Адресованные потомкам, воспоминания генерал-майора Артамонова Михаила Ионовича, 22 июня 1941 г. младший лейтенант начальник 2-й пограничной заставы 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда пограничных войск НКВД Украинского округа (РГВА Ф.32925 Оп.1 Д.350 Л.76): «В середине июня 1941 года нас, начальников застав, вызвали в штаб 90-го погранотряда, куда прибыл высокопоставленный представитель Красной Армии. Нам было объявлено, что обстановка с Германией обострилась, поэтому в ночь, примерно, на 15 июня 1941 года части Красной Армии будут занимать боевые позиции вдоль границы укрепрайона, расположенного в 800-метровой пограничной полосе. Нам было приказано перенести наряды охраны непосредственно к восточному берегу реки Западный Буг. Что и было сделано.
18 июня 1941 года нас опять вызвали в штаб отряда и объявили, что обстановка с Германией разрядилась, а все спорные вопросы якобы урегулированы дипломатическим путем. В этой связи, в ночь на 19 июня 1941 года, части Красной Армии должны будут покинуть укрепрайон. Заставам поставили задачу: проследить за уходом военнослужащих с оборонительных сооружений и перейти на нормальный режим охраны границы.
Но обстановка на границе продолжала обостряться, немцы все чаще устраивали провокации, умышленно обстреливали нашу территорию, помогали переходить через границу на нашу сторону реки украинским националистам.
Кроме того, немцы в ночное время планомерно отселяли местных жителей из прилегающих к границе населенных пунктов. Жители с домашним скарбом, живностью и скотом уходили в тыл.
Обо всем этом и очевидной подготовке к военным действиям мы докладывали в вышестоящий штаб погранвойск как письменно, так и по специальной радиосвязи, но всегда получали приказ — не поддаваться провокациям и продолжать службу в обычном порядке.
Приближалось воскресенье - 22 июня 1941 года. Участок нашей 2-й пограничной заставы стал активнее использоваться разведкой Красной Армии в силу его скрытых подступов к границе. Здесь планомерно проводилась переброска наших агентов на сторону немцев и встреча их по возвращении. К этой работе был допущен и я, как начальник заставы. За несколько дней до начала войны мы с уполномоченным офицером разведки несколько ночей подряд находились на границе, но встретить агента в условленном месте так и не удалось, он не пришел. После доклада об этом своему руководству, уполномоченный офицер разведки уехал, поручив мне продолжать находиться ночью в условленном месте для встречи нашего агента.
21 июня 1941 года, с наступлением темноты, я получил условный сигнал с противоположной стороны реки Западный Буг от агента, и мне с большими трудностями удалось переправить его на нашу сторону. Он сообщил мне, что в течение нескольких недель пробирался сюда, что немецкие войска с боевой техникой и понтонами двигаются в сторону границы. Движение происходит только в ночное время, к рассвету войска располагаются в населенных пунктах, тщательно маскируются, хорошо охраняются. Передвижение местных жителей в это время приостанавливается, а с наступлением ночи передвижение продолжается. Он сообщил, что немцы 22 июня 1941 года должны напасть на СССР.
Об этом мною была послана шифрограмма по радио. Я получил ответ: на заставу срочно выехали начальник штаба комендатуры Васильев (1])вместе с офицером разведки. Мне стало позже известно, что они погибли в районе местечка Устилуг, на границе. Агент остался на заставе и был передан в особый отдел 62-й стрелковой дивизии, когда мы вышли из окружения и присоединились к частям Красной Армии.
22 июня 1941 года в 4 часа утра немецко-фашистские войска без объявления войны напали на нашу Родину. Ранним утром тишина была нарушена артиллерийским и минометным огнем и разрывами снарядов. Обстрел велся преимущественно зажигательными снарядами, которые вызывали многочисленные пожары. Горели села и лес. Паники среди пограничников не было. С самого начала нападения нам было очевидно, что это не частный конфликт или провокация. Личный состав в полной боевой готовности занял круговую оборону в специальных оборонительных сооружениях.
С началом боевых действий связь с соседними заставами и комендатурой была прервана. Данные боевой обстановки поступали от войсковой разведки, а также от местных жителей. Фашисты в течение всего первого дня предпринимали неоднократные попытки форсировать Западный Буг, но пограничники не давали им переправиться через реку. В первый день войны на участке нашей заставы фашисты потеряли убитыми более 70 человек.» (2)
[1]РГВА Ф.32925 Оп.1 Д.394 Л.2; РГВА Ф.32925 Оп.1 Д.396 Л.68; РГВА Ф.32880 Оп.1 Д.156 Л.2. Васильев Дмитрий Васильевич, старший лейтенант. Начальник штаба 1-й пограничной комендатуры 90-го пограничного отряда убит 22.6.41 г. в районе г. Устилуг.
[2] От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Том 17. - М.: Академия исторических наук, 2015. - 466 с.: УДК 82-92 ′′1941/45′ ББК 84P7-4 ISBN 978-5-903076-30-7 (т.17) Лл.40-43