Здравствуйте, Всем!
Немного встряну. Вопрос к г-ну Никитину. Есть оферта - а что это в переводе. Предложение заключить договор. Публичная оферта - значит общественное предложение. Так где же стыковка с понятием акцепт? Акцепт - решение другой стороны принять оферту (предложение). Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Статья 494. Публичная оферта товара
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Комментарий к статье:
1. Согласно п. 1 коммент. ст. реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты.
2. Пункт 2 коммент. ст. определяет понятие публичной оферты. Из публичной оферты усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор с любым, кто отзовется. Первый, кто отзовется на такую оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (например, такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком; продажа товаров через автоматы в розничной торговле). Таким образом, публичная оферта в каждый конкретный момент времени может быть акцептована лишь одним лицом, что исключает одновременное поступление нескольких акцептов на одну и ту же оферту (иное мнение см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 1999. С. 197-199).
3. Однако применительно к договору розничной купли-продажи законодатель отступает от указанного общего правила. Согласно п. 1 ст. 494 ГК (см. ниже) предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Очевидно, что такое предложение может быть акцептовано одновременно несколькими лицами (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. С. 61-62).
Комментарий к статье:
1. Оферентом в договоре розничной купли-продажи, как правило, выступает продавец, а сама оферта в большинстве случаев является публичной. Однако ничто не препятствует и покупателю выступить с предложением заключить договор или принять предложение продавца, добавив в него ряд случайных условий (встречная оферта). Да и продавец в принципе может обратиться с офертой к конкретному лицу. Поэтому распространенное в литературе мнение о том, что договор розничной купли-продажи заключается только на основе публичной оферты, чересчур категорично (см. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 54).
Публичная оферта - это содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращенное к неопределенному кругу лиц (к любому и каждому). Это понятие публичной оферты, содержащееся в ст. 437 ГК, доктрина дополняет еще одним важным признаком. Публичной офертой может считаться только такое предложение о заключении договора, которое в каждый конкретный момент времени может быть акцептовано лишь одним лицом. Типичный пример публичной оферты - продажа товаров (газет, напитков) через автоматы. В случае публичной оферты покупатель может судить о ее существовании по фактическим обстоятельствам дела. Так, если автомат включен и снабжен товаром, значит, налицо оферта, которую покупатель может акцептовать. Если же товар закончился или у автомата образовалась очередь, то оферта временно снята и покупателю придется подождать ее возобновления. По этой причине п. 1 ст. 437 ГК по общему правилу рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, лишь как приглашение делать оферты (вызов на оферту).
2. Однако применительно к договору розничной купли-продажи законодатель отступает от указанного общего правила. Согласно п. 1 коммент. ст. реклама, предложение товаров в каталогах, описаниях и другими способами, обращенными к неопределенному кругу лиц, признаются публичной офертой, если они содержат все существенные условия договора. Таким образом, в сфере розничной торговли публичной офертой считается и такое предложение о заключении договора, которое одновременно может быть акцептовано неопределенно большим числом лиц. Весьма вероятно, что на одну и ту же публичную оферту откликнется столько покупателей, что количество их акцептов (а следовательно, и заключенных договоров) превысит количество имеющегося у оферента товара. В этом случае оферент физически не сможет исполнить множество заключенных им сделок и неизбежно понесет потери, связанные с возмещением убытков покупателям.
Как видим, подход законодателя к определению публичной оферты в розничной купле-продаже неудачен. Это тем более удивительно, что во всех остальных договорах Особенной части ГК публичная оферта какой-либо специфики не имеет. Поэтому, скажем, телевизионная реклама работ по восстановлению эмалевого покрытия ванны (договор бытового подряда) является лишь вызовом на оферту, тогда как реклама самой нитроэмали (розничная купля-продажа) - публичной офертой. Столь серьезные различия не обусловлены никакими особенностями розничной купли-продажи и потому неоправданны.
3. Демонстрация товаров или предоставление сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте продажи (на прилавках, в витринах) признается по общему правилу публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (п. 2 коммент. ст.). Здесь мы сталкиваемся с юридической фикцией: все существенные условия розничной купли-продажи считаются согласованными сторонами, если информация о товаре предоставлена покупателю в торговом зале. Необходимость этой фикции сомнительна. Ведь договор розничной купли-продажи, как правило, считается заключенным в момент оплаты товара. Как же покупатель может оплатить товар, т. е. заключить договор, не зная цены? Видимо, ему придется дополнительно справиться о цене покупки у продавца. Но тогда оферта продавца будет включать в себя и цену товара.
Кроме того, если цену продаваемых товаров обычно легко можно установить, то другие существенные условия (напр., срок и порядок оплаты товара в рассрочку) определить гораздо сложнее. Таким образом, правила п. 2 коммент. ст. порождают значительную неопределенность во взаимоотношениях сторон договора розничной купли-продажи.
Как видно Никитин привёл положение об оферте в купюрах, т.е. выдрал из закона однобокость в свою пользу.
Извините, но просто стыдился бы "цитатами" в стиле ППР бросаться. Площадка то Форума - это не торговая точка цитатниками торговать и не пивной паб, что рекламками бросаться.
Может кто ответить из форумчан на вопрос. Чем торгует Форум patriotcenter? Может пойлом кого то заманивает. Стыдно Роман Никитин не зная вопрос, или зная его поверхностно, полемизировать.
С уважением ко Всем,
СергейНГ.