Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 11 Мая 2012, 19:46:52 http://www.grodnonews.by/ru/0/11677/news (газета "Гродненская Правда", № за 12 мая 2012). По ссылке есть фото.
Властелин неба Гродненец Николай Мульков сбивал германских асов в первую мировую и учил сбивать их в Великую Отечественную. За время Великой Отечественной войны Черниговская военная авиационная школа пилотов подготовила 2230 летчиков-истребителей, 14 выпускников стали героями Советского Союза. В том, что многие пилоты стали настоящими воздушными асами, – несомненно, заслуга нашего земляка, начальника отдела учебно-летной подготовки и начальника штаба школы Николая Мулькова. Немного было в Красной Армии в 1941 году авиаторов, у кого за плечами был 30-летний стаж в авиации. Уже 23 июня 1941 года два аэродрома школы подверглись бомбардировке. Погибли 4 человека, 7 были ранены, но в этот же день была одержана и первая воздушная победа – командир звена лейтенант Иван Бойко сбил немецкий бомбардировщик. Радуясь этому успеху, Николай Мульков не мог не вспомнить, как он сам 27 лет назад сбил германского аса. Об авиации родившийся в Гродненской губернии в 1890 году Николай не мечтал. Окончив в 1908 году Либавское реальное, продолжил учебу в Казанском военном училище. В 1910 году подпоручика Мулькова направляют для прохождения службы в саперный батальон. Но не прошло и года, как его зачисляют в офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине. Правда, в начале он получает навыки полетов на воздушных шарах и аэростатах. И только в 1913 году переходит в авиационный отдел школы для подготовки пилотов аэропланов «Фарман». Сдав экзамен, поручик Мульков зачисляется в 5-й авиационный отряд, в составе которого принимает участие в первой мировой войне. 29 октября 1914 года Николай получил задание совершить полет на крепость Перемышль. Несмотря на трудные погодные условия и ожесточенный орудийный и пулеметный огонь австрийцев, сбросил бомбы и уничтожил склад боеприпасов, «вызвав панику в гарнизоне крепости». За этот боевой вылет Николай Мульков был удостоен ордена Святого Георгия 4 степени. 17 мая 1916 года «Фарман» Николая во время воздушной разведки попадает под артиллерийский огонь, а на его перехват вылетает немецкий аэроплан «Альбатрос». Мульков, несмотря на ожесточенный огонь противника с земли и воздуха, сбивает противника. Это был настоящий подвиг, ведь «Альбатрос» развивал скорость 200 км в час, а «Фарман» максимум – 115-130. Немецкий летчик имел два пулемета, стрелявших через винт и имевших прицел, наш самолет имел лишь один пулемет. За эту победу Николаю Мулькову было пожаловано Георгиевское оружие, присвоен чин штабс-капитана. Заметим, орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием в 1914-1917 годах было награждено всего несколько десятков генералов и офицеров. В рядах Красной Армии наш земляк участвовал в гражданской войне в штабах 3-й, 12-й армий. А в марте 1921 года возвращается в авиацию вначале летчиком-наблюдателем, затем старшим инструктором, начальником технической части ряда военно-учебных заведений военно-воздушных сил. В Великую Отечественную войну за подготовку летчиков в Черниговской военной школе пилотов удостоен орденов Ленина и Красного Знамени. Как видим, наш земляк был не только великим летчиком, но и таким же педагогом. Сергей Иванович Название: Властелин неба Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 11 Мая 2012, 20:39:55 Уважаемый Александр!
Спасибо за интересную ссылку! Удивила только датировка - ведь 12 мая только ещё завтра! "Читаем завтрашнюю газету уже сегодня!"? :) С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 11 Мая 2012, 20:51:01 Смысл в том, что эта статья появилась на сайте газеты, а в газете еще не была напечатана. Вывод - будет завтра. Хотя, может быть я ее где-то пропустил и сейчас ошибаюсь.
Название: Властелин неба Отправлено: group9may от 13 Мая 2012, 17:58:28 Сообщение от Николая для Александра, и всех участников темы:
Цитировать Подполковник Всеволод Шенберг (Vsevolodas Šenbergas) Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 13 Мая 2012, 21:23:03 Спасибо за интересную информацию. Рад был узнать о еще одном военном летчике - уроженце Гродно.
Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 20 Мая 2012, 15:23:09 Добрый день!
Выкупил фото пилотов, об одном из которых ранее уже говорилось, отсканировал в максимально возможном для моего сканера качестве. На старом фото на обратной стороне дарственная надпись с именами, местом и датами, на двух других пусто: http://www.onlinedisk.ru/file/880012/ Название: Властелин неба Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 20 Мая 2012, 15:31:28 Уважаемый Александр!
Благодарю Вас за новую ссылку на сканы этих фото! На это раз всё благополучно скачалось, посему изменил это своё сообщение, а Ваше ответное на моё первоначальное удалил "за ненадобностью". С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 21 Мая 2012, 11:07:18 А можно их разместить на форуме для общего обсуждения? Я, к сожалению, не обладаю необходимыми для этого знаниями.
Название: Властелин неба Отправлено: group9may от 21 Мая 2012, 13:06:32 А можно их разместить на форуме для общего обсуждения? Я, к сожалению, не обладаю необходимыми для этого знаниями. Александр, спасибо большое за фото. Прошу вас выслать их мне в личку - оказалось , что у меня нет архиватора. Пожалуйста, не архивируйте. Название: Властелин неба Отправлено: group9may от 21 Мая 2012, 14:30:29 (http://s017.radikal.ru/i426/1205/01/0e04f96e0381.jpg)
(http://s019.radikal.ru/i616/1205/7d/3aa4cac0c1fc.jpg) (http://s004.radikal.ru/i208/1205/14/3d0d846b88a4.jpg) (http://s019.radikal.ru/i623/1205/37/bef72dc870f8.jpg) Название: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 21 Мая 2012, 18:02:49 Странно, что станция Брянск, октябрь 1918, а они - в погонах. Возможно - по пути из-за границы.
Название: Властелин неба Отправлено: group9may от 22 Мая 2012, 12:18:12 Странно, что станция Брянск, октябрь 1918, а они - в погонах. Возможно - по пути из-за границы. Фото могло быть сделано раньше, а подарено уже в 1918. Посмотрите на слово БРЯНСК - похоже оно уже дописано позже другой рукой - буква Р сосвсем другая. Название: Re: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 22 Мая 2012, 18:13:41 Посмотрел оригинал - те же чернила, я отсканирую заново в цвете с двух сторон и отправлю, если Вы сообщите мне в личку Ваш электронный почтовый ящик. А может быть станция с названием Брянск на КВЖД? Это ведь не город. Снизу написано М.К.В.Ж.дор. Знаю, в Польше также есть Брянск, почему бы не быть еще одной такой станции в Китае?
Непонятны имена летчиков. Шура - это скорее девушка. Тогда имена мужчин: одного, похоже, Витя, а другого - Нес...? Может быть, Нестор? Нечитаемо. М.К.В.Ж.дор. может быть Маньчжурская Восточно-Китайская железная дорога. Название: Re: Властелин неба Отправлено: АПО Память от 22 Мая 2012, 18:22:58 ... Снизу написано М.К.В.Ж.дор. Возможно МосКоВская ЖД. ст. Брянск относится к ней. Название: Re: Властелин неба Отправлено: АПО Память от 22 Мая 2012, 18:31:07 ... Посмотрите на слово БРЯНСК - похоже оно уже дописано позже другой рукой - буква Р сосвсем другая. Верно, почерк явно разный, смотрите как написана буква т (слова "от" и "ст.") Название: Re: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 22 Мая 2012, 18:41:59 Покопался в "Википедии". Это может быть Московско-Киевско-Воронежская железная дорога. Оказывается, была и такая. А станция Брянск как раз на ней:
7 июня 1895 года высшим руководством общества Киево-Воронежской железной дороги было утверждено третье дополнение к уставу, согласно которому обществу присваивается наименование — «Московско-Киево-Воронежская железная дорога». В этот период были построены основные линии железной дороги: Навля — Конотоп и Терещенская — Пироговка (движение открыто в 1893 году), Киев — Воронеж (1890-94), Ичня — Золотоноша (1897), Москва — Брянск — Львов (1899), Киев — Дарница — Киев (1901), Круты — Ичня и Бахмач — Одесса (1912), а также узкоколейная ветка от станци Пирятин к пристани Красное, на левом берегу Днепра. Общая протяженность железнодорожного полотна состоянием на 1913 год составляла 2698 километров.[2] В 1913 году на средства предприятия началось строительство Брянского вокзала в Москве (позже переименован на Киевский), который был завершен в 1917 году. Новые линии Новобелицы — Чернигов, Чернигов — Дарница, Новобелицы — Прилуки, вторые пути на линиях Москва — Малоярославец — Брянск — Навля были проложены в 1914-17 годах. Название: Re: Властелин неба Отправлено: Александр Север от 22 Мая 2012, 18:47:15 Тогда вопрос, когда они могли сделать это фото. Раньше ли? Ведь уже в 1917 году с русских офицеров сняли погоны.
Название: Re: Властелин неба Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 22 Мая 2012, 19:03:48 Уважаемый Александр!
Аббревиатура "М.К.В.Ж.Д." - это официальное сокращение от "Московско-Киево-Воронежская железная дорога". То есть именно та, на которой и поныне стоит областной центр РФ город Брянск с одноимённой железнодорожной станцией. А то, что фото фактически сделано ДО Февральской революции 1917 года, даже и обсуждению не подлежит - после "Приказа № 1" за одно только ношение погон запросто и убить могли (а тут - двое "погонников" в ателье фотографироваться пошли!). С уважением - К.Б.Стрельбицкий |