В приказе об уничтожении наряду с политработниками и евреями прописан оперативный состав НКВД. То есть, по логике, речь должна идти о чекистах. Но, судя по всему, в полевых войсках вермахта особо не заморачивались на разборки: под видом чекистов расстреливали на месте и простых солдат войск НКВД, и милиционеров. Но во многих случаях и щадили таковых, о чём свидетельствуют представленные в ОБД в изобилии лагерные персональные карты...
Это все в целом понятно, известно. С теми, кто попадал в плен, более менее выяснено. Я ставлю вопрос в несколько иной плоскости. Читая материалы об оккупации, сталкиваешься с фразами типа: "Такой-то такойтыч до войны работал... дальше упоминается должность в местной милиции", а с приходом врага пошел работать в созданную немцами полицию. Это подается с легкостью неимоверной, как будто это было возможно в обычном порядке вещей.
Но мы то знаем, что это было очень даже не просто. Меня мнтересует, как это происходило практически, в деталях. Федоров в книге "Правда о военном Ржеве" представил схему формирования гражданской администрации в оккупированных областях на примере Ржева. Переводчик ГФП являлся к местной фольксдойче, муж которой был инженером членом ВКП(б), кажется, тоже немцем по национальности, спрашивал у нее, кого на какие должности лучше назначить, и по ее совету происходило формирование администрации. Вряд ли такой же способ применялся повсеместно, универсально, но вычленим принцип: в общем случае немцам уже, до оккупации, были известны люди, на которых они в достаточной мере могли полагаться в таких ситуациях. И администрация набиралась в определенной (возможно, определяющей) мере на основании их рекомендаций.
Благодаря таким рекомендациям могли попасть на службу оккупантам и милиционеры, по каким-то причинам не сумевшие уйти.
Такая первоначальная рабочая гипотеза, требующая проверки и дальнейшей проработки.
Кроме того, конечно, освобожденные из плена. К оккупированным областям России это не должно применяться. Т. е. если бывало, то, вероятно, в порядке большого исключения. Надо проверять.
Навскидку - начальник милиции при Каминском (между прочим, Каминский - наполовину фольксдойче, по крайней мере, немецким владел безукоризненно, имел также и немецких предков). Этот начальник - один из "бывших". А как он на эту должность попал? Пройдя плен, или обошлось без этого? Надо разбираться.