Представляю полный перевод воспоминаний ветерана 470пп 260пд со своими комментариями:
"Напротив нас стояла 5-я советская армия под командованием генерал-майора Потапова, входящая в состав группы армий Юго-Западного фронта под командованием генерал-полковника Кирпоноса.
Наша 260 пд под командованием генерал-лейтенанта Шмидта, воевала в составе 43 армейского корпуса группы армий «Центр» на его открытом южном крыле и 21 июля достигла района боевых действий около д. Романище (Romanischtsche), который был занят 24 июля после самых жестких боев. В этот период между группами армий «Центр» и «Юг» появился разрыв длиной почти 120 км, между нами и 62-й пехотной дивизией генерал-лейтенанта Кайнера (Keiner), входящей в состав 27 армейского корпуса (генерал Киниц (Kienitz) 6-й армии генерал-фельдмаршала фон Рейхенау группы армий «Юг».
Третьему батальону 470 пехотного полка (3. / IR 470) под командованием лейтенанта Кеха (Kech), куда входила наша велосипедная рота, было приказано организовать боеспособную поисковую группу для установления связи с правым соседом (левым крылом группы армий «Юг»).
Командование поисковой группой было поручено командиру первого взвода лейтенанту Курту Раффу (Dr. Kurt Raff) из Геппингена (Göppingen). Предполагалось, что поисковая группа в течение двух дней обязательно установит связь с правым соседом в независимости от того, придется ей вступать в бой или нет.
Группа строилась следующим образом: Впереди лейтенант Рафф с усиленной группой первого взвода, через 50 метров после них двигались остатки первого взвода. Затем два отделения второго взвода, за которыми следовали 2 орудия Пак (Pak) нашей 14-ой роты. Через 150 метров следовала передвижная радиостанция полка, далее 2 самоходных орудия (Sturmgeschütze) и в самом конце в арьергарде двигалось последнее отделение второго взвода.
Операция началась утром 30 июля 1941 года в 7.00. По неплохой дороге мы двинулись маршем через темный сосновый лес. Его мы прошли быстро. После установленных промежутков времени мы делали привал, при этом наблюдая за обстановкой слева и справа от дороги. По возможности старались избегать шума(прим. Это с двумя самоходками?), всегда были готовы защитить себя от внезапно появившегося противника. Километр за километром мы удалялись в глубокий русский тыл. Жара становилась все более невыносимой, пот тек ручьями. Наши лица были испачканы пылью. Мы уже три часа шли по дороге при невыносимой жаре и еще не имели никакого соприкосновения с противником. Стрелка часов приближалась к 11.00. За это время мы продвинулись почти на 40 километров под горячим солнцем. От неизвестности нервы напрягаются все больше и больше. А может все пройдет хорошо? Внезапно лес становится светлее. «Внимание, по одному отделению слева и справа от дороги на опушку леса для наблюдения!»
Осторожно, избегая треска ветвей мы пробираемся к опушке леса. При помощи бинокля мы увидели на удалении 2-3 км мерцающий в полуденном солнце силуэт деревни. С помощью компаса и карты мы установили, что это должна быть Haboldeka (Новоселки???). Наблюдение установило наличие в деревне одиночных русских солдат и гражданских лиц. Лейтенант Рафф приказал подтянуть оба орудия и самоходки к опушке леса и оставил лежать в обороне по одному отделению. Остальные содаты цепью, на расстоянии 5 метров друг от друга, двинулись в направлении деревни. С трех сторон мы подошли к околице деревни. Все прошло без единого выстрела. Первое впечатление показалось нам хорошим. Значит, здесь не было большого количества противников, иначе бы нам не дали так спокойно и мирно дойти до первых домов. Или здесь нас ждала засада? Русские солдаты охотно воевали из засад. Да, это оказалась засада!
Между тем условными знаками дали команду подтянуть самоходные установки и орудия Pak, так же подтянули две резервные группы. Наша боевая мощь снова была вместе. Теперь, штурм – начинайся! И он начался! На первом перекрестке, прямо около железной дороги началась стрельба. По обе стороны улицы раздавался сильный ружейно-пулеметный огонь. Пули жужжали на разных уровнях. Рикошеты шипели от одних домов к другим. И ярко светило жаркое солнце. Лейтенант Рафф давал команды и распоряжения. На перекрестке его боевая группа немедленно была разделена на две. «Первый взвод с самоходной установкой двигается левее вдоль улицы. Второй взвод со второй самоходкой продвигаться направо к вокзалу! Усиленное отделение взвода с двумя орудиями Pak остается на перекрестке».
С началом нашей атаки обе самоходки открыли огонь в северном и южном направлениях вдоль улицы. Пулеметные очереди, ружейные выстрелы и автоматный огонь наших пистолетов-пулеметов не прекращался. Орудия Pak уничтожали огневые точки русских. В одно мгновение развернулся могущественный фейерверк. После того, как мы продвинулись метров на 80, сопротивление русских заметно ослабло. В боевом шуме слышны крики нескольких рененых русских солдат. Они умоляюще кричат : «Пан». К счастью еще все наши солдаты невредимы.
На северной окраине деревни мы видим три хорошо замаскированных русских автомобиля, стоящих в стороне от дороги. Толпа оливково-коричневого цвета пытается в дикой неразберихе взобраться на машины. С первого выстрела расстреливает два грузовика вместе с их составом сопровождавшая нас самоходка. Мы берем на прицел третий грузовик. Огонь! Несколько солдат противника ищут спасение в бегстве, убегая в близкий лес. Наши пулеметы посылают им вдогонку несколько очередей. И часа не продолжался этот бой. Раздаются еще несколько отдельных выстрелов – последний штрих короткой борьбы. Мы здесь господа положения! Осматриваем несколько домов, находим униформу, стальные шлемы, противогазы. Показалось несколько русских гражданских лиц. На выходе из деревни мы с ужасом смотрим на то, какое разрушение могут причинить два выстрела из самоходки.
За нашей спиной, на другом конце улицы, недалеко от железнодорожного вокзала, где находится вторая боевая группа, еще продолжается дикая стрельба. Кажется, там русские оказывают более сильное сопротивление. Мы, первый взвод, получаем команду двигаться туда.
Оставив одно отделение на северной окраине деревни для прикрытия, мы неистовым темпом несемся к вокзалу, чтобы так же быстро сломить сопротивление и помочь нашим товарищам. Когда прибываем близко к вокзалу, внезапно наступает тишина. Несколько ружейных выстрелов еще вгоняют пули в стены русских домов. После организации охраны, мы устраиваем небольшой отдых. Внезапно раздается крик: «Танк слева! Орудие вперед!» На бешенной скорости орудия мчатся сюда, снимаются с передка и занимают огневую позицию. С юго-восточного направления выползают два танка Т-34 и в среднем темпе спокойно движутся к южной окраине деревни. Начинают работать наши самоходки. Первый танк останавливается после второго выстрела, второй становится небоеспособным после третьего. Два танкиста ищут защиту в кустарнике. Наши орудия больше не вмешиваются.
Между тем, передвижная радиостанция получила приказ для нашего подразделения: «Лейтенант Рафф, выдвигайтесь с боевой группой по дороге за Haboldeka (Холодники, Новоселки?) в восточном направлении. Мы садимся на наших стальных коней и тут же получаем команду: «Марш!» Не успели пройти и одного километра, как увидели на возвышенности примерно в двух километрах от нас движущиеся войска, которые шли с юга на север. Бинокль к глазам, пытаемся отгадать загадку: русские ли это? На всякий случай приводим к бою обе самоходки, орудия Pak тоже идут в боевом положении. Еще мы не определили, кто там, впереди. Похоже, нас тоже заметили, войска медленно исчезают за возвышенностью. По-видимому, они тоже находятся в сомнении, кто же мы. Минуты кажутся нам вечностью. Снова лейтенант Рафф в такой щекотливой ситуации принимает правильное решение. Звучит команда: « Второй взвод занять позицию слева и справа от дороги, первый взвод двигается дальше вплоть до возвышенности!». Наш командир сам ведет наш взвод. С собой мы берем летний платок. Мы продвинулись почти на 800 метров вперед. Наблюдение через бинокль позволяет нам предположить, что впереди немцы, но мы еще не абсолютно в этом уверены. Теперь приходится действовать на удачу. Наши два солдата поднимают белый платок, одновременно мы запускаем три белые ракеты высоко вверх. Мы были изумлены: ничего не произошло. Стоит тишина. Следующие минуты ожидания становятся очень напряженными для нас и кажутся вечностью. Внезапно томительное ожидание прервано: они стреляют такими же тремя белыми ракетами. Как светлый сигнал они растут в безоблачном небе мерцающего от жары чужого ландшафта. Теперь мы уверены, что это немецкие солдаты. Мы идем друг к другу с приветствованиями, пожимаем руки, громко радуемся. Это наши товарищи из 45-ой пехотной дивизии (командует дивизией генерал Шлипер (Schlieper). Они образуют правое крыло 2-й армии группы армий «Центр» и двигаются с востока на север. Недалеко от Haboldeka они наталкиваются на нас. Их задачей было окружить части советского 66 стрелкового корпуса, его объединенные 43-ю и 47-ю кавалерийские дивизии.
Солдаты 45-ой дивизии вместе с нами входят в Haboldeka и устраиваются там на квартирование. После непродолжительного отдыха мы прощаемся с ними и покидаем деревню. Расстояние нашего 470-го полка 45 км и мы хотим пройти его до наступления темноты. В 22.00 мы снова в полку среди наших товарищей, которые встречают нас с большим ликованием. Это был не слишком тяжелый боевой день, но при этом он был для нас утомительным и нервно-напряженным.
K. Breuning"
Итого, обобщая текст:
- Выход группы лейтенанта Раффа на юг из района Романищ .
- Двигались 4 часа и прошли около 45 км. С группой (два взвода велосипедной роты 3-го батальона), две самоходки (чьи они?) и два орудия на конной тяге (из 14-ой роты)
- Захват деревни Haboldeka , там же был ж/д вокзал или полустанок (где это?)
- Бой в деревне с красноармейцами, уничтожение 3-х грузовиков с солдатами и 2-х танков Т-34. При этом собственных потерь у немцев не было.
- Встреча с подразделением 45 пд , направленного для окружения советских 43и 47кд
- Подразделение 45 пд остается в деревне, группа Раффа возвращается в полк.
Примечание:
В ночь с 29 на 30 июля 47 кд. Находилась в районе д.Бобровичи Глусского р-на
Телеграмма от кавгруппы Бацкалевича к 23.30 29.07.71г.
(фонд 226, опись 648, дело 26, №60299891)
Из 47кд №15 от 29.07.1941г. Расшифровано 23.30
Штаб фронта. Генерал-полковнику Городовикову
Прошу подвезти для 47кд в район Бобровичи один боекомплект огнеприпасов и горючего на ближайшие три заправки.
Бацкалевич
232 сд вела оборонительно-наступательные бои в районе д. Романище (797сп).
Оперативная сводка №62 штаба 21-й армии к 1.00 30.07.41г.
Штаб 21-й армии – лес. зап.Чечерск
(фонд 226, опись 648)
….
1. 66ск с утра 29.07.41г. на северном направлении продолжал наступать, на западном участке частью сил укреплялся на новом рубеже.
Противник перед фронтом 232сд при отходе применял заграждения.
232сд – (793сп) – овладел Прудок
764сп – занял Селище
487сп вел разведку Гомза , Кнышевичи
797 сп занял Романище,Углы.
Отряд Курмышева с БЕПО №52 овладел западной частью Черные Броды.
Противник отходит к высоте 147.5
75сд с БЕПО №50 удерживает рубеж: Ст.Рудня, Кр.Нива, Оцирки и своим 20мп – Моисеевичи.
Оперативная сводка №52 штаба 66ск на 08.00 31.07.1941 года
Штаб 66ск – м.Озаричи
(фонд 226, опись 648, дело 5,№60298731)
1. Части корпуса на северном участке во второй половине дня 30.07.41г. продолжали вести бой , медленно продвигаясь вперед. На западном участке, ведя оборонительный бой против двух пехотных полков противника, удерживали рубеж: раз. Коржевка, Задрелье, отм.143.6. Мицуры.
Противник перед фронтом 232сд продолжает упорное сопротивление , удерживая пункты: Козловка, Колос, отм.145.5, Городец, Нивище, Черные Броды, на участках: Протасы, Ратмировичи переходил в контрнаступление.
Перед фронтом 75сд противник продолжает наступление двумя пехотными полками . Из Куритичи движение на Ивашковичи, м.Птичь
2. Части 232сд продолжая медленно наступать к исходу дня вышли на рубеж:
793сп – Грецкий,Ореховка
764сп – Ваганище
487сп-Кнышевичи
797сп – Слободка, лес южнее Протасы, где остановлен сильным артиллерийским и минометным огнем, окапывается , ведя подготовку для дальнейшего наступления с утра 31.07.41 года и разведку противника перед фронтом дивизии.
3. 75сд ведя оборонительный бой , укрепляется на рубеже:
18по – раз.Коржевка,
115 сп – Задрелье,
28сп – западная опушка леса сев.отм.121.8,
34сп – Мицуры,
20мп – Моисеевичи
Штаб дивизии – лагерь Мышенки
4. Отряд Курмышева , ведя бой у Черные Броды,под сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем противника к 18.00 30.07.1941 года оставил станцию и селение Ратмировичи, отошел на Оземля, где и укрепляется , ведя разведку на Ратмировичи, Черные Броды.
Противник перед фронтом отряда до 1 батальона пехоты
Штаб отряда – Карпиловка
5. 18тп 1 и 2 эскадроны действовали совместно с 793 и 764сп. Во время боев у Черные Броды 29.07.1941г. подбита противником 1 машина БА-10, машина загорелась. Командир машины – ранен.
6. 24сд без 487сп- в резерве КСК, лес 0,5 км вост. Микуль-Городок
Связь со всеми частями – телефоном и делегатами.
7. Авиация противника в районе Ореховка, Прудок – корректировщик действовал, нанося часами большой вред нашим войскам.
Самолет-разведчик в 20.00 30.07.41г. пролетел над Озаричи к северу.
Нач. штаба 66ск : полковник Гущин
Комисар штаба 66ск: батальонный комиссар Файзуллин
Нач. оперотдела 66ск: полковник Зданович
Пререговоры о кавалерийской группе к 1.00 01.08.41г. командира 66ск Рубцова и начальника штаба фронта. Телефонограмма.
(фонд 226,опись 648, дело 13)
…… Доложили, в результате этихбоев 43кд отошла на юг и располагалась 29.07 – 30.07 10-15 км.западнее м.Глусск. Вечером 30.07. 43кд выступила на север направление Старые Дороги. Части больше всего нуждаются боеприпасы и продовольствием.
Генерал-майор Рубцов.
Донесение командира 66ск Рубцова командиру 3-йармии Кузнецову
от 01.08.1941г. (получено 12.36)
(фонд 226, опись 648, дело 28, №60300617)
«Генералу-полковнику Кузнецову
Вручить немедленно
Вновь появившееся 45пд из опроса пленных установлено направление дивизии: Новоселки, Филипповичи, Кошевичи и далее на северо-восток. Пленные состав роты батальона не знают. Говорят есть три полка пехоты и артиллерия. Состав своего разведотряда сообщили: 180 кавалеристов, 140 винтовок, 6-8бронемашин, 8 станковых пулеметов и 21 легких пулеметов. Вчера к вечеру разведка продолжала бой у ж.д. Бол.Деменка, Кашевичи, Капцевичи и Заречка. Скопление пехоты: Новоселки,Филипповичи.
Таким образом, 43 и 47 кавалерийские дивизии и 121 кп 32кд находились в этот период (29-30 июля 1941г.) в районе Глуска. 232 сд вела бои на фронте Прудок-Романище- Ратмировичи.
Соответственно , поисковая группа Раффа должна была двигаться на юг (юго-запад, юго-восток), к ж/дороге Старушки-Рабкор-Бобруйск. Под деревней «Hoboldeka» в этом случае может подразумеваться деревня Новоселки. К деревне с трех сторон сторон подступают леса. Главная улица тянется с востока на запад через всю деревню. Если идти по ней, то есть перекресток, и направо дорога ведет к вокзалу. Но для того, чтобы попасть к деревне, группа Раффа должна была переправиться через р.Птичь, а об этом в воспоминаниях ни слова не сказано.