Еще один сотрудник "Зондерштаба Р" - агентурно-разведывательного органа при реферате IX отдела "Валли I" Абвера? (Материалы к биографии)
http://alural.livejournal.com/63652.html«Великая Россия. Имена» - Энциклопедический справочник:
СТАРУНИН Александр Иванович(1899-?); сотрудник военной разведки; полковник; член РКП(б) (1924); с 1919 г. – комвзвода, комроты, начальник полковой школы РККА; с 1933 г. – начальник сектора Третьего отдела, помощник начальника отделения Первого отдела, секретный уполномоченный Первого отдела, временно исполняющий должность начальника Первого отдела Разведупра, временно исполняющий должность помощника начальника Разведупра; с 1939 г. – преподаватель Куйбышевской военно-медицинской академии; с 1941 г. – командир 191-й стрелковой дивизии. -
http://www.law-order.ru/reference/ru_s/t65546.htmlИз книги «Империя ГРУ»:Как писали в своем обращении к наркому обороны К.Е.Ворошилову исполняющий обязанности начальника 1-го отдела Разведуправления полковник А.И.Старунин и зам. начальника отдела по агентуре майор Ф.А.Феденко, «в результате вражеского руководства в течение длительного периода времени РККА фактически осталась без разведки. Агентурная нелегальная сеть, что является основой разведки, почти вся ликвидирована… Реальных перспектив на ее развертывание в ближайшее время нет. Итак, накануне крупнейших событий мы не имеем «ни глаз, ни ушей» В управлении есть немало людей, знающих работу, которые могли бы внести в дело развертывания агентуры новую большевистскую струю, но система, косность, трусость и ограниченность так называемых руководителей глушат здравые начинания и инициативу людей».<...>
Так, арестованный в июле 1945 года резидент Главразведупра Красной Армии в Бельгии ГУРЕВИЧ (кличка «Кент») показал, что он был подготовлен наспех, а переброска его в Бельгию была организована непродуманно.
По этому вопросу ГУРЕВИЧ показал следующее:
«Перед переброской меня за границу, по существу, я никакой подготовки не получил. Правда, после оформления моей вербовки работником Главразведупра Красной Армии полковником СТАРУНИНЫМ, я был направлен на курсы при разведшколе Главразведупра Красной Армии, но они для практической работы ничего, по существу, не дали. На этих курсах я в течение 5-ти месяцев изучал радиодело, фотодело, и был ознакомлен с общим порядком конспиративных встреч с агентурой за границей.
Следует указать, что ознакомление с порядком встреч с агентурой в условиях конспирации было очень поверхностным. На этот счет мы знакомились с материалами, составленными, главным образом, возвратившимся из-за границы работником Главного разведывательного управления БРОНИНЫМ, в которых обстоятельства встреч и сама конспирация их излагались очень неконкретно и, я бы сказал, даже примитивно.
Такая система обучения для меня, неискушенного в тот период человека, казалась вроде бы нормальной, но когда я столкнулся с практической работой за границей, то убедился, что она была не только недостаточной, а совершенно неприменимой в условиях нелегальной работы».<...>
Старунин Александр Иванович
1899- ? Полковник.
Русский. В РККА с 1919 г. Служил комвзвода, комроты, начальником полковой школы. Член РКП(б) с 1924 г.
В 1933 г. окончил Восточный факультет Военной Академии им. Фрунзе. С 1933 г. в Разведупре. Начальник сектора 3-го отдела, пом. начальника отделения 1-го отдела, секретный уполномоченный 1-го отдела, врид начальника 1-го отдела Разведупра, врид пом. начальника Разведупра.
С 1939 г. преподаватель Куйбышевской военно-медицинской академии. Участник Великой Отечественной войны. Командир 191-й стрелковой дивизии.Доктор Jacob W. Kipp, Армия Соединенных Штатов, Отдел изучения иностранного военного опыта, Leavenworth, штат Канзас, США (из статьи
"Барбаросса". Советские силы прикрытия и Начальный период войны: военная история и воздушно-наземная битва):
В марте 1941 г. полковник А.И. Старунин определил понятие "оперативная внезапность" и набросал контур шести целей в начальный период войны, включая: завоевание превосходства в воздухе, разрушение вражеского снабжения и топливных запасов, подрыв его мобилизации в некоторых округах, парализация транспортной системы для остановки и задержки развертывания основных сил, захват определенных специфических областей военного и политического значения, и разрушение вражеских сил прикрытия и части основных сил, как только они развернутся на основном стратегическом направлении Полковник А.И. Старунин, cтатья "Оперативная внезапность", журнал "Военная мысль", № 3 (март), 1941 год:
"Таком образом, внезапность в стратегической подготовке, особенно в начальный период войны, должна достигаться не только скрытностью сосредоточения, но и первоначальным распределением войск, чтобы противник до последнего момента не знал нашего намерения".Старунин Александр ИвановичРодился в 1899 г., Горьковская обл., Арзамасский р-н, ст. Елховка; полковник, нач. штаба 311-й стр. дивизии Ленинградского фронта.
Арестован в 1941 г.
Приговорен: , обв.: 193-17 п."а", 58-10 ч.2.
Приговор: 2,5 мес
Источник: Книга памяти Нижегородской обл.
http://lists.memo.ru/d31/f189.htmП. В. Богатырев, подполковник в отставке, бывш. командир 546-го сп 191-й сд:Я с комиссаром полка пришел в штаб дивизии и доложил о прибытии. В это время к штабу подъехала автомашина. Из нее вышел адъютант командующего армией, подполковник. В руках он держал приказ на полстраницы печатного текста, прочитал его. Нам предписывалось с наступлением темноты прорвать оборону противника и двигаться к железнодорожной станции Померанье. Если удастся — захватить ее, организовать круговую оборону и держаться до подхода наших частей.
Комдив 191-й дивизии А. И. Старунин и комиссар дивизии Алексеев говорили адъютанту, что личный состав не имеет продовольствия и боеприпасов, что стрелковые полки будут следовать без артиллерии — как полковой, так и дивизионной. Комдив спросил: «А Военный совет знает об этой операции и приказе?» Адъютант повелительно потребовал выполнять приказ, сказал, что все учтено. К утру нам удалось прорвать оборону противника и мы вошли к нему в тыл без артиллерии и тылов. Продвигались по глубокому снегу. Полки и штаб дивизии вытянулись в одну ниточку. Разведчики на лыжах шли впереди нашего движения. За полком двигался штаб дивизии. <...>
Так прошло дней 6-7. Наш продовольственный запас иссяк, боеприпасы тоже. Стояли сильные морозы. Мы бродили по лесу беспомощные и голодные.
Комполков снова собрались у комдива. Тут же был и комиссар дивизии Алексеев, решали что делать дальше. Я и другие командиры стали доказывать, что, поскольку у нас нет боеприпасов и продуктов, мы не сможем выполнить поставленную задачу. Комиссар дивизии в резкой форме ответил, что нам поставлена задача и мы ее должны выполнить. Не выполним — попадем под трибунал.
— Ну и что же? — сказали мы. — Трибунал-то советский, он учтет, почему мы не можем выполнить поставленную задачу. А если попадем к немцам, то они учитывать ничего не будут, они с нами расправятся, как им будет угодно.
В сложившейся обстановке комдив Старунин и дал нам последнее распоряжение на выход к своим. Указал каждому полку, где выходить, причем выходить мелкими группами. Я, в свою очередь, спросил комдива, а где будет выходить он со штабом дивизии. Он ответил, что это не мое дело. Я сказал ему, что у нас есть винтовки и ручные пулеметы, а у штаба-то охраны никакой нет. Он ответил, что знает об этом. <...>
Комдив полковник Старунин, комиссар дивизии и весь штаб не вышли. Видимо, они погибли там, в тылу у немцев. Командиры 552-го и 559-го сп вышли, комиссару 552-го сп не удалось выйти. Из личного состава 546-го сп вышло мало. Те, кто вышел, были сильно истощены и опухли. И. С. Осипов, бывш. командир комендантской роты штаба 191-й сд:По истечении 4-5 суток командование отдало приказ выходить тремя отдельными группами: штаб дивизии со спецподразделениями, 546-й и 552-й сп.
Справедливости ради следует сказать, что не лучшим образом поступили командиры и комиссары полков. Они оставили свои полки на попечение начштабов, а сами со своими ординарцами ушли самостоятельно.
Начштаба 552-го сп капитан Месняев вывел людей своего полка в ту же ночь, притом без потерь, а его командир и комиссар вышли лишь через неделю.
Командир дивизии полковник А. И. Старунин все эти дни был очень мрачен и молчалив, не выпускал изо рта трубки. Вместо табака ординарец подсушивал ему сухие листья и мох.
Комиссар штаба дивизии — батальонный комиссар Борис Михайлович Ерохин в первый же день был ранен осколком и большую часть времени находился в бессознательном состоянии, бредил. Его приходилось нести на самодельных носилках, а так как он был крупного телосложения, то для его переноса, да еще по глубокому снегу, требовалось не менее 6-8 человек. <...>
Не помню, какой это был день — шестой или седьмой — нашего блуждания по лесам, когда часов в 11-12 меня позвали к комдиву А. И. Старунину.
