очень надеюсь на анализ статьи со стороны экспертов. Все замечания - принимаются!


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 18 Июня 2013, 23:45:03
Нашел сегодня публикацию о приезде кадетов в Англию. К сожаления, пока не смог раздобыть скан.
Выкладываю пока только данные.

Exeter and Plymouth Gazette Devon, England
30 Mar 1917

Lynton
record- RUSSIAN CADETS ENGLAND. One hundred Russian cadets have arrived reading tot instruction flying.

View article Type: Article

http://www.genesreunited.co.uk/

Tamworth Herald Staffordshire, England
7 Apr 1917

WARTIME HAPPENINGS
HAPPENINGS. RUSSIAN CADETS IN ENGLAND. Owe hundred Russian cadets hone arrived Reading for instruction in flying. BLIND ORGANIST CALLED UP. The organist of Ockham Church, Surrey, who is quite Wind, has received papers cailing upon h ,m report for military service

View article Type: Article


Еще одна:

Derby Daily Telegraph Derbyshire, England
30 Mar 1917

DERBY CORPORATION TRAMWAYS
passage. RUSSIAN FLYING OADBTH ENGLAND. hundred Russian cadets have arrived Reading for instruction iv flymg. we.m nut the -isu.,n the band Royal Berk-shires, which played the Russian National m i.heir appearance the streets was greeted with hearty cheering

View article Type: Article


Еще:

Hull Daily Mail East Riding of Yorkshire, England
30 Mar 1917

MAIL MUSTARD & CRESS
hundred Russian cadets have arrived Reading for instruction in flying. Their appearance in the streets was greeted with hearty cheering a large crowd. Once Mary had little lamb, Potatoes and green peae. But now she has to be content With modest bread and

View article Type: Article

Еще:

Exeter and Plymouth Gazette Devon, England
5 Apr 1917


WARFARE
hundred Russian cadets have arrived in England for instruction in flying. There have been no events of importance on the Eastern, Southern, or South-Eastern fronts during the week. Lord Buxton has submitted to the Basutoland Council a scheme for the recruiting

View article Type: Article


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 18 Июня 2013, 23:58:02
Еще одна статья тамже  - о гибели Виноградова. Очень похоже, что они стянуты со статей в "Flights"

Exeter and Plymouth Gazette Devon, England
8 Sep 1917

STOP PRESS NEWS
machine lost flying speed. was error judgment. A verdict Accidental Death was returned. Whilst flyinrr in Wilt-hire Pilot-Cadet A. Yinogradott, the Russian Army, attached to the R.F.C., was killed. verdict of Accidental Death was returned at West London inquest

View article Type: Article


и еще одна, но уже в другой газете:

Western Daily Press Bristol, England
8 Sep 1917

GUNS AT WORK
ACCIDENTS. RUSSIAN PILOT CADET KILLED IN WILTS. On Thursday evening, in North Wilts, Pilot Cadet A. Yainogradoff, of the Russian Army, attached the R.F.C., met his death, his machine having nose dived aud crashed the ground. A verdict, of •* Accidental death

View article Type: Article


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 19 Июня 2013, 00:07:43
Кажется, первая в истории изучения темы, ссылка на газету о приходе Варяга в Англию!.

Liverpool Echo Merseyside, England
2 Jul 1917

MONEY. TIME WILL TELL been established in nee TIME A TOLD NOTWITHSTANDING the War ar> open to ADVANCE LOANS on
o'clock, Russian cruiser Variag. Vittor?a Dock, _ EXPERTS! i-'ecars the hi* hesjr-wa.de bodies, all designs, for all Motors. Cane.;, Cups, Arms, Clips, Best Stock to the North. HILL, BAoCOMBE, and LANCASTER, Dukflrst., LiveiyxiLi'Phqtiejw£4 Royal). 20197j6

View article Type: Advertisement


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 16 Августа 2013, 13:08:16
На днях получена моя "золотая" копия ВИЖ за июнь 2013 года. Сделал сканы статьи об обучении кадетов в Англии.
Готов выслать всем желающим в личной переписке.
Очень прошу уважаемых коллег использовать сканы лишь в ознакомительных целях.


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 17 Августа 2013, 10:19:10
Уважаемый Роман!
Буду благодарен Вам за указанные сканы, которые Вы можете выслать мне в удобное Вам время по известному адресу. Рзумеется, Ваше пожелание будет мной соблюдено!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 19 Августа 2013, 13:40:47
Уважаемый Роман!
Спешу поблагодарить Вас и здесь за присланные мне сканы вашей работы!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 14 Ноября 2014, 16:45:14
http://avia.pro/blog/russkie-piloty-na-uchebe-v-anglii


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 16 Декабря 2014, 21:41:39
Статья  опубликованная:

(http://i9.pixs.ru/storage/6/8/0/CUserspolz_1787900_15200680.jpg) (http://pixs.ru/showimage/CUserspolz_1787900_15200680.jpg)

А.В. Карташев, доктор исторических наук, Россия, Ставрополь

Р.А. Фирсов, Великобритания, Лондон

Помощь Великобритании в подготовке кадров для российского воздуш-ного флота в ходе Первой мировой войны

Опыт Первой мировой войны показал, что Россия не располагала до-статочными кадрами обученного летного состава. Российское военное ко-мандование пыталось решать проблему летных кадров различными способа-ми – путем расширения существовавших летных школ, организацией подго-товки летчиков непосредственно в авиационных отрядах, привлечением штатских летчиков - волонтеров. Наряду с этим Управление Военного Воз-душного Флота России заключило соглашение с ведущими авиационными державами об обучении русских пилотов в летных школах Великобритании и Франции. 8 и 20 февраля 1917 года, было «высочайше разрешено командиро-вать во Францию и Англию 30 офицеров и 200 солдат для обучения поле-там»1.

Летные школы этих стран не только в масштабах подготовки кадров опережали Россию, но и были оснащены наиболее современной учебной и боевой техникой, которая с успехом применялась и в русской армии. Накоп-ленный опыт в подготовке кадров подкреплялся эффективными методами обучения летному делу. Кроме конструкции летательных аппаратов и мото-ров, теории пилотирования программа подготовки военного летчика включа-ла обучение навыкам наблюдения и анализа ситуации, аэрофотосъемке, ис-пользованию беспроводной связи, огневой подготовке, корректировке огня, взаимодействию авиации и артиллерии. От кадетов требовалась строжайшая дисциплина и ежедневный кропотливый труд.

Была также и другая причина для отправки русских летчиков за грани-цу. В 1917 г. под западный образец планировалось перестроить всю систему подготовки летчиков в России. Организация новой сети школ предусматри-

валась при помощи французской и английской авиационных миссий в Рос-сии2. Для модернизации системы подготовки летных кадров требовались ин-структора, подготовленные за границей.

Следует заметить, что английское авиационное командование без энту-зиазма встретило известие о прибытии русских учеников. 1 марта представи-телю Королевского авиационного корпуса (RFC) в Воздушном Совете Вели-кобритании майору Стонору стало известно, что полковник С.А. Ульянин, находящийся в Лондоне, получил из России телеграмму о том, что 20 офице-ров и 100 солдат едут в Англию для обучения летному делу. Новость быстро облетела кабинеты командования RFC, вызвав недоумение. Для того чтобы выполнить эту сложную задачу авиационные школы в Англии должны были остановить подготовку своих летчиков3.

В России к поездке готовились серьезно. Отбор кандидатов был скру-пулезным. Критериями его являлись: социальное происхождение, предыду-щий авиационный опыт, образование, дисциплинированность, физическая форма и способность к обучению. Кадеты набирались из Гатчинской авиаци-онной школы, Запасного авиационного и Запасного воздухоплавательного батальонов. В числе командируемых оказались кадровые офицеры, офицеры военного времени, унтер-офицеры, рядовые, «охотники» и даже один «бело-билетник». Большинство солдат только что окончили гимназии или попали в армию со студенческой скамьи. Все они пришли в авиацию добровольно.

Большую часть русских курсантов составляли дети генералов и офице-ров, сыновья дворян и чиновников высокого ранга. Примечательно, что сре-ди них оказался Оскар фон Визель – сын известного художника и действи-тельного члена Императорской Академии Художеств. Предки подпоручика де Ладвеза долгое время верой и правдой служили российскому престолу с петровских времен. Прапорщик Вальтер Курроль был из семьи научных ра-ботников.

Поручик Федор Арманд – сын знаменитой русской революционерки, преследуемой царскими властями, прошел проверку через фронты Первой мировой войны. Штабс-капитан Петр Абаканович родился в семье гвардей-ского офицера царской армии. Он также имел боевой опыт и был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами. Таким же орденом были отмечены заслуги капитана Воейкова и подпоручика Коссова. Среди нижних чинов тоже были те, кто прошел испытание фронтами германской войны.

Национальность при отборе для поездки на учебу большой роли не иг-рала: все, кто мог служить в царской армии, имели шанс попасть за границу. Наряду с русскими, которые составляли большую часть группы, оказалось много поляков, литовцев, эстонцев, были выходцы с Украины и Армении. Возраст кадетов на момент отправки на учебу был в пределах от 18 до 25 лет. Офицерам было до тридцати лет.

Курсантов и офицеров непосредственно в Англии курировал штабс-капитан Порфирий Васильевич Вяткин, находившийся в должности «заведу-ющего обучением полетами»4.

Согласно воспоминаниям одного из бывших курсантов Пранаса Хиксы, отправка на учебу осуществлялась из Мурманска. Около ста учеников-лётчиков из разных авиашкол и двенадцать таких же учеников-офицеров вы-ехали из Петрограда в специальном поезде, в котором рядовой имел поход-ную кровать в вагоне 2-го класса, а офицеры ехали в купе вагонов 1-го. 25 февраля (по н.с.) 1917 года крейсер «Варяг», следовавший на ремонт в Ли-верпуль, поднял якорь и в сопровождении двух миноносцев, вышел в море. Это был последний рейс легендарного крейсера под российским флагом5.

В Англию будущие летчики прибыли 17 марта (по н.с.) 1917 года. Уже здесь, на английской земле, их ждала главная политическая новость с родных берегов – император Николай II отрекся от престола, власть перешла в руки Временного Правительства. Группу приветствовала многочисленная толпа

ливерпульцев. Цветами и звуками местного оркестра была встречена делега-ция из далекой России6.

После посещения авиационного завода в Фарнборо и других авиацион-ных объектов русские офицеры и курсанты прибыли в Военную Авиацион-ную школу №1 в городе Ридинге (№1 School of Military Aeronautics at Read-ing). Здесь, в пригороде Лондона прошел первый месяц учебы. Английские инструктора провели отбор на пригодность курсантов к дальнейшему обуче-нию. Из них были сформированы 9 групп по 9-10 человек. Командирами групп были назначены ученики-офицеры, которые вместе с рядовыми кур-сантами осваивали азы летного дела. В 10-ю группу под названием «механи-ки» были зачислены 14 человек, не освоившие с первого раза курс теоретиче-ской подготовки. Им было дано дополнительное время для освоения про-граммы, после чего как минимум пятеро все же стали пилотами, получив международный сертификат7.

Пранас Хикса так рассказал о дальнейших учебных буднях русских летчиков-учеников: «Потом нас разбили на группы по 10–20 человек и разо-слали по разным аэродромам. Перед началом полетов, как обычно, перепи-сывались с родственниками, кому можно было бы сообщить в случае смерти или увечий. Нас обязали заказать серебряные браслеты на правую руку с пластинкой, на которой были выгравированы фамилия, имя, год рождения. Это на тот случай, если мы сгорим при аварии».

Основная часть кадетов освоила программу подготовки гражданского летчика в июне-июле 1917 года на разных аэродромах и на различных само-летах. В документах выпускников местом обучения значатся военные школы в Oxford, Grantham, Ruislip, Thetford, Catterick Bridge, Upavon. На этом этапе подготовки русские кадеты учились летать на одном из двух самолетов: Mau-rice Farman Biplane, de Havilland Biplane (D.H.6 Biplane).

По мере завершения этапа первоначальной летной подготовки создава-

лись новые группы, которые убывали на другие аэродромы для освоения бо-евых самолетов. Время освоения программы летной подготовки для каждого ученика-летчика было индивидуальным.

Обучение проходилj интенсивно. Рабочий день кадета длился 12–16 часов. Полеты проводились два раза в день – рано утром и вечером. Кадеты прибывали на аэродром в три-четыре часа утра гладко выбритыми. В про-тивном случае к полетам они не допускались. Перед полетами полагалась чашечка горячего кофе с традиционным английским бутербродом или гале-тами. Днем кадеты изучали азбуку Морзе, разбирали и собирали пулеметы, изучали материальную часть самолетов, стреляли по неподвижным и дви-жущимся целям из винтовок и пулеметов.

В одном из ангаров проходили занятия по корректировке стрельбы ар-тиллерии. Ученик забирался в подвешенную под потолком кабину самолета. Внизу на электрифицированном макете местности инструктор имитировал взрывы, зажигая лампочки. С помощью азбуки Морзе ученик передавал по-правку, необходимую для точного попадания в цель8.

В качестве боевых самолетов курсанты осваивали самолеты ВЕ2Е, «Кертисс», DH-6, ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран биплан», «Сопвич-Пап», «Сопвич» с мотором «Испано», RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартинсайд», DH-4, «Бристоль Скаут». Каждый кадет обычно осваивал от трех до шести ма-шин. Наиболее способных летчиков обучали пилотированию истребителя «Бристоль Файтер». Как правило, общий налет кадета составлял 20-30 час, лишь у отдельных летчиков он достигал 40-50 час. Попасть в истребители было не просто. Так у ефрейтора Ф.П. Цветкова в характеристике в графе «На чем летал самостоятельно и аттестация» значится: «Морис Фарман, DH-6, Кертисс, ВЕ2Е, ВЕ12. Налетал 48 часов. Летчик отличный. Годен для по-летов на быстроходных машинах. Не обучался на истребителях из-за неиме-ния места в школах. Солдат отличный»9.

Представляют особый интерес негласные характеристики, которые да-вали английские инструктора русским кадетам, например: «Ушаков –крупных размеров казак, с очень чувствительными руками и невозмутимым как у китайца лицом. Коневод. Тугодум. Не был пригоден для разведыва-тельных полетов, но прекрасно подходил для больших самолетов. … Кадет Конно – подтянутый, сухощавый парень с юга, с карими постоянно шарящи-ми везде глазами. Казак. Необщителен. Похоже на то, что был полицейским, или какого-то рода бандитом»10.

В программу летной подготовки кроме разнообразных упражнений входила посадка на незнакомом аэродроме. На самолете «Мартинсайд» про-водились учебные воздушные бои. В кабинах летчика и летчика-наблюдателя были установлены фотопулеметы, которых еще не было в русских авиашко-лах. Противника на другом самолете обозначал инструктор, которого «уни-чтожить» было очень трудно. При оценке результатов «воздушного боя» рас-сматривались фотопленки с обоих самолетов.

Воздушные бои требовали от кадетов выполнения фигур высшего пи-лотажа: мертвых петель, бочек, иммельманов, штопоров, спиралей, скольже-ний и др. Этими сложными фигурами они должны были владеть в совершен-стве.

Стоит отметить, что у английская сторона почти не имела летчиков, способных говорить по-русски, также как и в среде русских кадетов лишь единицы имели навыки английского языка. Для общения английских летчи-ков и русских кадетов в полете существовал специальный разговорник, с по-мощью которого инструктор мог корректировать действия ученика в воздухе. Это был небольшой набор фраз на обоих языках, соответствовавших друг другу. Лишь один английский инструктор Герард Кратчлей свободно владел русским. Еще в начале 1910-х годов он работал инженером-нефтяником в Майкопе. С началом войны он вернулся в Великобританию и поступил на военную службу. С марта по октябрь 1917 года был наставником группы

русских кадетов. Позднее, в качестве офицера Британской Авиационной Миссии в России, Кратчлей принимал участие в гражданской войне до ок-тября 1918 года. Он был награжден многими наградами, в том числе и рос-сийскими – орденами Святого Станислава с мечами 3-й и 2-й степеней, Ор-деном Святого Владимира 4-й степени с мечами.

О том, как окончили обучение русские кадеты свидетельствуют атте-стации за подписью штабс-капитана Вяткина. Несколько учеников были удо-стоены аттестации «Летчик выдающийся». Среди них были Вальтер Курроль и Юрий Ладвез. Они оба окончили в Англии школу высшего пилотажа и воз-душного боя и были признаны пригодными для полетов на всех типах истре-бителей. Их рекомендовалось использовать в качестве инструкторов высшего пилотажа и воздушного боя. Школу высшего пилотажа с прекрасной атте-стацией окончили Вениамин Рябов, Константин Трунов, Владимир Богданов и Иван Чучин.

Пятеро кадетов, из всего числа обучающихся, были отчислены по про-фессиональной непригодности. Еще одного отчислили за «неисправное по-сещение полетов»11. Трое русских кадетов, погибли в ходе учебы.

Судьбы некоторых кадетов до сих пор остаются неизвестными. Веро-ятно, что кто-то из них мог оставаться в Англии после Октябрьской револю-ции в России. В Национальном архиве Великобритании обнаружен документ, согласно которому 11 декабря 1917 года Михаил Тарачков попал в аварию на DH6 и получил серьезные травмы.

Однако основная масса выпускников возвращалась в Россию с августа по октябрь 1917 года малыми группами по мере окончания учебы. П. Хикса вспоминал: «Вскоре мы впятером через Норвегию, Швецию и Финляндию были отправлены назад в Россию».

В России бывшие английские кадеты были распределены по летным школам, где сдали экзамен и подтвердили звание военного летчика. Вскоре многие из них приняли участие в Гражданской войне, воюя за белых и за

красных. В годы Гражданской войны погибли: Артамонов, Воллович, Захар-ченко, Пиховский, Рукавцов.

По окончанию войны поляки, эстонцы, литовцы покинули Россию. Выдающимися в своих странах военными летчиками стали Петр Абаканович (Польша), Пранас Хикса (Литва), Арнольд Ундер (Эстония).

В советской России широкую известь приобрели авиаторы: Константин Трунов, Георгий Арватов, Евгений Гвайта, Валентин Зернов, Василий Копы-лов, Василий Кузьмин, Иван Нусберг, Александр Степанов, Иван Чучин и многие другие.

Однако многие выпускники английских школ были репрессированы как враги народа. Были расстреляны: Арватов, Бельц, Вяткин, Ладвез, Кузне-цов. Осуждены к тюремному заключению: Лопуха, Нусберг (умер вскоре по-сле освобождения), Покрывалов, Трунов. В ссылке оказались: Анчутин, Ви-зель (умер в ссылке), Гвайта, Черноусов.

К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось менее по-ловины бывших «английских» летчиков. На фронт из них попали: Батурин, Березин, Комиссаров, Кочкарев, Попенов, Чучин. Катастрофа, в которой по-гиб в 1942 году полковник Батурин, стала последним авиационным происше-ствием с участием «английского кадета из России». С началом войны был мобилизован и Николай Вельман. Он погиб в августе 1941 года при эвакуа-ции из Таллинна в Ленинград на госпитальном судне. В 1943 г. в военном госпитале от болезни скончался Дмитрий Баймотов.

Как видно, российские летчики, подготовленные в Англии, были вос-требованы в России в годы Гражданской войны, в период мирного строи-тельства советского Воздушного Флота, а также в ходе Второй мировой вой-ны. Однако мало кто из воспитанников «Русского авиационного корпуса в Англии» достиг значительных высот в служебной карьере. Сказывалось и происхождение, и служба в царской армии на офицерских должностях, и контакт во время учебы с английскими специалистами. До глубокой старости дожили лишь единицы из них.


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 16 Декабря 2014, 21:47:37
Так же в декабре должен выйти в эфир документальный фильм с участем вашего покорного.
http://www.listapad.com/programm/vnekonkursnye-pokazy-neigrovogo-kino2014/kino-tv-pervaia-mirovaia-istoricheskie-hroniki-2014/aviatory-proekt-ont


Название: Re: Печатные публикации по истории РАКвА
Отправлено: group9may от 02 Января 2015, 00:28:37
БЫТ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ РУССКИХ АВИАТОРОВ
В ЛЕТНЫХ ШКОЛАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 1917 ГОДУ
http://group9may.livejournal.com/33611.html