Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Ил-2 на болоте Целау  (Прочитано 2692 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Ил-2 на болоте Целау
« : 29 Апреля 2011, 23:54:00 »
Ссылка на заметку в газете устарела,
даю сведения из каталога Калининградской областной библиотеки
ББК 63.3(2Рос-4Каг)6

Цитировать
Узник болота Целау
[Текст] : топкая прусская равнина стала последним аэродромом для советского штурмовика / В. Ржевский // Калининградская правда. - 2008. - 25 окт. - С. 4 : ил. - (Через года, через века)


Аннотация: О найденном в болоте Целау советском штурмовике Ил-2, судьбе летчика, обстоятельства гибели которого поисковики устаналивают
В сети есть более поздний вариант
http://www.kaliningradka.ru/site_pc/cherez/index.php?ELEMENT_ID=15990
16.11.2013
Куда экскурсии не водят

Влад РЖЕВСКИЙ

В глуши Правдинского района есть удивительный уголок природы. И среди прочих чудес там можно увидеть уникальный экспонат времён войны. Редкий турист туда доберётся. А музеефикация этому объекту едва ли светит.

Современное наименование этого природного образования – «Озёрский заповедник». Но даже специалисты называют его, как правило, по-старому: болото Целау. Эти красивые заповедные места – рай для охотников, грибников, ягодников. А ещё топкая равнина стала местом последней посадки для советского штурмовика Ил-2.
Лучше всего к нему добираться от дороги Калининград-Правдинск. А именно – от крутого её поворота в районе речки Запрудной. К лесу убегает просёлок. За ним и таится Целау.

Даже тот, кто уже бывал здесь, выйдя к болоту, невольно замирает на краю. Только что ты шёл по обычному лесу. И вдруг перед тобой… тундра. Куда ни глянь, вдаль простирается покрытая мхом равнина, на которой растут карликовые деревья. Чудеса!..
Выйдя из леса, тропа уводит в болото. По ней можно добраться до самого сердца Целау. А там – «озёра», участки открытой воды. Как-то довелось на них побывать. Чистейшая вода, роскошный воздух, потрясающая тишина. Но более всего меня тогда поразили берега этих водоёмов. Стоишь на самом краешке, тонкий слой «суши» под ногами – почти вровень с гладью «озера». И покачивается под тобой, словно водяной матрас.

И здорово, и жутковато. Такое не забудешь.
Однако не забудешь и то, сколько раз проваливался – то по колено, а то и поглубже, пока добрался до «озёр». Потому без проводника туда лучше не соваться.

Но сейчас нам нужна не центральная, а южная часть болота.
«Нормальные» деревья остались позади, карликовые не в счёт, обзору не мешают. И – вон она, цель нашего путешествия.

Свернув с тропы налево, идём по целине. Эта часть болота считается «сухой», безопасной. Но всё равно каждый раз, когда нога с противным чмоканьем увязает, становится не по себе…
Наконец, вот он, Ил-2. Точнее, то, что от него осталось.

Здесь уже можно и увязнуть. В своё время тут «покатались» геофизики, повсюду следы от гусениц. До сих пор не заросли, превратившись в залитые водой канальцы. Осторожно по кочкам подбираемся к металлическим «останкам». Они приветствуют нас гудением ветра в технических отверстиях и пробоинах…
Остатки кабины и фюзеляжа, «скелеты» крыльев, стойки шасси. К слову, до начала 90-х эти развалины были куда целее. Потом настала эра «металлистов», которые даже сюда не ленились ходить. Наведывались и любители военных раритетов. Так, раньше на рамах крыльев висели ржавые пушки. Теперь их нет.

Не нужно быть специалистом, чтобы понять: в тот далёкий день зимы 1945-го этой боевой машине крепко досталось. И штурмовик пошёл на вынужденную посадку. Благо внизу было замёрзшее болото.
А вот что случилось с экипажем, история умалчивает. Местный краевед Владимир Гусев, проведя здесь однажды небольшие раскопки, нашёл лишь табличку с одного из агрегатов Ил-2. Табличка стала экспонатом музея в Правдинске.
« Последнее редактирование: 07 Июня 2015, 04:29:31 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Ил-2 на болоте Целау
« Reply #1 : 07 Июня 2015, 04:39:33 »
Материал из газеты "Труд"
http://www.trud.ru/article/27-11-2013/1303737_ozerskij_zapovednik_otkryl_odin_iz_svoix_sekretov.html
И навсегда остался узником болота Целау


Есть под Калининградом удивительный уголок — верховое болото, где среди полей-лесов раскинулась: тундра. Всего 40 км от областного центра, но редко кто сюда забирается. Здесь следопыты и нашли советский штурмовик.

Старожилы называют Озерский заповедник по-старому, на немецкий лад: Целау. Заповедные места, рай для охотников и грибников. Манит болото и тех, кто увлечен военной историей. Здесь до сих пор стоит Ил-2, для которого топкая прусская равнина стала местом последней посадки. К этому реликту мы и отправились с коллегой Дмитрием Сироченко.

Даже тот, кто уже бывал здесь, выйдя к болоту, невольно замирает на краю. Куда ни глянь, простирается покрытая мхом равнина. И твердь земная становится податливой, начинает гулять под ногами — как в фильме «А зори здесь тихие...». Тропа уводит вглубь болота. Без опытного проводника лучше не соваться. Наш курс — в южную часть заповедника. Не ходьба, а мучение. Но вон она, цель нашего путешествия — Ил-2, а точнее, то, что от него осталось. Осторожно, по кочкам подбираемся к металлическим останкам. Они приветствуют нас гудением ветра в отверстиях и пробоинах. Остатки кабины, «скелеты» крыльев, стойки шасси — все настоящее. Никуда не делись и следы от несших смерть пуль и осколков.

Не нужно быть военспецом, чтобы понять: в тот далекий день этой боевой машине крепко досталось. И штурмовик пошел на вынужденную посадку. Благо внизу раскинулся естественный аэродром — замерзшее болото (бои в этом районе Восточной Пруссии шли в январе-феврале 1945 года). А вот что случилось с экипажем, история умалчивает. Местный краевед Владимир Гусев провел здесь как-то раскопки. Помимо гильз, осколков бронестекла, кусочков парашюта ему попалась номерная табличка с одного из агрегатов Ил-2. Предположив, что табличка с двигателя, отправили запросы в архивы. Однако поиски результатов не дали.

Так и не «заговорившая» табличка стала экспонатом музея. А Ил-2 догнивает в болоте. К слову, до 1990-х самолет выглядел куда целее. Потом настала эра «металлистов», которые даже в такую топкую даль не ленились ходить. Наведывались сюда и любители военных раритетов. Так, раньше на рамах крыльев еще висели пусть и ржавые, но пушки. Теперь их нет.

Однако нам пора возвращаться — скоро начнет темнеть. Дружески хлопнув на прощание ладонью по кабине, уходим. Минута, другая — и вот уже остатков Ил-2 не видно.

Мы уходим все дальше. А узник болота Целау снова остается один. Раскроет ли он когда-нибудь свою тайну? Кто знает
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Ил-2 на болоте Целау
« Reply #2 : 18 Декабря 2015, 21:22:56 »
Пытаясь достать из болота под Калининградом Ил-2,
поисковики утопили экскаватор
Самолет времен Великой Отечественной войны, затонувший в Целау, должен был стать новым экспонатом Пятого форта.
О том, что в болоте Целау покоится советский штурмовик Ил-2, было известно еще в 90-е годы, если не раньше. По всей видимости, самолету пришлось совершить вынужденную посадку на замерзшей равнине болота в феврале 1945 года. Два отверстия от пуль на левой стороне кабины пилота говорят о том, что посадить машину было нелегко – вероятно, «прошило» приборную доску. До нулевых самолет простоял в торфяной жиже практически в том же виде, в каком приземлился: не было только сгоревшего фанерного хвоста. Но потом крылья и прочие детали аборигены растащили на металлолом.
Ради нового экспоната
Спасти останки самолета в среду утром на болото отправилась целая экспедиция во главе с представителями поискового отряда «Русь». То, что под ногами хлюпала вода, а до самолета от края болота было не меньше двух километров, поисковиков не смутило. План был предельно прост: взять экскаватор, подцепить ковшом бронекапсулу и загрузить ее в прицеп. Планировалось уже в четверг доставить Ил-2 на Пятый форт.

Тяжелая махина буквально с первых метров начала погружаться в пучину.
Фото: Иван МАРКОВ
- В конце апреля мы подняли двухмоторный истребитель Пе-3 в районе поселка Люблино, - перед началом операции заявил командир отряда «Русь» Николай Мартынчик. – Сейчас поднимем Ил-2. Позже через архивы выясним, какова была судьба летчиков. Номер двигателя известен, поэтому, я думаю, эта часть работы труда не составит. После первого осмотра мы обнаружили четыре вмятины от пуль и два сквозных отверстия. Пробоины, вероятно, калибра 7,62, стреляли из пулемета.
Мартынчик так уверенно рассказывал о том, что в четверг самолет будет перевезен на место будущей экспозиции, что казалось, работы займут максимум пару часов. Ожидалось, что кабина самолета и остатки двигателя станут третьим экспонатом нового отдела музея на Пятом форте. Самым первым стал поднятый в прошлом году в районе Каширского легкий бомбардировщик Су-2.
Вязкий торф
Теперь о самой операции по подъему. Несмотря на то, что в девятом часу утра все должны были быть в сборе, транспорт задерживался. В итоге водитель грузовика, опоздавший больше, чем на час, стал первой неудачей. Вторая поджидала перед самым болотом: пока экскаватор тащил на себе грузовик с прицепом по разбитой тропе, порвалась буксировочная цепь. Тут снова пришлось повозиться около получаса.

На обшивке самолета видны следы пуль.
Фото: Иван МАРКОВ
Но кошмары начались на самом болоте. Сначала экскаватору было необходимо проломить просеку ковшом. Усевшись верхом на его башню, поисковики, военные и даже один байкер из «Ночных волков» рванули в неизвестность. Я шел по просеке метрах в десяти, наблюдая, как под лязгающими гусеницами трясется болото. Это походило на землетрясение: земля ходила под ногами, а торф, проседая, снова выпрямлялся, как только многотонная машина съезжала с него. Из-за лесного завала продвигались медленно: примерно по метру в минуту. Зато когда экскаватор выполз на открытое пространство, показалось, что теперь дело пойдет быстрее, поэтому я с майором Мартынчиком отправился к самолету, развешивая по дороге пластиковые пакеты – метки для экскаваторщика.
Стоило добраться до проржавевших останков, как у командира отряда зазвонил телефон, а вдали послышался жалобный гудок машины.
- Увязли мы, тонем! – послышалось из трубки.
Когда вернулись обратно, оказалось, что машина не прошла и десятка метров. Раскисший торф медленно затягивал в себя громадину, а мужики в камуфляже навалились на отстегнутый прицеп, колеса которого полностью провалились в жижу.
- Рычага не хватает, давайте подлиннее что-нибудь ищите, - плюясь и матерясь, кричал один из поисковиков, намекая на растущие неподалеку сосны.
- Под колесо ветки руби! – перекрикивал его второй, хватая бензопилу. Он уже бежал к указанной сосне.
Журналист чуть не утонул
С горем пополам прицеп удалось вытянуть, освободив место для маневра экскаватора. Пока кипела работа, и надрывались спины, журналисты, не успевшие посмотреть на самолет, начали просить меня провести их. Пришлось согласиться.
Не прошли мы и семисот метров, как за спиной послышалось жалобное: «Помогите!». Повернувшись, вижу, как оператор одного из местных телеканалов стоит в болоте по самый пах, причем, сразу обеими ногами. Ему на помощь поспешил другой оператор. И вот они уже, стучась телекамерами, начали хвататься друг за друга.
- Это не смешно нифига! – крикнул тонущий, заметив, что ситуация начинает веселить его попутчиков. Смеясь и утопая, журналисты выдернули коллегу из трясины…
В этот момент до самолета добрался замкомандира отряда «Русь» Владимир Манжура.
- Если сейчас не получится, то в ближайшее время мы не будем предпринимать новых попыток, - произнес Манжура. - Это надо или зимой делать, когда все застынет, или летом, когда все подсохнет.
А вот в лагере на берегу болота так не думали. Кто-то даже в шутку говорил, что вносящих смуту и сеющих панику следует расстрелять.
- Назад дороги нет, мужики! – говорил один из поисковиков. – Мы обещали, что завтра доставим самолет на Пятый форт, и мы это сделаем!

Так выглядят остатки штурмовика вблизи.
Фото: Иван МАРКОВ
Тут все снова сели у костра и начали сыпать предложениями. Кто-то предложил волоком тащить самолет на стальном листе, кто-то заговорил о километровом стальном тросе. В общем, поисковики заночевали на болоте, охраняя технику. А в четверг снова взялись за работу.
- Мы купили 400 метров троса, - по телефону рассказал вчера Николай Мартынчик. – Но наш экскаватор ушел в болото по самую стрелу. Сейчас ждем на помощь второй. Будем откапывать…
P.S.
На момент выхода этого номера в печать и экскаватор, и самолет все еще находились в болоте Целау.

Поздним вечером, когда мы покинули Целау, экскаватор все еще не мог сдвинуться с места.
Фото: Иван МАРКОВ

ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Исследователь болота Целау, краевед Владимир Гусев обнаружил самолет еще в 2000 году. Найденные вещи летчиков: пряжки и шелковые лоскуты парашютов он передал в Правдинский музей. Тогда же он начал искать информацию о летчиках. Как оказалось, не зря. Вот выписки из журнала боевых действий 311-й штурмовой авиационной дивизии.
- Экипаж 956 ШАП (штурмового авиационного полка): летчик младший лейтенант Гальченко, воздушный стрелок сержант Чубунадзе подбит огнем зенитной артиллерии противника, произвел вынужденную посадку в районе 12 км северо-западнее Фридланд (сейчас Правдинск – Ред.). Самолет разбит, экипаж невредим – прибыл в свою часть.
К несчастью, уже 18 марта экипаж снова был сбит в районе Бальги и «упал в 1 км западнее Штугенен». Летчики погибли.
http://www.kp.ru/daily/26469.4/3339250/
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »