Форум Поисковых Движений

VII-Несокрушимая и легендарная => 75-«Воздушные рабочие войны»: ВВС в боях за Родину => 05а-Аэродромы => Тема начата: начкар@ от 06 Января 2011, 16:26:31



Название: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 06 Января 2011, 16:26:31
в донесениях:

АСН №2
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018001-0107/00000150.jpg&id=52553587&id=52553587&id1=1e4db34319293e61ae5898189c1a12e0

АСН №5
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/058-0018004-0032/00000326.jpg&id=81605279&id=81605279&id1=72ad1e2ba0b8aed3c641c118ce0e68ec
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0889/00000024.jpg&id=73077939&id=73077939&id1=25e7b5cfc98d59bec3c1d33c55bc9e00

АСН №6
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/058-0018003-0451/00000681.jpg&id=73522750&id=73522750&id1=b830b12a519fa269e4e698b8eb62a1af
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/003/058-0018002-1258/00000039.jpg&id=54418843&id=54418843&id1=e21aa226545de698755b1c711a9054d4


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 06 Января 2011, 17:45:49
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Благодарю за открытие интересной темы!
Из этих документов вытекает, что, по меньшей мере, два АСН - № 2 и № 6 - входили в состав Московского аэродромного узла.
Первого из них, в Монино фактически не существует, а на части его территории действует крупнейший в бывшем СССР Музей авиации, второй - это ныне умирающий как аэродром Тушино - с 1960 года в черте города Москва.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 21:00:24
АСН № 3

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/002/058-0018003-0964/00000230.jpg&id=4442320&id=4442320&id1=f9750725e73076ebb02e2768f743bd47


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 21:04:17
АСН ВВС КА

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/001/058-0818883-0733/00000474.jpg&id=6301972&id=6301972&id1=829bfb9fca0f467f28ff95dff8f51119


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 21:07:42
АСН  № 4

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0563784-0005/00000053.jpg&id=74041019&id=74041019&id1=1e1070dfc730cc69a02c1d04bd2cc4f9


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 07 Января 2011, 21:09:43
Уважаемый Борис Петрович!
Спасибо за этих трёх авиаторов!
К сожалению, ни один имеющихся в ОБД "Мемориал" сканов документов про них не проливает свет на дислокации обоих выявленных Вами номерных аэродромов специального назначения, а с "безномерным" надо разбираться в первую очередь с самим Щербаковым.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 21:18:05
Остафьевский аэродром спец. назн.


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0665/00000518.jpg&id=74748073&id=74748073&id1=32fbd1465ebd3c30c405ce2f064eb53c


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 21:34:16
Уважаемый Константин Борисович!

Выкладываю первичную информациию по найденным АСН.  Подробный поиск потребует некоторое время. Я думаю поиск будет вестись коллегиально.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 07 Января 2011, 22:03:54
Уважаемый Борис Петрович!
А вот за этого - особое спасибо!
Оказывается, что в 1985 - 1986 годах я служил на бывшем "Аэродроме специального назначения"!
Остафьево - это в Подмосковье, в Подольском районе, у железнодорожной станции Щербинка (сейчас это - официальная граница Москвы). Как можно было там ПРОПАСТЬ БЕЗ ВЕСТИ? Тем более не лётчику, а замполиту автороты?
Кстати, в то время наша в/ч 13736 поддерживала в порядке могилы наших авиаторов времён войны на двух близлежащих кладбищах. По именам их я сейчас, конечно, не вспомню, зато до сих пор помню места их расположения, так как не раз бывал там с нашим замполитом. Сомневаюсь, что сейчас за ними кто-то ухаживает - всесильный "Газпром" выгнал нашу в/ч с родного для неё Остафьевского аэродрома аж в Старую Руссу! Однако, всё это отношения к теме не имеет...
В любом случае, это подтверждает моё предположение, что Аэродромы специального назначения находились в пределах Московского аэродромного узла.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 07 Января 2011, 22:13:50
Щербинка от меня почти рядом 80 км.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Владимир-Архивариус от 07 Января 2011, 22:14:48
Добрый вечер.
Круто!
Аэродромы специального назначения ГАЗПРОМА!


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Владимир-Архивариус от 07 Января 2011, 22:16:57
А этот пункт приказа
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0665/00000518.jpg&id=74748073&id=74748073&id1=32fbd1465ebd3c30c405ce2f064eb53c
отменен в 1952 году.
Нашёлся?


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 07 Января 2011, 23:22:42
Уважаемый Владимир Степанович!
Вы пишете, что, мол, "круто - Аэродромы специального назначения ГАЗПРОМА!". На самом деле в Остафьево сейчас ещё круче - это одновременно центральный аэродром "Газпрома" и центральный аэродром Морской авиации ВМФ! Причём "газпромовские" и "морские" машины там только что не вперемешку стоят! При мне в 1985 - 1986 годах там был только один "чужой" самолёт - Министра среднего машиностроения СССР, так он и то в нашей в/ч числился!
Но это всё приколы, а если серьёзно, то особая историческая "крутость" на остафьевском аэродроме была в том, что к нему минимум до середины 50-х годов нельзя было проехать на легковой машине, так как нормальных дорог просто не было! Только на грузовике или на "козле" в крайнем случае!
"Память народная" (а я застал в части ещё последнего реального участника войны - капитан Моисеев (полная грудь наград за войну, но из-за своих "заслуг" послевоенных за 40 лет после Победы выше капитана подняться не смог - фигура, достойная особой темы!) сохранила факт вынужденной посадки на нашем аэродроме лайнера некоего высокого лица (назывался аж сам "наш дорогой Никита Сергеевич!"), правительственный эскорт за которым намертво завяз за Щербинкой... Был ли это сам "главный кукурузник Страны Советов" или иной "слуга народа" рангом поменьше, точно не выяснено, но буквально на следующий день к аэродрому (а заодно и к окрестным населённым пунктам, в том числе - к знаменитой подмосковной усадьбе Остафьево) проложили асфальтированное шоссе, за что местные жители были страшно благодарны "партии и правительству", так как по нему Советская Власть ещё и автобус от Щербинки до Подольска пустила!
"А вы говорите" - Аэродром особого назначения! :)
А насчёт замполита остафьевской автороты: я же говорил, что пропасть там без вести невозможно! В 1942-м пропал, но в 1952-м всё равно нашёлся! :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 08 Января 2011, 00:19:04
Мячково (аэропорт)
аэродром (бывший аэропорт) в Раменском районе Московской области. Расположен в 1 км севернее деревни Верхнее Мячково в 16 км от МКАД по Новорязанскому шоссе.
Основан в 1941 году как аэродром спецназначения: здесь базировался 229-й летный отряд антарктической авиации, который проводил исследования Арктики и Антарктики (на самолётах Ли-2, а с 1950-х годов - Ил-14).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аэродром_Мячково

мог быть одним из "номерных" аэродромов?


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 08 Января 2011, 00:31:49
о 4-м АСН:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/010/058-A-0095256-0008/00000120.jpg&id=72694172&id=72694172&id1=5c8ae54a2c8b645dd3a918fb94b36ffb


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 08 Января 2011, 01:47:26
Уважапемый Сергей Сергеевич!
Конечно, Мячково мог быть одним из "номерных" аэродромов специального назначения. Но нужны, конечно, более серьёзные, чем "Википедия" :) , подтверждения этого.
Фраза про то, что там базировалась не просто полная лажа, но ещё и "жесть": оказывается в 1941 году у нас была "антарктическая авиация"! Третий Рейх со своей "Новой Швабией" отдыхает :)
"Нововыявленный" Вами скан, увы, не даёт никакой привязки к "номеру чевёртому" :(
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 08 Января 2011, 08:55:38
АСН ВВС К.А.

Номер записи    6301973
Фамилия   Щербаков
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Последнее место службы   аэродром СПец. назнач ВВС К. А.
Воинское звание   старшина
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   26.04.1942
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   818883
Номер дела источника информации   733
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/001/058-0818883-0733/00000474.jpg&id=6301972&id=6301972&id1=829bfb9fca0f467f28ff95dff8f51119

Номер записи    50430722
Фамилия   Щербаков
Имя   Иван
Отчество   Васильевич
Дата рождения   __.__.1915
Место рождения   Сумская обл., г. Середино-Буда
Дата и место призыва   Середино-Будский РВК, Украинская ССР, Сумская обл., Середино-Будский р-н
Последнее место службы   3 АДДД
Воинское звание   старшина
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   26.04.1942
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   818883
Номер дела источника информации   465
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818883-0465/00000018.jpg&id=50373539&id=50373539&id1=d7918f350604dcc4cbb40a1fe4c8ff47

Из донесения видно, что АСН ВВС К.А. – военный аэродром «Чкаловский» (г.Щелково).
Или я ошибаюсь?



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 08 Января 2011, 11:40:17
Уваажаемый Борис Петрович!
Вы правы - это именно "Чкаловский"!
Можно предположить, что все "Аэродромы специального назначения" времён войны - это места базирования в Московском авиационном узле именно Авиации дальнего действия.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 10 Января 2011, 01:30:46
Уважаемые коллеги!
Выяснил, что мой бывший подмосковный аэродром был:
с 12.02.1942 - Остафьевским аэродромом специального назначения Главного Управления ВВС КА (то есть пока без номера),
с 01.03.1943 - Аэродром специального назначения № 5.
И официально именовался так аж до 29.01.1964.
Извлёк то осюда - http://www.superstor.ru/index.php/component/joobb/topic/72-10275 , где эти данные приведены по ссылке из ЦАМО.
Итак, ещё один "номерной" АСН известен!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
 


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: BORUS от 10 Января 2011, 12:13:48
АСН № 3


Номер записи    57000116
Фамилия   Гребеньков
Имя   Степан
Отчество   Самсонович
Дата рождения   __.__.1893
Место рождения   Московская обл., г. Скопин
Дата и место призыва   10.05.1942 Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н
Последнее место службы   п/п 36720
Воинское звание   красноармеец
Причина выбытия   умер
Дата выбытия   26.05.1943
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18004
Номер дела источника информации   158


36720   АЭРОДРОМ СПЕЦ.НАЗ.НОМ.3 ЛЮБЕРЦЫ      

(http://s015.radikal.ru/i330/1101/97/47bf8201b400.jpg)


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 24 Марта 2012, 17:59:55
Уважаемые коллеги!
Выяснил, что мой бывший подмосковный аэродром был:
с 12.02.1942 - Остафьевским аэродромом специального назначения Главного Управления ВВС КА (то есть пока без номера),
с 01.03.1943 - Аэродром специального назначения № 5.
И официально именовался так аж до 29.01.1964.
Извлёк то осюда - http://www.superstor.ru/index.php/component/joobb/topic/72-10275 , где эти данные приведены по ссылке из ЦАМО.
Итак, ещё один "номерной" АСН известен!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
 

думаю, будет познавательно  ;)


начальник АСН №5 подполковник Любогощев А.В.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/040/033-0682526-0682/00000244.jpg&id=16391040&id=16391040&id1=49694f05b57997249b2f93269c7992ee

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/040/033-0682526-0682/00000245.jpg&id=16391041&id=16391041&id1=ba60da2443c4320c85eb5e2a4aa62e73

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/095/033-0686044-3430%2B004-3429/00000007.jpg&id=20495474&id=20495474&id1=79c54021a126d8fdd33a1c1250624c3c


начальник штаба  АСН №5 майор Симановский Я.Н.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/296/033-0690155-4339%2B011-4336/00000219.jpg&id=35331171&id=35331171&id1=0437135a8ff478e4bd6100237e90ba7d

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/147/033-0686196-1322%2B040-1321/00000460.jpg&id=23412601&id=23412601&id1=9a128c8d6b1e03ad5db6b94e1ade7141



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Марта 2012, 19:17:54
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Спасибо за эти документы! Буду "читать и размышлять над ними" :)
С уважением - К.Б.Стельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: nestor от 24 Марта 2012, 20:55:42
буквально на следующий день к аэродрому (а заодно и к окрестным населённым пунктам, в том числе - к знаменитой подмосковной усадьбе Остафьево) проложили асфальтированное шоссе
Отрезок от гарнизона до усадьбы "Остафьево" асфальтировали на моих глазах в 1964-1965 г. А дальше дорогу до Силикатной заасфальтировали за максимум 2 года. Причем пристанционный круг-пятачок для разворота автомашин на Щербинке оставался незаасфальтированным и в 1970 г.
Что же касается пропавшего без вести, то первоначально я предположил утопление в одном из омутов Остафьевского пруда, там это происходит нередко, где-то примерно по случаю в год. Но октябрь месяц для этого неподходящий. Впрочем, бойца автороты могли командировать куда-то далеко за какой-то надобностью и в действующие части, где пропасть без вести было обычным делом.
Где-то читал, что в войну (как раз с осени 1942 г.) то был (центральный) аэродром Штаба партизанского движения.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 24 Марта 2012, 23:57:48
Продолжим экскурсию по наградным , связанных с АСН

АСН № 2

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/109/033-0686044-4022%2B004-4021/00000045.jpg&id=21004949&id=21004949&id1=2b13e78547d81078f1a2e7fe19bacbbb
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/109/033-0686044-4022%2B004-4021/00000046.jpg&id=21004957&id=21004957&id1=fc2d99cbabade2c41cea083b5425e4f8

наградные подписывал начальник АСН №2 генерал-майор интенд. службы Воронец.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/109/033-0686044-4022%2B004-4021/00000047.jpg&id=21004968&id=21004968&id1=347449848ab688f742ae4fd34c17dcc7



его наградной будучи полковником

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0580/00000504.jpg&id=12116810&id=12116810&id1=cce41b6c70fcd0eeafc61db7faf77d39
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0580/00000505.jpg&id=12116811&id=12116811&id1=1a5e5ab2655a0b49c85c7a0be74d83c6


был начальником аэродрома, возможно, до июня 1944г

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/454/033-0686046-0374%2B010-0371/00000133.jpg&id=46961200&id=46961200&id1=77196a4e267757015b6fb0aaa1982c3c

=======================================================

подтверждаем - АСН №2 - Монино


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 25 Марта 2012, 07:56:53
Думаю, что справедливо будет отнести к аэродромам специального назначения и те, которые использовались в качестве переправочных баз для выброски в глубокий тыл противника разведывательных и других специальных отрядов и групп. Эти аэродромы конечно же находились в оперативном подчинении соответствующих разведывательных органов НКО и НКВД. Прежде всего это аэродром Быково в Подмосковье, с началом войны под Смоленском и Юхновом. В распоряжении фронтов также имелись такие аэродромы, где базировались военно-транспортные самолеты оперирующие в интересах РО армий и фронта.
Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: nestor от 25 Марта 2012, 09:54:04
В начале войны под Смоленском было 3 аэродрома. Северный, печально известный, далее Каменка к востоку от города (на момент начала войны числился строившимся Вяземлагом), и на запад в районе Катыни у д. Печерск (позднее его использовала абвершуле "Сатурн"). Какой из трех Вы имеете в виду?


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 25 Марта 2012, 10:56:04
Уважаемый Алесандр Ануфриевич!
Вы упоминаете "аэродром Быково в Подмосковье". Как я уже писал в соответствующй теме на нашем Форуме - Быково - это Центральный аэродром ВВС ПВ НКВД. Понятие "Центральный аэродром" существовало во всех советских ведомствах, имевших свою собственную авиацию: ГУГВФ - Внуково (при этом "по привычке" Центральным именовался также московский аэродром на ХОдынке), НКВМФ - Измайлово, ГУСМП - Тушино и т.д.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 25 Марта 2012, 18:40:07
Думаю, что справедливо будет отнести к аэродромам специального назначения и те, которые использовались в качестве переправочных баз для выброски в глубокий тыл противника разведывательных и других специальных отрядов и групп. Эти аэродромы конечно же находились в оперативном подчинении соответствующих разведывательных органов НКО и НКВД. Прежде всего это аэродром Быково в Подмосковье, с началом войны под Смоленском и Юхновом. В распоряжении фронтов также имелись такие аэродромы, где базировались военно-транспортные самолеты оперирующие в интересах РО армий и фронта.
Александр Слободянюк
Уважаемый Алесандр Ануфриевич, конечно, вы правы, если рассматривать в контексте названия темы. Просто изначально тема строилась вокруг аэродромов, которые официально именовались АСН и имели номер..


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 25 Марта 2012, 19:44:42
Уважаемый Алесандр Ануфриевич!
Вы упоминаете "аэродром Быково в Подмосковье". Как я уже писал в соответствующй теме на нашем Форуме - Быково - это Центральный аэродром ВВС ПВ НКВД. Понятие "Центральный аэродром" существовало во всех советских ведомствах, имевших свою собственную авиацию: ГУГВФ - Внуково (при этом "по привычке" Центральным именовался также московский аэродром на ХОдынке), НКВМФ - Измайлово, ГУСМП - Тушино и т.д.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович добрый вечер!
Быково занимал особое место в системе Диверсионно-разведывательных подразделений НКВД. 
Известный и документально подтвержденный факт, когда при формировании ОМСБОН НКВД СССР в список личного состава 4 батальона в составе 2-го полка, был включен личный состав прибывший из Западных областей БССР и находившийся в Быково, где располагалась переправочная база Особой группы при Наркоме внутренних дел Союза ССР. Поселок Быково в Раменском районе Московской области (с 1926 года, с 1962 года поселок городского типа), расположен в 35 км к юго-востоку от Москвы. Железнодорожная станция).
Для переброски в район выполнения специального разведывательного задания и проведения диверсионных актов в глубоком тылу в основном применялся способ переброски по воздуху с последующим десантированием на парашюте. Для этого формировались авиаотряды Особого назначения, в том числе и из состава Авиабригады ПВ НКВД. На этот счет также я уже показывал приказы НКВД СССР.
С момента прибытия такого авиаортяда ОН на любой аэродром, соответственно его режим переводился на режим аэродрома Особого Назначения.
На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...
С уважением Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 25 Марта 2012, 19:45:47
В начале войны под Смоленском было 3 аэродрома. Северный, печально известный, далее Каменка к востоку от города (на момент начала войны числился строившимся Вяземлагом), и на запад в районе Катыни у д. Печерск (позднее его использовала абвершуле "Сатурн"). Какой из трех Вы имеете в виду?

Добрый вечер!
Пока не готов ответить на этот вопрос, обязательно позже дам сведения.
Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 25 Марта 2012, 20:16:50
После захвата противником Смоленска ПДС штаба ВВС Западного фронта передислоцировалась в район Вязьмы, где продолжала вести парашютную подготовку личного состава специальных разведывательных и диверсионно-разведывательных отрядов и групп, а также парашютистов для парашютно-десантных батальонов.
Ставка Верховного Главнокомандования вначале июля 1941 года решила привести в порядок воздушно-десантные войска и использовать их на Западном фронте по прямому назначению. В качестве средства для выброски воздушных десантов предназначались 1-й и 3-й тяжелобомбардировочные авиаполки, они были переданы в непосредственное подчинение командующему ВВС Западного фронта. За боевые успехи на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк, которым командовал полковник И. Ф. Филиппов, был награжден орденом Красного Знамени. Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 дивизии разместились на четырех аэродромах, расположенных вокруг города Юхнов на небольшом расстоянии. Уже в конце июля 1941 года по приказу командующего ВВС Западного фронта генерала Мичугина , капитан Старчак И.Г. оборудовал новую базу для подготовки парашютистов, засылаемых во вражеский тыл, которая разместилась в г. Юхнов вблизи от Мальцевскго аэродрома на берегу полноводной реки Угры (куда переместившись соответственно из под Вязьмы). В этом период перед переформированием в составе парашютно-десантной службы находились около 200 бойцов и командиров, подобранных из состава фронтовых авиационных частей, 150 недавно прибывших комсомольцев и несколько десятков хорошо обученных парашютистов из числа личного состава 214-й отдельной воздушно-десантной бригады. Надо обратить внимание, что переменный состав из числа агентурных разведчиков и разведчиков диверсантов (Разведкурсы при 1-м и 2-м отделениях Разведотдала штаба Западного фронта) в это число не входили. На базе этих подразделений приказом Командующего ВВС Западного фронта и была сформирована Отдельная парашютно-десантная группа под командованием капитана Старчака И.Г.
Об этом же оставил свои воспоминания видный военный разведчик Герой Советского Союза полковник Г.М. Линьков: «Шестого августа, имея пятьдесят пять человек и двадцать три грузовых мешка, заполненных боеприпасами, мы отбыли на прифронтовой аэродром в Юхново, где размещался авиадесантный полк, производивший выброску десантников на самолетах ТБ- 3.
Даже такой большой отряд, выбрасываемый за линию фронта впервые никто не сопровождал, а перед отправкой с нами никто не беседовал, если не считать пятиминутного разговора, который состоялся у меня в день выезда из Москвы с тов. И.И. Ильичевым, являвшимся тогда комиссаром ГРУ.
Я прочитал сов. секретный приказ о своем назначении и о том, что в мою обязанность входило развитие массового партизанского движения в тылу врага. При этом указывалось, что при продвижении Советской Армии и отступлении фашистских войск, возглавляемый мной отряд должен отходить на запад, продолжая выполнять поставленную задачу. Район выброски и пункты сбора были установлены в Москве. Все ясно. Но меня обязывали перед вылетом явиться в штаб Западного фронта, которым тогда командовал маршал Тимошенко, а членом Военного Совета был Булганин….»
   Вокруг Юхнова четыре аэродрома Особого назначения…


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 25 Марта 2012, 22:04:53
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...".
"Тушинским аэродромом" традиционно называют ДВА РАЗНЫХ АЭРОДРОМА, находившихся на расстоянии нескольких километров один от другого и на деле не имевших друг к другу никакого отношения: Центральный аэродром Осоавиахима (частично ещё существующий поныне, у станции метро "Тушинская") и Центральный аэродром авиации ГУСМП (его территория ныне полностью застроена, а в позапрошлом году уничтожен последний его ангар; у станции метро "Планерная"). При этом последний, например, ещё в 1941 году использовался авиацией НКВМФ, пока поздней осенью не был распахан "во избежание посадки там немецкого десанта".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 26 Марта 2012, 00:08:04
с полсотни  приказов о награждении - пока только по АСН 5 попадались.. например

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/051/033-0682526-1313%2B112-1312/00000197.jpg&id=17107250&id=17107250&id1=fce2aebd70620e8453014ee00d200090
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/051/033-0682526-1313%2B112-1312/00000198.jpg&id=17107259&id=17107259&id1=bb13cfd327019cc2db7eea06266ff279

и познавательные наградные! что за мазь О.К.М.?

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/051/033-0682526-1313%2B112-1312/00000199.jpg&id=17107265&id=17107265&id1=68e531afecc2e96a08f72def0aa8aa6e


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 26 Марта 2012, 00:59:36
наградные по АСН 2. Для меня особенно интересны, по роду проф.деятельности - пожарные!  В основном пож.команда состояла из девушек - красноармейцев.

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000551.jpg&id=17303283&id=17303283&id1=2a4924e1a6a1d3d767b771aadcd6277e
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000552.jpg&id=17303291&id=17303291&id1=e7ace3dc409a7b1d6aec9e9ff8ef29eb

наградной нач.пожкоманды АСН 2

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000555.jpg&id=17303303&id=17303303&id1=2ba2822d591c3a060e8324512f8eed9e



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 26 Марта 2012, 07:52:13
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...".
"Тушинским аэродромом" традиционно называют ДВА РАЗНЫХ АЭРОДРОМА, находившихся на расстоянии нескольких километров один от другого и на деле не имевших друг к другу никакого отношения: Центральный аэродром Осоавиахима (частично ещё существующий поныне, у станции метро "Тушинская") и Центральный аэродром авиации ГУСМП (его территория ныне полностью застроена, а в позапрошлом году уничтожен последний его ангар; у станции метро "Планерная"). При этом последний, например, ещё в 1941 году использовался авиацией НКВМФ, пока поздней осенью не был распахан "во избежание посадки там немецкого десанта".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович добрый день!
В годы войны Тушино был городом на территории Московской области, где размещался знаменитый ТМЗ НАП №500. Знаю, потому что когда занимался 256-м полком войск НКВД, куда с фронта прибыл для дальнейшей службы мой отец. 1 батальон 256 полка охранял объекты в г.г. Тушино, Красногорске, в Одинцовском районе и на ст. Долгопрудная.
Поэтому вблизи г. Тушина размещались аэродром ДОСАФ (сохранился до настоящего времени, видно по стоянке самолетов, но не видел их полетов) и аэродром дивизии АДД, а также в октябре сюда перелетели самолеты из под Юхнова.
И Воздушные праздники перед войной проходили на Тушинском поле.
С Тушинского аэродрома, по воспоминаниям разведчиков, многие из них вылетали на выполнение специальных заданий в глубокий тыл врага.
Конечно же каждый из аэродромов имел свои разграничения. Один от другого распологался в зоне видимости. И по сей день на многих аэродромах происходит совместное базирование гражданских и военных летных отрядов (эскадрилий) самолеты которые пользуются общей ВПП.
Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 26 Марта 2012, 10:59:22
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы абсолютно правы: Тушино было городом Московской области вплоть до 1960 года, когда в числе ряда прочих окружавших столицу крупных населённых пунктов вошло в состав Москвы.
Центральный аэродром Осоавиахима к ТМЗ никакого отошения не имеет (завод расположен как раз значительно ближе к бывшему Центральному аэродрому ГУСМП), просто весь этот район был отдан этой организации (включая и авиаремонтный завод ДОСААФ у самого метро "Тушинская"). Реально аэродром был огромным (больше, чем сейчас от него осталось), но в настоящее время он используется, к сожалению, для чего угодно (выставки автомобилей, автогонки, репетиции парадов, место тренировки ОМОНа по разгону демонстраций пенсионеров и т.д.), но только не для авиации (на поле стоят всего несколько машин, из них Ил-14 в полностью нелётном состоянии, а Ан-24 с виду вроде ничего, но тоже явно не летает...).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 26 Марта 2012, 22:56:32
в приказе наградные по АСН №2 и №5

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/107/033-0686044-2249%2B004-2248/00000190.jpg&id=20051150&id=20051150&id1=80620064610d5a8e5f8426b3448bac4a
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/107/033-0686044-2249%2B004-2248/00000191.jpg&id=20051159&id=20051159&id1=72ffa8b60fcf5a4c546f4647f3151d7f
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/107/033-0686044-2249%2B004-2248/00000192.jpg&id=20051177&id=20051177&id1=6ede52f38e2a9569da9031c4d3da0d53

еще АСН №2

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/108/033-0686044-2249%2B004-2248/00000265.jpg&id=20104004&id=20104004&id1=f3f557db4970a1af0fe8eaf09af7277b


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: nestor от 27 Марта 2012, 07:28:09
   Вокруг Юхнова четыре аэродрома Особого назначения…

Один из четырех, похоже, в Чиплево, поскольку туда тогда часто командировали бойцов 252 полка кв НКВД, не конкретизируя целей. Т. е. они следовали туда, по всей видимости, не сопровождая пленных / заключенных, не в загранотряды, поскольку такие цели обычно указывались, а для внешней охраны аэродрома методами скрытых засад. В Юхнове, либо недалеко от него находился лагерь пленных, однако по книге приказов по строевой части активности по его обслуживанию силами 252 полка не заметно.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 13 Июня 2012, 09:08:06
Полковник Тимофеев Ефим Васильевич начальник аэродрома Специального назначения №4 (Кубинка) 1893 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1919 года, в Красной Армии с 1918 года был призван Смольнинским РВК г. Ленинграда, участник Гражданской войны с 1918 по 1922 гг. военный комиссар авиации на Восточном, Кавказском, Юго-Западном, Северном фронтах.
   Работая длительное время начальником Аэродрома Специального назначения №4 и начальником Кубинского авиационного гарнизона обеспечил бесперебойное обслуживание оперативных полетов и учебно-тренировочных полетов Разведывательных полков Главного Командования, 72-го Петрозаводского Разведывательного полка и боевые полеты авиаполков Авиации Дальнего Действия (АДД). Аэродром обеспечил свыше 10000 самолето-вылетов, 155 боевых маршрутов полета частей и подразделений. Находится в прямом подчинении генерал-лейтенанта Грендаль заместителя Начальника Штаба ВВС РККА по разведке.
   Награды: представлен к ордену Отечественной войны II-й степени, награжден орденом Красная Звезда (1944), медаль ХХ лет РККА в 1938 году.
13.06.2012 г. Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 13 Июня 2012, 09:19:26
орден Отечественной войны II-й степени (1944)
представлялся к этому ордену, но награжден орденом Красной Звезды

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686043-0076%2B003-0074/00000472.jpg&id=19032835&id=19032835&id1=428186ee155c6a6d3352322b172a985f


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 13 Июня 2012, 10:54:00
на данный момент установлено:

АСН № 2 - Монино
АСН № 3 - Люберцы
АСН № 4 - Кубинка
АСН № 5 - Остафьево
АСН № 6 - Тушино


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 19 Ноября 2012, 02:51:19


майор Курский Иван Федорович, с начала войны начальник  АСН №6

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/099/033-0686043-0083%2B003-0081/00000183.jpg&id=19662698&id=19662698&id1=b615ea031529b2698babded08403b381
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/099/033-0686043-0083%2B003-0081/00000184.jpg&id=19662699&id=19662699&id1=3f048e3c41be5998921a8cd2add7d277



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 15 Января 2013, 12:59:19

Аэродром специального назначения ВВС КА (АСН № 2 – Монино)
Начальник -  Воронец Иван Иванович (1892-?), представитель высшего командно-начальствующего состава ВВС КА, генерал-майор интендантской службы (25.03.1943).
Родился в 1892 году, русский. Член ВКП(б) с 1942 года. В Красной Армии с октября 1918 года, участник Гражданской войны на Северном, Южном, Северо-Кавказском фронтах и в Туркестане по борьбе с басмачами и белоангличанами в 1918-1922 гг. Участник Отечественной войны.
С начала Отечественной войны до октября 1942 года АСН обслужил 37 бомбардировочных и истребительных полков (прим. авт. – не случайно в 1938-1940 г. это был основной аэродром 1-й Армии Особого Назначения ВВС Красной Армии). Под руководством полковника Воронец И.И. для обеспечения боевых вылетов авиачастей, громивших немцев и обеспечению частей, перелетавших на фронт было своевременно подано 4451 тонн авиабомб, 13 миллионов патронов и 14000 тонн авиационного бензина. Аэродром спецназначения ежедневно обеспечивал питанием до 3500 летчиков, техников мотористов. Проделал большую работу по транспортировке грузов ВВС КА и ВДВ КА фронтовым частям.
С июня 1944 года генерал-майор и/с Воронец И.И. в ГВФ в должности заместителя начальника Управления Воздушной Магистрали Москва-Уэлькаль.
Награды: ордена Ленина (22.2.1945), орден Красного Знамени (03.11.1944), орден Отечественной войны I-й степени (18.08.1945), два ордена Красная Звезда (23.11.1942, медалями: ХХ лет РККА (22.02.1938) и др.

15.01.2012 г. Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 16 Января 2013, 09:49:00
Аэродром Специального Назначения ВВС КА (АСН № 5 – Остафьево, в/ч 10275)
Создан основании Директивы Заместителя НКО СССР от 09 февраля 1942 года за №338643 783-й батальон аэродромного обслуживания 6-го авиакорпуса был переформирован в Остафьевский аэродром специального назначения ГУ ВВС КА по штату № 015/189 и включен в состав 84 района авиационного базирования.
Остафьевский аэродром специального назначения приказом НКО СССР от 13 сентября 1942 года №00200 и приказа ВВС МВО от 02октября 1942 года №0186 из состава 84 района авиабазирования передан в состав 17 Авиационной дивизии Дальнего Действия.
Начальник – Любогощев Андрей Вахтович (1901-?), представитель высшего командно-начальствующего состава ВВС КА, подполковник.
Родился в 1901 году, русский. Член ВКП(б) С 1923 года. В Красной Армии с июня 1919 года призван Коротоякским РВК Воронежской области, участник Гражданской войны в 1919-1922 гг., ликвидация банд Махно, Колесникова и меньшевистского восстания в Закавказье, в 1922 году был ранен в левую ногу. Участник Отечественной войны с 22.06.1941 на Северо-Западном и Калининском фронтах, Авиация Дальнего Действия.
С началом войны тов. Любогощев А.В. начальник 206-й авиабазы, дислоцированной на военном аэродроме ШАУЛЯЙ. При налете авиации противника взял на себя спасение самолетов из горящего ангара и все самолеты спас. Организовал отправку семей комначсостава гарнизона127, 206, 10 истребительных авиаполков и 46 скоростного бомбардировочного авиаполка. Вывез своевременно боеприпасы и имущество своей 206 и 127 авиабаз. При чем, с убытием с аэродрома Шауляй обеспечил охраной и оборону аэродрома в течении 4 суток. Произвел эвакуацию боеприпасов и имущсетва с аэродрома Сольцы без потерь. Хорошо обеспечил боевую работу ВВС 22-й, 27-й и 30-й армий Северо-Западного и Калининского фронтов.
С января 1943 года на основании приказа Командующего АДД №06 от 2.1.43г  подполковник Любогощев А.В. начальник Аэродрома Специального Назначения ВВС КА (Остафьевский аэродром специального назначения переименован в аэродром спецназначения №5. Директива штаба ВВС КА № 512043 от 27.2.1943 г. - АСН №5) в Остафьево обеспечил бесперебойную работу 3-го гвардейского авиационного полка и др. Базирующиеся на его аэродроме соединения АДД обслуживались в 1943 году безукоризненно во всех отношениях. Имеет минимальное количество, по сравнению с тылами корпусов, чрезвычайных происшествий. В период с 7 ноября 1942 года по 15 марта 1943 года АСН принимал непосредственное участие по выполнению боевых заданий в Сталинградской операции, обеспечивая боевые вылеты 3 и 8 Гвардейских авиаполков Дальнего действия. По завершению Сталинградской операции на аэродроме базировались соединения и части авиации Дальнего Действия; 3-й, 8-й, 14-й, 22-й гвардейские и 102-й авиационные полки из состава 2-й и 5-й гвардейских авиадивизий.
АСН №5 обеспечивал боевые вылеты соединений и частей, принимавших участие в Орловско-Курской наступательной операции и в освобождении городов: Ржев, Вязьма, Брянск, Смоленск, Харьков. Кроме этого обеспечены удары авиации ДД по политическим, промышленным и экономическим центрам в глубоком тылу противника: Берлину, Будапешту, Констанце, Кенигсбергу и др.
За период с мая 1943 года по март 1945 года только части 2-й гвардейской бомбардировочной дивизии ДД совершили 7051 боевой вылет с налетом 30362 часа, сброшено свыше 8300 тн бомб. 3-му гвардейскому авиационному полку ДД приказом Верховного Главнокомандующего от 25 сентября 1943 года присвоено почетное наименование «Смоленский».
Награды: орден Ленина (22.02.1945), орден Красного Знамени (03.11.1144), орден Отечественной войны I-й степени (30.03.1944), два ордена Красная Звезда (13.06.1943, ?), медаль ХХ лет РККА (22.02.1938) и др.
Примечание: Оста́фьево —  аэродромом совместного базирования для гражданских и военных воздушных судов. Расположен в Новомосковском административном округе Москвы, рядом с пос. Щербинка Подольского района Московской области. Создан как аэродром НКВД в 1934 году, позднее был передан Наркомату Обороны СССР и стал военным аэродромом.

16.01.2012 г. Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Dervish от 16 Января 2013, 11:34:32
наградные по АСН 2. Для меня особенно интересны, по роду проф.деятельности - пожарные!  В основном пож.команда состояла из девушек - красноармейцев.

52620587
Информация из донесения о безвозвратных потерях


Фамилия   Зубов   
Имя   Михаил   
Отчество   Степанович   
Дата рождения/Возраст   __.__.1915   
Место рождения   Горьковская обл., Ардатовский р-н, с/с Измайловский, с. Туркуш   
Последнее место службы   2 АСН   
Воинское звание   красноармеец   
Причина выбытия   убит   
Дата выбытия   07.06.1943   
Название источника информации   ЦАМО   
Номер фонда источника информации   58   
Номер описи источника информации   18001   
Номер дела источника информации   107

http://obd-memorial.ru/memorial/imagelink?path=d7fce105-94a6-48bd-b487-786525df2a30


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 16 Января 2013, 21:19:12
Уважаемый Александр Ануфриевич!
За информацию, связанную с аэродромом Остафьевыо - моё личное спасибо! Как я уже сообщал в этой теме, моя служба была связана с этим аэродромом, когда в 1985 - 1986 годах моя "Ласточка" на него базировалась.
Коротко здесь добавлю по его истории. До 1959 года - чисто военный аэродром МО СССР. С 1959 года - аэродром совместного базирования армейской и морской авиации, ныне - только морской совместно с гражданской авиацией, являясь главным аэродромом Морской авиации ВМФ и аэродромом "Газпрома".
До конца войны здесь базировались машины Дальней Авиации, которые, взлетая отсюда, бомбили, в частности, Берлин. На окрестных сельских кладбищах в период моей службы в Остафьеве ещё сохранялись могилы наших лётчиков, которые автор этого сообщения (уже и тогда интересовавшийся военной историей) на праздники посещал вместе с замполитом своей части.
Давно думаю о том, что надо бы историю и этого "своего" аэродрома написать...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 18 Января 2013, 08:30:57
Уважаемый Александр Ануфриевич!
За информацию, связанную с аэродромом Остафьево - моё личное спасибо! Как я уже сообщал в этой теме, моя служба была связана с этим аэродромом, когда в 1985 - 1986 годах моя "Ласточка" на него базировалась.
Коротко здесь добавлю по его истории. До 1959 года - чисто военный аэродром МО СССР. С 1959 года - аэродром совместного базирования армейской и морской авиации, ныне - только морской совместно с гражданской авиацией, являясь главным аэродромом Морской авиации ВМФ и аэродромом "Газпрома".
До конца войны здесь базировались машины Дальней Авиации, которые, взлетая отсюда, бомбили, в частности, Берлин. На окрестных сельских кладбищах в период моей службы в Остафьеве ещё сохранялись могилы наших лётчиков, которые автор этого сообщения (уже и тогда интересовавшийся военной историей) на праздники посещал вместе с замполитом своей части.
Давно думаю о том, что надо бы историю и этого "своего" аэродрома написать...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

    Уважаемый Константин Борисович спасибо!

    Приятно читать, что актив нашего форума представлен реальными участниками описываемых исторических фактов.
С началом Отечественной войны и объявлением 23 июня 1943 года мобилизации в местечке Остафьево на территории Подольского района Московской области в связи с введением в действие Плана организационного развертывания соединений и частей ВВС МВО на военное время было начато формирование 783-го Отдельного батальона аэродромного обслуживания по штату №015/110 на что был обращен приписной состав военнообязанных, призываемых из запаса и комначсостав ВВС МВО. Формирование завершено в полном объеме 19 июля 1941 года. 14 августа 1941 года батальон был включен в состав 81 района авиационного базирования 153 авиационной базы 6-го Авиационного корпуса МВО*. (Приказ 81 РАБ № 003 от 14 августа 1941 г.)
8 сентября 1941 года 783-й батальон аэродромного обслуживания был включен в состав 84-го района авиационного базирования и передан на штат № 015\138. Приказ ВВС МВО от 8-го сентября 1941 года №00131.
Примечание: *6-й истребительно-авиационный корпус (6-й иак) ПВО образован на основании Приказа Наркома Обороны от 19.06.1941 г. №0041 в составе 11 истребительных авиационных полков. Управление корпуса образовано 20.06.41 г. на базе штабов 24 иад и 78 иад. Штаб находился в Москве на улице Кирова, 33. Начальник штаба – полковник Комаров Иван Иванович. К началу войны в истребительных авиационных полках имелось 387 боевых экипажей: 175 экипажей имели самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, остальные 212 экипажей имели самолеты И-16 и И-153. Из 387 экипажей 150 были подготовлены к боевым действиям днем на средних и больших высотах, 68 — к боевым действиям ночью, остальные — к боевым действиям днем на малых и средних высотах. 1-й корпус ПВО и 6-й иак входили в состав Московской зоны ПВО, которой командовал генерал-майор М.С.Громадин. Все полки базировались на подмосковных аэродромах, в пределах 50 - 100 километров от столицы. Их обеспечивали 11 батальонов аэродромного обслуживания и три аэродромно-технические роты. Но самолетами корпус был укомплектован не полностью. С 09.07.41 г. в составе корпуса было 18 истребительных авиаполков и 585 самолетов. 12.07.41 г. на основе приказа Народного комиссара обороны СССР об организации управления истребительной авиацией ПВО г. Москвы корпус был разделен на четыре сектора обороны Москвы. Начальники секторов были одновременно заместителями командира авиакорпуса: Западный. Командир - подполковник П.М.Стефановский (семь иап); Северный. Командир - полковник А.И.Митенков (три иап); Южный. Командир - полковник К.Н.Трифонов (шесть иап); Восточный. Командир - майор М.Н.Якушин (два иап).  В дальнейшем количество полков на секторах росло. К 22.07.41 г. количество полков корпуса увеличилось до 29. К этому времени корпус насчитывал 585 самолетов, из них 170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16 и 45 И-153. На 04.10.41 г. корпус насчитывал 459 самолетов. К 10.10.41 г. в составе корпуса насчитывались один ближнебомбардировочный и 17 истребительных авиационных полков. Корпус имел 344 исправных боевых самолета и 416 летчиков, подготовленных для полетов днем. Из этого числа 118 летчиков могли выполнять боевые задания ночью и в сложных метеорологических условиях. ( из 413 самолетов, 327 были в боевой готовности) К концу осени 1941 года насчитывалось до 30 - 36 истребительных полков. В соответствии с приказом НКО СССР от 22.01.42 г. 6-й иак передан из ВВС МВО в состав Войск ПВО. 09.06.43 г. на базе корпуса развернута Первая истребительная воздушная армия ПВО (1-я ИВА ПВО), имевшая боевую задачу по обороне Москвы и ряда важных объектов в Подмосковье от воздушных ударов противника.

С уважением и наилучшими пожеланиями в Новом Году
18.01.2012г. Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 18 Января 2013, 22:14:35
Уважаемый Александр Ануфриевич!
И опять Вам - спасибо!
Всё, точно пора за историю Остафьевского аэродрома браться! Место-то "авиационное" ещё с 19-го века,с "зари русского воздухоплавания"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 22 Января 2013, 14:47:15
Центральный Краснознаменный Аэродром ВВС КА в Тушино
                          им. М.В. Фрунзе (АСН №6)
   Начальник – генерал-майор (с 17.10.1942) Курилов Семен Георгиевич 1894 года рождения, русский, член ВКП(б). В Красной Армии с 01.1918 года, добровольно. Участник Гражданской войны в составе Красногвардейского отряда на Украине, на Кубани и Северном Кавказе в составе Красной Армии.
   Руководит Центральным Аэродромом ВВС Красной Армии имени М.В. Фрунзе с 1937 года. в 1942 году аэродром под его руководством обеспечил 80000 самолето-вылетов и самолето-прилетов на аэродром и с аэродрома, крупные оперативные переброски по заданиям Главного Командования. Аэродром проводит подготовку по обеспечению перелетов Членов Правительства и иностранных Представителей. Аэродром-Аэропорт по руководством генерала Курилова С.Г. является образцовым.
   Награды: орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого II-й степени, два ордена Красная Звезда, медалями: ХХ лет РККА и др.

22.01.2013 г. Александр Слободянюк


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 22 Января 2013, 17:10:42
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Новое Вам спасибо - за информацию по Тушинскому аэродрому!
Место - историческое (начиная с лагеря "Тушинского вора" :) и как авиационное - уже не существующее (сейчас там строят суперсовременный стадион для московского "Спартака"). Собственно, бывшее поле аэродрома уже давно отрезано Волоколамским шоссе от бывшего главного здания ОСОАВИАХИМА, с открытого балкона которого руководители страны наблюдали в День Авиации полёты лучших "сталинских соколов", рядом - никому не известный памятник погибшим стратонавтам, на поле ещё в прошлом году видел остатки Ил-14 и с виду целого Ан-24. И всё... 
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 22 Января 2013, 22:11:54
Войсковая часть полевая почта № 40454 - 1-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ДЯГИЛЕВО
Войсковая часть полевая почта № 10298 - 2-й  АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.МОНИНО
Войсковая часть полевая почта № 36720 - 3-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЛЮБЕРЦЫ
Войсковая часть полевая почта № 64312 - 4-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЧКАЛОВСК
Войсковая часть полевая почта № 10275 - 5-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.ОСТАФЬЕВО
Войсковая часть полевая почта № 36745 - 6-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.НОГИНСК
Войсковая часть полевая почта № 40527 - 7-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ
Войсковая часть полевая почта № 78653 - 8-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ, 10 ВА
Войсковая часть полевая почта № 18377 - 9-й АЭРОДРОМ ОСНАЗ


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 22 Января 2013, 22:13:00
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Новое Вам спасибо - за информацию по Тушинскому аэродрому!
Место - историческое (начиная с лагеря "Тушинского вора" :) и как авиационное - уже не существующее (сейчас там строят суперсовременный стадион для московского "Спартака"). Собственно, бывшее поле аэродрома уже давно отрезано Волоколамским шоссе от бывшего главного здания ОСОАВИАХИМА, с открытого балкона которого руководители страны наблюдали в День Авиации полёты лучших "сталинских соколов", рядом - никому не известный памятник погибшим стратонавтам, на поле ещё в прошлом году видел остатки Ил-14 и с виду целого Ан-24. И всё... 
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович доброй ночи!
Спасибо на добром слове. Интересная тема.

Аэродром Специального Назначения №3 (АСН №3 Люберцы)
   Начальник – по состоянию на апрель 1944 года майор Гавриленко Григорий Николаевич 1906 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1931 года. В Красной Армии с 1928 года, был призван Бухаторский УВК. Участник Отечественной войны с октября 1941 года.
В октябре 1941 года возглавил 558-й Отдельный батальон аэродромного обслуживания в составе Управления 84-го Района Аэродромного базирования (начальник подполковник Ващук) на аэродроме Люберцы и сделал его одним из лучших в Московском военном округе (ВВС МЗО). Отлично справляется с обеспечением боевой работы самолетов Тяжелой бомбардировочной авиации в зимний период 1941/1942 гг., обеспечивает всем необходимым маршевые перегонные группы 1 Перегонной бригады, следующие на фронт.
Награды: орден Красная Звезда (30.03.1943), медалями:  «За боевые заслуги (03.11.1944), «За оборону Москвы» (01.05.1944) и др.

22.01.2013 г. Александр Слободянюк



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр Слободянюк от 23 Января 2013, 15:26:36
Войсковая часть полевая почта № 40454 - 1-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ДЯГИЛЕВО
Войсковая часть полевая почта № 10298 - 2-й  АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.МОНИНО
Войсковая часть полевая почта № 36720 - 3-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЛЮБЕРЦЫ
Войсковая часть полевая почта № 64312 - 4-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЧКАЛОВСК
Войсковая часть полевая почта № 10275 - 5-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.ОСТАФЬЕВО
Войсковая часть полевая почта № 36745 - 6-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.НОГИНСК
Войсковая часть полевая почта № 40527 - 7-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ
Войсковая часть полевая почта № 78653 - 8-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ, 10 ВА
Войсковая часть полевая почта № 18377 - 9-й АЭРОДРОМ ОСНАЗ

Сергей на какой год дислокация?


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 23 Января 2013, 23:27:36
Войсковая часть полевая почта № 40454 - 1-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ДЯГИЛЕВО
Войсковая часть полевая почта № 10298 - 2-й  АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.МОНИНО
Войсковая часть полевая почта № 36720 - 3-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЛЮБЕРЦЫ
Войсковая часть полевая почта № 64312 - 4-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.ЧКАЛОВСК
Войсковая часть полевая почта № 10275 - 5-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ П.ОСТАФЬЕВО
Войсковая часть полевая почта № 36745 - 6-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ Г.НОГИНСК
Войсковая часть полевая почта № 40527 - 7-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ
Войсковая часть полевая почта № 78653 - 8-й АЭРОДРОМ СПЕЦНАЗ, 10 ВА
Войсковая часть полевая почта № 18377 - 9-й АЭРОДРОМ ОСНАЗ

Сергей на какой год дислокация?

 Александр Ануфриевич, данные с солдат.ру, из справочника на сайте.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Георгий2 от 20 Октября 2013, 13:10:46
Аэродром Кубинка АОН № 4 ?
кто может подсказать вопрос по аэродрому Кубинка...
В какой АОН он входил?


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр 1956 от 27 Января 2014, 12:39:12
Доброго здравия Исследователям! В своей книге "554 дня партизанской борьбы: дневник, документы" Я.И. Мельник пишет о вылете его группы  в  Сумское соединение:
"14  октября [1942].  В  17.00  на  аэродроме  им. Чкалова  погрузились  в  самолёт  «Дуглас»  №19  и  стали  ждать  вылета."
В  связи с этой информацией у меня вопрос: "Который, из обсуждаемых Вами в этой теме, является "аэродромом им. Чкалова"? АСН № 5 - Остафьево? Или другой? С уважением, Александр.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 27 Января 2014, 21:24:08
Уважаемый Александр!
Остафьевский аэродром никогда не носил никакого имени.
Аэродром имени Чкалова - это АОН № 4.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Александр 1956 от 28 Января 2014, 05:35:29
Благодарю, Константин Борисович! С уважением, Александр.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Владимир-Архивариус от 28 Августа 2014, 21:27:06
Донесение.
Аэродром специального назначения №2.
(http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=52553587&id1=1e4db34319293e61ae5898189c1a12e0&path=Z/002/058-0018001-0107/00000150.jpg)
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=52553587&id1=1e4db34319293e61ae5898189c1a12e0&path=Z/002/058-0018001-0107/00000150.jpg


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 21:58:18
На начало 1945 года:

Начальник АСН-1 капитан (позже - подполковник) Хаимский Борис Бенционович

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/014/135_0012761_0731/00000170.JPG&id=1530531389&id1=03d6598bf2067932e06e916319c238db (http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/014/135_0012761_0731/00000170.JPG&id=1530531389&id1=03d6598bf2067932e06e916319c238db)

(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/014/135_0012761_0731/00000170.JPG&id=1530531389&id1=03d6598bf2067932e06e916319c238db)




Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 22:09:06
1944 год. Начальник АСН-2 подполковник Чучин Иван Григорьевич


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/012/033-0044677-0580%2b032-0402/00000580.JPG&id=1531765036&id1=69c0aa09f7018442a395e25727fae3b0 (http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/012/033-0044677-0580%2b032-0402/00000580.JPG&id=1531765036&id1=69c0aa09f7018442a395e25727fae3b0)

(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/012/033-0044677-0580%2b032-0402/00000580.JPG&id=1531765036&id1=69c0aa09f7018442a395e25727fae3b0)



1945 год. Начальник АСН-2 подполковник Жилин Иван Степанович

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/009/033-0044677-0743%2b032-0566/00000765.JPG&id=1532566171&id1=0ca61e8b829bc4902a4731cb3ac6e6f7
(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/009/033-0044677-0743%2b032-0566/00000765.JPG&id=1532566171&id1=0ca61e8b829bc4902a4731cb3ac6e6f7)



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 22:12:25

Аэродром Специального Назначения №3 (АСН №3 Люберцы)
Начальник – по состоянию на апрель 1944 года майор Гавриленко Григорий Николаевич

он же и в 1945 году


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/005/033-0044677-0287%2b032-0111/00000494.jpg&id=1531131101&id1=c0f257fa25e7b0da96022c5556bc110f (http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/005/033-0044677-0287%2b032-0111/00000494.jpg&id=1531131101&id1=c0f257fa25e7b0da96022c5556bc110f)

(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/005/033-0044677-0287%2b032-0111/00000494.jpg&id=1531131101&id1=c0f257fa25e7b0da96022c5556bc110f)



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 22:38:36
По состоянию на август 1944 года начальник АСН № 7 - подполковник Придава. Сведений о нем не нашел...


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/411/033-0690306-3567%2b012-3574/00000369.jpg&id=44355541&id1=46cecd85c9163c57b948e14365c55d38 (http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/411/033-0690306-3567%2b012-3574/00000369.jpg&id=44355541&id1=46cecd85c9163c57b948e14365c55d38)


(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/411/033-0690306-3567%2b012-3574/00000369.jpg&id=44355541&id1=46cecd85c9163c57b948e14365c55d38)



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 23:13:45
АСН-8! Начальник аэродрома - майор  Рогов Константин Михайлович


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/344/033-0687572-0183%2b022-0182/00000583.jpg&id=39645952&id1=8885c7a7030b702e37d660fe46d181bc
(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/344/033-0687572-0183%2b022-0182/00000583.jpg&id=39645952&id1=8885c7a7030b702e37d660fe46d181bc)

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/327/033-0687572-0220%2b022-0219/00000419.jpg&id=37580115&id1=73cfecb33f9bb818da708c09cd6529e8
(http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/327/033-0687572-0220%2b022-0219/00000419.jpg&id=37580115&id1=73cfecb33f9bb818da708c09cd6529e8)



Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 27 Июня 2015, 23:44:16
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Найденный Вами 8 АСН несколько "выбивается" из темы, так как он не в Подмосковье, а аж ... на Дальнем Востоке!
Это - аэродром Варфоломеевка у одноимённого населённого пункта Яковлевского района Приморского края, ныне действующий.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: начкар@ от 27 Июня 2015, 23:56:27
Уважаемый Константин Борисович, мы еще и с №7 не определились по месту дислокации, но теперь знаем имя начальника аэродрома.
АСН №8 - все верно с учетом названия заявленной темы "Аэродромы спецназначения в годы войны". Опять же, мы же не знаем пока о его дислокации ДО передислокации. Но что-то мне подсказывает, что он был на ДВФ постоянно...

Не знаю как №9, но № 10 и № 12 - аэродромы окружные после войны, так что "спецназначение" от этого не уменьшилось...


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/007/00151-0013042-0123/00000152.jpg&id=1535820510&id1=9f047830303894b861b32ec61bf49c20
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/033/135_0012761_0768/00000159.JPG&id=1535216666&id1=65ac02a0b0020984e38f89ba6ac7831e




Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 28 Июня 2015, 00:17:00
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Станция Основа, упомянутая в начале документа по 10-му аэродрому, ясно указывает на нынешний Харьковский международный аэропорт.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 03 Августа 2017, 19:09:41
Уважаемые коллеги!
Аэродром специального назначения № 6, или Центральный Краснознаменный аэродром ВВС Красной Армии имени М.В.Фрунзе в Тушино обслуживался 69-м районом авиационного базирования (69 РАБ) - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=73796.0
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 06 Января 2020, 19:27:07
Войсковая часть полевая почта № 18377 - 9-й АЭРОДРОМ ОСНАЗ
Как удалось мне выяснить, АОН 9, или 9-й аэродром особого назначения - это Тегеранский аэродром в Иране, находившийся под советским контролем в 1941 - 1946 годах.
Именно то, что он находился НЕ на территории Московского авиационного узла (организационно входил в состав 39-го (Ереванского) района авиационного базирования Военно-Воздушных Сил Закавказского фронта), повлияло на то, что он был определён как "аэродром ОСОБОГО назначения", а не СПЕЦИАЛЬНОГО, как столичные и подмосковные.


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 07 Января 2020, 20:56:19
Войсковая часть полевая почта № 18377 - 9-й АЭРОДРОМ ОСНАЗ
Как удалось мне выяснить, АОН 9, или 9-й аэродром особого назначения - это Тегеранский аэродром в Иране, находившийся под советским контролем в 1941 - 1946 годах.
Именно то, что он находился НЕ на территории Московского авиационного узла (организационно входил в состав 39-го (Ереванского) района авиационного базирования Военно-Воздушных Сил Закавказского фронта), повлияло на то, что он был определён как "аэродром ОСОБОГО назначения", а не СПЕЦИАЛЬНОГО, как столичные и подмосковные.

Козлов Кирилл Никифорович - красноармеец шофёр-электромеханик 9-го аэродрома особого назначения в Тегеране 39-го района авиационного базирования Военно-Воздушных Сил Закавказского фронта 17.01.1943 «в нетрезвом виде убит по неосторожности воздушным винтом самолёта» и похоронен «на Русском кладбище города Тегеран», ныне – одноимённого провинции Исламской Республики Иран - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1000023526 , https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56792186


Название: Re: Аэродромы спецназначения в годы войны
Отправлено: Полянскович от 09 Июля 2023, 09:34:01
При поиске инормации об аэродроме специального назначения № 3 нашел иересную инормацию на данном ресурсе.
Выпускник Борисоглебской ВАШ 1940 года старший лейтенант Шишков Василий Семёнович после ранения в июле 1943 году в дальнейшем проходил службу на этом аэродроме.
https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer13211185/
Шишков Василий Семенович
Дата рождения: 25.02.1919
Место рождения: Московская обл., г. Москва
Дата поступления на службу: __.12.1939
Воинское звание: ст. лейтенант
Наименование воинской части: 1 завп , аэродром СПЕЦНАЗ 3-84 ВВС
Дата окончания службы: 19.08.1946

В настоящее время собираются материалы для создания его персональной страницы на сайте Борисоглебского ВВАУЛ имени В.П. Чкалова.