Канская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров
(Раздел 3.2 из книги Вячеслава Викторовича Филиппова «Подготовка авиационных кадров для фронта в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», Красноярск, Сибирский федеральный университет, 2015, страницы 156 – 167)
Канская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров формировалась в г. Канске Красноярского края в декабре 1940 года не на пустом месте, а на базе 118-й школы младших авиационных специалистов. Однако у ШМАС не было своего аэродрома, который и стал камнем преткновения во взаимоотношениях командования школы с другими авиационными организациями, расположенными в г. Канске.
При формировании школы, согласно директиве начальника штаба ВВС СибВО и начальника 3-го Управления ГУ ВВС РККА за № 478343 от 16 декабря 1940 года, из частей ВВС СибВО были выделены и откомандированы в состав Канской ВАШСБ 13 офицеров на должности преподавателей. В основном это был штурманский состав, получивший назначение на должности преподавателей бомбометания, тактики ВВС и воздушной навигации. (11) Из 13 направленных в распоряжение начальника школы офицеров 9 служили до того в одной воинской части – 30-м бомбардировочном авиационном полку. Они хорошо знали друг друга по прежнему месту службы, что облегчило организацию работы во вновь созданном учебном заведении. В большинстве своём назначенные преподавателями Канской ВАШСБ офицеры были опытными специалистами в возрасте от 30 лет, способными передать курсантам свои опыт и знания.
Начальником школы был назначен майор Коробко Андрей Ефимович, родившийся 17 октября 1904 года в селе Райгород Каменского района Киевской области, служивший в РККА с 1922 года. В 1926 году Андрей Ефимович окончил кавалерийскую школу, в 1928 – школу лётнабов, в 1931 – Борисоглебскую ВАШЛ. Постоянно повышавший уровень своего образования офицер быстро делал карьеру: в феврале 1936 года ему было присвоено воинское звание «капитан», в апреле 1938 – «майор», 9 января 1941 года – «полковник». До назначения начальником Канской ВАШСБ Андрей Ефимович уже имел большой опыт работы в учебных заведениях ВВС: в 1936–1939 годах он исполнял обязанности командира отряда учебной эскадрильи Пермской ВАШзанности командира отряда учебной эскадрильи Пермской ВАШП, а с февраля 1939 по декабрь 1940 года – командира учебной эскадрильи Качинской ВАШП. (12)
На должность военкома школы был назначен полковой комиссар Королёв Павел Михайлович, начальника штаба – подполковник Островский Иван Иванович, старшего инженера – военинженер 3-го ранга Рылин Николай Павлович, начальником ОУЛП – майор Фролов Емельян Филиппович. Помощник начальника школы подполковник Трушкин Иван Андреевич уже имел боевой опыт и был награждён орденами Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалью «XX лет РККА». (13)
Подготовка курсантов велась на самолётах марок Р-5, Р-Z, ССС, У-2.14
В ходе формирования Канской ВАШСБ возникали трудности прежде всего кадрового характера. Так, к 15 января 1941 года в школу по плану комплектования должно было прибыть начсостава 174 человека и 39 авиамехаников, прибыло же начсостава 96 человек, авиамехаников ни одного.
Укомплектованность Канской ВАШСБ личным составом на 15 января 1941 г. (15)
Категория личного состава По штату Фактически
Начсостав 302 96
Младший нач. состав 205 20
Рядовой состав 96 62
Курсанты ШМНС 30 30
Если в декабре 1940 года из штатов воинских частей удалось изыскать 13 офицеров, переведённых в школу в качестве преподавателей, то найти в дальнейшем специалистов так, чтобы не ослабить другие части, было сложнее. Этим и объяснялся значительный недокомплект личного состава Канской ВАШСБ в январе 1941 года.
Не всё благополучно обстояло и с набором курсантов, будущими стрелками-бомбардирами школа была укомплектована лишь на 80 %. Недобор учащихся данного профиля произошёл по вине командования ЗабВО. Сибирский военный округ выполнил свою норму по набору курсантов, ЗабВО подошёл к этому вопросу недостаточно серьёзно. С 25 декабря 1940 года по 15 января 1941 года из положенных 650 кандидатов ЗабВО направил в Канскую ВАШСБ только 120 человек, значительная часть абитуриентов-забайкальцев не испытывала желания учиться в Канской ВАШСБ, многие не имели должного уровня образования – вместо положенных 9 классов общеобразовательной школы окончили только 7. Медицинская комиссия отсеивала до 30 % прибывавших в школу забайкальцев. Мандатная и общеобразовательная комиссии не допускали в число курсантов не желавших того и недостаточно образованных. (16)
Недавно сформированной школе не хватало многих необходимых для нормальной организации учебного процесса вещей. Из учебных приборов и пособий первоначально Канская ВАШСБ получила лишь схемы по бомбометанию, штурманской подготовке, воздушной стрельбе, связи, тактике и матчасти самолётов. При этом ни учебников, ни приборов, ни тетрадей, ни бумаги получено не было, у школы не было даже нарядов для получения данного имущества, заявка, направленная в ВВС СибВО, не могла быть так скоро обеспечена. Командование учебного заведения предупреждало вышестоящее начальство, что неполучение всего необходимого до 1 февраля 1941 года ставит под угрозу срыва начало занятий с курсантами.
Канская ВАШСБ испытывала дефицит и в технике. К 1 января 1941 года школа должна была получить из Челябинского училища 4 самолёта, но не получила. 12 самолётов Р-5 школа должна была получить в 146-й авиабазе в г. Красноярске. Согласно плану формирования до 15 января 1941 года в распоряжение Канской ВАШСБ должны были быть переданы 3 автомобиля воздухомаслозаправщика (ВМЗ), 1 автоводоналивщик, 1 автостартёр и 2 бензоцистерны. Несмотря на наличие наряда, спецавтотранспорт школа не получила, 10 грузовых автомашин не прибыли с Горьковского автозавода.
Специального самолетного и инженерного имущества не было вообще. Несмотря на уже имеющуюся потребность в хранении топлива не были построены бензохранилища.
Не всё благополучно было и с формированием инфраструктуры школы. По плану формирования Канской ВАШСБ к 15 января 1941 года должен был быть отремонтирован штаб школы и материально-технический отдел (МТО). Однако из-за большого некомплекта личного состава ремонт не был закончен в срок: и штаб, и МТО остались не приспособленными для размещения руководства учебного заведения. Кроме того, помещение штаба находилось в городе, далеко от аэродрома и военного городка, поэтому командование школы запросило средства для постройки штабного здания в военном городке и переоборудования в жилые квартиры дома, занимаемого штабом в городе.
Предоставленный Канской ВАШСБ аэродром ГВФ с размером летного поля 800х1 200 метров требовал закрепления за школой, уборки препятствий на подходах и постройки аэродромных сооружений.
Размещение курсантов и начсостава было одной из самых насущных проблем формирующегося учебного заведения. В предоставленных Канской ВАШСБ казарменных помещениях имелась возможность разместить лишь треть курсантов на двухъярусных койках. Вместо необходимых 35 классных помещений можно было оборудовать в разных зданиях лишь 22. Помещения для стационарных и учебных мастерских удовлетворяли только 50 % потребностей школы.
Начсостав размещался в военном городке, непосредственно в Красноярске и на мельничном комбинате в 3 км от города. Квартир не хватало, причём подавляющее большинство городских квартир не были приспособлены для жилья и требовали большого ремонта.
Райисполкомом были отведены стрелковая площадка размером в 461 гектар и полигон для бомбометания в 4 000 гектара, но выделенные площади тоже требовали проведения дополнительного объема работ.
Во второй половине января 1941 года продолжалось формирование кадрового состава Канской ВАШСБ, снабжение её техникой и обеспечение помещениями.
Еженедельная сводка хода формирования Канской ВАШСБ по состоянию на 20 января 1941 г. (17)
Категория Должность Должно было
быть по штату
Имелось на 20
января 1941 г.
Лётный состав Командиров эскадрильи 2 2
Командиров отрядов 6 5
Помощников командиров отрядов 6 6
Инструкторов-лётчиков 58 5
Технический состав Инженеров эскадрилий 2 2
Старших техников отрядов 6 5
Авиатехников 8 8
Авиамехаников 58 -
Мотористов 54 12
Техников спецслужб 57 19
Преподавательский состав Социально-экономический цикл 6 1
Тактика 9 2
Воздушная навигация 11 5
Бомбометание 6 4
Воздушная стрельба 7 2
Связь 5 2
Аэрофотослужба 2 -
Метеорология 2 1
Другие дисциплины 6 1
Строевых командиров 12 4
Административно-хозяйственного состава 27 5
Врачей 6 -
Младших командиров и рядовых 205 131
Курсантов 825 676
Самолёты У-2 - -
Р-5 50 -
ТБ-3 или Дуглас 4 -
Автотранспорт Легковых 4 -
Грузовых 14 2
Автостартёров 3 -
Бензозаправщиков (БЗ) 4 -
Водозаправщиков (ВМЗ) 2 -
Тракторов и тягачей 3 -
Склад ГСМ Имеющаяся бензоёмкость в тоннах - -
Имеющаяся маслоёмкость в тоннах - -
Крайне неблагоприятным было положение с преподавателями и лётчиками-инструкторами. Для набора на эти должности требовались не просто специалисты данного профиля, а ещё и офицеры, имеющие способности к педагогической работе, те, кто не только был хорошим пилотом или в совершенстве знал определённый предмет, но сумел бы передать свои знания, умения и навыки учащимся.
О причинах недобора курсантов, нехватки авиационной и автомобильной техники говорилось выше. Полное отсутствие самолётов и наличие лишь нескольких автомобилей по-прежнему ставило на грань срыва начало учебного процесса.
Много времени занял и поиск места для аэродрома, с которого планировалось осуществлять учебные полёты. В январе-феврале 1941 года начальник школы полковник Коробко лично облетел и объездил район вокруг г. Канска в радиусе 20 километров с целью поиска места для строительства аэродрома. Готовых площадок Андрей Ефимович не обнаружил, но нашёл относительно ровную площадь 2х2 километра южнее г. Канска. Данную площадку нельзя было признать идеальным местом для будущего аэродрома, вокруг неё имелись множество мелких, до 1 метра высотой, бугров, валунов и кустарников. Для подготовки этого места к полётам по подсчётам коменданта аэроузла требовалось около 600 000 рублей, а планировка могла занять около месяца. Лучшей площадки ближе к городу начальнику школы найти не удалось, и райисполком был готов отдать землю в распоряжение школы. Полковник Коробко в связи с этим просил начальника Управления ВУЗ ВВС РККА генерал-майора Иванова отдать распоряжение об ассигновании 600 000 рублей на обустройство места, предназначенного для аэродрома, чтобы ускорить положительное решение местных властей о передаче земли. (18)
Наконец 10 февраля 1941 года начальник школы получил 10 самолётов и перегнал их из г. Красноярска, что позволило приступить к тренировкам постоянного состава на аэродроме ГВФ. Однако имевшаяся на тот момент материальная база не позволяла пока проводить массовые полёты.
Формирование в г. Канске ВАШСБ сказалось положительным образом на развитии и обустройстве города. Находясь в ноябре 1940 года в Москве полковник Коробко добился через дорожный отдел Генерального штаба РККА, возглавлявшийся комбригом Славиным, ассигнования 500 000 рублей для мощения канских улиц. Весной и осенью дороги г. Канска были совершенно непроходимы. Прибывавшие в школу грузы уже ближайшей весной невозможно было бы доставить с железнодорожной станции в военный городок, поэтому требовалось замостить улицы от вокзала до военного городка и на аэродром. Данная сумма была отпущена в бюджет 1941 года Красноярскому краю для Канска. Однако почему-то при получении данной суммы краевые власти не получили указания, что деньги предназначаются для г. Канска. За разрешением вопроса Андрей Ефимович обратился к генерал-майору Иванову, чтобы начальник УВУЗ ВВС РККА оказал содействие об указании через Генеральный штаб РККА Красноярскому крайдоротделу об отпуске этих денег Канскому горсовету. (19)
Опасения полковника Коробко нельзя было назвать напрасными. Власти Красноярского края, не имея прямого указания об использовании данной суммы, могли потратить её на другие нужды, и начальник школы решил подключить к решению вопроса такую высокую инстанцию как Генеральный штаб РККА, надеясь с помощью авторитета военного руководства получить деньги для нужд г. Канска.
В первые месяцы 1941 года Канская ВАШСБ укрепляла свою материальную базу и инфраструктуру, готовясь к началу учебного процесса. К 15 апреля 1941 года в школе имелось 14 самолётов Р-5, что, по мнению начальника учебного заведения, было вполне достаточно для ввода в строй постоянного состава. Полёты с курсантами должны были начаться с мая 1941 года, что должно было обеспечить должный налёт на каждого из них. 10 апреля 1941 года в распоряжение школы было отправлено с Дальневосточного фронта 18 самолётов Р-5 и 12 самолётов Р-Z и с Забайкальского фронта 4 самолёта ТБ-3. (20)
28 марта 1941 года полковник Коробко сообщил кодограммой № 82 генерал-майору Иванову о том, что в школе имеются моторы М-11: на складе – 59, на самолётах – 14. В Канской ВАШСБ находилось в тот момент 8 самолётов У-2 и 14 самолетов Р-5 , ожидалось прибытие ещё 30 машин. (21)
Никак не могла разрешиться проблема с устройством аэродрома. В июне 1941 года у школы всё ещё не было собственного места для проведения полётов. В связи с этим начальник школы направил генерал-майору Иванову 17 июня 1941 года очередную кодограмму за № 374, из которой начальник УВУЗ ГУ ВВС РККА узнал, что, несмотря на его разрешение на использование гражданского аэродрома, до 10 июня 1941года летать пилотам школы руководство аэродрома не позволяло, поскольку не имело на то распоряжения Совнаркома. Самолётам У-2 приходилось взлетать со случайных площадок, а для самолетов Р-5 места не было вовсе. (22)
Подобное положение привело к тому, что полковник Коробко 22 июня 1941 года на имя начальника УВУЗ ГУ ВВС РККА отправил очередную кодограмму, в которой сообщал: «Аэродрома нет, полёты прекращены, план выпуска срывается. Разрешите выезд в Москву для доклада». (23)
Вопрос был согласован с ГУ ГВФ. 25 июня 1941 года полковник Коробко сообщил кодограммой за № 430 генерал-майору Иванову: «Приказом Военсовета округа гражданский аэродром занял. Летают две смены целый день. Готовлю полевой второй аэродром. Эскадрилья ГВФ мною переведена на площадку, на которой я летал до 23.06.1941 г. (аэродром «Крестьянская»)». (24)".
Продолжение следует!