Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: «САМОЛЁТ ГПУ» НА МИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ЛОШИЦА: «ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЯМИ» ИЗ 1941 ГОДА  (Прочитано 841 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
2020 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

«САМОЛЁТ ГПУ» НА МИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ЛОШИЦА: «ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЯМИ» ИЗ 1941 ГОДА

Ровно десять лет назад на «Международном военном форуме» - http://imf.forum24.ru/ - его участниками была открыта тема «Аэродром Минск». Начавшись тогда вот здесь - http://imf.forum24.ru/?1-4-40-00000060-000-0-0 - со слов одного из тамошних форумчан, «Думаю, имеет смысл выложить уже почти годичное обсуждение снимков аэродрома Минск», она растянулась там аж на 15 страниц, продолжилась здесь - http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000167-000-0-0 , и к настоящему времени насчитывает уже 24 страницы в целом.
Темой данного обсуждения стали более полусотни советских военных самолётов, оставленных на одном из аэродромов Минского авиаузла – Лошица (довоенное условное обозначение – «Аэродром № 1118 Западного Особого военного округа»; до недавнего времени – аэропорт «Минск-1») к 7-му дню Великой Отечественной войны – 28 июня 1941 года, с которого столица Советской Белоруссии на долгие три года стала немецкой. Посещение этого бывшего советского военного аэродрома с десятками брошенных здесь «сталинскими соколами» их крылатых машин стало у проходящих через район Минска военнослужащих Вермахта и Люфтваффе чуть ли не «обязательным» - судя по сотням сохранившихся до сего дня их фотографий «на память» об этом «объекте военного туризма». Но только один из пяти десятков находившихся там советских самолётов получил у немцев имя собственное, причём какое – «Самолёт ГПУ»! 
Ещё два с половиной года назад, 5 октября 2017 года автор этих строк вот здесь - http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000167-000-40-0 – спрашивал: «Этот приметный белый «лимузин» с Минского аэродрома немцы называют «Самолётом ГПУ»! Интересно, были ли у них для этого какие-либо документальные основания?..». На что другой тамошний форумчанин с юмором ответил, что «Скорее всего «основания» такие же, как и подпись места в лоте – Орша!», на чём тогда обсуждение данной машины и прекратилось. Ныне же можно сказать, что таинственный ранее минский «Самолёт ГПУ» - «рассекречен»!
Недавно автор этих строк получил от одного из своих давних корреспондентов электронное письмо, в котором тот писал: « … Ты вот это фото видел? Отсюда - http://voenspez.ru/index.php?topic=252.20 : «Не ранее осени 1937 года, один из самолётных ангаров подмосковного авиагарнизона «Быково», техническое обслуживание лёгкого транспортного самолёта ПР-5 из боевого состава Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. В кабине – военный лётчик, состоявший в звании старшего лейтенанта. Авиатехник же, как надо полагать, в статусе представителя среднего военно-технического состава «без звания». Сканировано с архивного подлинника Юрием Николаевичем Антоновым – моим проживающем в Одессе коллегой …» и далее про ту же самую фотку: «Тот старший лейтенант, который запечатлён сидящим в кабине самолёта ПР-5, – Илларион Дмитриевич Поздняков. А сама данная фотография – она из семейного фотоальбома Наталии Поздняковой, дочери Иллариона Дмитриевича».
К электронному письму была приложена та самая фотография:



После ознакомления с этим материалом всё с минским «самолётом ГПУ», как говорится, «встало на свои места»: на немецких снимках с аэродрома Лошица была именно эта машина «типа ПР-5 с мотором М-17» из состава 1-й отдельной авиационной эскадрилии Отдельной авиационной бригады Пограничных Войск НКВД Союза ССР, базировавшейся на «Главный пограничный аэродром страны» в подмосковном Быково. Стремительное наступление немецких войск на Минск застало этот самолёт на аэродроме Лошица, где он был просто брошен на лётном поле своим экипажем со всем содержимым внутри фюзеляжа, включая служебные документы НКВД, обнаруженные там немцами. Видимо, именно по ним он и был впервые назван кем-то из «старых немцев», ещё помнящих прежнюю, массово использовавшуюся в антисоветской пропаганде аббревиатуру этой организации, «самолётом ГПУ».
К настоящему времени нами собрано уже около трёх десятков немецких фотографий этой машины, которые мы и представим ниже нашим читателям – разумеется, с необходимыми комментариями.



Очевидно, один из первых снимков «самолёта ГПУ» - ещё на своём месте на лётном поле.



Снимок сделан там же, но с другого, левого борта. На обоих этих снимках «самолёт ГПУ» не имеет ещё видимых внешних повреждений.
В дальнейшем, вместе с другими брошенными советскими самолётами он был оттащен немцами на самый край лётного поля аэродрома Лошица, где все они затем были установлены в «линейку». Здесь «самолёт ГПУ» перемещался с место на место и в ходе осмотра «любопытствующими» начал подвергаться «вандализации». Снимки машины с правого борта:
















 
Снимки машины с левого борта:





Единственный точно датированный снимок «самолёта ГПУ» - он сделан 6 августа 1941 года.
Серия этих снимков осмотра машины офицерами Люфтваффе датируется сентябрём 1941 года:













Именно на оборотной стороне этого снимка «для истории» запечатлено немецкое название этого ПР-5 как «Самолёта ГПУ».

















Конец истории «самолёта ГПУ», как, впрочем, и других бывших советских машин на аэродроме Лошица был печальным: сначала все они были сброшены немцами с «линейки» в близлежащий овраг, а затем там, уже в 1942 году полностью разрушены…



Очевидно, последний снимок «самолёта ГПУ» в овраге за аэродромом – от машины (в глубине слева) остался один лишь фюзеляж, с которого уже демонтирован авиационный мотор М-17.
Такова «история с фотографиями» машины ПР-5 – знаменитого минского «самолёта ГПУ».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »