Приказом Военного Комиссариата Туркестанской Советской Республики РСФСР № 514 от 31.07.1918 г. был объявлен проект Положения * о Туркестанских Советских командных курсах и их организационно-штатная структура**.
* Справочно: В проекте, в частности, говорилось: «...Окруженная кольцом империалистических государств, молодая, недостаточно окрепшая власть трудового народа Туркестанской Советской Республики для укрепления своего положения и возможности спокойного, планомерного строительства государственной жизни на новых трудовых началах, должна опираться на правильно организационную, соответственно современным военно-техническим требованиям небольшую числом, но сильную духом и трудовыми идеалами народную армию. Мощность и сила такой армии всецело зависят от, надлежащим образом, подобранного командного состава, являющегося мозгом и нервами такого сложного организма, каковым является современная армия… Основной задачей этих курсов должно быть воспитание воина-гражданина, способного не на одно лишь пассивное мужество, выражающееся в готовности отдать свою жизнь за народ, а умевшего повести на смерть каждого солдата и ,не при помощи страха и угроз, но единственно лишь путем непрерывного духовного общения и единством политических идей… Курсы командного состава являются учреждением, предназначенным для всесторонней подготовки лиц командного состава социалистической армии. И с этой целью они дают минимум тех познаний как теоретических, так и практических, которые необходимы для руководства и воспитания солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии… Ввиду невозможности создания нескольких специальных школ для всех родов оружия, – командные курсы должны быть универсальными, соединять в себе все отрасли военного дела, до авиации включительно. Срок обучения на курсах определить в 8 месяцев. Курсы по организационной административно-тактической структуре представляет собой отдельный отряд, составленный из всех родов оружия и специальных служб технического назначения…»
** Справочно: Положением по организации Туркестанских Советских командных курсов Рабоче-Крестьянской Армии были определены организационная структура, продолжительность, программа и предметы обучения, порядок комплектования курсантского состава, руководства курсами, преподавательского состава, права и обязанности курсантов и другие стороны организации учебно-воспитательной работы. Базой для формирования курсов явилось бывшее юнкерское военное училище (Ташкентское военное училище, период деятельности 1914-1917 гг.). Для обучения будущих командиров Красной Армии из рабочих и крестьян частично был использован прежний преподавательский состав (после тщательной его проверки со стороны местных партийных и советских органов). На руководящую и преподавательскую работу, командные должности направлялись военные специалисты, добровольно перешедшие на службу в Красную Армию. Контроль над учебой и воспитанием курсантов осуществлялся представителями Советской власти и советскими военными комиссарами. Продолжительность обучения на Туркестанских советских командных курсах, как и во всех военных курсах и школах страны в зависимости от профиля обучения и обстановки на фронтах, колебалась от четырех до восьми месяцев. Однако эти сроки не выдерживались - сложность боевой обстановки на фронтах Гражданской войны вызывала необходимость производить досрочные выпуски красных командиров. Организационная структура курсов, согласно Положению, получила свое оформление в виде пехотного, артиллерийского и саперного отделений. Общее количество курсантов определилось в 300 человек. Комплектование происходило главным образом за счет красноармейцев-фронтовиков, проявивших себя в боях. Кандидаты на командные курсы отбирались войсковыми частями на общих красноармейских собраниях. Командированный на курсы должен был иметь еще и рекомендации партийных и советских организаций. По условиям приема на курсы направлялись физически здоровые граждане и красноармейцы в возрасте от 18 до 30 лет, умеющие бегло читать и писать, излагать связно прочитанное, знать четыре правила арифметики. Положением о Туркестанских Советских командных курсах предусматривалась двухкурсовая система. На первом курсе в течение нескольких месяцев изучались общеобразовательные предметы и основы военного дела - специальные военные дисциплины, необходимые командному составу всех родов оружия и специальностей. Особое внимание обращалось на воинское воспитание, укрепление сознательной дисциплины, общее развитие классового самосознания и кругозора курсантов, выработку всех качеств, необходимых сознательному бойцу за идеи социализма. На втором курсе, в зависимости от индивидуальных наклонностей курсантов, происходило их разделение по специальности, по родам оружия; подготовка курсантов носила преимущественно военно-технический характер. Основными разделами программы обучения были военно-техническая и социально-политическая подготовка. В раздел военно-технической подготовки входили: тактика, топография, фортификация, артиллерия, уставы, пулеметное дело, администрация, метание гранат, стрельба, верховая езда, иппология, конное обучение, пеший строй, гимнастика, ручная рубка, военная авиация, понтонное дело, военный телеграф, автомобильное и автотранспортное дело. Раздел социально-политический включал в себя социологию, политэкономию, историю политических движений, географию, историю, программы социалистических партий, основы государственного и уголовного права, русскую литературу, местный язык, основы физики, элементарную химию и электротехнику. В основу боевой подготовки будущих краскомов был положен принцип широкого развития инициативы, умения ориентироваться в любой обстановке, сознательного отношения к делу. Организационно курсы подразделялись на классные отделения по 25-30 человек в каждом. Во главе каждого классного отделения стоял инструктор, на которого возлагалась задача строевой подготовки курсантов и изучение уставов. В помощь ему для проведения практических занятий назначался помощник. Общее наблюдение за подготовкой курсантов, внутренним распорядком, руководство тактическими учениями вменялось в обязанность помощника заведующего (начальника) курсами по строевой части. Контроль над классными занятиями, руководство преподавательским составом, составление программ, расписания занятий возлагались на помощника заведующего (начальника) курсами по учебной части.