Здравствуйте, Ирина!
Сегодня была в Китзее, наслушалась много историй, большинство из которых к Вашей не имеют никакого отношения. Вкратце о Китзее. Советские войска пришли туда 2 апреля в 14.30. Еще ночью там были немцы, которые напоследок взорвали церковь. Хотели взорвать колокольню, с которой открывается прекрасный вид на окрестности, но заложили слишком много взрывчатки и взорвали всю церковь. С располагавшегося поблизости дома священника сорвало крышу, поэтому он долгое время ютился по знакомым, а в 1947 году записал задним числом происходившие в 1945 году события. Он и 1944 год описал, но об этом я сейчас рассказывать не буду. Советские войска вошли в деревню неожиданно, даже еще немецкий (австрийский) патруль там застали. Бои в окрестности Китзее шли неполных три дня. Первые пришедшие русские (в дальнейшем буду назвать советские войска так, потому что мои собеседники их только так и называли) были дружелюбные и корректные. С населением, которое в массе своей не захотело эвакуироваться, объяснялись достаточно свободно, так как подавляющее большинство жителей были хорватами или - как иронично замечает священник (сам хорват) - могли говорить на этом славянском языке и тут же стали "хорватами". Русские предупредили, что их-то можно не бояться, но за ними придут куда более ужасные люди. Так и случилось. Пришли следующие русские и начались грабежи и изнасилования. Безобразия продолжались несколько недель, пока не прибыл какой-то большой начальник вроде коменданта и железной рукой не прекратил их. Был он, по описанию Луции Петрей, небольшого росточка, темноволосый. Почему-то за ним сразу же закрепилось прозвище "маленький еврей", хотя он, кажется, евреем не был. Несмотря на прозвище, относились все к нему - и подчиненные и жители деревни - с большим уважением и слушались беспрекословно.
Русскими были заняты оба замка - старый и новый, больница и многие из домов. Когда в Китзее прибыл лазарет, никто точно не знает. В церковной хронике о пребывании советских войск в Китзее почти ничего не написано. Ирмгард Юркович предполагает, что священник и не мог ничего про них писать - запретили, видимо или сам не хотел, так как Бургенланд в то время была советской зоной оккупации и "цензоров" нашлось бы немало. Свидетели думают, что лазарет прибыл еще в апреле. Разместился он, как все утверждают, в здании больницы, пациенты которой были эвакуированы при приближении Красной Армии. Йозеф Юркович, который в то время был десятилетним мальчиком, рассказывает, что иногда видел, как по деревне бродили изможденные люди в одежде, напоминающей арестантскую - серая одежда в ярко-серую полоску. Население само питалось кое-как, так как вся живность и все запасы были забраны на пропитание красноармейцев. Но больные, по словам г-на Юрковича, изголодали совсем - такой удручающий у них был вид. Где-то в июне многие из них съели недозрелые абрикосы, причем почему-то с солью и ослабевший организм с такой пищей не справился. Похоронены они были в братской могиле, причем никто из жителей ее не видел. Ходили лишь слухи, что она где-то на территории нового замка, но вход туда был воспрещен.