Сегодня утром, 05.03.2017 на 72-м году жизни после тяжёлой болезни скончался Заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Васильевич Махалин...
Тяжелейшая болезнь, редчайший диагноз и, извините, наша медицина не оставили ему шансов...
В небе, с которым он был только "на Вы", он всегда был победителем. В училище, когда ему первому на курсе доверили самостоятельный полёт, в морском ракетоносном полку, когда он столь быстро станет КВСом Ту-16, в небе Египта, где он будет "исполнять свой интернациональный долг", в Школе лётчиков-испытателей и, наконец, в Туполевской "конторе". За его плечами - тысячи часов в воздухе, 28 типов поднятых в небо летательных аппаратов (венцом его испытательской работы стал знаменитый Ту-160), 2 тяжелейших авиапроисшествия, из обоих которых он вышел с честью.
Орден Красной Звезды, звание "Заслуженный лётчик-испытатель РФ" и ... "закопанная на взлётной полосе" Золотая Звезда Героя Социалистического труда ("Подпиши приёмку этого самолёта, и Герой - твой!" - "Этого "летающего гроба"? Ни за какую Звезду!").
Он тяжело переживал то, что делали с нашей авиацией с конца 80-х и, в конце концов, ушёл из неё... Наверное, не исчерпав до конца весь свой потенциал лётчика...
Когда он в начале 90-х был со своим экипажем в Америке на сравнительных лётных испытаниях, то после них один из тамошних коллег подарил ему свою книгу с надписью, которая по-русски будет выглядеть примерно так: "Я видал, как летал Чак Йегер. Я видал, как летаешь ты. Ты летаешь лучше!". Такое признание от соперника-американца, что называется, дорогого стоит...
Оставшись на земле, он стал историком отечественной авиации. Биографом первых российских лётчиков - военных и гражданских, периода становления и развития нашей авиации, до окончания Гражданской войны. Он не был участником нашего Форума, но я неоднократно упоминал здесь его имя и ссылался на его архивные изыскания по судьбам русских лётчиков... Теперь больше не смогу...
На нашем Форуме я в своё время представил его книгу "Улётный курс" - об удивительном выпуске ОВВАУЛ 1968 года, в котором за всё время учёбы "не убился" ни один курсант, а спустя годы после окончания училища все посты в командовании морской авиации страны - главнокомандующего и командующих авиацией всех флотов - одновременно занимали пятеро однокурсников (а тот главком морской авиации был из курсантского экипажа Саши Махалина...).
Наша авиация потеряла сегодня выдающегося лётчика, её история - своего скромного, но трудолюбивого и обстоятельного летописца, его товарищи по училищу, по службе и по "производству" (как он сам любил говорить) - надёжного и верного товарища, лично я - Друга...
Получилось так, что я оказался предпоследним, кто видел его живым - уже в госпитале, из которого ему не суждено было вернуться домой... Последним его видела его жена Ольга (тоже из "туполей"), уже в коме... Она мне и сообщила сегодня утром эту печальную весть...
Таким Александра Васильевича Махалина навсегда запомнят те, кто видел его в небе (слева - его любимое фото) и на земле:
Прощай, Василич!