Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 26 отдельная развед. аэ / 15 развед. ап КБФ  (Прочитано 5108 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из гостевой:
Цитировать
07.03.2012 00:30
Всеволод
    У меня имеются некоторые материалы и фотографии лётчиков отдельного разв. авиаотряда, а затем переформированного в 26 разв. эскадрилью КБФ, флагштурманом которой был мой отец, капитан Жихарев Н.Т.
Если вас это заинтересует, то напишите в личку.
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:26:45 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из семейных воспоминаний Жихаревых:
Цитировать
Жихарев Николай Тимофеевич

Родился 19 октября 1915 года в с.Великая Кошелевка, Нежинского уезда , Черниговской губернии. В 1934 г. курсант военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. В 1936 г. с частью курсантов направлен в Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища в 1937г. направлен в Севастополь в авиаполк Черном. флота. Признан лучшим штурманом эскадрилии и в 1939г. переведен в 46 отд.эскадрилью Днепровской военной флотилии начальником парашютно-десантной службы. Учитывая его пожелания, в 1940 утверждён штурманом звена. С 20 июля он штурман звена второй эскадрильи 57 бомб.полка КБФ под Ленинградом. Летает с пилотом Сергеевым С.Т- командиром звена. 16 декабря 1941 года пилот и штурман награждаются орденом боевого Красного Знамени.
В декабре 1941 создан отдельный разведывательный авиаотряд КБФ. Командиром назначен Сергеев, начальником штаба и флагштурманом Жихарев. В феврале им обоим присвоено звание капитан.
В конце мая авиаотряд переформируется в 26 отдельную разв. эскадрилию КБФ.. Флагштурманом назначен Жихарев. 18 июня 1942г. награждён вторым орденом боевого Красного Знамени. Об этом экипаже тепло вспоминает командующий КБФ Трибуц. 15 августа1942г. погиб Сергеев С.Т. 1943г. - прорыв блокады Ленинграда.
В марте 1943 года разведэскадрилья реорганизуется в 51 развед. авиаполк.. 2 мая 1943 г экипаж пилот- Погорельский А.С. (4-ый полёт), штурман Жихарев Н.Т. (148-ой полёт), стрелок-радист ЗахарченкоА.А. и стрелок Харников В.И. с задания не вернулся.
Морским авиаторам в память об их подвиге установлен мемориал в пос. Муриное (старое кладбище) на окраине Санкт-Петербурга.
http://baza.vgdru.com/1/13467/20.htm?IB2XPnewvgd_=1tb0rifiv7balbrqfteefmts41
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:27:20 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из переписки:
Цитировать
От: Будаев Александр <may1945-pobeda@yandex.ru>
Кому: *@yahoo.com
Отправлено: суббота, 24 марта 2012 14:23

Тема: 26 разв. эскадрилья КБФ

   Здравствуйте  Всеволод
   Вы писали в гостевой о 26-й разв. аэ КБФ...

Будем благодарны за новые сведения
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:27:37 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из переписки:
Цитировать
Отв.: 26 разв. эскадрилья КБФ 
Vsevolod Boychenko 
сегодня в 01:27

          Здравствуйте  Александр!
     Я  высылаю  несколько  фотографий, к сожалению, уточнить год и место расположения не могу. Кажется эти фото были привезены с вещами отца и на них ничего не указано.  Могу только уточнить расположение Жихарева Н.Т.  : 
004 - Слева с планшетом...;
028 - подпись правильная;
030 - Жихарев Н.Т. - слева;
063 - Жихарев Н.Т. в центре.
     
Если Вы узнаете  некоторых из сфотографированных, то сообщите мне . С благодарностью приму. 
Если у Вас есть выход на музей КБФ,  то  в некоторых флотских газетах были статьи авиаразведчиков, в частности отца.  Добраться к первоисточникам я не могу по состоянию здоровья. Но если Вы заняты морской  авиацией Вас это может заинтересовать.
По фотографиям, если ещё надо, то  Я  пороюсь ещё в своём архиве и вышлю Вам, если это требуется.
      Пишите и уточните цель Ваших поисков.
               С  уважением  Жихарев  В.Н.
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:27:53 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...
004 - Слева с планшетом...;
...

http://
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:28:19 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...;
028 - подпись правильная;
...


« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:31:51 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...
030 - Жихарев Н.Т. - слева;
...


« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:32:06 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...
063 - Жихарев Н.Т. в центре.
  ...

« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:32:30 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из переписки:
Цитировать
письмо 
Vsevolod Boychenko 
26 мар. в 22:51

       Я  посылаю  Вам  фотографии...
                                      Жихарев В.Н.


« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:32:42 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW

Цитировать
...
       Я  посылаю  Вам  фотографии...
                                      Жихарев В.Н.

Здравствуйте  Всеволод
   Вы прислали фото мемориала в с. Мурино

Цитировать
Населенный пункт   с. Мурино, Всеволожский район, Ленинградская область, Россия

Тип объекта   братская могила
Название памятника   Братская могила летчков КБФ

Состояние памятника   хорошее

Дата регистрации в базе данных   28/08/2006
Фотографии    
   
http://pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=527

Цитировать
Аэродром Гражданка находился на пустырях северо-восточной окраины Ленинграда, вблизи Политехнического института имени М. И. Калинина. Своей границей аэродром примыкал к одноименному населенному пункту. Место бывшей Гражданки с ее небольшими деревянными домиками, стоявшими по сторонам длинной шоссейной дороги, точно воспроизводит теперь Гражданский проспект — одна из красивых и наиболее протяженных магистралей послевоенных новостроек Ленинграда.
Давно застроена и территория аэродрома. Почти в центре бывшего здесь летного поля стоит кинотеатр «Современник». У его входа установлен памятный мемориал, символизирующий место бывшего старта.
На постаменте из бетона, обозначающем часть взлетной полосы, установлен бронзовый многогранный шар-прожектор. [140] Под ним на гранитной плите слова: «Здесь в 1941 — 1945 годах находился аэродром Гражданка, с которого летчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо».


http://militera.lib.ru/memo/russian/mitrofanov/06.html
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:32:56 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
...
Цитировать
... У его входа установлен памятный мемориал, символизирующий место бывшего старта.
На постаменте из бетона, обозначающем часть взлетной полосы, установлен бронзовый многогранный шар-прожектор. [140] Под ним на гранитной плите слова: «Здесь в 1941 — 1945 годах находился аэродром Гражданка, с которого летчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо».

...

О памятном знаке:
Цитировать
Выбрано памятников:  1
Населенный пункт   г. Санкт-Петербург (Ленинград), город Санкт-Петербург, Россия

      
Тип объекта   памятный знак    
Название памятника   Памятный знак аэродрому "Гражданка"    
Описание памятника   Установлен в 1976 году, авторы - А.В. Кожевников, О.Н. Харламов, О.Ф. Лыч. Представляет собой бетонный постамент в виде траектории взлёта самолёта, на нём многогранник - додекаэдр (многократно повторённые пятиконечные звёзды).    
      
      
      
Состояние памятника   удовлетворительное    
Комментарии по местоположению   Калининский р-н, м. Академическая, перед д.25 по пр. Науки (казино "Гудвин", бывш. к/т "Современник")    
      
Дата регистрации в базе данных   24/02/2008    
Фотографии    


   
« Последнее редактирование: 29 Марта 2012, 09:33:16 от АПО Память »
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: 26 отдельная развед. аэ / 15 развед. ап КБФ
« Reply #11 : 04 Января 2024, 10:48:19 »

15 отдельный морской дальний разведывательный Краснознаменный,
ордена Ушакова 2 степени, Таллиннский, авиационный полк.

15 ОМРАП ВВС Краснознаменного Балтийского флота был сформирован в январе 1938 года. В состав полка входили две авиационные эскадрильи на летающих лодках Че-2 (МДР-6, морской дальний разведчик), одна авиационная эскадрилья на летающих лодках МБР-2 (морской ближний разведчик).

Боевое крещение 15 ОРАП получил в войне с белофиннами в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Летчики полка совершали вылеты на воздушную разведку. В боях отличился экипаж ст. л-та Губрий А.А. На самолете МБР-2, экипаж разыскал экипаж подбитого бомбардировщика СБ, выполнил посадку на лед Финского залива, под непрерывным артиллерийским огнем подобрал раненых и обожженных членов экипажа СБ и спас их. В марте 1940 года, ст. л-т Губрий был удостоен звания Героя Советского Союза.

22 июня 1941 года, в два часа ночи экипаж полка на МБР-2 обнаружил немецкие корабли, выставляющие мины в водах Финского залива. Летчики 15 ОМРАП, первыми узнали о начале боевых действий и доложили об этом командованию КБФ.

22 июня 1941 года в состав полка входили:

19 авиационная эскадрилья (Че-2), базировалась в п. Горы Валдай

22 авиационная эскадрилья (Че-2), базировалась г. Вейно

18 авиационная эскадрилья (МБР-2), базировалась г. Ораниенбаум

7 августа 1941 года, экипаж к-на Усачева выполнил полет на воздушную разведку погоды на самолете Че-2 по маршруту: аэродром Когул (о. Саарема)-Свиноуйсце-Щецин. В 19 часов к-н Усачев произвел посадку на аэродром Когул, доложил о погоде по маршруту полета. В 21 час взлетела группа самолетов 1 МТАП полковника Преображенского, прошла по маршруту о. Саарема-Свиноуйсце-Щецин-Берлин и ночью 8 августа 1941 года нанесла первый бомбовый удар по столице фашисткой Германии. При последующих вылетах на Берлин, у летчиков 15 ОМРАП была задача ведение разведки погоды на самолетах Че-2, спасение подбитых и приводнившихся экипажей бомбардировщиков.

Военная доблесть авиаторов полка особенно ярко проявилась в жестокой борьбе с фашисткой Германией. Решения на нанесение бомбово штурмовых ударов по вражеским судам в море и базах, как правило принимались по данным воздушных разведчиков 15 ОМРАП. Летчики полка участвовали во всех операциях флота. Задачи полка - ведение воздушной разведки и фотоконтроль результатов ударов. В 1943-1944 годах летчики полка вели воздушную разведку на самолетах Як-9Р, Пе-2Р, А-20F-3A.

За мужество и героизм, пять летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Одной из последних тяжелых потерь полка, был сбитый 8 мая 1945 года при налете на ВМБ Лиепая, экипаж самолета Пе-2Р. Погибли два Героя Советского Союза Г. Давиденко и А. Грачов.
...

1 декабря 1993 года 15 ОДРАП, согласно Директивы Главкома был расформирован.
...

Разведывательная авиация Балтийского флота

Балтика по праву может претендовать на роль родоначальника разведывательной авиации ВМФ. Именно там, в Санкт-Петербурге, летом 1912 г. была сформирована первая опытная морская авиационная станция, задачей которой была подготовка лётчиков и мотористов для формируемой Морской Авиации. Эта авиастанция стала первой авиационной частью, в состав которой входили самолёты-разведчики.

Разведывательная морская авиацияДо лета 1917 г. морская авиация БФ была представлена только разведывательными самолётами, сведёнными в Воздушную дивизию Балтийского моря. Всего к этому времени насчитывалось свыше 100 самолётов-разведчиков.

С конца апреля 1918 г. Балтийская Авиация подверглась реорганизации — вместо Воздушной дивизии была сформирована Воздушная бригада особого назначения, которая имела в своём составе два гидроавиадивизиона (пять гидроавиаотрядов) летающих лодок-разведчиков.

К лету 1919 г. в составе разведывательной авиации Балтийского моря имелось 25 гидросамолётов М-9, М-15 и М-20.

После окончания Гражданской войны, в конце 1920 г. вся Морская Авиация РСФСР была реорганизована, в том числе и разведывательная авиация на Балтике. На базе гидроавиационных дивизионов были сформированы два разведывательных гидроавиаотряда, общим числом 33 гидросамолёта различных типов.

Только в конце 1929 г. начинается подъём Морской Авиации в целом, и разведывательной авиации БФ — в частности. Тогда была сформирована 4-я авиационная бригада ВВС БМ, в состав которой вошли 62-я ОМРАЭ, 62-й и 66-й ОМРАО, вооружённые летающими лодками «Дорнье Валь» и «Савойя» S-626hc.

Во второй половине 1930-х гг. формируется ряд новых морских разведывательных авиационных эскадрилий. Помимо количественного роста, происходит и качественное изменение разведчастей ВВС БФ: на их вооружение во всё возрастающих количествах стали поступать летающие лодки МБР-2.

В 1939 г. в составе ВВС БФ была сформирована разведывательная часть нового типа — 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Кроме него, имелись также отдельные морские разведывательные эскадрильи и отряды.

К началу Великой Отечественной войны разведывательная авиация БФ была представлена 15-м ОМРАП трёхэскадрильного состава и семью отдельными разведэскадрильями (15-я, 41-я, 43-я, 44-я, 58-я, 81-я и 85-я ОМРАЭ), вооружёнными, преимущественно, самолётами МБР-2.

С первых дней войны разведывательная авиация БФ стала нести ощутимые потери, ввиду тихоходности и слабой защищенности её самолётов. Это привело к тому, что к ноябрю 1941 г. большинство разведэскадрилий было расформировано, а оставшиеся части свели под командование 15-го ОМРАП.

Новый этап развития разведывательной авиации на Балтике начался весной 1943 г., когда на базе 26-й ОРАЭ (сформирована в мае 1942 г.) и 15-го ОМРАП был сформирован новый 15-й ОРАП двухэскадрильного состава. Этот полк был укомплектован истребителями Як-9 и бомбардировщиками Ил-4, Пе-2 и Дуглас А-20 «Бостон», используемыми в качестве разведчиков. Помимо колёсных самолётов, в его составе оставалось несколько летающих лодок МБР-2.

Уже в самом конце войны, в дополнение к 15-му ОРАП, в составе ВВС БФ были сформированы три эскадрильи разведки и ПЛО (15-я, 16-я и 17-я ОАЭ), вооружённые импортными самолётами PBN-1 «Номад». Такими силами разведывательная авиация БФ встретила Победу...

ФОТОГАЛЕРЕЯ
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: 26 отдельная развед. аэ / 15 развед. ап КБФ
« Reply #12 : 04 Января 2024, 11:52:57 »
15-й отдельный разведывательный авиационный
Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ
04.05.1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г., №0036 от 20.08.1938 г. на базе эскадрилий (121-я МТБАЭ, 122-я МТБАЭ и 19-я МРАЭ) расформируемой 105-й морской тяжелой бомбардировочной авиационной бригады был сформирован 15-й морской тяжелый бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Новая авиационная часть трехэскадрильного состава получила поплавковые бомбардировщики ТБ-1а и летающие лодки МБР-2. Вскоре планировалось заменить их новыми бомбардировщиками ДБ-3.
       По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка в Гребном Порту числилось 26 МБР-2, а также 2 Р-6 и один ДБ-3 в Копорье.
       Летом 1939 г. на вооружение 2-й АЭ полка стали поступать бомбардировщики ДБ-3б. С этого времени 1-я и 3-я МАЭ на самолетах МБР-2 базировались в Гребном Порту, а 2-я ДБАЭ на самолетах на ДБ-3б базировалась в Копорье.
       В сентябре 1939 г. 20 МБР-2 полка были направлены на Север для укомплектования формируемого 118-го МРАП ВВС СФ.
       В ноябре 1939 г. 15-й МТБАП вошел в состав формируемой 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС БФ.
       С 30.11.1939 г. 15-й МТБАП принял участие в «Зимней войне» с Финляндией.
       19.12.1939 г. полк был выведен из состава 8-й БАБ и переформирован в 15-й морской разведывательный авиационный полк ВВС БФ. Вторая эскадрилья самолетов ДБ-3 осталась в подчинении командира авиабригады, а третья эскадрилья самолетов МБР-2 стала числиться второй эскадрильей в полку.
       Согласно приказу Ком. БФ №015 от 09.01.1940 г. предписывалось:
- Передать 2-ю АЭ 15-го МРАП (самолеты ДБ-3) в состав 1-го МТАП;
- 11-ю ОМБРАЭ переименовать в 18-ю МБРАЭ с зачислением ее в состав 15-го МРАП.
       На 01.05.1940 г. 15-й МРАП дислоцировался:
- управление АП – Гребной Порт;
- 1-я АЭ – оз. Гора-Валдай/Гребной Порт;
- 2-я АЭ – Гребной Порт;
- 18-я МБРАЭ и ОСАНАЗ – Ораниенбаум;
- 12-й ОМРАО – оз. Хаболово;
- 43-й ОМРАО – оз. Гора-Валдай;
- 44-й ОМРАО – оз. Липовое (Вейно);
Всего 43/39 МБР-2, 7/6 МБР-2ВУ, 1/1 КОР-1, 8/8 У-2.
       Во исполнение приказа НК ВМФ №0081 от 04.04.1940 г. было предписано к 15 мая:
- Управление 15-го АП передислоцировать из Гребного Порта в Ораниенбаум.
- Одну АЭ (10 МБР-2) 15-го АП из Гребного Порта передислоцировать в Выборг с присвоением ей наименование «85-я ОАЭ».
- Вторую АЭ 13-самолетного состава 15-го АП (Гребной Порт) по штату № 39/805-Б передислоцировать в Ганге (Ханко) и включить в состав 73-го САП с присвоением наименования «3-я АЭ 73-го АП».
       В результате этих переформирований в составе 15-й РАП числились:
- Управление полка с дислокацией в Ораниенбауме.
- 85-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Выборге.
- 18-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Ораниенбауме.
- 12-й ОМРАО с дислокацией на оз. Хаболово.
- 43-й ОМРАО с дислокацией на оз. Гора-Валдай.
- 44-й ОМРАО с дислокацией на оз. Липовое (Вейно).
       К 01.07.1940 г. в состав 15-го МРАП было включено корабельное авиационное звено крейсера «Максим Горький» (4/2 МБР-2, 2/1 КОР-1) с подчинением командиру 18-й ОАЭ.
       С 01.01.1941 г. 12-й ОМРАО был расформирован, а его личный состав и авиатехника обращены на укомплектование 43-й ОМБРАЭ. Кроме того, 43-й и 44-й ОМРАО были обращены на формирование 19-й и 22-й ОМДРАЭ, также включенные в штат полка.
       Весной 1941 г. на вооружение 19-й и 22-й эскадрилий начали поступать новые летающие лодки Че-2 конструкции Четверикова.
       По состоянию на 09.06.1941 г. в составе 15-го АП числились:
- управление полка на аэр. Гора-Валдай - 1/1 МБР-2.
- 18-я ОМБРАЭ – 11/10 МБР-2, 2/2 У-2 на аэр. Ораниенбаум;
- 19-я ОМДРАЭ – 7/6 МБР-2, 2/2 Че-2 и 2/2 У-2, на аэр. Хаболово;
- 22-я ОМДРАЭ – 6/6 МБР-2, 3/3 Че-2 и 2/2 У-2 на аэр. Вейно.
- 85-я ОМБРАЭ – 9/9 МБР-2, на аэр. Выборг.
       Командиру полка оперативно подчинялись также корабельные авиационные звенья линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький» (6/6 КОР-1 и 1/1 МБР-2). Всего полку к началу войны имелось 35/33 МБР-2, 5/5 Че-2, 6/6 КОР-1, 6/6 У-2 (56 летчиков).
       С началом Великой Отечественной войны подразделениям полка пришлось вести боевую работу практически самостоятельно.
       С июля 1941 г. командиру 15-го МРАП подчинили 58-ю ОМРАЭ на самолетах МБР-2ВУ, дислоцирующуюся на аэр. Пейпия.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 15-го МРАП числилось 48 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 32 МБР-2, 5 Че-2, 1 КОР-2, 5 КОР-1, 5 У-2.
       К августу 1941 г. в составе 22-й и 19-й ОМДРАЭ числилось 10 Че-2.
       07.08.1941 г. 2 Че-2 под командованием командира 22-й ОМРАЭ капитана Ф.А.Усачева выполнили воздушную разведку погоды по маршруту Юлемисте – Свинемюнде – Штеттин - б. Кихельконна (о. Эзель) для доклада результатов разведки командиру Особой авиагруппы полковнику Е.Н.Преображенскому.
       В конце августа 1941 г. из состава полка была исключена и убыла на переформирование в Ейск 18-я ОМБРАЭ.
       В сентябре 1941 г. управление 15-го МРАП перебазировалось в Ораниенбаум, а 85-я ОМБРАЭ (8 МБР-2) перелетела на гидроаэродром Гора-Валдай. В этом месяце в состав полка были включены 41-я ОМБРАЭ (10 МБР-2 на аэр. Новая Ладога) и 44-я ОМБРАЭ (2 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай). Таким образом, в подчинение командира 15-го МРАП перешла практически вся лодочная авиация ВВС КБФ.
       В октябре 1941 г. на основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. 19-я ОМДРАЭ, 22-я ОМДРАЭ и 81-я ОМБРАЭ были расформированы на аэр. Гора-Валдай. Оставшиеся 5 Че-2 с экипажами еще в конце сентября убыли на Север, где были переданы в 118-й МРАП ВВС СФ.
       С 01.11.1941 г. управление полка перебазировалось на аэр. Каменка.
       В конце ноября 1941 г. управление 15-го МРАП, 44-ю ОМБРАЭ и 85-ю ОМБРАЭ перебазировали в Новую Ладогу, где с конца августа уже дислоцировалась 41-я ОМРАЭ. На этом же аэродроме базировалась и 58-я ОМРАЭ.
       С июня по декабрь 1941 г. 15-й МРАП потерял из своего состава 40 экипажей и 75 самолетов МБР-2.
       В декабре 1941 г. при штабе ВВС БФ был создан нештатный разведывательный авиационный отряд в составе трех звеньев: звена двухмоторных самолетов, звена одномоторных скоростных самолетов и звена самолетов связи. В мае 1942 г. на базе этого авиаотряда на аэр. Приютино была сформирована 26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС БФ, которая в последующем вошла в состав 15-го ОРАП.
       По состоянию на 01.01.1942 г. в составе 15-го МРАП на аэр. Новая Ладога имелся 31 самолет, в том числе:
- управление полка– 2 У-2;
Отдельные эскадрильи:
- 41-я ОМБРАЭ – 6 МБР-2;
- 44-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2;
- 58-я ОМБРАЭ – 7 МБР-2;
- 85-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2.
       В начале 1942 г. 44-я ОМБРАЭ перебазируется на аэр. Каменка. Оттуда ее самолеты МБР-2 выполняли вылеты на лыжном и колесном шасси. Вместе с ней туда же убыла и 85-я ОМБРАЭ, но уже в феврале 1942 г. в связи с убылью самолетов МБР-2 она была расформирована. Две другие эскадрильи полка (41-я и 58-я ОМБРАЭ) оставались на аэр. Новая Ладога вплоть до конца 1942 г. участвуя в боях на волховском направлении и по защите ладожских коммуникаций.
       В марте - мае 1942 г. управление полка базировалось на аэр. Гора-Валдай. Вместе с ним туда же из Каменки перебазируется 44-я ОМБРАЭ (4 МБР-2). Там эскадрилья находилась до февраля 1943 г., когда была переименована в 58-ю ОМРАЭ с исключением из состава полка.
       С июня 1942 г. управление полка находилось в д. Пильна (Новоладожский аэроузел), а с августа перебазируется в Новую Ладогу.
       С октября 1942 г. по январь 1943 г. управление 15-го МРАП базировалось на аэр. Борки.
       В октябре 1942 г. для ведения контрбатарейной борьбы в состав полка были временно включены 52-я НБАЭ и 25-я НБАЭ, вооруженные самолетами У-2б.
       По состоянию на 31.12.1942 г. полк был разделен на две группы, одна из которых решала боевые задачи на Ладожском участке, а вторая на северном и южном берегах Финского залива. В это время в состав 15-го МРАП, управление которого перебазировалось на аэр. Гора-Валдай (1/1 У-2), числилось 37/35 самолетов различных типов, в т.ч:
- 41-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Борки и Новая Ладога;
- 44-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай;
- 58-я МРАЭ – 7/7 МБР-2 на аэр. Каменка и Новая Ладога;
- 25-я НБАЭ – 8/8 У-2б на аэр. Каменка;
- 52-я НБАЭ – 9/7 У-2б на аэр. Борки.
       В январе 1943 г. 41-я ОМБРАЭ в Новой Ладоге была расформирована.
       Приказом НК ВМФ №087 от 12.02.1943 г. 15-й МРАП подлежал переформированию. В него включалась 26-я ОРАЭ ВВС БФ (7 колесных самолетов-разведчиков), ранее являвшаяся отдельной частью. Кроме того, входившая в состав полка 58-я ОМБРАЭ (7 МБР-2) подлежала переформированию в эскадрилью двухмоторных разведчиков, а 44-я ОМРАЭ должна была стать отдельной эскадрильей самолетов МБР-2. Этим же приказом 52-я ОНБАЭ (10 У-2б) расформировывалась, а 25-я ОНБАЭ (9 У-2б и И-15) становилась самостоятельной и исключалась из состава полка. После переформирования полк должен был иметь две эскадрильи: 58-ю РАЭ двухмоторных колесных самолетов и 26-ю РАЭ самолетов-истребителей.
       Очередным приказом НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г., определялся новый состав 15-го отдельного разведывательного авиационного полка. Согласно нему 26-я РАЭ после перевооружения с Пе-2 и Як-1 на истребители-разведчики Як-7 переименовывалась в 43-ю разведывательную авиационную эскадрилью истребителей, а 58-я МРАЭ после переучивания с МБР-2 на Пе-2 и «Бостон»-III переименовывалась в 44-ю разведывательную авиационную эскадрилью (двухмоторных самолетов). За ними сохранялись индивидуальные номера. Номер 58-й ОМРАЭ передали 44-й ОМРАЭ ВВС БФ на аэр. Гора-Валдай ставшей с этого времени отдельной частью. В нее собрали все оставшиеся в наличии исправные самолеты МБР-2.
       С 23.04.1943 г. управление 15-го ОРАП и его эскадрильи разместилось на аэр. Приютино.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 15-го ОРАП числилось на аэр. Приютино 2/1 Пе-2, 6/3 «Бостон»-III, 3/2 Як-7 и 16/11 экипажей. Еще один неисправный самолет «Бостон»-III без экипажа находился на аэр. Горская (Лисий Нос).
       К осени 1943 г. на вооружение 43-й РАЭ полка поступили самолеты Як-9 (10 шт.) в разведывательном варианте.
       В январе 1944 г. 15-й ОРАП основным составом базировался на аэр. Приютино, а частью сил на аэр. Борки.
       22.01.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество при окончательном снятии блокады с г. Ленинграда 15-й ОРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       С 23.02.1944 г. полк основным составом базировался на аэр. Гражданка.
       Весной 1944 г. в 44-ю РАЭ полка поступают самолеты А-20G «Бостон», и до конца войны эта эскадрилья летает на «Бостонах» и Пе-2. Кроме того, в полк поступил самолет В-25 «Митчелл» с 75 мм пушкой (вскоре был передан на Север в 118-й ОРАП) и еще один обычный бомбардировщик «Митчелл», который использовался как транспортный самолет.
       В мае 1944 г. из состава 15-го ОРАП была выделена оперативная разведгруппа в составе одного Пе-2 и двух Як-9 с перебазированием на аэр. Новая Ладога. Эта группа действовала в интересах Ладожской военной флотилии при наступлении советских войск на Карельском перешейке и на Петрозаводск.
       С 29.05.1944 г. 15-й ОРАП перебазировался с аэр. Гражданка на сухопутный аэродром Гора-Валдай в 4 км к юго-востоку от гидроавиабазы.
       К 01.06.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0289 от 15.04.1944 г. в полку формируется еще одна эскадрилья на самолетах Як-9д (7 ед.), получившая собственный номер - 45-я разведывательная авиаэскадрилья истребителей.
       С 08.07.1944 г. самолетами полка было установлено слежение за немецким крейсером ПВО «Ниобе» (разведкой он был ошибочно определен как финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен») в порту Хельсинки и проследовавшим в п. Котка. 16.07.1944 г. «Ниобе» был потоплен ударами пикировщиков 12-го гв. ПБАП и топмачтовиков 51-го МТАП ВВС БФ.
       В июле 1944 г. в составе ВВС БФ на базе личного состава и авиатехники 15-го ОРАП на аэр. Гора-Валдай была сформирована 29-я отдельная морская разведывательная эскадрилья (ПЛО). На вооружении эскадрилья кроме колесных самолетов Ил-2 и Р-47 «Тандерболт» (переданные из 12-го ИАП ВВС БФ) получила также 3 самолета PBN-1 «Номад» и 3 Бе-4 (Некоторые источники указывают, что данная авиационная эскадрилья вошла в состав 15-го ОРАП, но «Боевом и численном составе ВВС БФ» на 1944 г. 29-я ОРАЭ (ПЛО) поименована как отдельная авиачасть. Также отдельной частью она числится в «Исторической справке ВВС 4-го ВМФ»). В сентябре эскадрилья перебазировалась на аэр. Вейно (летающие лодки) и Липово (колесные самолеты), но уже в октябре перелетела в Таллин, где самолеты разместились на аэр. Юлемисте и Лагсберг.
       20.08.1944 г. 15-й ОРАП с аэр. Гора-Валдай был перебазирован на аэр. Паневежис. В это время он принял участие в боях за освобождение городов Пярну и Таллин.
       С 05.10.1944 г. полк основным составом стал базироваться на аэр. Лагсберг (Таллин).
       22.10.1944 г. приказом ВГК №0338 (объявлен приказом НК ВМФ №0801 от 26.10.1944 г.) за отличия в боях, проявленные при освобождении Таллина 15-му ОРАП было присвоено почетное наименование «Таллинский».
       К 01.11.1944 г., перед началом операции по освобождению ВМБ Либава, частью сил полк перебазировался на аэр. Паневежис в Литве, где разместилась ударная авиационная группа ВВС БФ.
       К ноябрю авиационная группа ВВС БФ была передислоцирована на аэр. Паланга, где в это время расположился выносной ПУ ВВС БФ. Туда же переместилось и управление 15-го ОРАП.
       В ноябре 1944 г. самолеты Р-47 были переданы из 29-й РАЭ (ПЛО) в истребительные эскадрильи (43-ю и 45-ю РАЭ). Четыре из них базировались на аэр. Паланга, а пятый – на аэр. Паневежис. Только с середины января 1945 г. летчики полка на самолетах Р-47 приступили к выполнению боевых вылетов на разведку.
       Во второй половине ноября 1944 г. при освобождении Моонзундских островов 15-й ОРАП базировался частью сил на аэр. Пярну и Паланга.
       На 01.01.1945 г. полк имел в своем составе:
- управление (Паланга) – 1 У-2;
- 43-я РАЭ (Паланга) – 13 Як-9;
- 44-я РАЭ (Паневежис) – 17 бомбардировщиков (3 А-20G «Бостон», 13 Пе-2, 1 В-25 «Митчелл»);
- 45-я РАЭ (Паланга) – 9 Як-9;
       К весне 1945 г. в составе полка осталось только 3 исправных самолета А-20G «Бостон». В связи с этим командование ВВС ВМФ приняло решение об усилении полка эскадрильей таких же самолетов из состава 30-го ОРАП ВВС ЧФ. В конце апреля 1945 г. на Балтику прибыла 2-я АЭ 30-го ОРАП (9 А-20G «Бостон»).
       26.04.1945 г. часть личного состава 44-й РАЭ и 45-й РАЭ 15-го ОРАП была обращена на формирование на аэр. Паланга 17-й ОАЭ ПЛО.
       30.04.1945 г. 43-я РАЭ 15-го ОРАП была перебазирована в Померанию на аэродромный узел. Кольберг-Боденхаген (ныне Колобжег и Багич, Польша).
       День Победы - 9 мая 1945 г. управление 15-го ОРАП встречало на аэр. Паланга-2, 43-я РАЭ - на аэр. Боденхаген, 44-я РАЭ - на аэр. Паневежис, а 45-я РАЭ - на аэр. Кагул (о. Саарема).
       По состоянию на май 1945 г. в полку числились 56 самолетов, 42 летчика, в т.ч.:
- управление – 1 У-2;
- 43-я РАЭ и 45-я РАЭ –43 Як-9р и Як-9д;
- 44-я РАЭ – 12 Пе-2 и А-20G «Бостон»;
       За время Великой Отечественной войны летчики полка выполнили 16 722 боевых вылета, сбросили 1 804 000 кг бомб, уничтожили 23 танка, 73 автомашины, 59 орудий, 111 минометов, 9 ПЛ, 9 ТКА, 5 транспортов и 1 сторожевой корабль. Собственные потери полка составили 211 самолетов и 279 человек летного состава.
       24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвате ВМБ Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество 15-й ОРАП был награжден орденом Ушакова II-й степени. С этого времени полк стал называться 15-м отдельным разведывательным авиационным Таллинским Краснознаменным ордена Ушакова полком. В его составе насчитывалось 12 А-20G «Бостон» и Пе-2, 43 Як-9 и 2 PBY-6 «Каталина» из расформированной 29-й ОРАЭ (ПЛО).
       30.07.1945 г. АЭ А-20G «Бостон» 30-го ОРАП ВВС ЧФ вернулась на Черное море.
       В период с 20 июня по 28 сентября 1945 г. полк базировался на аэр. Кагул (о. Саарема), а оттуда он был переброшен на аэр. Сууркюль. До конца года эскадрильи полка утратили собственные номера и стали числиться 1-й, 2-й и 3-й РАЭ.
       С 30.03.1946 г. 15-й ОРАП на самолетах А-20G и Як-9 перебазировался на аэр. Хайлигенбайль (ныне Мамоново). Вскоре Пе-2 были сняты с вооружения, а сам полк был переформирован: 1-я и 2-я АЭ были вооружены самолетами А-20G «Бостон», а 3-я АЭ – самолетами Як-9.
       К июлю 1947 г. самолеты Як-9 были списаны и им на замену в 3-ю РАЭ поступили Р-63 «Кингкобра».
       В мае - июне 1951 г. на вооружение 3-й АЭ полка вместо Р-63 поступили истребители Ла-11.
       С мая по август 1952 г. 1-я АЭ полка переучилась и перевооружилась на самолеты-разведчики Ил-28р.
       С сентября 1953 г. по январь 1954 г. 2-я АЭ полка также перевооружилась на Ил-28р.
       В феврале 1954 г. 3-я АЭ 15-го ОРАП на самолетах Ла-11 была расформирована. На вооружении полка остались только самолеты Ил-28р и УИл-28.
       В ноябре 1954 г. 3-я АЭ была восстановлена, но уже на самолетах Ил-28 и Ил-28р.
       10.09.1954 г. полк передислоцировался с аэр. Мамоново на на аэр. Чкаловск.
       С 15.06.1960 г. в составе полка была сформирована 4-я (буксировочная) АЭ в составе которой было 7 Ил-28 и 1 УИл-28. Она стала базироваться на аэр. Храброво в Калининградской области и оставалась там вплоть до своего расформирования к 01.11.1961 г.
       К 01.04.1961 г. 15-й ОРАП был переформирован в 306-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью Авиации Балтийского флота с базированием на аэр. Чкаловск.
       К 15.10.1961 г. 306-я ОДРАЭ вновь была развернута в 15-й отдельный дальнеразведывательный авиационный полк, базирующийся на аэр. Чкаловск.
       В течение 1961 г. 15-й ОДРАП осваивал Ту-16р, а со второй половине этого года, не останавливая подготовку на Ту-16р, полк приступил к переучиванию и перевооружению на сверхзвуковые самолеты-разведчики Ту-22р.
       К июлю 1963 г. в полку одновременно эксплуатировались самолеты Ту-16р и Ту-22р.
       С июня 1964 г. полк перешел со штата самолетов Ту-16р и Ту-22р на штат самолетов Ту-22р.
       В конце 60-х - начале 70-х годов в трех эскадрильях 15-го ОДРАП имелось 42 Ту-22р, 2 Ту-16с и 2 Ту-16з.
       30.07.1971 г. 3-я АЭ полка была расформирована.
       В 1979 г. на вооружение 2-й АЭ полка поступили старые самолеты Ту-16к-10, что было вынужденной мерой из-за высокой аварийности Ту-22р.
       К концу 1985 г. 2-я АЭ перевооружилась с Ту-16к-10 на фронтовые разведчики Су-24мр (12 ед.).
       В 1988 г. 1-я АЭ полка перевооружилась с Ту-22р на фронтовые бомбардировщики Су-24м (12 ед.).
       С 01.12.1993 г. 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП ВВС БФ были переформированы в один 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный Клайпедский Краснознаменный полк им. маршала авиации И.И.Борзова. Боевое Знамя, орден Красного Знамени и орден Ушакова II-й степени, ранее принадлежащие 15-му ОДРАП, были сданы в штаб ВВС Балтийского флота. При этом также было утеряно почетное наименование «Таллинский».
       В документах встречаются сокращения 15 рап (орап, оравп, оракп, омрап, мрап, ораткп).
... и фотоматериалы
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »