Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: «Правда» от 29.06.1941 о сдаче в плен немецких летчиков под г. Киевом  (Прочитано 6577 раз)

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
   На просторах Инета в газете " Комсомольская правда" от 28.06.1941 года нашел статью о сдаче в плен немецких летчиков под г. Киевом.
И вот еще материал об этом факте:
Проходят время, годы, десятилетия — война осталась в памяти тех, кто воевал, кто прошел ее дорогами. Останется в нашей памяти. По большому счету, любая война, большая или малая, — это осознанный выбор между убийцей и тем, кто противостоит ему.
 Великая Отечественная — есть еще много событий, фактов, давать оценку которым очень сложно.
 Начиная войну против Советского Союза, руководство гитлеровской Германии понимало: не все разделяют убеждения и идеологию и не все население поддерживает поход на восток. Сегодня известно о перебежчиках со стороны немцев накануне войны с предупреждениями о надвигающейся беде… А что известно о тех, кто в ходе боев перешел на сторону Советского Союза? Причем в начале войны? Почти ничего. В общем потоке проблем, свалившихся на страну, факт добровольной сдачи в плен — эпизод, блекнущий на фоне тысяч смертей… Надо отдать должное, до 1943 года случаи добровольной сдачи — редкость… И тем не менее они имели место.
 «Правда» от 29 июня 1941 года опубликовала открытое письмо четырех немецких летчиков, перелетевших на сторону Советской армии 25 июня.
 К немецким летчикам и солдатам
 Мы, немецкие летчики: водитель самолета Ганс Герман, наблюдатель Ганс Кратц, стрелок Адольф Аппель, радист Вильгельм Шмидт, летаем вместе почти год.
 На бомбардировщике «Ю-88» мы вылетали для бомбардировки Лондона, Портсмута, Плимута и других городов Англии.
 Еще ранее мы летали над французскими городами. Теперь нас послали на русский фронт для того, чтобы бомбить мирные русские города.
 Мы часто задавали себе вопрос: почему воюет Гитлер против целого света? Почему он приносит всем народам Европы смерть и разорение? Почему должны лучшие люди Германии погибать от пуль, которые посылаются им навстречу народами, защищающими свое отечество?
 На этот вопрос нам никто ответа не дал. Мы каждый раз видели, что спровоцированная Гитлером война приносит всем народам Европы, в том числе и германскому народу, только несчастья и смерть.
 Нас часто беспокоила мысль, что из-за кровавой собаки Гитлера от наших бомб погибает много ни в чем не повинных женщин и детей.
 Поэтому мы на сей раз сбросили бомбы так, что они не причинили вреда. Мы уже давно таили мысль бежать от Гитлера и начать мирную жизнь, но мы боялись.
 Теперь, когда Гитлер объявил войну России, в которой он обязательно потеряет свою голову, мы решили предпринять побег.
 25 июня наша группа, руководимая майором Крафтом, полетела в Киев.
 Мы сбросили свои бомбы в Днепр и приземлились неподалеку от города.
 Мы были поражены, когда нас немедленно окружили вооруженные крестьяне, которые тотчас же взяли нас в плен.
 Это еще раз убедило нас, что советский народ един, подготовлен к борьбе и победит.
 Теперь мы в России. Здесь нас хорошо приняли.
 Братья летчики и солдаты, следуйте нашему примеру. Бросьте убийцу Гитлера и переходите сюда, в Россию.
 Ганс Герман, Ганс Кратц, Адольф Аппель, Вильгельм Шмидт.

http://www.bratishka.ru/archiv/2012/05/2012_5_11.php

Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
На четвертый день после начала войны, сбросив бомбы в Днепр, они приземлились недалеко от Киева. Одно дело — вынужденная посадка, а тут экипаж пикирующего в полном составе.
 Имена и фамилии членов экипажа: унтер-офицер Ганс Герман, 1916 года рождения, уроженец города Бреславль; летчик-наблюдатель Ганс Кратц, 1917 года рождения, уроженец Франкфурта-на-Майне; старший ефрейтор Адольф Аппель, 1918 года рождения, уроженец города Брно; радист Вильгельм Шмидт,1917 года рождения, город Регенсбрук.
 К началу войны в Германии существовала хорошо отлаженная система контроля за своими гражданами, за их настроениями. В армейской среде достаточно жесткий. После поражения под Москвой система приобретет тотальный характер.
 Экипаж бомбардировщика — четыре человека с разными характерами… Когда зародилась мысль о переходе и кто этой мыслью делился с товарищем по экипажу, неизвестно. Надо было быть уверенным, что его не предадут. Каждый из них отдавал себе отчет — фактом добровольной сдачи в плен они обрекают на тяжелейшие испытания всех своих родственников. Прежде всего — отцов и матерей, братьев и сестер. Скорей всего они обрекли их на смерть…
http://www.bratishka.ru/archiv/2012/05/2012_5_11.php

Какова дальнейшая судьба этих летчиков?
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Уважаемый Виктор Антонович, при мониторинге Инета возник вопрос?

Так это самолет, в экипаже которого был Адольф Аппель, был СБИТ или экипаж его посадил сам??

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Судя по информации которую я нашел в Инете, данный самолет был посажен экипажем добровольно.
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Уважаемый Виктор Антонович, а были ли еще подобные случаи "перехода" немецких летчиков на советскую стоорону в истории ВОВ?? Или это был один из немногих..., который тут же был использован в пропагандистских целях??[/b]..."[/i]

 Примеру экипажа «юнкерса» только за два летних месяца первого года войны последовали не менее двух десятков других немецких лётчиков. Но самым известным асом-перебежчиком был, бесспорно, Генрих фон Айнзидель. Аристократ, правнук первого канцлера Германской империи Бисмарка, фон Айнзидель, которому к началу Второй мировой едва исполнилось 20 лет, пользовался покровительством самого Гитлера. Служил он в элитной 3-й истребительной эскадре, названной в честь знаменитого лётчика-аса Первой мировой Эрнста Удета. В боях под Белградом и Парижем лейтенант фон Айнзидель сбил два десятка самолётов, а в 1942 году Гитлер отправил его на Восток, напутствовав: «Наведите порядок в небе над Сталинградом, граф. Я верю, что вы это сделаете». Правнука Бисмарка сбили над Сарептой, он попал в плен, и его отправили в офицерский лагерь под Москвой. Там он познакомился с Фридрихом Паулюсом, с которым они и создали, можно сказать, коллаборационистский комитет «Свободная Германия»., несметные по тем временам деньги. Но судьба улыбнулась потомку Бисмарка: после войны он уехал в Германию, где и дожил до преклонных лет.
https://versia.ru/nemeckij-vlasov-pravnuk-bismarka-i-geroj-sovetskogo-soyuza-ivan-ivanych
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Уважаемый Виктор Антонович, при мониторинге Инета возник вопрос?

Так это самолет, в экипаже которого был Адольф Аппель, был СБИТ или экипаж его посадил сам??

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Судя по информации которую я нашел в Инете, данный самолет был посажен экипажем добровольно.

Я к тому, что...

http://www.airforce.ru/content/dokumenty/1624-protokol-doprosa-bortmehanika-ju-88-sbitogo-25-iyunya-1941-g/

Протокол допроса бортмеханика Ju 88, СБИТОГО 25 июня 1941 г.
Опубликовано 15.11.2014 03:58

??

Возможно работники политотдела и НКВД решили приукрасить данный случай и заявили газетчикам о добровольном перелете. Но желательно найти протоколы допросов остальных членов экипажа и все сверить и тогда все станет более ясным
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Уважаемый Виктор Антонович, как Вы считаете, насколько можно "верить" сведениям из газет 1941 г., а также из газет, например, 1953 г., 1964 г., 1981 г.,, 1989 г. и т.д.??

Мое мнение такое, читать можно и нужно, но верить всему и вся надо без ярко выраженного "фанатизма"... я вот, к примеру, "отпетый циничный скептик". Люблю, так сказать, документальные факты сопостовлять с текстом "многотиражек", так интересней...

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Следующая информация предполагает, что Вы правы и все было приукрашено:
"Через день вблизи Киева совершил посадку бомбардировщик Ju 88, принадлежавший группе II/KG54. По советским официальным данным, экипаж в составе унтер-офицеров Г.Германа, Г.Кратца. В.Шмидта и обер-ефрейтора ААппеля решил перейти на сторону Красной Армии. Совинформбюро сообщало: «Не желая воевать против советского народа, летчики предварительно сбросили бомбы в Днепр, а затем приземлились неподалеку от города, где и сдались местным крестьянам. Летчики написали обращение «К немецким летчикам и солдатам», в котором говорят: «Братья летчики и солдаты, следуйте нашему примеру. Бросьте убийцу Гитлера и переходите сюда, в Россию.».

 Из журнала боевых действий эскадры KG54 «Мертвая голова» следовало, что Ju 88A-6 № 2428 штурмовал аэродром Бровары, но после обстрела с земли не смог продолжить полет и совершил вынужденную посадку. С других «юнкерсов» наблюдали, как все четверо членов экипажа подбитого самолета благополучно покинули кабину, но были задержаны советским патрулем. Видимо, немецкая версия ближе к истине.

http://www.airpages.ru/lw/lw_trop.shtml
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Немецкий историк З. Радтке так прокомментировал события 25 июня:
«Части соединения утром совершили налет на авиабазы противника в окрестностях Киева. В то время как экипажи 1/KG54 атаковали аэродром Гоголев, авиаторы II/KG54 взяли курс на Бровары. В журнале боевых действий I авиагруппы указывалось:
Еще более серьезные повреждения получил Ju88 (В3+ВМ) из 4-го отряда, которым управлял унтер-офицер [56] Герман (Hermann). В результате обстрела летчик совершил вынужденную посадку севернее Киева, и с тех пор о его судьбе ничего не было известно. С другого «юнкерса» видели, как авиаторы благополучно выбрались из поврежденной машины, но они ничем не могли помочь своим товарищам...

Вынужденную посадку «юнкерса» использовала советская пропаганда. Через два дня Совинформбюро сообщило: «25 июня вблизи Киева приземлились на пикирующем бомбардировщике «юнкерс-88» четыре немецких летчика: унтер-офицер Ганс Герман, уроженец города Бреславль в Средней Силезии; летчик-наблюдатель Ганс Кратц, уроженец Франкфурта-на-Майне; старший ефрейтор Адольф Аппель, уроженец города Брно в Моравии, и радист Вильгельм Шмидт, уроженец города Регенсбурга. Все они составляли экипаж, входивший во вторую [57] группу 54-й эскадры. Не желая воевать против советского народа, летчики предварительно сбросили бомбы в Днепр, а затем приземлились неподалеку от города, где и сдались местным крестьянам» {45}.
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db3/01.html
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
ПРОТОКОЛ

 допроса задержанного немецкого летчика КРАТЦА Ганса Георгиевича

от 25 июня 1941 г.

 КРАТЦ Ганс Георгиевич - 1917 года рождения,
 ур. г. Франкфурта на Майне, выходец из семьи
 торговца. Отец имеет шапочную мастерскую и
 занимается продажей головных уборов, немец,
 немецкого подданства, не женатый, образование
 высшее, военное образование высшее, окончил
 школу военных летчиков наблюдателей.

Вопрос: - Сколько времени Вы служили в немецкой армии?

Ответ: - В немецкую армию я поступил добровольно в 1936 году. Службу в армии я начал рядовым солдатом зенитной артиллерии. В 1940 г. окончил школу военных летчиков - наблюдателей и все время летаю на боевых самолетах, имею военное знание - сержанта.
 В течение 1941 года, я участвовал в налетах на Англию, принимал непосредственное участие в бомбардировке Лондона, Портсмута, Плимута, а также вылетал с заданием по потоплению пароходов в Атлантическом океане. Часть в которой я находился была расквартирована в Париже.

Вопрос: - Откуда был произведен налет на Киев 25 июня 1941 г.?

Ответ: - В июне месяце 1941 года воинская часть, в которой я находился была переведена в г.Люблин на территорию б. Польши, ныне генерал-губернаторство. В самом г.Люблине я не находился, так как наша часть направилась непосредственно на аэродром.
 На аэродроме мы прибыли 18-19.VI-41 г. Аэродром расположен в 16-20 клм. от Люблина в восточном направлении и в 2-3 клм. от села Мелькев, также в восточном направлении. Из этого аэродрома и был совершен вылет самолетов, которые проследовали на Киев и бомбили его.

Вопрос: - Опишите точно расположение аэродрома из которого Вы вылетели на Киев 25.VI-41 г.

Ответ: - Аэродром расположен на ровной местности, в сторону села Мелькев имеется небольшой лес.
 Из Люблина к самому аэродрому ведет ветка железной дороги, дальнейшее продолжение железной дороги не знаю.
 Площадь аэродрома имеет примерно в длину свыше одного километра и в ширину до 900 метров.
 На территории аэродрома в юго-восточном направлении от Мелкова расположено несколько бараков до 10 штук в котором живут солдаты, занимающиеся строительством аэродрома. Бараки деревянные, крыты деревом. Часть из бараков расположены в лесу, находящемся между аэродромом и селением Мелькев.
 С Восточной стороны аэродрома имеется два больших каменных дома, построенные из коричнево-красного кирпича. Что находится в этих домах и кто там проживает я не знаю. Площадка взлета самолетов покрыта зеленой растительностью.

Вопрос: - Какое количество самолетов находится на указанном аэродроме?

Ответ: - Всего на аэродроме имеется до 40- 50 боевых самолетов. Кроме этого там же имеется несколько легковых и грузовых машин. Легковые машины личного пользования офицерского состава.

Вопрос: - Где расположено бензино-хранилище на аэродроме?

Ответ: - Бензино-хранилища на аэродроме нет, горючее для заправки машин мы все время получали из цистерн, которые доставлялись на аэродром. Имеется ли вблизи аэродрома бензинохранилище я не знаю.

Вопрос: - Имеются ли зенитные установки на аэродроме и их количество?

Ответ: - Посередине аэродрома с Северной стороны находится одна зенитная установка из одной пушки, между самолетами стоят зенитные пулеметы системы Н.Т.-15. Пулеметы расставлены так, что между двумя самолетами имеется одна зенитная пулеметная установка.
 Пулеметы одиночные, стоят на деревянных подставках.

Вопрос: - Где находятся склады боеприпасов?

Ответ: - Где находятся склады боеприпасов я не знаю. Боевые припасы для вылета самолетов все время моего нахождения на указанном аэродроме привозились откуда то на грузовых машинах.

Вопрос: - Где размещен личный состав аэродрома и летный состав, а также месторасположение офицерского состава?

Ответ: - Большинство летного состава проживает в селе Мельков в 4-х бараках и помещении бывшей школы. Офицерский состав размещен в отдельных домах в этом жe селе.

Вопрос: - Назовите состав экипажа самолета на которой Вы летаете и укажите сколько времени вы совместно летаете?

Ответ: - Состав экипажа следующий: летчик-водитель самолета Герман Банц, летчик наблюдатель - я, радист - Шмидт Вильгельм, борт-механик - Аппель Адольф. Знаком я с ними около года и тоже время с ним вместе работаю. Радист - Шмидт в состав экипажа включен был в марте месяце 1941 года.

Вопрос: - Сколько раз Вы летали на Советскую сторону и какие объекты вы подвергли бомбардировке?

Ответ: - Всего на Советскую территорию я вылетал 7 раз, из них б раз были вылеты с заданием командования бомбардировать аэродромы и один раз расположение танковых частей.
 Вылеты на Советскую территорию всегда происходили группой в 20 самолетов с определенными заданиями командования. Я принимал участие в бомбардировании аэродромов в Луцке - 2 раза, в Ровно - 1 раз, Рава-Русская - 1 раз, Бердичеве - 1 раз, Киеве -1 раз. В Раве-Русской наше соединение должно было бомбардировать скопление танков находившихся там в лесу. Во все вылеты весь груз состоящий из 4-х бомб весом в 250 клгр. каждая, выбрасывались на намеченные объекты. 
 Участие в бомбардировании Советской территории принимал участие весь состав экипажа в том числе и я.
 В последний раз при вылете на Киев, мы имели задание выбросить весь боевой груз на аэродром Бровары, а потом сделать фотографическую съемку гор. Киева. Задание нами было полностью выполнено.

Вопрос: - Какие аэродромы Вам известны на территории генерал-губернаторства?

Ответ: - В виду того, что в Люблин я приехал лишь 8 дней тому назад, я расположение аэродромов не знаю. Знаю, что на территории генерал-губернаторства имеются аэродромы в следующих местах:
 В Варшаве - расположен в 10-12 клм. восточнее Варшавы, рассчитан на очень больное количество самолетов, место, где расположен аэродром называется Окечи (Окенче – ред.).
 В Кракове - расположен в самом конце города, с какой стороны не знаю.
 На краковском аэродроме лично не был.
 Других аэродромов на территории генерал-губернаторства не знаю 

Вопрос: - Какие аэродромы Вам известны на территории Германии?

Ответ: - На территории Германии мне известны следующие аэродромы:
 1. В Берлине - аэродром Темпельгоф (Темпельхов – ред.), находится в самом центре города, на сколько самолетов рассчитан не знаю.
 2. В Франкфурте на Майне, расположен в Северо-Западной части города, второй аэродром расположен в Юго-Восточной части города. Первый значительно меньше второго аэродрома.
 3. В Южном Аусбурге-Лехфельд это название аэродрома, находится в 15 клм. от города. На сколько самолетов рассчитан не знаю, был там очень давно.
 4. В Мангейме, аэродром расположен в 10-15 клм. от горы с Северо-Восточной стороны . Был там только пролетом.
 5. В Мюнхене, аэродром расположен в самом городе, аэродром называется - Визенфельд.
 О существовании подземных аэродромов мне ничего неизвестно.

Вопрос: - Сколько парашютистов было сброшено Вашими самолетами во время налетов на Советскую территорию и в частности, во время последнего налета на Киев 25.VI-41 г.

Ответ: - О выброске парашютистов мне ничего не известно.

Вопрос: - Известны ли Вам планы генерального командования на ближайшее время в части ведения войны против СССР?

Ответ: - Об этом мне ничего не известно и вообще о таких вещах нам не говорят.

Вопрос: - Расскажите о настроениях солдат в немецкой армии.

Ответ: - Настроение солдат немецкой армии хорошее. Кормят солдат хорошо, получают еду 3 раза в день, за каждый полет солдаты получают отдельный паек. Солдаты в бой идут с охотой.

Вопрос: - А каково положение и настроение гражданского населения?

Ответ: - Ответить на этот вопрос сейчас не могу так как последний год вообще не был в Германии и вообще мало сталкиваюсь с гражданским населением.

Вопрос: - Как объяснили Вам причины выступления войной против СССР?

Ответ: - Причины начала войны Германия с СССР нам не объявили, а просто зачитали приказ Гитлера о выступлении против СССР, и все выполнили приказ.
 Я лично не присутствовал при зачитывании этого приказа, но также его конечно выполнил.

Вопрос: - Какое количество самолетов было в группе сделавшей налет на Киев 25.VI-1941 г.

Ответ: - В этом налете на Киев участвовало до 20 самолетов системы "Юнкерс-88. Эти самолеты входят в состав авиачасти расположенной на аэродроме около Люблина.
 Командир этой авиачасти майор КРАФТ. 

Вопрос: - Назовите название части в которой Вы находились и в состав какого соединения эта часть входит?

Ответ: - Все соединение в состав которой входит и наша часть именуется К.Г.54 (KG54 - Kampfgeschwader 54 "Totenkopf" – 54-я авиационная бомбардировочная эскадра "Мертвая голова" - ред.). Соединение делится на 2 группы. Я находился во 2-й. группе.
 Всем соединением командует генерал Гейне (Oberstleutnant Otto Höhne - ред.).

Вопрос: - Есть ли вблизи Люблина еще аэродромы на которых расположены самолеты Вашего же соединения?

Ответ: - О наличии других аэродромов в близи г.Люблина мне ничего не известно. Все самолеты наших групп расположены на одном аэродроме.

 Больше добавить к сказанному ничего не могу. Настоящий протокол допроса переведен с русского на немецкий язык арестованному дословно.

 КРАТЦ

 При допросе присутствовала и переводила переводчица 4-го Отдела НКГБ УССР ДРИЗ Вера Александровна.

 Допрашивали: Начальник 3 отдела НКГБ УССР
 Капитан госбезопасности /Завгородний/

 Нач 1 отд. 2. отд. упр НКГБ УССР
 лейтенант госбезопасности /Дорфман/

 Переводчик 4 отдела НКГБ УССР /Дриз/
http://www.airforce.ru/content/dokumenty/1630-protokol-doprosa-letchika-ju-88-sbitogo-25-iyunya-1941-g/
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

 ГЕРМАНА – ГАНСА ЮЛИУСА

 ГЕРМАН ГАНС ЮЛИУС, 1916 года рождения,
 уроженец гор. Бреслава, Средней Силезии,
 по национальности немец, летчик, унтер-офицер
 германской армии, участвовавшего 25 июня с.г.
 в бомбардировке гор. Киева.

от 25 июня 1941 года.

Вопрос: - Из какого места вылетел Ваш самолет в Киев и через какие пункты?

Ответ: - 25 июня с.г. в 4 часа утра я в числе авиационной группы бомбардировщиков, в количестве 18-20 машин под командованием майора КРАФТА вылетели из аэродрома, расположенного примерно в 20 к/м от гор. Люблина.
 Аэродром расположен юговосточней гор. Люблина и левее его по направлению из Киева. На Киев мы следовали на большой высоте, ориентируясь по компаcy примерно через пункты: Ковель, Сарны, Овруч, а затем после перелета Днепра сразу взяли курс на Юг, т.е. в направлении Броварского аэродрома.
 Населенные пункты через которые мы следовали, нам не были видны, т.к. до пересечения Днепра, мы шли слепым полетом за облаками.

Вопрос: - Подробно опишите аэродром количество и марки самолетов?

Ответ: - Аэродром с которого мы совершили полет на Киев по площади небольшой 1 1/2-2 к/м длины и такой же ширины. Ангаров на аэродроме нет и самолеты расположены на открытой площадке.
 Склады боеприпасов на аэродроме не имеются и где таковые расположены я не знаю. Мне только известно, что боеприпасы доставлялись на аэродром на грузовых автомашинах.
 На аэродроме имеются два склада горючего - в деревянных бараках, примерно по метровой длины, находящихся на западной окраине аэродрома.
 На восточной окраине аэродрома расположен небольшой каменный дом, в котором проживает офицерский состав.
 Рядовой состав проживает в близлежащем поселке и бараках , находящихся на самом аэродроме.
 Вокруг аэродрома имеются зенитные установки. Количество и колибр орудий мне неизвестно.
 За период моего пребывания на аэродроме с 19 по 25 июня с.г. там находилось до 40 самолетов, марки Ю-88. Все самолеты - типа бомбардировщик. Других марок самолетов на аэродроме не было.

Вопрос: - Сколько раз Вы совершили налеты на территорию СССР к на какие объекты?

Ответ: - На территорию Советского Союза с 22 июня с.г. я совершил 7 налетов, участвовал в бомбардировках: Луцка, Равы-Русской, Ковеля, Житомира или Бердичева и Киева, подвергая бомбардировке, в основном аэродромы, расположенные в этих городах.
 Кроме того, я также участвовал в бомбардировке автоколонн, расположенных в лесу близ гор. Львова.

Вопрос: - Расскажите подробно об известных Вам аэродромах, находящихся на территории Германии и Генерал губернаторстве.

Ответ: - На территории быв. Польши мне хорошо известен Варшавский аэродром, расположенный южнее города, примерно в 10 к/м. Ангаров для самолетов на Варшавском аэродроме имеется около восьми.
 На Западной окраине аэродрома помещается школа летчиков, которая занимает два больших здания. Оклады горючего находятся на территории аэродрома.
 Данные о Варшавском аэродроме относятся к периоду лета 1940 года, т.е. к моменту моей учебы в Варшавской школе летчиков.
 В 1940 году на этом аэродроме боевых самолетов не было, за исключением учебных на которых слушатели обучались летному делу.
 Складов боеприпасов не территории аэродрома з 1940 году также не было. С 1940 г. на Варшавском аэродроме я не был и поэтому рассказать, что либо о его состоянии в настоящее время не могу.
 Мне также известно, что на территории бывш. Польши имеются военные аэродромы в г.г. Кракове и Катовицах, на которых я никогда не был и ничего о них сказать не могу.
 Аэродром, расположенные в Германии, мне известны только следующие:
 1. Мюнхенский военный аэродром. Расположен между Мюнхеном Аугсбургом в Лехфельде.
 2. Военный аэродром гор. Мангайм. Находится на Северной окраине города. На этом аэродроме сконцентрирована истребительная авиация.
 3. Франкфуртский /на Одере/ военный аэродром расположен на восточной окраине города. Площадь его до 1000 метров, длины. Па нем помещаются учебные машины небольших размеров, которые используются школой летчиков.
 Более подробных данных об этих аэродромах я не знаю.

Вопрос: - Назовите известные Вам места скопления германских войск и планах предстоящего наступления?

Ответ: - 0 концентрации германских войск в районе боевых действий, а равно и дальнейших планах наступления - мне ничего неизвестно.

Вопрос: - Охарактеризуйте настроение летного состава к войне?

Ответ: - Охарактеризовать настроение летного состава мне крайне трудно, так как по этому вопросу вести разговоры запрещено и высказывать свое мнение или настроение боятся.

Вопрос: - Когда Вам стало известно, что Германия объявила Советскому Союзу войну и по какой причине?

Ответ: - За несколько часов до нашего налета на территорию Советского Союза, нам объявило командование, что германскому правительству известно о том, что СССР намеревается захватить новые территории и чтобы это предотвратить - решила объявить войну, затем предложили нам подготовиться к налету.
 Как объяснило нам командование, Советский Союз после заключения пакта с Германией, захватил насильственно часть территории быв. Польши, Бессарабии, Литвы, Латвии и Эстонии и что Германия в дальнейшем больше не даст возможности СССР расширять свою территорию, за счет других государств.

 Протокол записан с моих слов правильно прочитан мне в переводе на немецком языке, в чем и расписываюсь.

 ГЕРМАН

ДОПРОСИЛ: ЗАМ НАЧ ОТДЕЛЕНИЯ 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР
 МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ГОС БЕЗОПАСНОСТИ
 ЛУКОВСКИЙ

 ПЕРЕВОДЧИК 1 РАЗРЯДА
 СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
 БЕЛАШЕВА
http://www.airforce.ru/content/dokumenty/1627-protokol-doprosa-letchika-ju-88-sbitogo-25-iyunya-1941-g/
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
 ВОЕННОПЛЕННОГО ШМИДТА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЮДВИГОВИЧА.

ШМИДТ В.Л. - 1917 г. рождения, уроженец
 и житель гор. Регензбурга-Риденсбурга,
 немец, из рабочих, рабочий-сапожник, холост,
 б/п, в армии с 1937 года.


Вопрос: - Каким образом Вы попали в германскую армию?

Ответ: - В германскую армию я вступил добровольно.

Вопрос: - В качестве кого Вы служили в армии?

Ответ: - С момента вступления в германскую армию я учился шесть месяцев в школе радистов, а затем был зачислен в службу связи, где находился до конца 1940 г.- сентября месяца.
 В сентябре месяце я был переведен в авиационную часть в г. Краков радистом. Работал на боевых самолетах на аппаратуре "Бода", а затем "Пота”.

Вопрос: - Находясь в авиации, на каких фронтах Вы участвовали в воздушных налетах?

Ответ: - Я участвовал в четырех налетах на Англию и в семи налетах на СССР.

Вопрос: - Где находится аэродром с которого Вы совершали налета на территорию СССР?

Ответ: - Аэродром расположен в 12-15 километрах югозападнее гор. Люблина на окраине леса вблизи железной дороги. Название местечка я не помню, знаю лишь, что оно начинается на букву " М".
 Аэродром охраняется зенитной артиллерией и пулеметами, с правой стороны я лично видел несколько зенитных установок.
 Весь личный и технический состав аэродрома расквартирован в одной из школ расположенной в 8 километрах от аэродрома.
 Чтобы с места расквартирования попасть на аэродром, личный состав автомашинами перебрасывается из села к аэродрому, Обычно на аэродром нас перебрасывают в 2 1/2 ч. ночи, где идет обсуждение боевого задания приблизительно до 4 часов, после чего вылетаем для выполнения задания.
 В 22 часа вечера нас возвращают в казарму на сон.
 Дорога к аэродрому в югозападном направлении около 8-10 километров и сворачивают налево к лесу где расположен аэродром.

Вопрос: - Какое количество самолетов на Вашем аэродроме?

Ответ: - Примерно 40-50 самолетов, точное количество назвать не могу т.к. находясь 8 дней на этом аэродроме я полного количества самолетов не видел.

Вопрос: - Какой марки самолеты и каковы их боевые качества.

Ответ: - В основном самолеты марки "Ю-88" пикирующие бомбардировщики.
 Самолет двухмоторный, каждый мотор я предполагаю около 1000 лошадиных сил, грузоподъемность самолета до 2000 килограмм, по обыкновению он загружается немного свыше 1000 килограмм.
 Вооружен самолет четырьмя зенитными пулеметами, скорострельность, которых до 1000 выстрелов в минуту.
 Один из этих пулеметов расположен между моторами, два на хвостовом оперении и один фюзеляжем самолета.
 Кроме этого в средине самолета имеется пулемет-пистолет который употребляется очень редко и назначение его я не определил.
 Скорость самолета по горизонтали достигает 300 кил. в час, а при пикировании она развивается до 700 кил. в час.
 Пулеметы стреляют также и бронебойными пулями, причем пуля пробивает бронь толщиной в один сантиметр.

Вопрос: - Где хранится горючее для самолетов и боеприпасы?

Ответ: - На аэродроме складов горючего и боеприпасов нет, но каждый день автотранспортом подбрасываются боеприпасы и горючее в нужном количестве, откуда мне неизвестно.

Вопрос: - Какими бомбами загружаются самолеты?

Ответ: - Бомбы фугасные двух марок, марка "СЦ" весом 250 кл. (SC 250 - Sprengbombe Cylindrisch 250 – фугасная бомба - ред.) для обычных налетов и марка "СТ" весом также в 250 и 500 кл (Splitterbombe SD 250, SD 500 – осколочная бомба - ред.), употребляемая для разрушений тяжелых сооружений.

Вопрос: - Какими бомбами были вооружены самолеты в налете на Киев 25 июня с.г.

Ответ: - Бомбами марки "СЦ".

Вопрос: - В каком направлении прибывает автотранспорт с боеприпасами и горючим.

Ответ: - Горючее прибывает по железной дороге, а боеприпасы из Люблина.

Вопрос: - Кто командует Вашим авиационным соединением и частями расположенными на этом аэродроме.

Ответ: - Командиром авиационного корпуса генерал РИТЕР-ФОН-ГРАЙМ (Роберт Риттер фон Грейм - нем. Robert Ritter von Greim - ред.). Командиром авиационных частей расположенных на аэродроме является полковник ГЕННЕ прозываемый "дядя ОТТО" (командир KG54 Oberstleutnant Otto Höhne - ред.), командиром моего соединения является майор КРАФТ (командир 2-й группы KG54 майор Erhart Krafft von Dellmensingen - ред.).

Вопрос: - Сопровождаются ли бомбардировщики при налетах на намеченные объекты истребителями?

Ответ: - Истребители не сопровождают как правило бомбардировщиков, но часто вылетают заранее для отражения нападений советских истребителей с тем, чтобы дать возможность беспрепятственно пройти бомбардировщикам к цели.

Вопрос: - Какие объекты на территории СССР подвергало бомбардировку Ваше соединение?

Ответ: - Шесть раз мы бомбардировали аэродромы и один раз танковые части Красной армии. Название объектов-аэродромов я не знаю за исключением гор. Луцка который нами бомбардирован 2-3 раза.

Вопрос: - Какие Вы знаете аэродромы на территории Генерал-губернаторства?

Ответ: - Мне известны аэродромы - в Люблине, Демблине, Варшаве, Познани, Радоме и Кракове. Точное расположение их не знаю.

Вопрос: - Назовите известные Вам крупные военные аэродромы на территории Германии.

Ответ: - Мне известны следующие аэродромы. В южной Германии в 20 кл. от гор. Аугсбурга, вокруг Мюнхена 4 аэродрома, на расстоянии 2-4-8 кил. от города.
 Имеется крупный аэродром в б клм. от Вены /быв. Австрия/. В гор. Ингольштадт в 10 клм. на Северозапад. От гор. Дюссельдорф на Рейне, в 10 клм. от гор. Монгейм на Рейне.
 В одном километре от гор. Кассель на одном из островов Балтийского моря - севернее города Штетина на 70 клм. Имеется аэродром также в самом Штетине. Один аэродром в г. Виненейштадт, в близи гор. Штраубинг, в г.г. Регинсбурге, Ляйбгейме, Нюренберг, Анебахе, Вьюребурге, Дрездене, Лейпциге, Хемнице, кроме этого вокруг г. Берлина имеется много аэродромов крупного значения, один из них "Темпельсгоф" (Темпельхоф – Tempelhof – ред.), второй "Штанкен" (Staaken – ред.), а также в Данциге, Бремене, Бреславле -два, Праге, Франкфурте на Майне и Франкфурте на Одере.

Вопрос: - Расскажите о местах скопления немецких частей.

Ответ: - Места сосредоточения немецких войск мне неизвестны.

Вопрос: - Что Зам известно о планах немецкого генерального штаба армии наступления на СССР?

Ответ: - О пленах наступления германских войск на СССР мне ничего неизвестно, т.к. я с оперативными приказами не знакомлюсь, а среди военнослужащих мне никто не говорил.

Вопрос: - Имеются ли недовольства в германской армии по поводу тяжелых материальных условий и правительства.

Ответ: - Недовольство в моей части не было, а по другим частям германской армии мне ничего неизвестно.


 Допрос закончен в 3:00 26.VI - с.г.

 Содержание протокола допроса перевел дословно переводчик - Оперуполномоченный 5-го Отдела НКГБ УССР - ГЕЛЬБЛУК, мне пересказано понятно.

 ШМИДТ


ДОПРОСИЛИ: ЗАМ НАЧ ОТДЕЛЕНИЯ 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР
 МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
 ЛЕБЕДЕВ

 ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 2 УПРАВЛЕНИЯ
 СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
 ЕВСТИФЕЕВ

 ПЕРЕВОДЧИК-ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 5 ОТД.
 ГЕЛЬБЛУК
http://www.airforce.ru/content/dokumenty/1646-protokol-doprosa-bortradista-ju-88-sbitogo-25-iyunya-1941-g/
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
ГАЗЕТА "ПРАВДА" 30.06.1941 г.

 Обращение к немецким летчикам и солдатам ефрейтора-бортмеханика германского самолета «Ю-88» Пауля Гофбауер

Летчики и солдаты на фронте, братья по родине!

Вам пишет это письмо ефрейтор-бортмеханик самолета «Ю-88» первого звена первой группы 54-й эскадрильи Пауль Гофбауер. Как и многие из вас, я был слеп в первые дни войны, когда безумный Гитлер начал предательский поход на Советскую Россию.

Кому нужна эта война? Что, кроме новых страданий, она может принести германскому народу? Разве, тебе, ефрейтор Эдгар Кюн из Дрездена, нужна эта война? Разве, плохо тебе было бы мирно работать по своей специальности декоратора и зарабатывать себе на жизнь, а не подставлять свою голову под пули? Или, может быть, тебе, Герман Ваберский, или тебе, Макс Редер, нужна эта война?

Я вместе с вами служил в 54-й эскадрилье, и я знаю, что и вы, и многие другие летчики и солдаты легко поймете меня: эта война германскому народу не нужна. Ее затеяли Гитлер и фашисты ради своих интересов, чтобы легче было продолжать высасывать кровь из германского народа». Но эта война должна принести и принесет смерть самому фашизму.

Братья! Против кого вы воюете? Против страны, где трудящийся человек чувствует себя подлинно человеком, где, каждый и трудится для своего блага и блага своей родины. А вас Гитлер и фашисты заставляют проливать свою кровь ради интересов ваших угнетателей.

Выход один – низвергайте ваших тиранов, которые годами высасывает из вас кровь. Поверните штыки против Гитлера и фашизма. Переходите в Советскую Россию.

Я нахожусь сейчас в Советской России и вижу, что с пленными немцами здесь обращаются хорошо, гуманно, по-человечески. Летчики! Не бросайте, бомб на мирные русские города. Перелетайте, на своих самолетах в Советскую Россию и вместе со всеми культурными людьми помогайте уничтожать кровавый фашизм.

Пауль Гофбауер.
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
 

 Разговор с немецким летчиком Гофбауером
// Правда. 30.06.1941

 (От специального корреспондента «Правды»)

Паулю Гофбауеру 23 года. Это среднего роста, тщедушный человек. Он в чине ефрейтора. На нем сшитый из плохонького сукна стального цвета костюм германского летчика. В желтых петлицах – летные знаки. Левый борт кителя перехвачен черно-бело-красной лентой – знак награждения железных крестом второй степени. Кроме того, он награжден железным крестом первой степени.

– За что?

Оказывается, для поддержания духа у летчиков Гитлер ввел порядок: после 6 налетов каждый награждается железным крестом второй степени, после 17 налетов – крестом первой степени. Два года, находится Пауль Гофбауер в германской армии. Фашисты 17 раз посылали его бомбить французские и английские города и села, а затем приказали бомбить мирные советские города.

Гофбауер не вернулся на свою базу. Он перелетел на советскую сторону и приземлился.

– Там, где я спустился, толпа людей мигом окружила самолет. Это были не военные, а обыкновенные крестьяне, которые, не побоявшись ни пулеметов, ни личного оружия, бистро забрали меня в плен.

Пауль Гофбауер устал от войны.

– Что может дать она мне? – говорит он. – Что может дать она многим таким, как я? Я по профессии обойщик. Три с половиной года учился в ремесленном училище, а затем год работал в Мюнхене у Альфонса Мааль. Когда меня призвали в армию, я вступил в нее без радости и энтузиазма. Если бы вам удалось поговорить с нашими старыми летчиками, они сказали бы вам то же самое. Все мы очень устали от войны. Только молодежь, которая впервые, садится на самолет, может питать иллюзии, что фронт – это романтика. Но после первых же полетов и у них эти иллюзии выветриваются, как дым.

После короткой паузы летчик продолжает:

– Перед тем как начать войну против Советского Союза, фашисты выпустили и роздали нам прокламации. Мы были ошеломлены тем, что прочитали. Каждому из нас было ясно, что Советская Россия является огромной силой, что война с ней не приведет к добру. Было ясно, что затевается фантастическое безумие. Но что каждый из нас мог сделать? Угроза расстрела гонит летчиков и солдат других родов войск на войну.

Наш народ не хочет войны с Советской Россией. Он устал от голода и страданий. Нарушение всей хозяйственной жизни в стране сейчас очень сильно ощущается даже на передовых участках фронта. Вот убедительные примеры: германская авиация воюет сейчас боеприпасами выпуска 1940 года. Редко, очень редко я видел бомбы, изготовленные в 1939 году. Что это значит? Эго значит, что боевые запасы подходят к концу. То же я могу сказать и об авиационном бензине. Наша эскадрилья бомбардировщиков в последнее время пользуется только тем авиационным бензином, который успевают подвезти. Что же касается продовольствия, то, как нам часто об'ясняли, сейчас, все надежды возлагаются на Балканы. Балканские страны, по мнению Гитлера, должны снабжать Германию продуктами и нефтью.

Сейчас, когда я разговариваю с вами, я перебираю в памяти всю свою жизнь. Что видел я на своей родине? Кровь, разрушение, голод, смерть. Что вижу я у вас? Незнакомый мне народ, чувства которого все больше начиная понимать. Эти чувства мне понятны даже без знания русского языка.

Проклятый Гитлер и все наци провокационно напали на Советский Союз. Мне понятна ярость великого русского народа, которую я наблюдаю. Эта ярость уничтожит фашизм. И это будет справедливо. Фашизм и Гитлер ненавистны всякому трудящемуся немцу.

П. Гринев. Действующая армия.
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...

Одинокий воин

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 139
  • Позняков Виктор Антонович
Протокол допроса

 Задержанного летчика германской армии, который
 дал о себе следующие сведения

Гофбауэр Пауль Георгиевич, 1918 г. рождения
 уроженец гор.Мюнхена,
 по национальности немец, холост,
 по профессии обойщик, происходит
 из семьи рабочего

От 26 июня 1941 года


Бомбардировщик Ju 88 после вынужденной посадки
Вопрос: С какого времени Вы находитесь в германской армии и в каких частях?

Ответ: В 1939 году по приказу я был зачислен на службу в армию, где проходил 8-ми недельное обучение в пехотных частях в Мюнхене, затем направлен в с.Лехфельд [Lechfeld, в настоящее время здесь находится авиабаза ВВС Германии – ред.], расположенное близ Аугсбурга – Бовария [Augsburg, Бавария – ред.]. Там я обучался в летной школе 8 недель и снова был переведен в м.Грессензее близ Фолькенбурга, где проходил практическую подготовку в качестве борт-механика и стрелка.

 Получив военную специальность борт-механика, я 8-го января 1940 г. был направлен на западный фронт, дважды участвовал в налетах на французскую территорию, а по 9 июня 1941 г. находился на английском фронте.

 После года пребывания в армии я получил чин ефрейтора и был награжден за боевые заслуги железным крестом 2-й степени. На территорию Англии мной было совершено 45 налетов.

 9-го июня 1941 г. две группы летных частей в количестве 6 звеньев и 1 штаба звена были отозваны с.Штубендорф, близ гор.Оппелн [Ополе, ныне Польша – ред.] – Верхняя Силезия, а оттуда 16 июня с.г. на аэродром, расположенный в 17 клм. от Люблина в Северо-Восточном направлении.

Вопрос: Из какого места вылетел Ваш самолет в Овруч, через какие пункты следовали и с каким заданием?

Ответ: 23-го июня с.г. в 3 часа 45 минут я в числе авиационной группы бомбардировщиков марки Ю-88 [Junkers Ju 88 – ред.], в количестве 5 машин, под командованием руководителя звена капитана Фраймана вылетели из аэродрома, расположенного в 17 клм. от Люблина.

 Аэродром расположен Северо-Восточнее гор.Люблина и в западном направлении, если вылететь из гор.Киева.

 На Овруч мы вылетели с заданием уничтожить имеющийся там аэродром с самолетами и следовали на высоте 1200 метров, ориентируясь по компасу и избегая населенные местности.

 На Овручский аэродром наш экипаж успел сбросить 14 бомб, из них 4 бомбы по 250 кгр., а остальные п 50 кгр., после чего от обстрела зенитных орудий мотор самолета загорелся и мы вынуждены были спланировать. Очутившись на территории Овручского района, мы были задержаны. Самолет на земле сгорел.

Вопрос: Подробно опишите Люблинский аэродром, количество и марки имеющихся там самолетов, ангаров, боеприпасов и бензинохранилищ.

Ответ: Аэродром, с которого мы совершили полет на Овруч имеет площадь – длиной 1800 метров и шириной от 800 до 1000 метров, на аэродроме расположены два ангара, которые могут вместить только 6 самолетов. Машины там не содержатся и ангары используются только для ремонта отдельных частей самолетов.

 Помимо ангаров, на аэродроме имеется метеорологическая станция, наблюдающая за полетом машин и погодой.

 На аэродроме находится 60 самолетов марки Ю-88. Других самолетов не имеется, за исключением одного учебного самолета. Все 60 самолетов расположены вдоль границ аэродрома, на большом расстоянии друг от друга и замаскированы деревьями и листвой.

 С западной стороны аэродрома имеется 100 бочек авиационного бензина, находящиеся на земле и прикрытые листвой. Боеприпасов нет. Бензин и боеприпасы доставляются на автомашинах из Люблина по мере надобности.

 Примерно в ½ клм. от аэродрома в открытом поле стоят 3 одноэтажных деревянных барака для летного состава. Офицерский состав проживает непосредственно в ангарах, где по бокам имеются специальные пристройки.

 На восточной стороне аэродрома находятся 4 орудия калибра 2 сантиметра, а южнее в том же восточном направлении дороги размещены еще 4 таких же орудий. По всему аэродрому визави самолетов расположено до 50 пулеметов в два ряда.

 В южной стороне аэродрома в лесу выстроена дорога длиной примерно 800 метров, назначение этой дороги – подъезд самолетов к прикрытиям, находящимся по обеим сторонам дороги, окруженных и замаскированных лесом. Прикрытия эти в настоящее время строятся.

Вопрос: Сколько раз Вы совершили налеты на территорию СССР и на какие объекты?

Ответ: На территорию Советского Союза с 21 июня я совершил 4 налета, участвовал в бомбардировках городов Ковель, Овруч и Рава-Русская, подвергал бомбардировкам в основном аэродромы, расположенные в этих местах.

 В Рава-Русскую мы вылетели с заданием подвергнуть бомбардировке танковые соединения частей Красной Армии.

 Аэродром в Овруче мы дважды пытались бомбить. Первый наш полет в Овруч относится к 22 июня с.г. и полагая, что аэродром расположен в лесу, мы сбросили туда большое количество бомб.

 По возвращению в Люблин, командование нам заявило, что произошла ошибка, т.к. аэродром в Овруче находится совершенно в другом месте и предложили нам вторично туда выехать [вылететь – ред.]. Таким образом 23 июня с.г. мы вторично очутились в Овруче.

Вопрос: Расскажите подробно об известных Вам аэродромах, находящихся на территории Германии и генерал-губернаторства [Польши - ред.].

Ответ: На территории быв.Польши мне только известен Люблинский аэродром, т.к. в генерал-губернаторстве я находился лишь несколько дней.

 Об известных мне аэродромах, расположенных в Германии я знаю следующее:

 1. «Тельменгорст» [Delmenhorst – ред.]- аэродром, находящийся в 3-х километрах севернее гор.Бремена. Этот аэродром гражданский. В нем помещается 30 самолетов марки «Генкель» 111 [Heinkel He 111 - ред.], имеет 5 ангар и каменные здания для технического персонала. Эти данные относятся к февралю мес. 1940 г.

 2. Аэродром «Квакенбрюк» [Quakenbrück – ред.] расположен южнее «Тельменгорста». На нем могут быть размещены 30 самолетов. Аэродром имеет 4 ангара, которые фактически служат для ремонта машин.
 На краю аэродрома находятся большие цистерны с бензином. Аэродром имеет также здание для технического персонала.

 3. Аэродром «Фрицлер» [Fritzlar – ред.]- находится близ гор. Касселя. Аэродром гражданского назначения, содержит 30 самолетов марки «Генкель» № 123 [видимо, Henschel Hs 123 – ред.] и 111, имеет 3 ангара и здание для технического персонала.

 4. Мюнхенский аэродром – находится на окраине города с северной стороны, вмещает 30 самолетов типа Ю-86 [Junkers Ju 86 – ред.], имеет два больших и два малых ангара. В военное время на этом аэродроме производится обучение технического персонала.

 5. Аэродром «Нейпиберг» [Neubiberg – ред.] - расположен близ гор. Мюнхена в 7 клм. от центра города в восточном направлении. Является учебным аэродромом, где обучаются пилоты и находится рекрутский учебный батальон. Самолетов имеется 40, марки «Генкель» №№ 145, 143, [? – ред.] «Ародо» 68 [Arado Ar 68 – ред.] и самолеты марки «Визелер Штольх» [Fieseler Fi 156 Storch – ред.].

 6. Аэродром «Фрайман» [Freimann – ред.] – расположен близ гор. Мюнхена в 12 клм. северо-восточной стороне от города. Имеется до 40 самолетов типа «Генкель» №№ 143, 145, «Фоке Вольф» № 58 [Focke-Wulf Fw 58 – ред.]. Здесь помещается гарнизон, обучающий офицеров-пилотов.

 7. Аэродром «Рим» - находится в 8-ми километрах от гор. Мюнхена в южно-восточном направлении. Имеется до 30 самолетов марки Ю-86, ранее считался гражданским аэродромом.

 8. Аэродром в с.Лехфельд – близ Аусберга, здесь обучали раньше пилотов, радистов, наблюдателей и борт-механиков. В настоящее время эта школа переведена в Варшаву. В Лехфельде производится образование новых соединений самолетов из остатков старых соединений.

 9. Аэродром в с.Штубендорф [Stubendorf, ныне Izbicko, Польша – ред.] – находится в 12 клм. от гор. Оппельн. На этом аэродроме ранее были расположены две группы бомбардировщиков в количестве 60 самолетов и одна группа истребителей, численностью в 30 самолетов.
 Аэродром в с.Штубендорф служит в основном для концентрации летных частей и соединений, направляющихся на фронт.

Вопрос: Назовите известные Вам места скопления германских войск и планах предстоящего наступления?

Ответ: Поскольку летные части никакого отношения к наземным войскам не имеют, поэтому о расположении германских войск я ничего не знаю.

Вопрос: Что Вам известно о причинах объявления войны Германией Советскому Союзу и как на это реагирует летный состав?

Ответ: Вечером накануне нашего вторжения на территорию Советского Союза был прочитан всей германской армии приказ следующего содержания:

 Еще до начала войны Германии с Англией и Францией, в 1939 г. Германия заключила с Советским Союзом торговое соглашение и договор о дружбе. Полагаясь на этот договор, германские войска были отправлены с востока на западный фронт в связи с войной.

 Воспользовавшись этим, СССР стал укрепляться в Западных областях Украины и подтягивать к границе крупные соединения войск.

 После оккупирования Запада, Глава Советского правительства был приглашен в Берлин для выяснения ряда вопросов. Тогда же СССР были заданы Гитлеру четыре вопроса:

 1. Будет ли Германия иметь претензии к Советскому Союзу на случай скопления советских войск у границ Финляндии?

 2. Как будет реагировать Германия, если Советский Союз пошлет в Болгарию свои войска, на что был дан Гитлером ответ, что Болгария не нуждается и не просит никакой помощи.

 3. Будет ли Германия соблюдать обещанную гарантию по отношению к Румынии. Гитлером дан был ответ, что Германия свои обещания всегда выполняет.

 4. Как будет реагировать Германия, если Советский Союз возьмет под свой контроль Дарданеллы. Германией был дан ответ, что СССР уже имеет достаточный выход в Черное море.

 При помощи СССР в Югославии был совершен правительственный переворот и в случае войны с Германией, Советский Союз обязывался помогать Югославии военными материалами. В подтверждение этого Германия нашла в Югославии соответствующие документы.

 Эта помощь Югославии была доказательством того, что СССР больше не помогает Германии.

 Вскоре перед началом войны, советские войска вторглись на германскую территорию и Германия убедилась в том, что настал час, когда нужно взяться за оружие.

 Все эти причины побудили Германию объявить войну Советскому Союзу. На этом приказ был закончен.

 Германский народ был ошеломлен этим известием, т.к. считал, что СССР будет продолжать оказывать помощь Германии.

 Среди летного состава и солдат создалось мнение о том, что Германия намеревается через территорию Советского Союза, в частности через Кавказ перебросить свои войска в Азию для завоевания английских колоний.

 Солдаты были очень растеряны, так как считают СССР мощным государством, которое трудно будет победить. Реагирования на этот счет были таковы: советские и германские народы друг друга не угнетают, а наоборот советский народ материально помогал германскому народу, в связи с чем они не могут враждебно относиться к советскому народу.

 Не взирая на такие реагирования, германские солдаты должны были выполнить приказ открыть военные действия, в противном случае применялись бы к нам репрессивные меры, вплоть до расстрела.

 Летный состав, находящийся на военной службе длительное время выражал явное недовольствие по поводу нового похода, т.к. они ожидали конца войны с Англией и улучшения своего материального положения.

 Расширение Германией театра военных действий повлияло на их моральное состояние.

 Молодые летчики, благодаря пропаганде очень воодушевлены, но после нескольких полетов на советскую и английскую территории воодушевление проходило.

 Настроение германского народа Гитлер поддерживал тем, что скрывал крупные поражения и потери людского состава на фронтах.
 В общем настроение среди населения поддерживается благодаря проводимой большой пропаганде.

Вопрос: Расскажите об известных Вам парашутных десантах германской армии.

Ответ: К парашутным [так в оригинале - ред.] десантам я никакого отношения не имею, однако мне известно, что парашутные десанты являются самостоятельными единицами и расположены на территории Германии, откуда совершают полет на территорию противника.

 Парашутные десанты комплектуются из чистокровных немцев и предназначены для сохранения военных объектов противника и стратегических пунктов с целью предоставления возможности дальнейшего продвижения немецких войск.

 Количество выбрасываемых парашутистов зависит от поставленной перед ними боевой задачи. Парашутные десанты используют самолеты марки Ю-52 [Junkers Ju.52 – ред.] и снабжены пулеметами типа МГ-15 [авиационный пулемет MG 15, после 1940 г. после небольшой модификации поступал на вооружение пехотных частей – ред.] и парашутами.

Вопрос: Какие опознавательные знаки имеют германские самолеты?

Ответ: Для того, чтобы летный состав германской армии мог различать свои наземные войска, введены следующие опознавательные знаки:

 1. Авто-танковые части – на каждой машине кладется полотнище желтого или белого цвета, или же красное полотнище со свастикой. Свастику окаймляет белый круг. Кроме того на машинах сверху и по обеим бокам нарисованы обыкновенные черные кресты, обрамленные белой и черной каймой.

 2. Пехотные части – на передовой позиции германских войск вывешивается красное знамя со свастикой окаймленной белым кругом. Ночью войска опознавательных знаков не имеют, т.к. воздушные бои ночью не проводятся.
 Помимо этого, пехотные части на передовых позициях вывешивают полукрест из полотнищ желтого или белого цвета. Этот полукрест показывает самолетам на необходимость бомбить крупную цель противника, расположенную перед ними.

 3. Германские самолеты имеют опознавательные знаки: под крыльями нарисован крест с черной и белой каймой, сзади на корпусе, а также слева и справа имеются такие же кресты. На хвосте нарисована свастика, которая также окаймлена белой и черной полосой.
 На крыльях внизу, справа и слева нарисованы полосы шириной в 1 метр и окрашены в желтый цвет.
 Если самолеты летят над своей территорией и германские войска их не узнают из-за погоды (сильная облачность, туман и т.д.), то самолеты периодически, когда войсковые части начинают по ним стрелять, выпускают ракеты, цвет ракет меняется каждый день. О цвете ракет передается из главного штаба воздушных сил Германии во все войсковые наземные соединения.

Вопрос: перечислите фамилии летного состава Вашего экипажа, участвовавших с Вами в налетах на территорию СССР.

Ответ: Со мной на самолете находились: водитель самолета фельдфебель Фиге Карл, радист – унтер-офицер Мейнинг, летчик-наблюдатель – старший фельдфебель Гуммель Франц и борт-механик ефрейтор Гофбауэр Пауль, т.е. я.

 Все указанные мною лица участвовали в налетах на Советский Союз четыре раза. Дважды бомбили Овруч, один раз Ковель и в Рава-Русской пытались бомбить танковые соединения.

 Протокол составлен с моих слов верно при помощи переводчика, зачитан мне в переводе на немецкий язык, в чем я расписываюсь –
 / Гофбауэр /

 Допросил:
 Зам нач отделения 2 отдела 2 упр НКГБ УССР мд.дейтенант гос безопасности
 / Луковский /

 Переводчик 5 отдела НКГБ УССР
 п/оперуполномоченного
 / Никифорова /
http://www.airforce.ru/content/dokumenty/1368-protokol-doprosa-bortmehanika-ju-88-sbitogo-23-iyunya-1941-g/
Записан
... порой бывает очень грустно и больно от того, что люди забывают о прошлом...
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »