Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Помогите установить имена летчиков-героев  (Прочитано 10943 раз)

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
На сельском кладбище х. Субботин Михайловского района Волгоградской области (в годы войны-Раковского района Сталинградской области) есть захоронение времен ВОВ - 5 безымянных могил летчиков, которые погибли осенью 1942 года.
В то время у хутора дислоцировалась летная военная часть («кукурузники»). Ночью над аэродромом самолет сигналами просил обозначить посадочную полосу, но был принят за немецкий. Летчики увели неисправный самолет с полным комплектом бомб к лесу, не дав ему рухнуть на деревню.
Помогите установить имена погибших летчиков, родные которых ничего не знают об их судьбе
Предположительно, это был «Ли-2».
У нас есть фотографии некоторых деталей, найденных на месте трагедии.
Заранее благодарны.

« Последнее редактирование: 06 Апреля 2017, 21:25:55 от Владимир-Архивариус »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Ирина!
Приведённая Вами фотография "шильдика" с топливного бака самолёта однозначно говорит о том, что данный самолёт - это Ли-2, произведённый на эвакуированном из подмосковных Химок в Ташкенте заводе № 84 НКАП. Именно с сентября 1942 года, когда был произведён этот бак, довоенный ПС-84 стал именоваться Ли-2.
Однако, мы будем Вам благодарны и за другие имеющиеся у Вас фотографии найденных фрагментов самолёта.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
На форуме "Тризна" помещено больше фотографий, но они не содержат каких-либо знаков, позволяющих конкретизировать, что это за самолет. Не все находки мы сфотографировали по той же причине. Вот бы узнать какая авиачасть базировалась под х.Субботиным. В документах этой части должны быть сведения об этом ЧП.
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 19:38:34 от Жаворонкина Ирина »
Записан

первачек

  • Орачев Василий Петрович.
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 609
Добрый день.
ЛИ-2 - это все таки не "кукурузник", наверное.
По ОБД, кто летал на таких самолетах в сторону Сталинграда - это 1 авиационная транспортная дивизия (на некоторых погибших при аварии указан именно этот самолет). 102 АПДД.

Журнал боевых действий довольно скупые записи - только сколько экипажей и куда.
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=136831814

По ОБД есть экипаж сбит 30.9.42 года в районе - Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка. Если это город Камышин, то на запад как раз Михайловка. На сколько предположение - надо смотреть по карте, где эта Разуваевка.

https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20006-0000002-0007/00000037.jpg&id=9466038&id1=15b56e9106995a1f6484a9c81fb4c18d

По другим записям в ОБД - числятся пропавшими без вести.

Экипаж -Номер записи    9466040
Фамилия   Татаринов
Имя   Георгий
Отчество   Филиппович
Дата рождения   __.__.1911
Место рождения   Свердловская обл., Алапаевский р-н, д. Путилово
Дата и место призыва   Ирбитский РВК, Свердловская обл., Ирбитский р-н
Последнее место службы   1 авиац. трансп. див.
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   30.09.1942
Первичное место захоронения   Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   20006
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   7

Номер записи    9466041
Фамилия   Бычков
Имя   Петр
Отчество   Тимофеевич
Дата рождения   __.__.1915
Место рождения   Свердловская обл., Чернский р-н
Дата и место призыва   Вольский ГВК, Саратовская обл., г. Вольск
Последнее место службы   1 авиац. трансп. див.
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   30.09.1942
Первичное место захоронения   Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   20006
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   7

Номер записи    9466042
Фамилия   Рыбалкин
Имя   Иван
Отчество   Алексеевич
Дата рождения   __.__.1924
Место рождения   Казахская ССР, Джамбулская обл., г. Джамбул, пер. 1 Базарный
Дата и место призыва   из ГВФ
Последнее место службы   1 авиац. трансп. див.
Воинское звание   мл. сержант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   30.09.1942
Первичное место захоронения   Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   20006
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   7

Номер записи    9466043
Фамилия   Лопаткин
Имя   Петр
Отчество   Константинович
Дата рождения   __.__.1913
Место рождения   Читинская обл.
Дата и место призыва   из ГВФ
Последнее место службы   1 авиац. трансп. див.
Воинское звание   техник-лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   30.09.1942
Первичное место захоронения   Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   20006
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   7

Номер записи    9466044
Фамилия   Григоренко
Имя   Григорий
Отчество   Мифодьевич
Дата рождения   __.__.1918
Место рождения   Украинская ССР, Одесская обл., Ширяевский р-н
Дата и место призыва   Цебриковский РВК, Украинская ССР, Одесская обл., Цебриковский р-н
Последнее место службы   1 авиац. трансп. див.
Воинское звание   ст. сержант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   30.09.1942
Первичное место захоронения   Камышино, западнее, 72 км, 6 км западнее д. Разуваевка
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   20006
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   7
Записан
......Никакой моей вины.....в том , что они -кто старше кто моложе.....
 Но все же, все же, все же....       А.Т.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Василий Петрович!
Ли-2 - это, конечно, не "кукурузник" :) Уважаемая Ирина имела в виду, что первый доставлял вторым бомбы.
Если мы здесь коллективными усилиями сможем точно установить, что на кладбище Субботина лежит именно этот экипаж из 1 АТД, то можно будет поискать на них документы (включая фото) в бывшем архиве "Аэрофлота".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Отсюда - https://military.wikireading.ru/18145 :
Цитировать
В конце августа 1942 года обстановка под Сталинградом резко осложнилась. Вермахту стремительным броском танковых частей удалось разрезать на две части Сталинградский фронт и выйти к Волге. Воздействие авиации Сталинградского фронта на противника в этот период оказывалось недостаточным из-за малой численности дневных и ночных бомбардировщиков. Практически вне зоны воздействия авиации оказались немецкие аэродромы в Ростовской области, на которых базировались бомбардировщики. Активизацию действий противника можно было ослабить за счет резкого увеличения числа бомбардировочных вылетов по целям в тылу группировки Паулюса, наступавшей на Сталинград.
Для выполнения этих задач руководством АДД были выделены авиаполки 17-й ад дд (3-й гвардейский и 751-й, которые перебазировались на аэродромы Платоновка, Кирсанов Тамбовской обл.) и группа самолетов с экипажами из 36-й авиадивизии дальнего действия. Руководством АДД был поставлен вопрос о сокращении числа вылетов по целям в Германии и Восточной Пруссии, чтобы максимально сосредоточить усилия на уничтожении немецких войск в районе Сталинграда.
23 августа боевые задачи по бомбардировке скоплений войск противника в районе Вертячий, Котлубань, Песковатка, Малая Россошка были поставлены авиаполкам 53-й и 62-й ад дд. Экипажи 36-й авиадивизии осуществляли бомбардировки немецких войск, пытавшихся выйти к Волге южнее Сталинграда.
1-я авиадивизия для совершения вылетов в район Сталинграда перебазировалась на аэродром у озера Эльтон, находившийся в зоне досягаемости немецкой авиации. Под Сталинград были переброшены также экипажи авиаполков 113-й ад   дд : 820-го, 836-го (1-я эскадрилья) и 840-го.
Для срыва снабжения войск противника бомбардировкам подвергались железнодорожные узлы на территории Воронежской и Ростовской областей (Лихая, Острогожск), а также железнодорожные станции вблизи немецких аэродромов.
Особо стоит отметить действия Ли-2 в качестве ночных бомбардировщиков. Взлетая с  аэродромов   подскока , в темноте они подходили к Волге, где прожекторами с левого берега обозначалась полоса бомбометания. Поэтому самолеты сразу же начинали освобождаться от бомбового груза. Нагрузка в 1000 кг определялась для максимальной дальности, поэтому на «коротком плече» машина могла взять значительно больше. Мало того, экипажи брали мелкие бомбы непосредственно в фюзеляж и выбрасывали через двери вручную. Интересно, что при нехватке бомб грузили всякий металлом, например, сбрасывали на немецкие позиции железнодорожные костыли{50}.
О том, что это было крайне небезопасно, свидетельствует, например, случай с борттехником 3-го тбап И.Я. Неплюевым. В ночь на 14 сентября пять самолетов Ли-2 «работали» по скоплениям танков и мотомехчастям противника в пункте Зеленая Поляна. Причем по заведенному порядку, пока командир корабля сбрасывал основной груз (четыре ФАБ-250), бортовой техник И.Я. Неплюев в открытую дверь самолета швырял осколочные бомбы АО-10. Он так увлекся этой работой, что оказался за бортом Ли-2, В боевом донесении написано, что Ивана Яковлевича вытянуло в дверь. В списке потерь это подтверждено: «При выброске бомб из кабины над целью был выброшен из самолета струей воздуха». Скорее всего, старший техник-лейтенант И.Я. Неплюев не погиб, а пропал без вести, так как в том же боевом донесении есть такая фраза: «По наблюдению воздушного стрелка борт-техник падал с распущенным парашютом».
В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 53-й и 62-й авиадивизий стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по войскам Паулюса. Бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Тацинская и Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на прекращение работы «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов.
Для этого бомбардировались железнодорожная станция Тацинская и располагавшийся вблизи нее аэродром и станция Морозовск, аэродром Обливская.
В декабре 1942 года экипажи 1-й дивизии выполнили несколько рейсов к танкистам 24-го танкового корпуса, осуществлявшим знаменитый рейд по глубоким тылам противника к аэродрому Тацинская. Прежде всего, доставлялись горючее и боеприпасы, обратными рейсами вывозились раненые.
Потери авиации дальнего действия в ходе Сталинградской битвы (с 19.11.1942 по 2.2.1943){51}
Полк …… Потеряно самолетов
4-й гв. ап дд …… 6
102-й ап дд …… 1
3-й ап дд …… 1 (+1 зав. ремонт)
749-й ап дд …… 2
7-й ап дд …… 3
103-й ап дд …… 1
752-й ап дд …… 5
750-й ап дд …… 2
Всего …… 22
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Я, конечно, не специалист, но "кукурузник" и Ли-2 не объединяю знаком =. Под х. Субботин располагалась авиачасть именно "кукурузников", а посадочную полосу не обозначили самолету именно потому, что слышали - ЧУЖОЙ. Есть вариант, что дальние бомбардировщики летали бомбить фашистов под Сталинградом с Тамбова. Тогда они должны были пролетать над Субботиным, и, однозначно, должны были знать, что там есть аэродром. Самолет сигналами просил обозначить посадочную полосу!!! Но... вряд ли ЛИ-2 вообще мог воспользоваться этой посадочной полосой. Кроме того, большой вопрос - посадка с бомбами. Не даром ведь, летчики пытались сбросить бомбы на лес перед падением самолета. Похоронены пять летчиков, на утро следующего дня. Они висели, зацепившись парашютами за деревья (по воспоминаниям жителей) обгоревшие. Есть вариант, что экипаж мог состоять из 6 человек. Никакого перезахоронения НЕ БЫЛО. Камышин в 100 км восточнее - многовато. Есть одно, что связывает с Камышиным - говорили, что один из летчиков "земляк" - с Камышина.
« Последнее редактирование: 09 Апреля 2017, 18:54:23 от Жаворонкина Ирина »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Ирина!
Поясню Вам следующие моменты.
Для "кукурузников" У-2/По-2 не нужен был специально оборудованный аэродром с взлётно-посадочной полосой. Они пользовались так называемыми взлётно-посадочными площадками с грунтовым или травяным полем, которые в народе всё равно именовали аэродромами.
ПС-84/Ли-2 мог сесть на таковую, но "чужому" самолёту для этого нужно было "целеуказание" с земли, а в тёмное время суток - подсветка поля.
"Привязка" места гибели того самолёта к Камышину - условная, просто к крупному населённому пункту.
Теоретически экипаж "боевого" Ли-2 МОГ состоять в боевом вылете из 6 человек: командир воздушного корабля (левый пилот), штурман воздушного корабля (второй, правый пилот), бортовой техник, бортовой радист, 2 воздушных стрелка. Последние - при наличии, кроме штатной пулемётной установки в "башне" над фюзеляжем, ещё двух, шквореневых по бортам; при отсутствии таковых единственную пулемётную установку обслуживает один воздушный стрелок, но этим можем заниматься "по совместительству" и радист. В боевых вылетах на бомбардировку ценен каждый килограмм полезной нагрузки на борту, а две пулемётные установки и два стрелка "к ним" - лишние сотни килограмм, "недобранные" бомбами...
То, что Вы пишете о том, что погибшие лётчики " висели, зацепившись парашютами за деревья (по воспоминаниям жителей) обгоревшие", свидетельствует о том, что они погибли при взрыве самолёта после его столкновения с землёй.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 09 Апреля 2017, 19:27:34 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

первачек

  • Орачев Василий Петрович.
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 609
Уважаемые. Может ли кто разместить карту времен ВОВ между Камышиным и Михайловкой?
Например вот эта
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=100534668
у меня почемуто не грузится.
Где находилась такая деревня РАЗУВАЕВКА?
Ирина, была ли в ваших местах деревня с подобным названием?
Самолет сбит в 72 км от Камышина, значит от вас 28, если от вас до Камышина 100.
102 АПДД размещался по видимому где то в Балашове, судя по похороненым погибшим в авариях.
Тамбов как то дальше км. на 130-150.
Записан
......Никакой моей вины.....в том , что они -кто старше кто моложе.....
 Но все же, все же, все же....       А.Т.

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Да, х.Разуваевский относился к Ольховскому району. На данный момент это хутор Разуваев.  Он и от Камышина,  и от х. Субботина приблизительно на одном расстоянии, около 70 км.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Напомню, что "шильдик" с топливного бака разбившегося самолёта "датируется" СЕНТЯБРЁМ 1942 года.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Под х. Субботин располагалась авиачасть именно "кукурузников"

372-й ночной бомбардировочный авиационный полк.
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Хуторяне точной даты и не знают. В живых остались те, кто в то время были детьми. Они помнят, что была осень, шла битва за Сталинград.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 485
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Ирина!
Катастрофа Ли-2 не могла произойти раньше второй половины сентября 1942 года - просто "по расчёту времени" раньше не получается...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Целиком и полностью согласна.
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Мы уже сталкивались с тем, что ДАТА выбытия не совпадает с ДАТОЙ события.
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Камышин-Разуваевка-Субботин  - треугольник, Камышин-Разуваевка = Субботин-Разуваевка. Ну, не вяжется никак. Самолет упал в 1 км восточнее Субботина, летчиков хоронили на сельском кладбище не сами селяне, а вместе с военными. Могли они передать сведения с такой неточностью координат?!
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Я думаю, что это два самолета, два экипажа. Но вот летчиков может быть более 10. Были экипажи и по 6 человек.
Записан

Жаворонкина Ирина

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Камышин -Субботин - 100, Камышин - Разуваевка - 70, Субботин -Разуваевка -70 (Округленно).
Мы связались с поисковыми отрядами нашей области. Обещают организовать раскопки в конце мая - начале июня. Может быть удастся найти что-то. Но... что-то увезли военные, сразу после падения самолета. А многое было сдано в металлолом сразу после войны - вывозили подводами. Наши находки пока лишь подтверждают, что самолет был ЛИ-2.
Записан
Страниц: [1] 2 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »