Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: О катастрофе самолета С-47 № 915 4 марта 1945 г.  (Прочитано 2295 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
От Константина Борисовича Стрельбицкого
получена архивная справка
(часть информации плохо читается, возможны некоторые неточности)

Цитировать
О гибели на территории Восточной Пруссии самолёта ГВФ


20 августа 1993 г.                ДВ-1.4.23-342

АРХИВНАЯ СПРАВКА
В документах архивных фондов Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУГВФ) и 10 гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ – 10 ГАТД ГВФ, в состав которой входил 1 авиатранспортный Херсонский полк – 1 АТХП, имеются следующие сведения о катастрофе самолета С-47 № 915 4 марта 1945 г.:
в донесении командира 10 ГАТД ГВФ в ГУГВФ от 9 марта 1945 г. значится: «4 марта 1945 г. самолет 1 АТХП 10 ГАТД ГВФ С-47 № 915 в составе экипажа: командир корабля гв. мл. лейтенант Мазо Я. И., 2 пилот капитан Ветчинкин И. М., штурман гв. мл. лейтенант Демус Н. И., бортмеханик гв. мл. техник-лейтенант Плодухин Н. А., бортрадист Троулькин И.В. работающий по заданию 1 ВА в Восточной Пруссии, при выполнении рейса из Вормдитт в Инстербург потерпел катастрофу в 3 км севернее населенного пункта Мульдхен, расположенного в 27 км на юго-западе от Инстербурга.
Предварительным расследованием установлено, что 4 марта 1945 г. самолет С-47 № 915 после выполнения задания 1 ВА вылетел с аэродрома Вормдитт на место своего базирования в Инстербург в распоряжение командира 1 АТХП гв. майора Чернякова. В связи с резким ухудшением погоды на аэродроме Инстербург (снегопад с плохой видимостью) гв. майор Черняков на борт дал указания о возврате на аэродром вылета. Указания бортом были приняты, в дальнейшем связь прикратилась. Самолет на аэродром вылета не вернулся. В течение 6 и 7 марта на самолетах По-2 с воздуха производились поиски. 7 марта в районе населенного пункта Мульдхен в 3 км сев. были обнаружены останки сгоревшего самолета типа С-47. 8 марта к месту происшествия выехал начальник политотдела дивизии, находившейся в Инстербурге. На месте происшествия подтвердилось, что обнаруженный самолет был С-47 № 915. установлено, что весь экипаж погиб. Для  проведения расследования катастрофы 8 марта 1945 г. В Инстербург направлена комиссия.»
в приказе 10 ГАТД ГВФ № 050 от 17 марта 1945 г. «О катастрофе самолета С-47 № 915 под управлением командира корабля 1 АТХП гв. мл. лейтенанта Мазо и наложении взысканий на виновных» указывается: ____ 1945 г. в 27 км юго-западнее г. Инстербург произошла катастрофа самолета под управлением ком. корабля С-47 № 915 гв. мл. лейтенанта Мазо Я. И. самолет полностью разбит, экипаж в составе 5 человек погиб… причина катастрофы: преступная недисциплинированность гв. мл. лейтенанта Мазо Я. И.»;
во внеочередном донесении об умершем командира 10 ГАТД ГВФ начальнику Управления кадров ГУГВФ от 23 марта 1945 г. значится гв. мл. лейтенант Мазо Яков Исаакович, командир корабля 1 эскадрильи 1 АТХП 10 ГАТД ГВФ, погибший 4 марта 1945 г. При катастрофе самолета С-47 № 915 в 27 км юго-западнее г. Инстербурга, в графе «Где похоронен» указано: «г. Инстербург, офицерское кладбище»;
в приказе 1 АТХП 10 ГАТД ГВФ № 041/л от 10 апреля 1945 г. «Об итогах работы 1 АТХП за март 1945 г.» указано: «4 марта 1945 г. командир корабля гв. мл. лейтенант Мазо, совершая рейс на самолете С-47 № 915 по маршруту Вормдитт - Инстербург (Восточная Пруссия), в результате допущенной преступной недисциплинированности самого командира корабля Мазо и всего экипажа, производившего полет на недопустимо низкой высоте, при сильном снегопаде в пьяном состоянии и невыполнении трехкратных приказаний о возврате на аэродром вылета. Катастрофе способствовала нечеткая организация летной работы на оперативной точке, недостаточная требовательность командиров всех степеней к своим подчиненным в части беспрекословного выполнения инструкций и наставлений по летной службе, а также недостаточная воспитательная работа среди личного состава.»;
в сводной ведомости аварийных происшествий 1 АТХП 10 ГАТД ГВФ за март 1945 г.значится катастрофа самолета С-47 № 915 (командир корабля гв. мл. лейтенант Мазо, бортмеханик гв. мл. техник-лейтенант Плодухин) 4 марта 1945 г., в графах «Краткое описание происшествия», «Причина происшествия» соответственно указано: «Совершая рейс из Вормдитт-1 – Инстербург при плохих метеоусловиях, самолет на бреющем полете зацепил правой плоскостью за лес, оторвал ее и под углом 45 упал на поляну», «Недисциплинированность ком. корабля Мазо, невыполнение приказаний о возврате на аэродром и допущение выпивки экипажа перед вылетом. Самолет разбит на 100% и сгорел. Экипаж погиб»;
в анализе командира 1 АТХП 10 ГАТД о летных происшествиях за март 1945 г. указано: «4 марта 1945 г. командир корабля гв. мл. лейтенант Мазо на самолете С-47 № 915 выполнял рейс Ленинград - Вормдитт (Восточная Пруссия) с представителями 277 ШАД. По окончании рейса представитель 277 ШАД пригласил экипаж на обед. За обедом све члены экипажа выпили водки и спирта, после чего поехали на аэродром, чтобы перелететь на аэродром базирования – Инстергург.
На аэродроме командир корабля Мазо, будучи пьяным, хвастался перед летчиками-штурмовиками о своем летном мастерстве.
4 марта 1945 г. в 17 час. 25 мин. ком. корабля С-47 № 915 гв. мл. лейтенант Мазо в составе своего экипажа вылетел с аэродрома Вормдитт, сделал над аэродромом полный круг на высоте 70 м,снизился на скорости над аэродромом до 230м, дал полный газ и сделав энергичный боевой разворот с выходом почти на 180 со снижением, ушел в сторону Инстербурга.
Получив сообщение о вылете С-47 № 915 в Инстербург, командир 1 АТХП, видя, что в Инстербурге сильный снегопад с видимостью 100-150 м, дал на борт самолета радиограмму «Возвращайтесь Вермдитт, в Инстербурге шторм». Получив на борт эту радиограмму, командир корабля Мазо продолжал лететь в Инстербург. Вторая радиограмма «Возвращайтесь Вермдитт, запрещаю лететь в Инстербург», несмотря на это самолет продолжал упорно идти в Инстербург и лишь после третьей радиограммы «Категорически запрещаю идти в Инстербург, идите в Вермдитт», командир корабля Мазо сообщил, что он возвращается в Вермдитт.
Самолет С-47 № 915, идя с курсом 320 на недопустимо низкой высоте присильном снегопаде, внезапно попал на лесной массив, правой плоскостью снес две верхушки елей и пролетев 740 м упал на лесосеку среди штабелей дров. При ударе самолета о землю средняя часть фюзеляжа полностью сгорела. Экипаж весь погиб.
Вывод:
1. Катастрофа произошла из-за преступной недисциплинированности командира корабля гв. мл. лейтенанта Мазо Я. И…
Гв. мл. лейтенант Мазо и ранее проявлял случаи выпивок при выполнении летных заданий…»
Основания: ф.68, оп.2, д.198, л.57;
   ф.68, оп.2, д.183, л.63;
   ф.1,  оп.1л/с, д.57, л.106;
   ф.68, оп.2, д.214, л.11;
   ф.68, оп.2, д.223, л.13;
   ф.68, оп.2, д.223, л.14.

Начальник общего отдела                                      В.А.Лебедева

Зав. архивом                               подпись               Н.И.Демиденко
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
В ОБД есть:

Номер записи    74952249
Фамилия   Плодухин
Имя   Николай
Отчество   Александрович
Последнее место службы   в/ч 40430
Воинское звание   гв. мл. техник-лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   563784
Номер дела источника информации   26

Номер записи    400113478
Фамилия   ВЕТЧИНКИН
Имя   Иван
Отчество   Макарович
Дата рождения   __.__.1912
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   Назовем поименно. Калининградская область. Том 2
Похоронен: г. Черняховск

Номер записи    260476747
Фамилия   Ветчинкин
Имя   Иван
Отчество   Макарович
Дата рождения/Возраст   __.__.1912
Воинское звание   капитан
Дата смерти   04.03.1945
Страна захоронения   Россия
Регион захоронения   Калининградская обл.
Место захоронения   г. Черняховск
Могила   Братская могила

Номер записи    405561383
Фамилия   ДЕМУС
Имя   Николай
Отчество   Петрович
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   Книга памяти. Омская область. Том 7

Номер записи    260479162
Фамилия   Траулькин
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Воинское звание   гв. сержант
Дата смерти   04.03.1945
Страна захоронения   Россия
Регион захоронения   Калининградская обл.
Место захоронения   г. Черняховск
Могила   Братская могила

Номер записи    72513377
Фамилия   Траулькин
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1893
Воинское звание   гв. сержант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   977529
Номер дела источника информации   47



Номер записи    411723850
Фамилия   ТРАУЛЬКИН
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1924
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   Книга памяти. Сахалинская область. Том 1

Номер записи    400161292
Фамилия   ТРАУЛЬКИН
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Дата выбытия   04.03.1945
Название источника информации   Назовем поименно. Калининградская область. Том 8
Похоронен: г. Черняховск
Записан
С уважением,  Александр

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 875
  • Борис Петрович
Re: О катастрофе самолета С-47 № 915 4 марта 1945 г.
« Reply #2 : 06 Сентября 2021, 20:25:54 »
Ветчинкин Иван Макарович.


Крайний слева - Ветчинкин Иван Макарович.


Начальник летной части Балхашского аэроклуба Ветчинкин Иван Макарович (справа) дает рекомендации по выполнению задания летчице аэроклуба.


Начальник летной части Балхашского аэроклуба Ветчинкин Иван Макарович (в центре) проводит занятия с летчиками аэроклуба.


Начальник летной части Балхашского аэроклуба Ветчинкин Иван Макарович (слева) проверяет задания у летчицы аэроклуба.

https://goskatalog.ru/portal/#/
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »