Анатолий Воронин опубликовал статью в ЖЖ
https://gistory.livejournal.com/314952.html, в которой привел перевод недавно найденного Игорем Петровым среди документов Политического архива МИД ФРГ (Politisches Archiv des Auswärtigen Amtes) протокола допроса Филиппа Афанасьевича Ершакова.
Вот этот документ:
Перевод данного документа:
Д IX 485Передано – всему руководству
Касательно – планов ведения войны, индустрии, эвакуации и ситуации в Москве (показания Ершакова и Овсянникова)2 приложения -
в этом посте только первое приложение, допрос Овсянникова в теме -
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=78266В приложенных представителем министерства иностранных дел при командовании 4-й армией (Франц Шаттенфро), полученных протоколах № 13107 допросов военнопленных –а именно генерал-лейтенанта красной армии Ершакова и главного инженера Московского завода авиационной техники № 20 Овсянникова в особенности отмечено следующее:
Попытка советского правительства эвакуировать оборонительные предприятия на восток оценивается Ершаковым в большей степени как неудавшаяся. Уже имеющиеся на местах восточные заводы, например в районе Урала, не смогут в большой степени заменить западную индустрию. Не смотря на это нужно рассчитывать на ожесточенное продолжение войны, при необходимости и за Уралом.
Показания Овсянникова, строителя самолетов, дают обзорно информацию о распределении целого ряда важных предприятий советской авиаиндустрии, а также о восточных пунктах эвакуированных предприятий. Далее Овсянников, работавший на московском заводе рассказал положении в Москве. -
показания в теме http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=78266Господин Густав Хильгер (после возвращения) представил эту информацию высокому собранию для изучения, а также представил доклад министру иностранных дел Риббентропу
Берлин, 28 ноября 1941
____________________________________________________________________
Копия
Результаты допроса
Генерал-лейтенант Ершаков Филипп Афанасьевич, член Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) , 49 лет, командующий Уральским военным округом, командующий вначале 22-й а после 20-й красной армией, выпускник Московской военной академии, женат (жена и 6-летняя дочь), проживает в Свердловске.
Взят в плен в 35 км северо-западнее Сухиничи в ночь со 2 на 3 ноября при переходе Рессы.
На вопрос о том, были ли высшие круги красной армии готовы к войне генерал ответил отрицательно. Он рассказал, что еще в начале 1941 года на совещании в Генеральном штабе Жуков однозначно потребовал всеми средствами не допустить войну в 1941 году. Такая установка объяснялась тем, что советская танковая техника не была оснащена так, как это планировалось, а авиация имела устаревшую технику и остро нуждалась в замене старых машин.
На вопрос относительно задач западной армии, генерал решительно ответил, что никаких иных задач, кроме как удерживать позиции не имел. Для чего создан Резервный фронт ему не известно, и он сам смысла понять не может.
Вопрос: Что Вы сами думаете о продолжении войны в общем с немецкой и красной стороны ?
Ответ военнопленного следующий:
[абзац отчеркнут красным карандашом] У окончания этой войны есть 2 возможности. Первая – заключение перемирия, которое сегодня, после того как немцы подошли к Москве, оккупировали Украину и Донецкий бассейн практически немыслимо. Такая возможность была в тот момент, когда немцы были на Западной Двине. Вторая возможность немедленное безоглядное наступление немцев с целью полного уничтожения Красной армии. Такую возможность генерал допускает, однако на этом война с Советами не закончится, поскольку красное правительство будет продолжать сопротивление за Уралом. В любом случае немцы должны ударить до Волги еще в этом году.
По поводу переворота внутреннего и смены имеющегося порядка по его мнению нечего и думать. Такая возможность была по мнению генерала в 1936 году (дело Тухачевского). В Советской России нет персоны, которая годится для того, чтобы находиться на самом верху и представлять новые идеи. Тухачевский же с товарищами по мнению военнопленного предатели и с их осуждением он полностью согласен.
Какие перспективы со стороны Советов на продолжение войны?
[абзац отчеркнут красным карандашом] Ответ: О недостатке человеческих ресурсов в Советской России в ближайшее время не стоит думать. Этот вопрос вообще не проблема. Создание новых дивизий с материальной точки зрения – тут могут возникнуть проблемы, которые могут вызвать проблемы, поскольку утерян целый ряд индустриальных центров. Война как таковая в связи с этим все равно не закончится. Генерал лелеет определенную надежду на индустрию, расположенную на Урале и в Сибири и кроме того лежащих на востоке оборонных предприятий.
В настоящий момент призванные года, частично возрастом до 56 лет естественно не могут быть настолько же сильны, как молодежь или регулярные части. Однако боевую мощь таких частей не стоит недооценивать и противник должен придавать этому большее значение по мнению опрашиваемого.
Вопрос: Как Вы представляете войну этой зимой?[абзац отчеркнут красным карандашом] Ответ: Опрашиваемый в этом вопросе проявил большую осторожность и много не говорил. Он тем не менее отметил, что Советы имеют большой опыт и вынесли целый ряд решений из финской компании. По мнению генерала ближайшие зимние операции зависят от того, как далеко отступит Красная армия до наступления сильных морозов. Опрашиваемый считает, что война этой зимой не перерастет в позиционную войну. Насколько готова к зимней компании немецкая пехота опрашиваемый не знает и в связи с этим не берется делать прогнозы.
Вопрос о Москве. Генерал твердо верит в то, что потеря Москвы никак не скажется на длительности войны. Однако он согласен, что это можно было бы сравнить с большой проигранной битвой и несомненно негативно подействует на моральное состояние русских людей.
Относительно резерва офицеров , опрашиваемый считает, что Советская Россия не испытывает недостатка в высших командирах. Совершенно наоборот – проблема больше с командирами полков, рот, взводов. В этих офицерах Красная армия испытывает недостаток уже много недель. Имеющихся в Советской России военные училища для курсантов не достаточно, кроме того краткосрочное обучение дает командиров частей невысокого уровня.
Военная академия «Фрунзе» как и артиллерийская военная академия обучает конечно много офицеров, однако только высший офицерский состав и штабных офицеров.
На вопрос о том, удалось ли и в каком объеме красным свою индустрию, особенно в смысле производства вооружения, эвакуировать пленный ответил отрицательно. Николаев, Кривой Рог, Харьков, Тула, Брянск, Ленинград и саму Москву эвакуировать – это дело нереальное, поскольку во всей Советской России не наберется столько вагонов. Высоко вероятно что удалось вывезти отдельные станки и машины, чтобы потом их где-то в дальнем тылу опять установить. Частично эти мероприятия удались. Остальные оборонные предприятия попытались вывести из строя, многие из них стали жертвами планового подрыва и уничтожения.
На вопрос в какой мере и вообще сможет ли Урал заменить потерянные индустриальные районы, опрашиваемый ответил отрицательно. Конечно на Урале самые большие запасы медной и железной руды в неограниченных количествах, а в Башкирии и Джимбайском районе запасы нефти, этого еще не достаточно. Генерал считает что Урал на 5 лет опоздал с созданием индустрии и не в коем случае не заменит индустрию центральной России.
Вопрос будущего России опрашиваемый видит следующим образом – два три миллиона немцев в государственном аппарате для занятия управленческих позиций. В национальной русской армии, которая будет около 500 тысяч человек управлять будут в основном русские пленные генералы, до этого момента красные, будут несомненно выполнять свой долг без оглядки на прошлое. Особенно это касается старшего поколения. Относительно молодых офицеров – их можно переучить. Агрореформу и то отношение к крестьянам, которое декларировано Адольфом Гитлером генерал находит совершенно правильным, поскольку ему приходится признать, как выразился сам генерал, что в Советской России этот вопрос решался неудачно. Вопрос с рабочими по мнению опрашиваемого остается важной проблемой, которая в конце будет регулироваться сама собой, поскольку жизнь на занятых территориях войдет в бытовое русло, и выглядит так что немецкое управление очень хорошо справляется с нуждами людей. Генерал имел достаточно возможности в этому убедиться в своем 21-дневном скитании по оккупированной территории , видеть проблемы, поговорить с крестьянами и рабочими и сейчас в состоянии озвучить мнение.
По мнению военнопленного само собой разумеется, что немцы уже больше не освободят Украину. Средняя Россия, включая Москву также станет страной – вассалом Германии, примерно как сегодняшняя Чехия, в которой немецкая политика в отношении востока также используется.
О влиянии немецкой пропаганды генерал сказал очень уважительно. Он особенно отметил то, что в листовках выбраны правильные ключевые пароли – в основном это призыв – домой! Пленные украинцы, эстонцы, литовцы и латыши знают об этом приказе фюрера и ждут только момента попасть в плен или в окружение чтобы там беспрепятственно вернуться домой. Также другие моменты и слабости советской системы, которые русские люди постоянно видят придают правдивости немецкой пропаганде, и определенный уровень внимания и доверия, которое распространяется в красной армии. Также на вопрос о новом построении Европы и в особенности его Родины, военнопленный заявил что он создавшуюся сегодня ситуацию ни в коем случае не видит как величину постоянную. В любом случае он надеется в новой России найти свое место и применение в соответствии с его предыдущей позицией. В качестве доказательства своей политической позиции и своего отношения к ВКП(б) опрашиваемый предъявил свой партийный билет, из которого следует что за август, сентябрь и октябрь он не платил членские взносы, что в соответствии с уставом означает автоматическое исключение из партии.
Дополнение от опрашивающих.Опрашиваемый в процессе беседы в доверительной непринужденной форме свое мнение повторял многократно и просил доверять его словам. Он очень убедительно пытался развеять любые сомнения в своих показаниях. Ему хотелось создать впечатление добродушного открытого человека и в конце под действием алкоголя он даже уронил слезу.
[абзац отчеркнут красным карандашом] Не смотря на это военнопленный может быть оценен как хитрый умный лис, каковыми являются среднестатистические русские занимающие в Советском Раю высшие посты.
Перевел Алексей Кислицын