ПРИКАЗ О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С АВАРИЙНОСТЬЮ В ЧАСТЯХ ВВС ОКРУГОВ И ЗАПАСНЫХ АВИАПОЛКАХ
№ 005 4 января 1942 г.
За период с 1.07 по 15.12.1941 г. во внутренних округах и запасных авиаполках произошло 337 катастроф и 586 аварий. При этом погибло 604 человека личного состава и разбито 747 самолетов.
Рост аварийности не прекращается потому, что многие командиры частей стали равнодушно относиться к самому факту летных происшествий, не принимая решительных мер к ее предупреждению. Расхлябанность и разгильдяйство, безответственность и халатность приводили и продолжают приводить к бессмысленному и варварскому уничтожению материальной части.
12.10.41 г. командир эскадрильи 514 ББП капитан Котнов, вопреки здравому смыслу и существующим правилам полетов, начал перелет пятью самолетами Пе-2 без знания метеорологических условий по маршруту полета, без учета времени, наступления темноты и предварительного оповещения о перелете. Вследствие такой преступной организации перелета, группа самолетов Пе-2, совершающая перелет, была рассеяна атакой вылетевших своих истребителей, а потерявший ориентировку лейтенант Новик садился в полной темноте на лес и разбил самолет.
16.11.41 г. 5 самолетов СБ Ворошиловградской авиашколы при перелете из Энгельса в Петровск вошли в туман. В результате 4 самолета потерпели катастрофы. Погибло 15 человек личного состава.
Эти тяжелые катастрофы явились следствием исключительно безобразной организации вылета самолетов с аэродрома Энгельсской авиашколы. Экипажи были выпущены в перелет без предварительной информации о фактической погоде по маршруту перелета.
Исключительно безобразным и преступным явился перелет 21.10.41 г. 7 самолетов ДБ-3 1-й Высшей школы штурманов. Самолеты попали в снегопад и туман и потеряли ориентировку, в результате чего 4 самолета потерпели катастрофу и 3 произвели вынужденную посадку.
Эти катастрофы и вынужденные посадки произошли вследствие отсутствия организации, несоблюдения элементарных правил перелета и беспорядка, допущенных заместителем начальника 1-й высшей школы штурманов подполковником т. Сабуровым.
Главными причинами высокой аварийности являются:
1. Недопустимая халатность в деле организации и руководства летной подготовкой со стороны командиров частей.
2. Отсутствие немедленного воздействия на всех нарушителей дисциплины, либерализм к разгильдяям, которые по своей распущенности и недисциплинированности безжалостно и безнаказанно истребляют материальную часть.
3. Неуменье правильно оценить метеорологическую обстановку, особенно во внеаэродромных полетах и перелетах. Только в результате неучета метеорологической обстановки произошло 22 катастрофы и 20 аварий.
4. Низкая методика обучения и переучивания летного состава в запасных авиаполках. Уделяется мало внимания отработке боевого применения у летного состава формируемых авиаполков перед отправкой в действующую армию.
Аварийность в запасных авиаполках за период войны составляет 25 % к общей аварийности.
5. Неудовлетворительная штурманская подготовка летного состава. Потери ориентировки стали обычным явлением при совершении внеаэродромных полетов.
6. Плохая служба связи и обеспечения перелетов одиночных самолетов и групп в действующую армию. По этим причинам по далеко не полным данным произошло 19 катастроф, 26 аварий и 176 мелких поломок и вынужденных посадок.
Это происходит потому, что многие еще командиры вопросы организации летной работы и обучение летного состава передали на откуп малоопытным командирам, а сами предпочитают больше отсиживаться в штабах и землянках, чем непосредственно находиться на аэродроме и старте.
В целях решительного снижения аварийности и предупреждения летных происшествий приказываю:
1. Военным советам и командующим ВВС округов произвести тщательный анализ причин аварийности с проверкой отдельных частей и школ; наметить конкретные мероприятия и потребовать жесткого их выполнения в частях ВВС округа.
Командующим ВВС округов о проводимых мероприятиях донести мне к 30 января 1942 г.
2. Все внеаэродромные полеты и перелеты производить только при наличии у командира экипажа полетного листа в соответствии с требованиями Наставления по производству полетов НПП-38.
Внеаэродромный полет или перелет производить только с разрешения командира полка или его заместителя, а в школах — начальника школы или его помощника по летной подготовке.
Начальникам авиагарнизонов производить техническое обслуживание и обеспечение перелетающих самолетов только при наличии у экипажа полетного листа, а при перелете группы самолетов — при наличии полетного листа у командира группы или его заместителя.
3. Внеаэродромные полеты и перелеты в составе групп самолетов выполнять при условии высоты облаков не ниже 200 м и видимости не менее 2 км, а для одиночных самолетов и групп штурмовиков — при высоте облачности не ниже 100 м и видимости не менее 2 км.
4. В целях поднятия качества летной подготовки и улучшения организации полетов руководство полетами независимо от количества летающих самолетов возложить лично на командиров авиаполков и их заместителей.
В запасных авиаполках руководство полетами разрешить командирам эскадрилий запасных авиаполков. При этом во всех случаях присутствие на полетах командира формируемого авиаполка, когда летает его личный состав — обязательно.
5. Командующим ВВС округов и командирам запасных авиаполков в месячный срок выявить соответствие инструкторского состава в занимаемых должностях. Всех неспособных к инструкторской работе, но имеющих хорошую технику пилотирования перевести в боевые авиаполки.
6. Заместителя начальника 1-й Высшей школы штурманов подполковника т. Сабурова за допущенную халатность и игнорирование правил перелета, следствием чего произошло 4 катастрофы и 3 вынужденных посадки, арестовать на 15 суток домашним арестом с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50 % суточной заработной платы за каждый день ареста.
Принимая во внимание прежнюю хорошую работу подполковника т. Сабурова, ограничиваюсь только наложением на него дисциплинарного взыскания.
7. Заместителя командира 14 ЗАП по летной подготовке капитана Ковалева за плохую организацию летной работы, отсутствие руководства и требовательности, а также за высокую аварийность в полку отстранить от занимаемой дожности и назначить на менее ответственную работу.
8. Командиру 4 ЗАП полковнику т. Веселову за плохую организацию и слабое руководство летной работой объявить выговор.
Требую от всего командного состава ВВС Красной Армии резко повысить качество летной подготовки, улучшить организацию летной работы и поднять дисциплину личного состава; усилить интенсивность полетов за счет более четкой организации и добиться подготовки летного и технического состава к боевой работе в более короткие сроки.*
Приказ изучить всему летному и техническому составу до пилота и авиатехника включительно.
Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-полковник авиации ЖИГАРЕВ ф. 4, оп. 11, д. 67, л. 9—14. Подлинник.
http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=343С уважением.
Лана