Петр Пумпур День рождения: 25.04.1900
Место рождения: Платерская волость, Рижский уезд, Латвия
Дата смерти: 23.03.1942
Биография
Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью « ХХ лет РККА»
Петр Пумпур
Родился в семье крестьянина. Латыш. Окончил церковно-приходскую школу и два класса ремесленного училища. Батрачил. Затем работал учеником слесаря и помощником шофера.
В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Участвовал в Гражданской войне. Был мотористом 4-го истребительного авиаотряда. Воевал на Восточном и Западном фронтах. Член РКП(б) с 1919 г.
В 1921-24 гг. учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков, во 2-й военной школе летчиков в г. Борисоглебске, а затем окончил Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил во 2-й истребительной эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена.
В 1929 г. окончил КУКС при Военной Воздушной академии им. Жуковского, после чего командовал отдельным авиаотрядом и истребительной эскадрильей.
В июне 1934 г. был назначен командиром-комиссаром 403-й истребительной авиабригады.
Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 4.12.35 г. № 2509, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА» Пумпуру было присвоено воинское звание комбриг.
С февраля 1936 г. – слушатель оперативного факультета Военной Воздушной академии РККА им. Жуковского.
Рассказывает маршал авиации Красовский, учившийся вместе с ним в академии: «После занятий мы шли обычно с… Пумпуром в общежитие по Чапаевскому переулку, делились впечатлениями о прослушанных лекциях. В гражданскую войну Петр Иванович был мотористом, летать научился уже в мирное время. Высокий, сильный, он отличался философским спокойствием и прирожденным добродушием. Его любимая поговорка «Не спеши, но поторапливайся!» очень точно определяла весь склад души этого обаятельного человека.
Дома, за крепким душистым чаем, приготовленным моей женой, Пумпур с неповторимым юмором рассказывал какую-нибудь смешную историю…
Мы тогда не знали, что вскоре надолго расстанемся с Петром Ивановичем. После окончания учебы он в числе первых летчиков-добровольцев отправился в Испанию. Сражался в небе Мадрида и Барселоны».
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 г. по 11.05.37 г. Был командующим истребительной авиацией (3 эскадрильи И-16 и 3 эскадрильи И-15). Вводил в бой вновь прибывавшие группы, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, использовал истребители для разведки наземных войск, нередко сам участвовал в воздушных боях.
В 1940-41 гг. генерал-лейтенант авиации Пумпур был командующим ВВС Московского военного округа.
Зимой 1940-41 гг. начальник Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенант авиации Рычагов издал приказ о полетах только с колесного шасси. В результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация практически перестала летать. Возобновившиеся весной полеты вызвали шквал аварийности.
9.04.41 г. состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, после которого Рычагов был снят с должности и направлен на учебу в Военную академию Генштаба.
Вскоре дошла очередь и до Пумпура.
В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.05.41 г. отмечалось, что «боевая подготовка частей ВВС МВО проводится неудовлетворительно. Налет на одного летчика за январь-март 1941 г. составляет в среднем только 12 часов. Ночным и высотным полетам летный состав не обучен. Сорвано обучение летчиков стрельбе, воздушному бою и бомбометанию. Командующий ВВС округа т. Пумпур, прикрываясь объективными причинами, проявил полную бездеятельность в организации подготовки аэродромов зимой 1940-1941 гг. для полетов на колесах.
В связи с этим СНК и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Принять предложение Главного военного совета о снятии т. Пумпур П.И. с поста командующего ВВС МВО, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа, оставив его в распоряжении НКО».
15.05.41 г. произошло чрезвычайное происшествие. Немецкий самолет Ju.52 вторгся в советское воздушное пространство, совершенно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо».
31.05.41 г. генерал-лейтенант авиации Пумпур был арестован.
10.06.41 г. нарком обороны подписал Приказ № 0035 «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 г.», в котором говорилось: «15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было. Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили. Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.
В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели. В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.
Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.
Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.
Приказываю:
…4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.
5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание».
В приказе Пумпур не упоминается. К моменту пролета «юнкерса» он с должности уже был снят, т.е., если и был виноват в низкой боеготовности вверенных ему частей, то наказание за это уже понес. В то же время, создается впечатление, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный механизм следствия.
29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.
О генерал-лейтенанте авиации Пумпуре указывалось, что он «как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний… Рычагова, Алексеева, Ионова и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи… ВВС МВО другому командующему и приказом НКО № 0031 от 31.05.41 г. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем, но от данных показаний отказался».
Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».
13.02.42 г. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Пумпур был приговорен к расстрелу.
23.03.42 г. приговор был приведен в исполнение в Саратове.
Полностью реабилитирован 25.06.55 г.
http://www.peoples.ru/military/hero/petr_pumpur/rss.xmlФотография Петр Пумпур http://www.peoples.ru/military/hero/petr_pumpur/pumpur_doc_t_400_pum_s.jpg