Согласно Положению о военно-санитарных поездах, они были предназначены для перевозки раненых и больных и оказания им в пути следования необходимой медицинской помощи. Различались постоянные и временные военно-санитарные поезда.
Постоянные военно-санитарные поезда (ПВСП) предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов. Состояли они из 17-18 вагонов с плановой емкостью 374-507 мест, в том числе для тяжелораненых до 147. В составе постоянного военно-санитарного поезда содержались электростанция, вещевой цейхгауз, кухня, аптека-перевязочная, вагон для тяжелораненых.
Временные военно-санитарные поезда (ВВСП) предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий. Они имели постоянную часть и переменную. Первая состояла из четырех вагонов. Переменная часть состояла примерно из 40 вагонов товарного порожняка, из них 20 вагонов для тяжелораненых с носилками на пружинах, остальные с типовым оборудованием для перевозки людей. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Емкость временных военно-санитарных поездов устанавливалась в 598-857 мест, в том числе для тяжелораненых до 350 мест.
Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов.
Санитарные летучки, обращающиеся на небольших расстояниях, формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых, а также вагонов для размещения аптеки-перевязочной, кухни, медицинского и обслуживающего персонала.
В 1942 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР №48 1942 г. введено формирование санитарных летучек, которые обращались на небольших расстояниях и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых.
Военно-санитарные летучки (ВСЛ) предназначались для вывоза преимущественно легкораненых и больных из головных армейских госпиталей до госпитальных баз армий и не далее фронтовой приемосортировочной базы. Число прицепляемых вагонов составляло 10-12 на 250-300 человек, из них 2-3 вагона предназначались для лежачих больных.
В 1941 году в эксплуатации находилось 272 военно-санитарных поезда. К началу 1942 года было организовано уже порядка 700 военно-санитарных поездов. Для санитарной эвакуации было сформировано 260 постоянных военно-санитарных поездов (ПВСП), 137 временных военно-санитарных поездов (ВВСП), 300 санитарных летучек.
http://urpngt.rospotrebnadzor.ru/component/content/article/222-75-pobeda/5258-75-1945-2020vsp.html Вагон для тяжелораненых 1002 Временного Военно-санитарного поезда.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23058071Модель товарного вагона, оборудованного для тяжелораненых ВВСП.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26229577Приспособленный вагон - кухня.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20819506Товарный вагон "Санитарная летучка".
До декабря 1943 г.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9331153Взгляд изнутри.
Волков Николай Николаевич. В офицерской теплушке (санитарная летучка). 1-ый Украинский фронт.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14246176Световой указатель номера вагона применяется при ночных погрузках. Металлический фонарь с 2-мя стеклами (темными), на которых указан № вагона, освещается электричеством ВСП. (металл, стекло; 8,0Х19,0Х22,0 см)
До февраля 1944 г.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20819474