Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Инженерные и строительные части ТОФ, СТОФ и АКВФ.  (Прочитано 4728 раз)

oleq_wr

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 147
Уважаемые товарищи!
Необходимость такой темы давно назрела, эти части не отражены ни в донесениях ВОВ, ни в перечнях действующих армий и флотов, но они существовали и были существенным пополнением частей Действующей армии в течении всей ВОВ.
Уважаемый К.Б.Стрельбицкий вот здесь
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=3625.0
пишет: «В годы войны в составе Действующего Флота были следующие отдельные инженерные батальоны:
на Краснознамённом Балтийском флоте - с 33-го по 38-й, 127-й, 176-й отдельные инженерные батальоны Инженерного отдела КБФ;
на Северном флоте - 180-й отдельный инженерный батальон (до 15.04.1942 - Отдельная инженерная рота Мурманского укреплённого района, без номера), 338-й отдельный инженерный батальон (до 12.11.1943 - 338-й отдельный сапёрный батальон, до 31.07.1942 - 289-й сапёрный батальон 23-го укреплённого района 14-й армии);
на Черноморском флоте - 178-й отдельный инженерный батальон (до 19.02.1942 - Отдельный сапёрный батальон Главной базы, без номера), 179-й инженерный батальон Новороссийской военно-морской базы (05.01.1943 переформирован в 179-ю инженерную роту).
Ещё раз внимательно перечтите их названия и подчинения. Как видно, к морской пехоте они в принципе отношения не имеют. Поэтому ваше предположение - "Как я понимаю они усиливают части морской пехоты в инженерном обеспечении боя. Т.е изначально принято, что штатных средств не хватит?" - не имеет смысла.
На Тихоокеанском флоте никаких отдельных инженерных батальонов к 1945 году не было вообще».
И вот тут с тов. Стрельбицким я не согласен, но по порядку.
До 1942 года в частях ТОФ имелось 7 отд. инж. батальонов, 2 отд. дор. батальона, 2 отд. инж роты и 1 отд. дор. рота.
171 оиб ВО ВМБ; 172 оиб Артемовского СБО; 173 оиб Артемовский СБО,
174 оиб Артемовский СБо, 175 оиб СТОФ, 177 оию Шкотовский СБО, 481 оиб Шкотовского СБО.
В соответствии с постановлением ГКО СССР от 26.07.42г. и 20.12.43г инженерные части ТОФ были сокращены и в составе флота остались 7 отдельных инженерных рот: 601 оир Совгавань, 603 б. Ольга, 625 отд. инженерно-десантная роты в АСБО, 624 оир в Кневичах, 625 оир Озерные Ключи, 626 оир о. Русский.
Продолжение по желанию модераторов.
С уважением Олег.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 975
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Олег!
Полностью с вами согласен насчёт необходимости обсуждения данной темы, но...
На основании чего будем её обсуждать? Все оперативные документы ТОФ (включая СТОФ и АКВФ) за 1945 год недоступны для исследователей последние 4 года и не будут доступны, как говорят в Гатчине, куда их из Москвы перевезли, ещё "года два - три"...
Можно, конечно, на основании немногочисленной литературы по Дальневосточному морскому ТВД, включая ведомственные издания. Но это, по моему мнению, всё равно не то, что по документам...
В процитированном Вами моём сообщении на нашем Форуме я писал только о частях Действующего Флота, списки которых далеко не всегда соответствовали спискам данного флота (флотилии) в целом. Действующий Флот - это 5 соответствующих "Перечней...", но и они, конечно, не безгрешны...
И почему тогда говорим только о флотских/флотильских частях, забывая про части центрального подчинения? А ведь и среди них были инженерные и строительные. Например, к Дальневосточному театру "тяготеет" флотский стройбат в Ачинске (номер с ходу не вспомню, а на ночь глядя искать уже не буду...), сформированный из моряков национальностей враждебных СССР государств или оккупированных ими (албанцы, болгары, греки, итальянцы etc.). Вспомнились и строительные части, создававшие и развивавшие Центральный аэродром в Измайлово, где я сейчас живу...
В общем - тема нужная! Так что я обоими руками - "За!"
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

oleq_wr

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 147
Уважаемый Константин!
Кое что имеете вы, кое что имею я - общими усилиями создадим хотя-бы скелет, который даст бог обрастет чем-то более реальным.
Ну а теперь продолжение.
Кроме того в составе инженерных частей ТОФ до сокращения в 1942г. имелись:
44 одб ШСБО; 40 одб СТОФ, 351; 350 одр ГВМБ ТОФ; 351 оир ХСБО; 464 оивр.
(одб, одр - отд. дорожн(ый)ая  Батальон рота).
После сокращения 42-43гг. остались - 444 оср о. Русский, 227 оср ст.Угловая, 44 одб, 350 одср, 40 одр ВО ВМБ, 184 ождб Владивосток, 5 ождр ст. Линда.
В 1944 году на ТОФ перешли к новой организационной форме ВМБ - был создан Морской оборонительный район в состав которого входил Инженерный отдел МОР.
В состав Владивостокского МОР вошли главная база флота Владивосток и сектора БО Артемовский, Шкотовский Сучанский, Хасанский и Островной. Начальникам соответствующих секторов были подчинены строительства:
№ 60 - Владивосток, № 62 ГВМБ и Хасанский СБО, № 66 Сучанский СБО, № 67 Владимир-Ольгинский СБО
ИО СТОФ было подчинено строительство № 68 которое вело работы на ГБ Советской Гавани, ВМБ Де-Кастри, № 69 - ВМБ Петропавловск-Камчатский.
Отдельный вопрос это инженерные части АКВФ - на 06.1941г в составе АКВФ - 64 осб численностью 1000 чел, на начало 1945 года - строительная рота и инженерный взвод.
В марте 1945 года было принято решение о увеличении численности инженерных частей ТОФ на 4500 человек. На основе существовавших инженерных и строительных рот началось развертывание  инженерный и строительных батальонов.
(Продолжение следует, правки приветствуются).
С уважением Олег.   
Записан

oleq_wr

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 147
Добрый вечер!
Однако план развертывания инженерных батальонов в мае месяце, предстваленные адмиралом Юмашевым не был утвержден.
К началу августа 1945г. в составе ТОФ и инженерных отделов СБО и ВМБ находились:
- 62-й отдельный строительный батальон;
- 159-й отдельный строительный батальон;
- 378-й морской строительный батальон тыла ТОФ;
- 452-й морской строительный батальон тыла ТОФ;
- 943-й отдельный строительный батальон тыла ТОФ;
- 73-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 226-я отдельная саперная рота Артемовского сектора БО;
- 353-я отдельная инженерная рота Сучанского сектора БО;
- 441-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 442-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 443-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 444-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 445-я отдельная строительная рота ИО ТОФ;
- 464-я отдельная инженерная восстановительная рота;
- 601-я отдельная инженерная рота СТОФ;
- 603-я отдельная инженерная рога Владимиро-Ольгинской ВМБ;
- 604-я отдельная строительная рота ИО СТОФ;
- 605-я отдельная строительная рота ИО СТОФ;
- 623-я отдельная инженерная рота Артемовского сектора сухопутной обороны;
- 624-я отдельная инженерная рота Артемовского сектора сухопутной обороны;
- 625-я отдельная инженерная десантная рота Артемовского сектора сухопутной обороны;
- 626-я отдельная инженерная рота Островного сектора БО;
- 464-й отдельный инженерный взвод;
- 606-й отдельный инженерный взвод Шкотовского сектора БО.
Кроме того, в состав 354-го отдельного батальона морской пехоты Островного сектора БО, 355-го отдельного батальона морской пехоты Сучанского сектора БО, 358-го отдельного батальона морской пехоты Артемовского сектора БО, 364-го отдельного батальона морской пехоты ВО ВМБ, 365-го отдельного батальона морской пехоты ГБ ТОФ и 390-го отдельного батальона морской пехоты 13-й бригады морской пехоты ТОФ имелись усиленные саперные взводы.

Ну а теперь вернемся в 1941 год.
Состав и дислокация отдельных строительных батальонов Военно-строительного управления ТОФ на 06.1941 г.
15-й ОСБ, 40-й ОСБ (АСБО), 50-й ОСБ (Комсомольск-на-Амуре, Романовка, Камень-Рыболов), 65-й ОСБ (ШСБО), 83-й ОСБ (Подсобные предприятия, УВСР-710, УВСР-705), 156-й ОСБ,
162-й ОСБ (ССБО с. Сергеевка), 193-й ОСБ (Владивосток).

Во второй половине 1941 г. отдельные строительные батальоны (ОСБ) Инженерного отдела ТОФ, дислоцированные в военно-морских базах, не имевших специально выделенных армейских частей для сухопутной оборо¬ны, были преобразованы в отдельные стрелково-строительные батальоны (ОССБ). В ОССБ были преобразованы и ряд строительных батальонов главной базы флота и Хасанского сектора береговой обороны
Состав и дислокация частей Инженерного отдела ТОФ на 1 января 1942 г.
1.60-й ОСБ, ВСБО, о. Русский
2. 61-й ОСБ, ВОВМБ, б. Ракушка
3. 62-й ОСБ, ВСБО, г. Владивосток
4. 66-й ОСБ, ССБО, б. Козьмино
5. 70-й ОСБ, ВСБО   б. М. Улисс
6. 108-й ОСБ, ВОВМБ, б. Ольга
7. 67-й ОССБ, ВОВМБ, б. Владимира
8. 68-й ОССБ, ДКВМБ, п. Де-Кастри
9. 69-й ОССБ, СГВМБ, г. Совгавань
10. 72-й ОССБ, Н/АВМБ, г. Николаевск-на-Амуре
11. 159-й ОССБ, ПВМБ, г. Петропавловск-Камчатский
12. 160-й ОССБ, ВСБО, п. Екатериновка
13. 195-й ОССБ, ХСБО, б. Витязь
14. 196-й ОССБ, СГВМБ, г. Совгавань
15. 231-й ОССБ, ХСБО, б. Витязь
16. 232-й ОССБ, ПВМБ, г. Петропавловск-Камчатский
17. 63-я отдельная строительная рота, СГВМБ, г. Совгавань
18. 73-я отдельная строительная рота, ШСБО, дер. Новороссия
19. 350-я отдельная дорожно-строительная рота, ВСБО, г. Владивосток.

Строительно-стрелковые части, подлежавшие расформированию по предложению начальника ИО ТОФ в августе 1942 г. и направленные на формирование и пополнение частей ДА.
67-й ОССБ, б. Ольга
68-й ОССБ, п. Де-Кастри
69-й ОССБ, г. Совгавань
70-й ОССБ, г. Владивосток
160-й ОССБ, п. Екатериновка
232-й ОССБ, г. Петропавловск
63-й ОССР,  г. Совгавань
231-й ОССБ, б. Витязь
60-й ОССБ, о. Русский
66-й ОССБ, п. Сучан
108-й ОССБ, ст. Угольная
72-й ОССБ  б. М. Улисс,
195-й ОССБ  б. Витязь,
196-й ОССБ  г. Совгавань,
школа подготовки младшего начсостава инженерных частей флота.
С уважением Олег.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 975
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Олег!
Благодарю за публикацию этих данных! Очень интересный и сожержательный справочный материал!
Как в прошлый раз "Продолжение следует"?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

oleq_wr

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 147
Добрый вечер!
История одного строителя из 68 оссб Де-Кастринского УР.
Василий Антонович Карасев родился в 1917 году, в деревне Русское Танаево, что в Паратском затоне, ныне – Зеленодольского района. В 1937 году он поступил на рабфак Казанского финансово-экономического института, который успешно и закончил, получив диплом бухгалтера. Попутно с учебой был бригадиром грузчиков на пристани «Казань». И не только бригадиром, но и «инструктором по Стахановскому движению», о чем свидетельствует трудовая книжка. Видимо, работа в порту и на грузовых судах определила и выбор места службы для Карасева, когда ему пришло время идти в красноармейцы. Попал он в 68-й отдельный строительный батальон Тихоокеанского флота, переименованный в июле 1941 г. в 68-й отдельный стрелково-строительный батальон. Война застала Василия Антоновича на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока. И целый год писал он заявления с просьбой отправить его на передовую, на сухопутный фронт, где развивались основные трагические события 41-42 годов. Сначала ему неизменно отвечали, что война – время разрушений, но надо же кому-нибудь и строить, ремонтировать суда, порты и доки, чтобы было чем и на чем воевать. Но Карасев был непреклонен. В конце-концов он настоял на своем и был направлен рядовым в разведывательную роту 17 отдельной лыжной бригады Уральского военного округа. В марте 1943-го Карасева, уже сержанта, назначают сначала пулеметчиком, а потом – командиром бронетранспортера в разведроту 13 гвардейской механизированной бригады знаменитого 4-го Сталинградского танкового корпуса, проводящего операции на Южном и Юго-Западном фронтах.
  В составе этой бригады Василий Антонович принимал участие в освобождении от фашистских захватчиков Ростова-на-Дону, Днепропетровска, Таганрога, Донецка, Макеевки, Большого Токмака, Малого Токмака. Старший сержант Карасев всегда был на передовой, в авангарде, если не дальше: слово «разведка» говорит само за себя. За подвиги, совершенные под Таганрогом и Мелитополем, за проявленные мужество и героизм, он был награжден орденом «Отечественной войны» I степени и медалью «За боевые заслуги». Всего Василий Карасев получил 11 наград, многие из них нашли его через годы, после войны. Наверняка их было бы больше, и до Берлина дошел бы, если бы в боях за Мелитополь не ранили и тяжело…
  Новый 1944-й год Василию Антоновичу пришлось встречать в эвакогоспитале Ленинабада, а в конце марта его перевели в Казань.
... Почти сорок лет проработал Василий Антонович в органах внутренних дел, вышел на пенсию в звании подполковника с должности старшего инспектора Управления БХСС.
С уважением Олег.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 975
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Олег!
Спасибо за интересную биографию флотского стройбатовца!
Ждём продолжения!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »