Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Межрегиональный семинар-практикум по авиапоиску "Небо Родины - Битва за Москву"  (Прочитано 1311 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Только что по электронной почте получил персональное приглашение от Ответственного секретаря Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России" уважаемой Елены Моисеевны Цунаевой на Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – Битва за Москву»:

"Уважаемый Константин Борисович!
С 13 по 17 октября 2016 года в Можайском районе пройдет
Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – Битва за Москву».
Организатор семинара-практикума: ООД «Поисковое движение России» при поддержке Главного управления социальных коммуникаций Московской области.
В программу семинара-практикума входит:
- работа лабораторий по истории и методике подъема самолетов,
- подъем самолетов СБ и Пе-2 на территории Можайского и Рузского районов.
Уважаемый Константин Борисович, приглашаем Вас принять участие в работе семинара-практикума. Питание и проживание за счет организаторов, транспортные
расходы за счет направляющей стороны.
Просим Вас направить заявку на участие на эл.адрес rfpoisk@mail.ru до 07.10.2016 в соответствии с формой в приложении".

Прилагаемая к письму "Заявка на участие в Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – Битва за Москву» (13 - 17 октября 2016 года, город Можайск, Московская область)" включает в себя следующие обязательные для заполнения данные:
- Ф.И.О.,
- Дата и место рождения,
- Место работы, должность,
- Паспортные данные,
- Наименование поискового отряда/объединения, регионального отделения,
- Контактный номер (с кодом региона)
- Дата и время заезда,
- Дата и время выезда (№ поезда, вагона / самолёта / автобуса).

О своём непосредственном участии в данном семинаре-практикуме сразу же, только по получении данного приглашения пока сказать не могу, но в любом случае
планирую в дальнейшем освещать его работу на нашем Форуме.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В эту тему нашего Форума - новость под названием "Участники семинара «Небо Родины» восстановили картину крушения самолетов Пе-2 и СБ времен Великой Отечественной войны" отсюда - http://rf-poisk.ru/news/2005/ :

"Межрегиональный семинар-практикум организаторов авиапоиска «Небо Родины. Битва за Москву» завершился в Московской области. В ходе практических полевых работ участники семинара отработали места падения двух советских самолетов времен Великой Отечественной войны: пикирующего бомбардировщика Пе-2 и скоростного бомбардировщика СБ.

На месте крушения самолета Пе-2 в Рузском районе Московской области поисковиками найдены детали с номерами обоих моторов, остатки парашютной системы, а также фрагментированные останки одного из членов экипажа. По результатам этих работ сделаны предположения о нескольких авиационных полках, из которых мог быть этот экипаж, поисковики продолжат исследование в архивах.

А в Можайском районе Московской области на месте  крушения самолета СБ поисковиками найдены детали с номерами обоих моторов, а также номер самолета. Установлена принадлежность машины: в сентябре 1941 года один из указанных моторов был в составе 173 бомбардировочного авиаполка, 77-й смешанной авиадивизии. Основываясь на архивных документах, предположительно были установлены данные одного из экипажей этого полка, сбитого в середине октября 1941 года при защите Можайска. Версия требует архивной проверки. На месте крушения найдены пряжки парашютной системы, костные останки экипажа не найдены, из чего сделан вывод, что члены экипажа самолета были похоронены ранее.

Кроме того, в рамках семинара состоялось обсуждение существующих отчетных документов при работе на месте крушения самолетов, и принято решение о принятии единого стандарта отчетности: Акта проведения поисковых работ на месте падения самолета для оформления отчетной документации.

Семинар-практикум прошел в Подмосковье с 13 по 17 октября в рамках одноименного всероссийского проекта Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». В рамках семинара состоялись презентации двух книг, посвященных авиации в годы Великой Отечественной войны: второго издания книги новгородского поисковика И.Н. Никитина «Воевали в Маловишерском небе» и труда руководителя Вологодской областной молодежной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» И.А. Дьякова «С мечтой о небе», посвящённой формированию и деятельности запасных авиационных полков на территории Вологодской области".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В тему - отсюда - http://rf-poisk.ru/documents/163/ :

"Резолюция по итогам проведения II межрегионального семинара-практикума организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны в рамках проекта Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» «Небо Родины» 13-17 октября 2016 г. Московская область

С 13 по 17 октября 2016 г. в Московской области состоялся II межрегиональный семинар-практикум организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины – Битва за Москву».
Участники семинара благодарят членов поисковых отрядов «Надежда» из города Коломна и «Луч» города Можайска Московской области за организацию поисковых работ и лабораторий семинара. В рамках семинара состоялся обмен опытом по организации и проведению полевых работ, архивного поиска, работы с базами данных.
Поисковики из 12 регионов страны провели поисковые мероприятия в двух районах Московской области. В Рузском районе было обследовано место падения самолета Пе-2, а в Можайском районе - самолета СБ. Машины были сбиты в период боев осени – зимы 1941 г., при защите столицы нашей Родины – города Москва. Благодаря проведенным поисковым работам обнаружены заводские номера моторов и самих самолетов, что позволит установить обстоятельства гибели и сведения об их экипажах.
По итогам обсуждения докладов и выступлений были названы наиболее активные регионы, проводящие поисковые экспедиции в рамках проекта «Небо Родины» по поиску мест падений советских самолетов и установлению судеб погибших летчиков в 2016 г.: Московская, Новгородская, Воронежская, Ленинградская, Мурманская, Владимирская, Тверская, Сахалинская области, Краснодарский и Красноярский край. Кроме этого была отмечена работа некоторых отрядов из Смоленской, Свердловской, Кировской, Курской, Белгородской, Орловской, Липецкой областей, Республики Карелия, Приморского края.
Обсуждена совместная работа с Российским военно-историческим обществом в рамках проекта РВИО, посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова.
В ходе работы лабораторий семинара участники рассмотрели поступившие в рамках проекта «Небо Родины» предложения от специалистов-поисковиков, занимающимися авиационным поиском, в рамках I семинара-практикума, проведенного в июне 2016 г. в городе Владимире по вопросам:
- формирование рабочей группы проекта и в рамках нее экспертной группы по обсуждению и решению спорных вопросов, связанных с увековечением имен погибших авиаторов;
- определение форм отчетной документации по итогам работы на месте гибели самолетов;
- организация работы по сбору информации по найденным самолетам и установленным именам летно-подъемного состава ВВС Красной Армии, ВВС Военно-Морского Флота, ГВФ и других учреждений;
- планы на 2017 г.
По итогам обсуждения приняты следующие решения:
Сформирована Рабочая группа проекта, в которую вошли специалисты по организации и проведению полевых поисковых экспедиций на местах падений самолетов, специалисты по проведению архивно-исследовательских работ, представители как боевых, так и тыловых регионов Российской Федерации:
1.     Давыдов Борис Владимирович – г. Москва
2.     Кузнецов Сергей Николаевич – г. Самара
3.     Стрельбицкий Константин Борисович – г. Москва
4.     Латарцев Виталий Николаевич – г. Воронеж
5.     Порфирьев Евгений Александрович – г. Краснодар
6.     Катков Сергей Михайлович – г. Москва
7.     Филиппов Вячеслав Викторович – г. Красноярск
8.     Торгашев Антон Игоревич – г. Москва
9.     Ливанский Ярослав Владимирович – г. Владивосток
10.   Чернышов Валерий Петрович – г. Воронеж
11.   Агафонов Евгений Николаевич – г. Владимир
12.   Мачинский Сергей Александрович – г. Москва
13.   Кельбин Михаил Геннадьевич – Ленинградская область
14.   Дьяков Иван Александрович – г. Вологда
15.   Бандура Артем Николаевич – г. Южно-Сахалинск
16.   Морзунов Александр Петрович – Новгородская область
17.   Буевич Константин Эдуардович – г. Псков
18.   Прокофьев Илья Геннадьевич – г. Казань
19.   Борисов Александр Михайлович – г. Рига (Латвия).
- в рамках Рабочей группы проекта утвержден состав Экспертной группы по обсуждению и решению спорных вопросов, связанных с увековечением имен погибших авиаторов:
1.     Давыдов Борис Владимирович
2.     Стрельбицкий Константин Борисович
3.     Латарцев Виталий Николаевич
4.     Мачинский Сергей Александрович
5.     Катков Сергей Михайлович
6.     Прокофьев Илья Геннадьевич
Участники семинара определили, что в составы Рабочей и Экспертной групп в рабочем порядке могут вносится изменения.
         В целях продолжения работы по сбору информации по найденным самолетам и установленным именам летно-подъемного состава ВВС Красной Армии, ВВС Военно-Морского Флота, ГВФ и других учреждений участники Семинара решили:
- утвердить форму Акта проведения поисковых работ на месте падения самолета (объединив основные параметры разработанных владимирскими и московскими поисковиками документы). При этом оформление эксгумации останков членов экипажей самолетов и церемоний их захоронений производится в соответствии с отчетными документами, принятыми ООД «Поисковое движение России» (протокол раскопа, протокол эксгумации, акт захоронения). Кроме того, к данным документам по усмотрению поисковиков, возможны приложения, которые несут дополнительную информацию (форма Акта в приложении);
- продолжить работу по формированию базы данных по найденным и установленным местам падений самолетов и имен погибших летчиков используя для этого сайт Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество»: https://v-ipc.ru;
- сформировать базу данных по найденным местам падений самолетов, где обнаружены номера самолетов и моторов, но данные членов экипажа в настоящий момент не установлены. Такую базу предложено формировать на форуме сайта «Поискового движения России» в подфоруме Авиация: http://forum.rf-poisk.ru/viewforum.php?f=6&sid=2d01a0c6e75dd884f6820931b83b57e6
         Для дальнейшего развития проекта «Небо Родины» участники семинара решили III семинар-практикум провести в период весны – лета (май – июнь) 2017 г. в городе Ульяновске, на базе ФГБОУВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева».
         В рамках организации работы с Министерством обороны Российской Федерации участники семинара предложили:
- подготовить предложения по форме учетного документа, для представления его в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, в целях учета (переучета) сведений о личном составе ВВС Красной Армии и месте их гибели (или захоронения), в случаях, когда поисковиками при проведении поисковых работ удаётся установить место гибели пилотов (либо членов экипажа), но останки погибших по объективным причинам не могут быть обнаружены;
- проработать вопрос возможности создания в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации фонда, где будут храниться документы, поступающие от «Поискового движения России» как основного фондообразователя;
- просить дирекцию «Поискового движения России» предусмотреть возможность издания в 2017 году (к сроку проведения очередного семинара) сборника с информацией по найденным и установленным самолетам в период 2016 г.
В рамках семинара состоялись презентации книг, посвященных авиации в годы Великой Отечественной войны: второго издания книги новгородского поисковика И.Н. Никитина «Воевали в Маловишерском небе» и труда руководителя Вологодской областной молодежной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» И.А. Дьякова «С мечтой о небе», посвящённой формированию и деятельности запасных авиационных полков на территории Вологодской области.
В целях повышения специальных знаний по специфики установления личностей погибших летчиков и обстоятельств гибели самолетов, с помощью обнаруженных при обломках самолета его заводских номеров и номеров моторов участники проекта И. Прокофьев и Б. Давыдов при поддержке ООД «Поисковое движение России» подготовили справочник по классификации номеров самолетов и моторов ВВС Красной Армии, и Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Справочник будет издан в ноябре 2016 г. и распространен среди представителей региональных отделений «Поискового движения России» и участников проекта «Небо Родины».
Уважаемые коллеги!
В соответствии с принятыми решениями просим Вас выслать в адрес дирекции «Поискового движения России» на электронную почту neborodiny@rf-poisk.ru до 1 ноября 2016 г. следующие предложения и материалы:
- до 1 ноября 2016 г. предложения в план проекта «Небо Родины» по организации и проведению поисковых экспедиций на местах падений советских самолетов на 2017 г.;
- до 15 ноября 2016 г. материалы для сборника с информацией по найденным и установленным самолетам в период 2016 г.;
-  до 20 ноября 2016 г. заполненные Акты поисковых работ на месте гибели авиационной техники, с приложениями (данные документы присылать по мере заполнения и завершения работы на месте падения самолета и установления обстоятельств гибели).
Приложения:
- Акт поисковых работ на самолете.
- Заполненный образец Акта работ на самолет для примера".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Привожу текст упомянутого в предыдущем сообщения приложения - " Акт поисковых работ на самолете":

"Акт обследования места падения самолета
Учёт в проекте «Небо Родины»
Самолет (тип, №)   № _________ от __________________
Мотор (тип, №)   

Мы ниже подписавшиеся представители Поискового Отряда ___________________________________, ___________________________________ составили настоящий Акт о том, что в период с __________ по ___________ на территории _________________ района _________________ области РФ были проведены поисковые работы с целью установления обстоятельств летного происшествия и судьбы экипажа на месте катастрофы / аварии авиационной техники.
1. Место проведения работ
Область:   Фрагмент карты
Район:   
Сельское поселение:   
Населенный пункт:   
Ориентиры:   
Номенклатура карты:   
Масштаб карты:   
Координаты GPS
   
2. Проведено исследование места летного происшествия – первичное / детальное.
3. Обнаружено:
- Остатки / обломки авиационной техники полученные в результате летного происшествия предположительно времен второй мировой войны (или до / после военного периода);
- Останки экипажа;
- Личные вещи экипажа (экипировка, снаряжение, документы).
4. По завершении работ:
4.1. Остатки / обломки авиационной техники:
А) полностью / частично вывезены (адрес ___________________________________________________);
Б) полностью / частично оставлены на месте проведения работ;
4.2. Останки экипажа:
А) временно захоронены (место:___________________________________________________________);
Б) переданы на ответственное хранение ____________________________________________________.
4.3. Личные вещи экипажа (включая личную амуницию) переданы на ответственное хранение ______________________________________, конт. данные _____________________________________.

По результатам проведения работ заполнены:
- Анкета обследования места летного происшествия (Приложение 1);
- Справка по результатам архивных исследований (если проводилось)  (Приложение 2).
__________________________________________   
_______________________/___________________/

__________________________________________   
_______________________/___________________/
 

Приложение 1 к Акту №____
от _______________________
Анкета обследования места летного происшествия
(нужное подчеркнуть)
Раздел 1. Авиационная техника
1. Описание места летного происшествия:
А) равнинная местность / гористая местность / водная акватория
Б) лес / поле (степь, тундра) / молодые насаждения / болото / иное______________________________
В) удаленное от населенных пунктов (более 3 км) / в пределах населенной территории (менее 3 км)
Г) Дополнительные данные: ______________________________________________________________
2. Характер залегания остатков авиационной техники:
А) верховое / глубинное;
Б) площадное / воронка / фрагментарные обломки;
В) количество воронок и форма: ______________________________________________________(фото)
В) первичное положение / со следами работ / рекультивация («запахано»);
Г) площадь распространения:
- максимальная (длина ________метров; ширина________ метров);
- сплошное залегание (длина ________метров; ширина________ метров);
Д) Подвергалось ли ранее раскопкам / разграблению
3. Проведенные работы:
А) приборный поиск / ручной подъем / механизированный подъем / подводные работы
Б) «в сухую» / с опережающей откачкой / «в мокрую» / гидроразмыв
В) глубина проведения работ ___________________________________________________
Г) грунт: почва / каменистый / песчаный / глинистый / илистый / торфянный
Д) с креплением / без крепления
Е) сезон/погодные условия _____________________________________________________
4. Характерные остатки авиационной техники:
А) единичные обломки / частичное нахождение / полное (свыше 50% конструкций самолета)
Б) крупные обломки / мелкие обломки
В) обшивка / корпусные конструкции / конструкции крыла / хвостовое оперение / броня / бронеспинка / кабина / мотор(ы) / шасси / хвост. колесо (костыль) / внутреннее оборудование / электрика / топливная система
(фото)
Г) материалы: дюраль / железо / дерево / ткань
Д) трубчатые конструкции / уголковые конструкции / штампованные конструкции - (фото)
Е) тип двигателя: звездообразный / V-образный / рядный / реактивный
Ж) картер / блок цилиндров / головка цилиндров / поршни / коленвал / редуктор / клапанная система / система зажигания / навесное оборудование / патрубки - (фото)
З) нумерованные детали двигателя: ДА (фото) / НЕТ
И) винт: ДА (фото) / НЕТ
К) технические лючки: ДА (фото) / НЕТ
Л) виды боекомплекта (в т.ч. по наличию косвенных признаков): стрелково-пушечное / РС / бомбы
М) калибр стрелково-пушечного: 7,62 (7,92) мм / 12,7 (15) мм / 20 мм / 23 мм / 30 мм / 37 мм / 45 мм
Н) маркировка БК ________________________________________________________________ (фото)
О) маркированные таблички («шильды»): ДА (фото) / НЕТ
П) маркировка краской по металлу: ДА (фото) / НЕТ
Р) пристяжная система: ДА (фото) / НЕТ

5. Номерные детали (фото обязательно)
п/п   Номер   Место маркировки (обшивка, мотор и т.д.)
      
6. Маркированные детали с технологическими клеймами
п/п   Надписи   Место маркировки (обшивка, мотор и т.д.)
      
7. Предполагаемый тип самолета _________________________________________________________
8. Предполагаемый период потери ________________________________________________________
9. Предполагаемые подразделения ________________________________________________________

Раздел 2. Останки экипажа (фото)
А) Наличие останков экипажа: ДА / НЕТ
Б) Описание эксгумационных работ:
- до эксгумации, подвергались ли останки неполному переносу / разграблению: ДА / НЕТ / НЕ ИЗВЕСТНО
- применение археологического способа: ДА / НЕТ / НЕ ВОЗМОЖЕН
- площадь распространения останков: _______________________________________________________
- глубина залегания останков: ______________________________________________________________
В) Количество членов экипажа (предположительно): __________________________________________
В) Количество останков: единичные / частичные / тело
Г) Тип останков: костные / частичное разложение / мумификация
Д) Повреждения: механические повреждения / воздействие огня / иные повреждения _______________
Е) Состояние останков: удовлетворительное / плохое / следы

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ОСТАНКОВ СОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОТОКОЛ ЭКСГУМАЦИИ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Раздел 3. Личные вещи экипажа (экипировка, снаряжение, документы):
А) Одежда и обувь________________________________________________________________________
Б) Снаряжение и Амуниция ________________________________________________________________
В) Знаки различия ________________________________________________________________________
В) Документы ___________________________________________________________________________
Г) Парашютная система:
- трехщелевая широкая пряжка - _______ шт.
- двущелевые пряжки прямоугольные – ______ шт. (из 3 шт. на человека);
- двущелевые пряжки квадратные – ______ шт. (из 2 шт. на человека);
- карабины – ______ шт. (из 3 шт. на человека)
- D-кольца – ______ шт.
- вытяжное кольцо – ______ шт. (из 1 шт. на человека)
- люверсы парашютной сумки – ______ шт.
- стропы и купол: ДА / НЕТ
- номер парашюта (штамп с купола)
Д) вооружение (тип, калибр, №) __________________________________________________________
Е) Личные вещи _________________________________________________________________________

Раздел 4. Результаты опроса местного населения (легенда)¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬ ______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Приложения к Анкете (по возможности):
- Отчет (в свободной форме) / публикации / web-ссылки;
- Схема места падения самолета (с указанием положения С-Ю, воронок, пятна обломков, положения останков и т.д.;
- ______ фотографий на _______ листах;

Заполнил:   
Подпись   Дата

Копии высланы:   

Приложение 2 к Акту №____
от _______________________

Справка по результатам архивных исследований
(если проводилось)

Тип самолета:   Номер самолета:
Тип мотора:   Номер мотора:

Часть:   

Дата происшествия:   

Место по документам:   

Задание:   

Причина происшествия:   

Количество погибших:   
Количество раненых:   
Информация об экипаже:   
1   

2   

3   

4   

5   

Источники информации:   

Приложения к Справке (по возможности):
- Копия донесения о безвозвратных потерях
- Копия именного списка о безвозвратных потерях
- Копия приказа о списании материальной части
- Копия Акта расследования происшествия
- другие документы на усмотрение исследователя

Подготовил:   
Подпись   Дата ".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В рамках проекта "Небо Родины" вышло в свет очередное справочное издание для поисковиков:

"Книга-справочник «Методические справочные материалы по классификации номеров самолетов и моторов ВВС Красной Армии и Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" подготовлена и издана в рамках проекта «Небо Родины». Данное, уже третье, доработанное издание, содержит информацию о специфики поиска и установления имен погибших летчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., путем установления номеров самолетов и моторов. В издании даются краткие характеристики самолетов и моторов, которые в годы войны состояли на вооружении Красной Армии, раскрывается методика нанесения заводских номеров при изготовлении самолетов и моторов. Раскрывается алгоритм поисковой работы при обнаружении обломков самолета. В справочнике использованы российские и зарубежные архивные материалы, результаты поисковых экспедиций, фотографии. Справочник адресован поисковикам, исследователям истории отечественной авиации, всем кому небезразлична судьба погибших за Родину. Авторами книги выступили исследователи военной истории авиации Борис Владимирович Давыдов (г. Москва) и Прокофьев Илья Геннадьевич (г. Казань)".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »