Меня интересует возможность установления послевоенной судьбы офицера с такой биографией.
1. Разиньков Василий Сергеевич, 1915 г.р., Курская губерния, Обоянский уезд, село Каменка. До Великой Отечественной войны – учитель в школе, со знанием немецкого, польского и украинского языков. Это пригодилось во время войны.
2. В 1941 году старший лейтенант. Попал в окружение под Киевом. Вышел из окружения, пешком пришел на малую родину – в Курскую область, которая была уже оккупирована. По учетным документам считается попавшим в плен.
3. Скрыв свою биографию (военный, окруженец, знание немецкого языка) некоторое время находился на малой родине. Важно отметить, что жена и теща его из дома прогнали, аргументируя это тем, что немцы активно разыскивают «офицеров и партийных» и он ставит под угрозу их жизни. Его приютила сестра.
4. Оттуда в 1942 году вместе с несколькими родными и односельчанами, отправился в Австрию, город Вена, в качестве остербайтера.
5. Вплоть до апреля 1945 года, работая на «бауэра» в качестве переводчика занимался подпольной деятельностью.
6. Непосредственно перед освобождением Вены, родные и односельчане видели его в последний раз, садящимся на мотоцикл. Часть из них была казнена (подпольная организация была раскрыта), часть вернулась на родину, несколько человек до сих пор живы.
7. Спустя 10 лет из районного военкомата по месту проживания жены и сына этого человека к ним домой пришло письмо, в котором интересовались: имеет ли семья без отца материальные трудности. Вспомнив об отношении советской власти к тем, кто был в окружении и работал в нацистской Германии, эта малообеспеченная семья ответила, что ни в чем не нуждается.
8. Спустя еще 10 лет, то есть в середине 1960-х годов, в сельскую школу, где преподавал племянник Разинькова, приехали два армейских полковника, которые отрекомендовались так: «из районного военкомата, по поводу патриотического воспитания в вашей школе». Они в течение двух часов говорили с рядовым учителем (не директором и не завучем!). При этом, вопросы задавал как правило только один офицер, а второй слушал и молчал. Суть вопросов в ходе беседы плавно перешла от школы к семье самого учителя – племянника Разинькова. Молодой человек, пораженный таким вниманием двух полковников, все больше и больше стал сомневаться в цели их визита. Тем более что черты одного из этих людей (который молчал) смутно ему кого-то напоминали. В конце беседы он предложил им отобедать дома, от чего они отказались. Уехали. Племянник пошел домой и по пути созрела догадка: «наверно это был дядя Вася!» Его отругали, что не позвал никого из старшего поколения, кто мог его узнать. На следующий день он позвонил в райвоенкомат и спросил о визите двух полковников. Там очень удивились и ответили, что военкомат возглавляет майор!
9. Другой племянник Разинькова в течение 6 лет проходил службу в войсках НКВД, и пытался неофициально узнать о судьбе своего дяди. Ему ответили, что он служит Родине, но никаких документов о нем он никогда не получит.
То, что я написал – записано со слов чуть менее чем десятка свидетелей, показания которых у меня зафиксированы на аудиопленку. Это люди, которые знали его как до, так и во время войны. Родственники, односельчане, сослуживцы. От простых малограмотных крестьян до заслуженного учителя и парторга крупного военного завода. В частности, они подтверждают два ключевых факта – подпольную деятельность Разинькова в Австрии и два послевоенных случая.
Это что касается свидетельских показаний.
Что касается документов, их мало: по материалам Центрального архива Министерства обороны он пропал без вести в 1941 году ("Киевский котел").
По справке ФСБ в списках сотрудников не значится.
Семья уже почти 70 лет мучается вопросом: какова послевоенная судьба Разинькова Василия Сергеевича?
Пока на него нет четкого ответа.
Кто что посоветует?