На сон грядущий.
Получил письмо от отодного из исследователей авиа катастроф в Шотландии. Ничего существенного он не отписал. Подтвердился лишь состав экипажа на 29 мая 1943. Русские фамилии даны без уточнений и так же, как я уже их представил ранее. "Инструктор" или "инструкторы" - на поверку оказался повар авиаотряда, чех по происхождению - Drahovzal. Его по какой-то причине экипаж решил взять с собой в полет. В момент одного из маневров, противовес, находящийся внутри машины (необходим при буксировке планеров), сменил сове положение, что привело к "клевку" самолета и неуправляемому его падению. В 12 часов дня (12 PM) самолет врезался в землю. Все, находящиеся на борту погибли. Еще раз привожу список погибших (так как дает его автор письма):
Pilot – Major A I Gruzdin
Crew – Lieutenant Alexiev
- Lieutenant Dramin
Cook – F Drahovzal.
По словам автора, тела членов экипажа были направлены в Данди (на кремацию), а чех похоронен в Эрроле.
В апреле 2006 команда английских поисковиков поситила место падения самолета. Никаких явных обломков найдено не было.
Это впринципе вся информация, которую удалось получить от этого источника.
В результате можно уже сделать некие выводы по этому случаю.
1. Сама катастрофа не исследована англичанами.
2. Информации по ней практически никакой (предполагаю из-за секретности военной опреции как таковой да и из-зи достаточно короткого присутствия в Шотландии наших)
3. Состав экипажа точно не известен. Груздин - похоронен в Москве. Алексеев - я надеюсь именно его я нашел в ОБД ( 73824029). Где похоронен - нет ответа. Драмин - ответа нет. Чех F Drahovzal похоронен тут же на Murie Cemetery в Эрроле. Думаю, что больше в экипаже никого не было. Ссылаясь на Википедию, в которой говорится о 6-7 обычных членов экипажа данного самолета, можно предположить, что полным составом перегонщики не летали, особенно над "дружественной территорией".
4. Странная история с кореткой для планера. Ведь ее надо было закрепить перед полетом. Тем более времени для этого было предостаточно.
5. Чех - странная персона в составе тренирующегося экипажа. Повар. Если мы говорим о 2-х дневных и 2-х ночных полетах русских экипажей под присмотром английского инструктора (ов), то ясное дело с чехом они полетели без инструкторов - кто бы разрешил взять "довесок" в лице человека, не имеющего никакого представления об управлении самолетом. Как утвеждает источник - британцы в катастрофе не погибли. Это, вероятно, как раз и есть причина того, что во всех мне доступных источниках не говорится об этом случае.
6. Надо утвердится с точным днем катастрофы - 29 мая 1943. Но, тогда почему упоминаеются различные даты по поводу гибели Груздина, а именно 16 июня. Возможно он все же был смертельно ранен, и еще некоторое время находился в госпитале? У Алексеева дата смерти 18 мая.
7. Опять поражает станная тенденция моей работы здесь - когда все кажется уже лежит на лодони - цепь рвется. Как и в случае с Асямовым. Груздин - Герой СССР с 1941 года - информации о нем раз два и ... и даже ОБД говорит только словами Книг Памяти. Оставлены ли были тела Андреева и Драмина в Англии, или все же тоже переправлены на Родину, и захоронены там же, где и Груздин (Вопрос ГДЕ?), а может и Асямов тоже там.
Направил запрос еще раз в музей РАФ по поводу этого случая. Уверенности в быстром ответе нет. Написал письмо и в Дандиевский Крематорий - если не поленятся - поднимут записи, думаю они у них есть. По крайней мере установим точные фамилии экипажа.