Когда я явился, полковник стоял, прислонившись спиной к дереву, и ковырял палочкой свою курительную трубку. Разговор не носил официального уставного характера. Он спросил меня: «Идти можете?» Я с уверенностью ответил, что могу. «Тогда возьмите с собой человек пять добровольцев и отправляйтесь. Пожалуйста, поступи по-разумному, не оголяй роту боеприпасами».
<...>
Перед моим выходом в окружении оставались в живых: комдив полковник А. И. Старунин, начштаба майор С. Д. Крупичев, помнач оперотдела старший лейтенант-артиллерист (фамилии не помню), начальник разведки майор Е. Сидоренко, начсвязи подполковник И. А. Зинченко, комиссар дивизии батальонный комиссар С. А. Алексеев, начальник политотдела старший батальонный комиссар С. А. Глазков, комиссар штаба дивизии батальонный комиссар Б. М. Ерохин, старший оперуполномоченный отдела контрразведки СМЕРШ (фамилии не помню, но в дивизии он был с самого начала войны, близорукий, носил очки в темной роговой оправе), политрук комендантской роты, ленинградец, старшина комендантской роты Котов, старший сержант комендантской роты Сидоров, командир взвода отдела контрразведки Быков. Были еще командиры из саперного батальона и медики, но их фамилии память не сохранила. Всего осталось в окружении командиров и красноармейцев 80-100 человек. <...>
По словам старшего сержанта Сидорова, он вышел из окружения только в середине июня, полковник Старунин со своей группой после моего ухода возвратился вновь в глубь леса.
Вот это вкратце все, что мне запомнилось из той страшной трагедии.
-
http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_tragedia_myasnogo_bora/01.htmlСтарунин Александр ИвановичЗвание: полковник
Должность: командир дивизии
Пребывал в должности с 27.01.1942 по 21.02.1942
Судьба:
пленен 21.02.42 (ср. ниже) Соединение: стрелковая дивизия
Номер соединения: 191
Дополнительная информация: плен с
21.02.42 в Тосненском районе Лен. обл., далее п/б, других данных в ЦАМО нет -
http://soldat.ruОтчеты начальника разведотделения от 9.3.42 г. и 11.5.42 г. о допросе пленного командира 191-й стрелковой дивизии, полковника Старунина (Документы хранятся во Фрайбурге под номерами: BAMA /Bundes Archiv Militar Archiv/ RH26-254/8-11, 16-20)
«Полковник был
захвачен в плен 7 марта 1942 года разведдозором на одной из лесных прогалин. Перед этим были взяты три его офицера, политрук и шесть солдат. Один из пленных русских указал разведдозору место, где скрывался командир. При взятии его в плен возникла перестрелка, в ходе которой полковник получил легкое ранение. Разведозор получил приказ доставить полковника, по возможности, живым. Остальные русские были расстреляны».
Командиром, о котором идет речь, является полковник Старунин. Он командует 191-й стрелковой дивизией, ему 43 года, и он сын крестьянина. Во время советско-польской войны в 1920 году он дослужился от простого солдата до командира роты, а затем стал штабным офицером. В 311-й стрелковой дивизии, куда он затем был переведен, его назначили начальником разведывательного отделения. В августе 1941 года дивизия потерпела тяжелое поражение под Чудово. В самый последний момент Старунину удалось избежать окружения. В тот же день он был арестован и обвинен в сдаче Чудово. Спустя два месяца двери камеры внезапно для него открылись. Ему сказали, чтобы он убирался на все четыре стороны. Едва он смирился со своей участью отверженного, как был назначен начальником штаба 191-й стрелковой дивизии. Немцам эта дивизия известна. Она принимала участие в боях за Тихвин с целью освобождения этого узлового пункта на пути к Свири, и нанесла удар во фланг немецкой 21-й пехотной дивизии, когда та с боями отходила от Волховстроя на юг. В феврале 1942 года Старунин становится командиром этой дивизии. Все это напоминает судьбу таких генералов, как Малинин, Мерецков и Рокоссовский, которые считались с 1938 года заговорщиками, а затем вдруг были поставлены во главе корпусов и армий.
Такие потрясения можно стойко сносить лишь, когда душа очерствела и фанатизма в достатке. Старунин обладает этими качествами. Ему поставлена задача, пробиваться к передовым частям на севере участка прорыва, обходя дивизии, застрявшие в ожесточенных боях на просеке «Эрика». Там он получает новый приказ, выдвинуться к шоссе Ленинград - Новгород, чтобы перерезать пути снабжения немцев в районе Померанье неподалеку от Любани. При этом не имеет значения, как далеко он оторвется от своих частей снабжения, и насколько будут открыты его фланги.
Старунина терзают сомнения, но он отбрасывает их прочь. Он утешает себя, что снабжение наладится, и к тому же на подходе должно быть подкрепление. 191-я стрелковая дивизия продолжает движение и выходит, не подозревая ни о чем плохом, к узкоколейке «Восток – Запад», называемой так в просторечье, и, которая отсутствует на старунинских картах. Немцы, спеша изо всех сил, превратили железнодорожную насыпь в огневое заграждение. Вскоре дивизия ввязывается в ожесточенные лесные бои. Заканчиваются продовольственные и другие запасы, на флангах появляются немцы. Ни к чему не приводят слабые попытки идущих следом частей, установить контакт со Старуниным. Его узлы связи уничтожаются огнем артиллерии. Посыльным не удается пробиться через немецкий заслон. Полки Старунина окончательно застревают в 15 километрах от шоссе перед указанной им целью – деревней Померанье. Там они попадают в окружение. Материально-техническое и продовольственное обеспечение отсутствует.
Проходит не так уж много времени, когда Старунин убеждается, что ему не удастся вырваться из окружения с остатками своей дивизии. В северном направлении разорвать кольцо невозможно. Он пытается прорваться на запад, но и это не приводит к успеху. Тогда он приказывает оставшимся частям пробиваться мелкими группами на юг. После поражения под Померанье его в случае благополучного выхода из окружения ждет смертная казнь. Не поэтому ли он остался в котле? Старунин отрицает это. Он легко мог бы пробиться к своим, полагает Старунин, так как часами изучал систему и порядок действий немецких сторожевых постов. Нет, он просто не хотел бросать в беде своего дивизионного комиссара. Намерен ли он это использовать, как смягчающее обстоятельство? Старунин пожимает плечами. Когда комиссар умер, то все шансы на благополучный исход были уже потеряны.
Когда немцы обнаружили Старунина, то он начал отстреливаться, но отказало оружие. «Мне нужно было бы погибнуть в бою», - говорит он. Старунин знает, что его семья будет уничтожена, если НКВД узнает о его сдаче в плен. Семья – это единственное его счастье. Остается ли Старунин по-прежнему убежденным коммунистом после всего того, что он узнал о советском режиме? Он отвечает утвердительно. Немецкие офицеры тоже ведь имеют свои идеалы. И он без тени страха спрашивает офицера, который его допрашивает: почему же тот сам является национал-социалистом?» -
http://www.blockade.ru/press/?202Номер дивизии, которой командовал бывший начальник Первого отдела (агентурная разведка на Западе) ГРУ РККА (ноябрь 1937-май 1939), позже видоизменился на другой - "19
4 сд" (согласно Приказа об исключении из списков ГУФ и УВ КА № 663 от 18.08.1942):
Номер записи 9174797
"4-й" - Старунин
Имя Александр
Отчество Иванович
Последнее место службы 19
4 СД
Воинское звание полковник
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 24.02.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 56
Номер описи источника информации 12220
Номер дела источника информации 49
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/056-0012220-0049/00000322.jpgНомер записи 3042098
"128-й" - Старунин
Имя Александр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1899
Место рождения Горьковская обл., Арзамасский р-н, с. Ельховка
Воинское звание полковник
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 28.08.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 755
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/058-0018001-0755/00000241.jpgНомер записи 407399396
Фамилия СТАРУНИН
Имя Александр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1899
Дата выбытия 24.02.1942 ("191 сд")
Название источника информации Книга памяти. Москва. Том 15 (стр. 585) -
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPMoskvaTom15/00000588.pngНомер записи 403804775
Фамилия СТАРУНИН
Имя Александр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1899
Дата выбытия 28.08.1942
Название источника информации Книга памяти. Нижегородская область. Том 3 (стр. 456) -
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPNijegorOblTom3/00000458.pngВ немецкой базе данных по военнопленным:
Фамилия: Старунин
Имя: Александр
Отчество: Иван
Дата рождения:
26.03.1899 Дата смерти:
Место рождения: Ельхово
Национальность: неизвестно
Идентификатор: 291805
http://www.dokst.ru/node/1118?suchwort=%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD&beginn=%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8Под псевдонимами "Зудков" и "Зуев" полковник Старунин преподавал в Варшаве на организованных "Зондерштабом Р" специальных курсах "внутренней разведки" (по адресу: Хмельная улица, дом 7) - С.Г. Чуев "Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха", "Спецслужбы Третьего Рейха: Книга 1".