http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashbirma.phpБирмская ВАШП
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Через несколько дней после ее начала (25 июня 1941 г.) под грифом «совершенно секретно» все авиационные школы пилотов ВВС РККА получили из Главного управления ВВС Красной Армии директиву № 187566 сс., в которой указывалось:
«... 3. С получением сего перейти на подготовку пилотов следующим образом: В целях лучшего использования отпускаемого горючего, материальной части, уменьшения времени на летную подготовку, комплек- товать летные группы по 5-6 человек. Таким образом, 50% штатного числа курсантов должны проходить летную подготовку, а 50% теоретическую...
4. В случаях недостатка бензина в первую очередь готовить курсантов находящихся на 3 и 4 задачах...
6. В школах СБ в задаче 2-й исключить 2 и 3 упражнение. Зачетное упражнение по 2-й задаче выполнять 3 полета по кругу (18 минут). По КУЛПу часть III самолет И-16 прохождение задач № 1, 2, 3, 5 и 8 оставить без изменений. Задачу № 4 проходить 4 часа самостоятельного полета на УТИ-4. В задаче № 6 "воздушная стрельба" – со стрельбой боевыми патронами проходить только по щитам; вместо стрельб по конусу проходить все стрельбы с фотопулеметом по самолету. Задачу № 7 "перелеты на незнакомый аэродром" не проходить».
Таким образом, в связи с началом войны, значительно сокращались сроки подготовки кадров. В результате исключения из учебного плана отдельных упражнений и задач, снижалось качество летной подготовки. Сокращение сроков обучения являлось вынужденной мерой, так как фронту срочно нужны были летчики.
В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 года, в дальнейшем она была эвакуирована в Сибирский военный округ. Перебазирование было закончено 22 августа 1941 года, Бирмская ВАШП прибыла на станцию Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий). Школа разместилась на территории военного городка, который до этого занимал 570-й стрелковый полк. В целом место для летной школы было совершенно неподготовленным. Отсутствовали аэродромы, емкости для авиационного топлива и многое другое. Тем не менее, уже 22 августа авиашкола начала выполнять учебно-тренировочные полеты с площадок, пригодных для этих целей . Осенью 1941 года авиационные школы и училища получили новую директиву командующего ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации П. Ф. Жигарева за № 175171 сс от 11.11.1941 года о подготовке летчиков на новых типах самолетов в кратчайшие сроки. Бирмской школе пилотов предписывалось: «подготовить за зимний период 180 летчиков на самолете ЛаГГ-3 из числа курсантов, окончивших обучение на самолете И-16».
Сроки подготовки устанавливались буквально по дням. Так, необходимо было подготовить: к 30 ноября 1941 года – 10 человек, к 10 декабря – еще 10 человек, к 20 декабря – 10 человек, к 30 декабря – 20 человек, к 10 января 1942 года – 20 человек, к 20 января – 20 человек, к 30 января – 30 человек, к 10 февраля – 30 человек, к 20 февраля – 30 человек.
Для выполнения задания предписывалось соблюдать условия, указанные в директиве. Например: «Выделить лучший постоянный состав для обучения. Не допускать ни одного часа простоя самолетов, использовать каждый день и час. На каждый нелетный день составлять акт с точным изложением причин, почему невозможно было летать, указывая высоту облачности, визуальность, силу ветра, осадки… Поверхность аэродрома содержать все время в состоянии позволяющим производить полеты, привлекая для аэродромных работ весь личный состав школы». О ходе освоения новой материальной части и подготовке курсантов необходимо было ежедневно доносить телеграфом лично заместителю начальника Управления ВУЗ ГУ ВВС КА.
Для выполнения поставленной задачи Бирмской школе направлялись 15 самолетов ЛаГГ-3. При этом план поставки новой материальной части выглядел следующим образом:
5 самолетов школа должна была получить – 25 ноября 1941 года, еще 5 самолетов – 5 декабря 1941 г., и 5 самолетов – 15 декабря 1941 года. Самолеты должен был поставить авиационный завод № 153.
Учитывая все обстоятельства военного времени, задача, указанная в директиве командующего, была просто не выполнима. В связи с началом войны значительная часть личного состава школы была отправлена на фронт. Численность преподавательского и инструкторского составов заметно сократилась, часть авиационной техники была передана в действующие части ВВС. На базе Бирмской ВАШП, Канского и Сталинградского аэроклубов, в ноябре 1941 года был сформирован и отправлен на фронт 682-й полк ночных бомбардировщиков.
Часть переменного состава авиашколы была направлена в действующие пехотные части и другие военноучебные заведения, даже несмотря на то, что некоторые курсанты уже прошли начальную летную подготовку.
Например, в сведениях о количестве переменного состава школы, переданного в части или вузы наземных войск, за период военных действий с 22 июня 1941 по 1 ноября 1942 г. указано следующее: «Откомандировать: 150 человек в г. Бийск – Мичуринское инженерное училище (из числа убывших летали на Ут-2 – 22 человека, на УТИ-4 – 1 человек); 10 человек на курсы работников НКВД в г. Новосибирск (из них летали на Ут-2 – 10 человек); 130 человек в г. Ачинск в Пехотное училище (из них летали на Ут-2 – 130 человек)».
В связи со снижением качества подготовки летного состава, увеличилось количество летных происшествий в авиашколе. Так, за 1941 год произошло 33 летных происшествия, из них: 2 катастрофы, 6 аварий. За 1942 год – 74 летных происшествия, из них: 1 катастрофа и 6 аварий. Причины аварий были различны – низкая воинская дисциплина, техническое состояние самолетов и т.д. Одной из серьезных причин являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов. В связи с этим в июне 1942 года Бирмская ВАШП была перебазирована из г. Ленинск-Кузнецкий в г. Черногорск Хакаской автономной области Красноярского края. Там школа приняла один аэродром бывшего Черногорского аэроклуба без надлежащих построек. Сам аэродром по размеру и оборудованию не соответствовал назначению. Школа собственными силами во время войны построила 6 аэродромов, из которых 5 находились в эксплуатации.
В годы войны ухудшилось материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений ВВС, особенно авиационной техникой. Об этом неоднократно указывалось в актах проверки авиашкол и училищ. Например: «Из имеющихся в Бирмской школе самолетов И-16 – 14 шт. требуют восстановительного ремонта – 1, текущего ремонта – 2. Из 34 штук самолетов Ут-2 требуется восстановительный ремонт – 3 шт; ЛаГГ-3 – 10 самолетов, из семи самолетов У-2 шести требуется замена моторов. Всего в школе 94 самолета, большей части из них требуется ремонт…, школа абсолютно не имеет оборотных фондов моторов М-11Д, и М-105, большой некомплект лыж для самолетов: И-16 и УТИ-4 – 33 пары, ЛаГГ-3 – 10 пар, Ут-2 – 15 пар, что является большим тормозом для полетов зимой в условиях СибВО». При этом план подготовки летчиков не снижался.
В 1942-1943 гг. в связи с ожесточенными боями на фронте и увеличивающейся потребностью в авиационных кадрах, в вузах по прежнему не хватало времени для качественной подготовки обучающихся. Летный состав авиационных военно-учебных заведений в большинстве своем состоял из молодых окончивших авиашколы офицеров, которые имели весьма низкий уровень подготовки. Так, в Бирмской школе пилотов в списке летного состава на 1 января 1943 года числилось 68 человек. Из них находились на должностях летного состава: с 1937 года – 1 человек, с 1940 года – 3 человека, с 1941 года – 41 человек, с 1942 года – 23 человека. Из общего числа летного состава 40 человек являлись выпускниками этой же школы: 37 человек 1941 года выпуска, 3 человека 1942 года выпуска. Средний возраст летного состава составлял – 24 года.
План летной подготовки не выполнялся. В 1942 году, например, Бирмская военная школа пилотов по плану должна была подготовить на самолете ЛаГГ-3 – 395 человек. Фактически же было подготовлено всего 110 человек. Основными причинами невыполнения плана являлись:
а) слабая организация летной работы в авиационных эскадрильях и большое количество летных происшествий. Главным образом по недисциплинированности, плохой подготовки материальной части и недоученности личного состава;
б) неправильное использование новой материальной части, стремление охватить полетами большое количество курсантов при недостатке самолетов и моторов и недоучет сокращения поступления авиационного бензина;
в) перебои с поступлением горючего. Из-за его отсутствия школа не смогла использовать 45 летных дней.
Ситуация с качеством подготовки начала меняться в лучшую сторону приблизительно с середины 1943 года. Об этом свидетельствуют отзывы из боевых частей на выпускников школы. Например: «Качество подготовки летчиков (Бирмской ВАШП) в 1943 году значительно улучшилось по сравнению с 1942 годом». Понемногу начал увеличиваться и самостоятельный налет курсантов летных школ. В декабре 1943 года в отчете Бирмской школе пилотов указан средний налет курсантов – 15 часов.
Несмотря на некоторые успехи в деле подготовки кадров, и опыт, накопленный за первый период войны, работа в авиашколах и училищах ВВС была еще не вполне удовлетворительной. Достаточно много было проблем с организацией учебного процесса, воинской дисциплиной, материально-техническим обеспечением и т.п. Об этом свидетельствуют архивные документы, в частности, акты проверок школ и доклады об их состоянии. Так, в докладе о работе Бирмской ВАШП отмечалось: «Учебный процесс в школе организован неправильно. Курсанты эскадрилий два раза перераспределялись по классным отделениям и переводились из одной авиационной эскадрильи в другую.
В запасном батальоне с июня до ноября занятия с курсантами не велись, так как они использовались на строительных работах».
Со временем указанные недостатки устранялись, а успехи Красной Армии на фронте позволили больше уделять внимание качеству выпускников военно-учебных заведений. Были увеличены сроки подготовки, в авиашколы стала поступать более новая авиационная техника, педагогический состав приобрел опыт работы и т.п. Все это в свою очередь положительно отражалось на профессиональной подготовке летчиков.
В Бирмскую школу стали поступать такие отзывы: «Пилоты выпуска 1944 года резко отличаются от выпускников 1943 года. Они лучше по качеству пилотирования. Особенно меня удовлетворяет апрельский выпуск. Подпись – заместитель командира 20-го ЗАП майор Мартыненко». Далее в документе указана информация о некоторых выпускниках школы: «Лейтенант М. В. Головко, вырос до командира звена, совершил 108 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 19 самолетов противника. Награжден орденом “Боевого Красного знамени” и орденом “Красной звезды”. Лейтенант М. Н. Шифрин, совершил 95 боевых вылетов, награжден орденом “Красной звезды”. Лейтенант И. А. Гальченко, совершил 10 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Н. А. Галецкий совершил 5 боевых вылетов, сбил один самолет противника. Лейтенант Ирушкин совершил 87 боевых вылетов, награжден двумя орденами “Отечественной войны” и орденом “Боевого Красного знамени”».