Название: Катастрофа экипажа подполковника Тухватулина 8 августа 1984 года Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 05 Января 2018, 10:12:07 Уважаемые коллеги!
Об этой авиационной катастрофе я вновь вспомнил совсем недавно… Вспомнил и… стал продолжать вспоминать. И, конечно, поискал в Сети… …Я точно помню, где сам находился в тот тяжёлый для советской Дальней Авиации день 8 августа 1984 года - я отдыхал в Мисхоре, в Крыму. Первые мои студенческие летние каникулы и последний «предармейский» летний отдых… …И я точно помню, где и когда я впервые узнал об этой авиакатастрофе – в здании штаба в/ч 13736 (http://f4.s.qip.ru/~9mYYBzi4.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-49mYYBzi4/) в подмосковном посёлке Остафьево, куда я предыдущим днём прибыл для продолжения службы. Это было 20 мая следующего, 1985 года, и я впервые поднимался по лестнице этого здания, которое станет для меня главным на ближайшие десять месяцев. На площадке между вторым и третьем этажами мой взгляд привлёк самодельный «политотдельский» плакат, на котором рассказывалось об этом «тяжёлом авиационном происшествии» (в тот же день я познакомлюсь и с рисовавшим его штабным чертёжником, который на всё предстоящее время моей службы во 2 ОТАЭ ДА станет «товарищем по казарме», но именно товарищем мне он так никогда и не станет…). Посмотрел плакат, прочитал его текст и отправился на третий этаж – представляться НШ «по случаю прибытия для дальнейшего прохождения»… Но имя командира того, погибшего экипажа в тот день запало в мою память навсегда – Вил Романович Тухватулин. Именно так, как оно было там написано… …И первое, что я недавно узнал, так это то, что отчество у него на самом деле было другое. Как и фамилия – татарские, и отец его звался не Роман, а РАХМАН. Значит, Вил Рахманович Тухватулин… В результате поиска и анализа всех полученных данных у меня сложилась следующая картина произошедшего, которой я и делюсь сегодня со всеми вами… «Главным героем» этого «тяжёлого авиационного происшествия» стал стратегический бомбардировщик «3МС» («Три-Эм-Эс», или в «авиационном просторечии» – «Эмка») (http://f2.s.qip.ru/~9mYYBzhV.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-29mYYBzhV/) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии (Дальней Авиации), базировавшийся на аэродроме Энгельс. Из 7 членов его экипажа в том роковом полёте известны имена шестерых: Тухватулин Вил Рахманович (1936 г.р.) – полковник, заместитель начальника Отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии, в данном полёте исполнявший должность штатного командира воздушного корабля (который остался на земле) Козионов Виктор Алексеевич (1950 г.р.) – майор Ефишин Александр Иванович – капитан, 2-й штурман Миронов Константин Константинович – капитан Шаврин Николай Васильевич (1954 г.р.) – капитан Воротников Александр Васильевич – прапорщик … - прапорщик, командир огневых установок. В том, обычном полёте «по маршруту» воздушный корабль совершил ночной взлёт в простых метеоусловиях и начал набирать высоту, одновременно разворачиваясь вправо. О том, что произошло дальше, сухо и кратко поведали строки официального отчёта: «В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара самолёт потерял поперечную устойчивость и возник крен 60 - 70º. Самолет потерял высоту и столкнулся с землёй». Всё… (http://f1.s.qip.ru/~9mYYBzi5.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-19mYYBzi5/) Копия «фотолистовки» «И в мирное время есть место подвигу» об экипаже подполковника Тухватулина. …Но вот как, более подробно описал произошедшее один из ветеранов Дальней Авиации: члены экипажа «…на высоте 350 м услышали хлопки. Как выяснилось позже, струя горячего воздуха из разрушившегося соединения противообледенительной системы попала на бензиновый бачек запуска турбостартера С-300М двигателя РД-ЗМ-500А, что вызвало взрыв паров бензина. Этот бачок располагался в кессоне корневой части крыла левой плоскости, в непосредственной близости к его носовой части, где проходил трубопровод противооблединительной системы. В результате вырвало часть верхней обшивки и механизации левой плоскости крыла, из-за чего возник опасный крен. Командир, доложив о происшествии руководителю полетов, развернул самолет на посадку, уводя его в сторону от населенного пункта. Но ситуация быстро переросла в катастрофическую, с последующим разрушением левой консоли крыла, приведшим к значительному уменьшению подъемной силы и к потере поперечной управляемости. Когда крен достиг 54 градусов, штурман-оператор и командир огневых установок, не дожидаясь приказа командира, катапультировались. Затем самолет задел крылом землю и взорвался, унеся жизни остальных членов экипажа». «При расследовании было выяснено, - продолжает ветеран, - что причиной летного происшествия являлся конструктивный недостаток — необоснованное, далеко отнесенное место расположения запорного крана противообледенительной системы от места отбора горячего сжатого воздуха из-за компрессора двигателя. Виновник: предприятие — разработчик самолета ЗМ. В течение 3 – 4 месяцев доработка была выполнена на всем парке самолетов ЗМ. Но за 9 лет до этого случая ... 13 мая 1975 года причиной гибели экипажа и самолёта стал прорыв горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы с последующим воспламенением жгутов электрических проводов». «Технические аспекты катастрофы – трагичнее, и обреченность экипажа была предопределена. – вторит ему другой ветеран-«дальник». – В наборе высоты у него не двигатель загорелся, а из-за конструктивной недоработки 40-литровый бак с пусковым бензином, который находился рядом с двигателем и (!!!) трубопроводом системы наддува кабины экипажа. В том месте был злополучный фланец, который расстыковался, и горячий воздух из двигателя с температурой около 300 - 400 градусов на взлетном режиме работы двигателей пошел на бак. Результатом чего стал мощный взрыв с разрушением конструкции крыла и снятием большой площади обшивки крыла. Большой поперечный момент в левую сторону, компенсировать который экипажу не удалось, только уменьшить и изменить траекторию снижения, что не позволило самолету упасть на населенный пункт Генеральское. Ну, и как часто бывает в такой ситуации, борьба экипажа за самолет в аварийной ситуации съела отведенное время на его спасение. Они прошли критическую высоту (особенно на самолетах того периода – с системой покидания вниз, а минимальная высота покидания – 350 метров, что погубило многие экипажи)…». «Большой крен возник из-за того, что они пытались развернуть машину и сесть на аэродром», - уточняет ветеран. Из 7 находившихся на борту воздушного корабля советских военных лётчиков погибло пятеро… Спаслись, покинув самолёт, второй штурман (штурман-оператор) капитан А.И.Ефишин и прапорщик-КОУ. Его имя «осталось для истории неизвестным», так как он покинул воздушный корабль без приказа. Капитан же на самом деле выполнял приказание, что было окончательно подтверждено 18 января 1985 года. В этот день был издан указ Верховного Совета Союза ССР (http://f3.s.qip.ru/~9mYYBzhW.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-39mYYBzhW/) , согласно которому награждены были все участники того, последнего полёта «эмки», кроме «самовольщика» КОУ. Согласно этому указу, пять погибших были награждены посмертно орденами: командир корабля – Красного Знамени, остальные – Красной Звезды. Такой же «пятиконечный» орден получил и выживший капитан А.И.Ефишин. Итак, в катастрофе погибло пять советских военных лётчиков. Но на мемориале «Живые помнят вас» на Восточном кладбище города Энгельса (http://f6.s.qip.ru/~9mYYBzhX.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-69mYYBzhX/) справа от обелиска – табличка с надписью «8 августа 1984 года / отводя беду от мирных / людей погиб экипаж / стратегического / бомбардировщика» (http://f4.s.qip.ru/~9mYYBzhY.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-49mYYBzhY/) и только 3 надгробия (как указано в том Интернет-источнике – «символические») – майора Козионова Виктора Александровича (http://f2.s.qip.ru/~9mYYBzhZ.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-29mYYBzhZ/) , капитана Шаврина Николая Васильевича (http://f2.s.qip.ru/~9mYYBzi0.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-29mYYBzi0/) и прапорщика Воротникова Александра Васильевича (http://f5.s.qip.ru/~9mYYBzi1.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-59mYYBzi1/) Относительно же мест захоронений ещё двух погибших там было высказано лишь предположение: «Может быть, прах их вывезен на родину по просьбе родственников»… Известно, что командир корабля в том полёте, подполковник В.Р.Тухватулин родился в 1936 году в селе Айкино, ныне – одноимённого сельского поселения Усть-Вымского района Республики Коми, где и проживал до окончания местной школы в 1953-м. Но именно там его могилы точно нет – судя по отсутствию такой информации в рассказе о нём на официальном Интернет-сайте этой самой Айкинской средней общеобразовательной школы… На наш же взгляд, служивший в Штабе Дальней Авиации на «Усачёвке» в Москве В.Р.Тухватулин однозначно проживал перед своей гибелью в советской столице и, скорее всего, был похоронен на одном из московских кладбищ… …Относительно же места последнего упокоения ещё одного лётчика, погибшего 8 августа 1984-го – капитана К.К.Миронова – можно лишь согласиться с вышеизложенным предположением… …Упомянутый мемориал на Восточном кладбище города Энгельса, с аэродрома которого в ту ночь поднялась «эмка», ведомая подполковником Тухваптулиным – не единственное памятное место, связанное с её экипажем… …Выше уже упоминалось о том, что погибший экипаж ценой своих жизней «не позволил самолету упасть на населенный пункт Генеральское». Речь идёт о селе в нынешнем Красноярском муниципальном образовании Энгельсского муниципального района Саратовской области. В 1984 году в нём проживало порядка двух тысяч человек. От скольких из них той ночью отвёл смерть экипаж «эмки» подполковника Тухватулина?.. До прошлого года в Генеральском был «мемориал памяти экипажа стратегического бомбардировщика Ту-60, погибшего при выполнении служебного задания и не допустившего падения самолета на жилые микрорайоны города Энгельса и подземное газохранилище. При мемориале имеется православный храм во имя святого князя Александра Невского» (http://f2.s.qip.ru/~9mYYBzi2.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-29mYYBzi2/) Понятно, что речь шла именно об «эмке» подполковника Тухватуллина… Однако 30 сентября прошлого, 2017 года на его месте, «в обновлённом Сквере Хлеборобов» в Генеральском был открыт новый мемориал - «Героям неба». Согласно официальным сообщениям, таким образом было решено «увековечить память о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны и военных летчиках, погибших при исполнении служебного долга». Главным элементом мемориала стал самолёт-истребитель МиГ-21 (http://f6.s.qip.ru/~9mYYBzi3.jpg) (http://shot.qip.ru/00URk2-69mYYBzi3/) – машина, которая, к сожалению, никогда и никакого отношения к Энгельсской авиабазе Дальней Авиации не имела… «Еще одним подарком для всех гостей и местных жителей стал показательный пролет военных самолетов над селом Генеральское», - этими словами завершался репортаж об открытии мемориала «Героям неба». Судя по фотографиям и телерепортажу, это были стратегически бомбардировщики Ту-160, а не «эмки», ещё в «перестройку» списанные из Дальней Авиации… Как одна из машин этого типа, 8 августа 1984 года потерпевшая в приволжском небе катастрофу, о которой вы только что прочитали… … Вот какую историю всколыхнули мои воспоминания о первом дне службы в моей новой части 20 мая 1985 года… С уважением – К.Б.Стрельбицкий Название: Re: Катастрофа экипажа подполковника Тухватулина 8 августа 1984 года Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 16 Августа 2021, 14:22:22 Уважаемые коллеги!
Уже три с половиной года тому назад я писал в этой теме: "…Относительно же места последнего упокоения ещё одного лётчика, погибшего 8 августа 1984-го – капитана К.К.Миронова – можно лишь согласиться с вышеизложенным предположением…", то есть - "«Может быть, прах их вывезен на родину по просьбе родственников»…". Сегодня утром получил "Личное сообщение" следующего содержания - цитирую полностью: "Добрый день! Прочитала Ваш рассказ о катастрофе военного самолета в 1984 г. в Саратовской области. Хочу Вам написать про то, где похоронили Миронова. Его могила во Владимире, на военном кладбище в Улыбышево. Вчера читала у нас в группе, что разыскивают его родственников здесь во Владимире". С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: Катастрофа экипажа подполковника Тухватулина 8 августа 1984 года Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 31 Октября 2021, 23:51:49 Уважаемые коллеги!
На "Яндекс-Дзене" недавно опубликовали 2 части очерка под названием "Седьмой": здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/sedmoi-6172bdb589fee44912581f94 - начало, а здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/sedmoi-6172c2b26bb5a4671338a456 - окончание. Зная отношение многих к "Яндекс-Дзену", сразу же скажу, что это - Интернет-перепечатка одноимённого очерка Ольги Васильевны Жогло, опубликованного в "Новой газете - Энгельс" 08. и 10.08.2021. А вот ссылки на сканы этой публикации на страничке автора в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/id301055714?z=photo301055714_457249942%2Fwall301055714_4176 , https://vk.com/id301055714?z=photo301055714_457249863%2Fwall301055714_4176 и https://vk.com/id301055714?w=wall301055714_4179%2Fall Читать сам текст удобнее по первым ссылкам, да и комментарии там есть "по делу". С уважением - К.Б.Стрельбицкий |