Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Тренировочный центр Errol. "Русские" в Шотландии  (Прочитано 11904 раз)

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
В июле 1943 г. из состава группы советских лётчиков перегонщиков, обучавшихся в Шотландии на авиабазе Эррол пилотированию самолетов "Албемарл", выделили несколько экипажей для освоения "Москито". Для учебных целей в Эррол 22 июля направили "Москито" T.III с двойным управлением, но его разбили при перегонке. Взамен 27 июля прибыл другой T.III и с ним инструктор Рэйнер, откомандированный из 60-й учебной части.
   К 9 августа старший лейтенант И.Д. Полосухин (ранее бывший командиром эскадрильи в 1-й транспортной авиадивизии) закончил курс переучивания. Вместе с ним готовился штурман лейтенант Кекишев
http://www.airpages.ru/uk/mos_red.shtml

Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Lt. Mechanic Alexiev, Russian.

Номер записи     73824029
Фамилия    Алексеев
Имя    Василий
Отчество    Сергеевич
Дата рождения    __.__.1911
Место рождения    г. Днепропетровск
Последнее место службы    1 трансп. ав. полк 2 ав. див. особ. назн.
Воинское звание    лейтенант
Причина выбытия    умер
Дата выбытия    18.05.1943
Название источника информации    ЦАМО
Номер фонда источника информации    33
Номер описи источника информации    11458
Номер дела источника информации    43
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Надеюсь, что в Шотландии никто из наших не погиб при испытаниях?

Тело Груздина ДОСТАВЛЕНО, а как же другие члены экипажа???

Тут, наверное, требуется дополнительное уточнение (на сайте "Герои страны" много непроверенной информации). Само по себе наличие надписи на камне еще не свидетельствует о фактическом захоронении. Например, никто не привозил останки погибших из Испании, но два надгробия в Москве есть, в том числе одного болгарина.

Vot prekrastnoe podtverzdenie vashix slov - Konstantin Borisovich proveril vsio sobstvennymi nogami  :)
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Prishla copija i licenzija na foto.


Title: Russian and RAF aircrew at Errol airfield in 1943
Scran ID: 000-000-496-120-C
Resource Rights Holder: Kirriemuir Aviation Museum

Sudia po licam - delalos neskolko snimkov. Kak minimum 2 kamery.
« Последнее редактирование: 05 Октября 2011, 17:54:34 от group9may »
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
На сон грядущий.

Получил письмо от отодного из исследователей авиа катастроф в Шотландии. Ничего существенного он не отписал. Подтвердился лишь состав экипажа на 29 мая 1943. Русские фамилии даны без уточнений и так же, как я уже их представил ранее. "Инструктор" или "инструкторы" - на поверку оказался повар авиаотряда, чех по происхождению - Drahovzal. Его по какой-то причине экипаж решил взять с собой в полет. В момент одного из маневров, противовес, находящийся внутри машины (необходим при буксировке планеров), сменил сове положение, что привело к "клевку" самолета и неуправляемому его падению. В 12 часов дня (12 PM) самолет врезался в землю. Все, находящиеся на борту погибли. Еще раз привожу список погибших (так как дает его автор письма):

Pilot – Major A I Gruzdin
Crew – Lieutenant Alexiev
          - Lieutenant Dramin
Cook – F Drahovzal.
По словам автора, тела членов экипажа были направлены в Данди (на кремацию), а чех похоронен в Эрроле.

В апреле 2006 команда английских поисковиков поситила место падения самолета. Никаких явных обломков найдено не было.
Это впринципе вся информация, которую удалось получить от этого источника.
В результате можно уже сделать некие выводы по этому случаю.

1. Сама катастрофа не исследована англичанами.
2. Информации по ней практически никакой (предполагаю из-за секретности военной опреции как таковой да и из-зи достаточно короткого присутствия в Шотландии наших)
3. Состав экипажа точно не известен. Груздин - похоронен в Москве. Алексеев - я надеюсь именно его я нашел в ОБД ( 73824029). Где похоронен - нет ответа. Драмин - ответа нет. Чех F Drahovzal похоронен тут же на Murie Cemetery в Эрроле. Думаю, что больше в экипаже никого не было. Ссылаясь на Википедию, в которой говорится о 6-7 обычных членов экипажа данного самолета, можно предположить, что полным составом перегонщики не летали, особенно над "дружественной территорией".
4. Странная история с кореткой для планера. Ведь ее надо было закрепить перед полетом. Тем более времени для этого было предостаточно.
5. Чех - странная персона в составе тренирующегося экипажа. Повар. Если мы говорим о 2-х дневных и 2-х ночных полетах русских экипажей под присмотром английского инструктора (ов), то ясное дело с чехом они полетели без инструкторов - кто бы разрешил взять "довесок" в лице человека, не имеющего никакого представления об управлении самолетом. Как утвеждает источник - британцы в катастрофе не погибли. Это, вероятно, как раз и есть причина того, что во всех мне доступных источниках не говорится об этом случае.
6. Надо утвердится с точным днем катастрофы - 29 мая 1943. Но, тогда почему упоминаеются различные даты по поводу гибели Груздина, а именно 16 июня. Возможно он все же был смертельно ранен, и еще некоторое время находился в госпитале? У Алексеева дата смерти 18 мая.
7. Опять поражает станная тенденция моей работы здесь - когда все кажется уже лежит на лодони - цепь рвется. Как и в случае с Асямовым. Груздин - Герой СССР с 1941 года - информации о нем раз два и ... и даже ОБД говорит только словами Книг Памяти. Оставлены ли были тела Андреева и Драмина в Англии, или все же тоже переправлены на Родину, и захоронены там же, где и Груздин (Вопрос ГДЕ?), а может и Асямов тоже там.

Направил запрос еще раз в музей РАФ по поводу этого случая. Уверенности в быстром ответе нет. Написал письмо и в Дандиевский Крематорий - если не поленятся - поднимут записи, думаю они у них есть. По крайней мере установим точные фамилии экипажа.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Accident Report






« Последнее редактирование: 05 Октября 2011, 11:39:42 от group9may »
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
VNIMANIE!!!
Dannye Dundee Crematorium:

Alexander Andrevitich Alexievev.
Senior Lieut USSR Flight Engineer
Aged 34 Date of death 29th May 1943
Cremation number 1714 Cremation date 1st June 1943
 
 
William Dramin
Senior Lieut USSR Navigator
Aged 30
Date of death 29th May 1943
Cremation number 1715
 
Alexander Grusdin
Major USSR Pilot
Aged 39
Date of death 29th May 1943
Crenation number 1716
 
The applicant for cremation was Mr Fredrick Afred, Errol RAF station.  All 3 sets of remains where returned to Errol RAF station.

Moji dannye po Aleksejevu poxoze oshibo4ny!!!
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Kollegi, sliozno proshu, POMOGITE S OBD!!!


VNIMANIE!!!
Dannye Dundee Crematorium:

Alexander Andrevitich Alexievev.
Senior Lieut USSR Flight Engineer
Aged 34 Date of death 29th May 1943
Cremation number 1714 Cremation date 1st June 1943
 
 
William Dramin
Senior Lieut USSR Navigator
Aged 30
Date of death 29th May 1943
Cremation number 1715
 
Alexander Grusdin
Major USSR Pilot
Aged 39
Date of death 29th May 1943
Crenation number 1716
 
The applicant for cremation was Mr Fredrick Afred, Errol RAF station.  All 3 sets of remains where returned to Errol RAF station.

Moji dannye po Aleksejevu poxoze oshibo4ny!!!
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Accident Report



DUNDEE CREM(atorium)!!! Razobralsia.




Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Foto s mesta raskopok

Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Drahovzal, Frantisek


В 1943 служил в 305 полку в Эрроле в звании сержанта Чехословацкой армии. 29 мая 1943 года погиб в авиакатастрофе. Похоронен на кладбище Murie 3 июня 1943. Родился 10 июня 1908 года . Старший сержант, шеф-повар в бригадном госпитале. В списках РАФ не значится. В нашем случае выступал как переводчик у русских летчиков. В полет отправился с Груздиным и Алексеевым, третий летчик не указан. Причина аварии – ошибка пилота.
http://www.army.cz/acr/raf/cast/038.htm
(мой корявый перевод с чешского)
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Перегонщики продолжали тренировки в Шотландии до 18 апреля 1944 г, изучая параллельно «Москито», на который наши военные имели определенные виды. Но вскоре последовал отказ и от последних 86 «Албемарлов», и 30 апреля учебную часть расформировали. Советские экипажи вернулись домой морем.
http://www.airpages.ru/uk/aw41rus.shtml
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
http://www.bbc.co.uk/ww2peopleswar/stories/39/a2763939.shtml

The Soviet half of the set-up was really cosmopolitan! Starting with their Commanding Officer - Lieutenant Colonel Korotkov, then - Chief Pilot Polasukhyun. The Engineering Officer was Lieutenant Klemanov, a tall blonde gentleman with a smattering of English. Then followed three real 'odd-balls' -
F/Lt. Shank (RAF) English - Interpreter?
F/Lt. Taudy (RAF) Czechoslovak - Interpreter
Section Officer Kudryavtsev - Interpreter?? This lady was, allegedly, part Scottish, part Russian?? After this came an assortment of Soviet pilots ranging from Muscovites to Mongolians. These pilots were posted back to their units on completion of training and a fresh lot brought in.
( Note - There was a certain Colonel Kudryav known to be a KGB agent, operating in the U,S,A, after the WW ll ? )
« Последнее редактирование: 12 Октября 2011, 18:28:35 от group9may »
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Пришло письмо от одного из английских исследователей этой темы:

...I received your mail on RAF Commands Forum and also my friend Alan Leishman sent me your details. I was with Alan when the Albermarle was recovered.
Unfortunately I cannot add much additional information as to the final burial locations except that Major Gruzdin's ashes seem to be at the Novodevichy Necropolis. The links below show a photo of the memorial, it looks like the right size for an urn:
 
http://novodevichiynecropol.narod.ru/kolumbaryst.htm

http://novodevichiynecropol.narod.ru/grusdinai.htm
I had a search of Novodevichy in the hope that the other crew were buried there also but no. They were probably returned to their families.
The fourth crew member killed was a Sergeant from Czechoslovakia called Francis Drahovzal who was a cook but was also worked as an interpreter. He is buried at Murie cemetery in Errol near the old airbase.
Almost all of the Albermarle was recovered at the time.
The National archives in London hold the records of 305 FTU (AIR 29/629) which was set up in 1943 to train Albermarle crews and may contain more details on the accident  (possibly photographs of the funeral ) which can be ordered online. It was the custom to hold a funeral with full military honours for all airmen including German. The link to the Squadron records :
http://www.nationalarchives.gov.uk/catalogue/displaycataloguedetails.asp?CATID=-1892643&CATLN=7&Highlight=%2C305&accessmethod=0
 
I have attached a map of where the crash happened and two photographs, the area is a very beautiful, peacefull place. Alan Leishman is standing on the right, the depression on the ground is the crash site.
 
Kind Regards,
Alan Thomson (AL90)...








Никакой новой информации из письма почерпнуть не удалось. Кроме того, что опять поднят вопрос о Новодевичьем. В Британском национальном архиве (ссылка в письме) есть данные по 305 эскадрону, и возможно, как пишет автор письма, будут точные данные по погибшим на P1503.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Цитата:

Груздин А.И.1943.05.29 (Зимняя война, ВОВ, первый пилот ГВФ - ГСС за войну. Погиб в Англии при выполнении тренировочного полета на "Албимал-1)" Новодивичье К-4-19-1
А числится погибшим 16.5.43 при выполнении БЗ
http://vif2ne.ru/nvi/forum/arhprint/62914


Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Errol. Air Photos. 1943




Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Советские пилоты, побывавшиев в Эррол в переод подготовки к перегонке саолетов в СССР.












Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
В мае 2015 года в Шотландии была организована выставка, посвященная миссии советских летчиков. Выставка широко освещалась в английской прессе и не только.
вот некоторые материалы на русском:
http://ria.ru/world/20150515/1064754611.html
http://www.pnp.ru/news/detail/85866
http://edinburgh.mid.ru/press-relizy/-/asset_publisher/W8g271XD0T7z/content/ob-otkrytii-vystavki-posvasennoj-sovetskim-letcikam-v-sotlandii-v-gody-velikoj-otecestvennoj-vojny
http://naar.ru/articles/voskreshaja-geroev-nevozmozhnaja-istorija-o-vojne-i-mire/



Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
"Поднять" вновь данную тему нашего Форума меня "пригласила" книга Героя Советского Союза, Заслуженного Пилота СССР Петра Михайловича Михайлова "Есть у подвига крылья". Несмотря на то, что она вышла в свет в столичном издательстве "Воздушный транспорт" ещё в 2003 году и немаленьким тиражом (1.020 экземпляров), в руки ко мне она попала только вчера.
В ней есть глава про погибшего в описанной выше катастрофе Александра Ивановича Груздина. Процитирую из неё то, что имеет отношение к данной теме нашего Форума:

"... Погиб 16 июня 1943 года при выполнении боевого задания. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
... Осенью 42-го Московская особая авиагруппа ГВФ готовила опытных командиров кораблей Ли-2 для отправки в Англию, чтобы они оттуда перегнали двухмоторные бомбардировщики "Албимал" - подарок английской королевы. Вначале старшим группы был С.А.Фроловский, но вскоре его сменил более грамотный, отлично подготовленный инженер-пилот А.И.Груздин.
Командир авиагруппы осваивал "Албимал" наряду со всеми прибывшими лётчиками, а затем получил права инструктора лётного обучения и сам первым облётывал каждый принятый бомбардировщик. Он же давал допуск своим командирам кораблей и "добро" на перегонку по маршруту: Англия - Северное море - Скандинавия - Прибалтика - Москва (Внуково). Шла война, воздушная обстановка была сложной, гитлеровцы усиленно патрулировали этот маршрут ночными истребителями и другими средствами ПВО. Хотя полёты осуществлялись ночью, казалось бы, скрытно от противника, всё же не обошлось без потерь: без вести пропали два экипажа (командиры Ильченко и Поляков).
Ещё раньше катастрофа "Албимала" произошла в Северной Шотландии (Англия). В испытательном полёте после серии эволюций, предусмотренных программой, Груздин ввёл "Албимал" в резкое пикирование, но при выводе самолёт, не выдержав перегрузки, разрушился. Воспользоваться парашютом не представилось возможным - высота была слишком мала. Так самолёт с экипажем и врезался в сопку. Трагическое известие потрясло всех на аэродроме, в том числе англичан.
Грудина с почестями похоронили в Англии. Затем, спустя некоторое время его вдова К.Бережная через Красный крест добилась перезахоронения остатков героя на Родине - в Москве на Новодевичьем кладбище вместе с членами экипажа".

Далее автор книги цитирует некролог, опубликованной в "ведомственной" газете ГВФ "Сталинский сокол" в апреле 1944 года, который начинается словами:
"При выполнении служебного задания погиб инженер-пилот Гражданского Воздушного Флота Герой Советского Союза Александр Иванович Груздин. Вместе с ним погибли его боевые товарищи бортрадист Василий Васильевич Дрямин и бортмеханик Александр Андреевич Алексеев".

Данная глава книги иллюстрирована фотографией А.И.Груздина - с Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина на груди в мундире без погон и знаков различия.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В процитированном выше тексте П.М.Михайлова есть строки - "...без вести пропали два экипажа (командиры Ильченко и Поляков)".
Знакомясь далее с текстом книги, я нашёл в другой её главе следующее упоминание об этом:

"... Печальная история с перегонкой английских самолётов "Албимал ещё была памятной всем.
Во время той перегонки и выполнения боевых заданий трагически погибли над волнами Балтики известные лётчики 10-й гвардейской дивизии ГВФ Ильченко, Качанов, Куликов, Булавенцев, Масленников, Турченко, Птицын...".

Как видно из сравнения этих цитат, фамилия Ильченко повторяется в них обеих, а вот имени другого КВСа - Полякова - во второй нет...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: 1 [2] 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »