Ляженко, Анатолий Иванович.
Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи: На примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко
(диссертация кандидата исторических наук)
24.00.01 Краснодар, 2005.
Физическое описание: 267 стр.
Содержание
Введение...3
Раздел 1. Социально-культурная среда как фактор формирования готовности к подвигу...15
Раздел 2. Формирование нравственно-культурных воззрений в годы военных испытаний...51
Раздел 3. Организационная и культурно-просветительская деятельность по военно-патриотическому воспитанию молодежи...132
Заключение...180
Список источников и литературы...191
Приложения...229
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях важной проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» определяются основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского общества. Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов .
Сегодня необходимо обратиться к опыту тех, кто создавал систему военно-патриотического воспитания молодежи и принимал активное участие в его осуществлении на различных исторических этапах развития Отечества. К личностям, вознесенным силой обстоятельств и личных качеств на пьедестал истории, можно отнести одного из военачальников, видного государственного деятеля, генерала армии, Героя Советского Союза Николая Григорьевича Лященко (16.05.1910-10.10.2000 гг.), который проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и внес существенный вклад в разработку системы патриотического воспитания в Вооруженных Силах.
Историко-биографическое исследование условий становления и жизнедеятельности личности позволяет погрузиться в социокультурную среду, а "...изучение биографии личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя современников, соратников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность".
Актуальность избранной темы исследования обусловлена также:
во-первых, потребностью (через обращение к личности и деятельности Н.Г.Лященко) с современных научных позиций, проанализировать факты, исправить, углубить и дополнить имеющиеся представления по целому ряду проблем, военно-патриотического воспитания молодежи, которые не получили исчерпывающих разработок в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе;
во-вторых, потребностью анализа культурно-исторического опыта постановки кадровой и воспитательной работы в современных условиях с допризывной молодежью и служащими Вооруженных Сил РФ.
Степень разработанности проблемы. В обилии литературы и исследований по военно-патриотическому воспитанию преобладают работы, рассматривающие становление и развитие, содержание, формы и методы патриотического воспитания . Они представляют собой теоретическое или практическое рассмотрение основных проблем и почти не учитывают историко-культурное влияние среды и культуротворческую деятельность индивидов. Определенный интерес представляют труды и книги о жизнедеятельности выдающихся полководцев и военных деятелей (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др.), воспоминания крупных военачальников, но в них преобладают исторические описания и фактография событий и судеб. Содержательными представляются книги о воинском воспитании и военном искусстве .
За последние годы гуманитарное знание выработало новые подходы к изучению истории общества и роли личности в его развитии: историко-культурный, гуманистический, культурологический - и это позволяет использовать историко-биографические рассмотрение жизнедеятельности во взаимосвязи с социокультурной средой и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Анализ источников и литературы показал, что специального исследования боевой, общественной и организационно-воспитательной деятельности генерала армии Н.Г. Лященко не проводилось.
Источниковой базой исследования явились публикации и документы, освещающие события, в которых Н.Г. Лященко находился или принимал участие. Это период становления и развития государства, системы образования и культурно-просветительной работы, литературы и искусств как факторов формирования человека-героя. В диссертации использованы работы Н.Г. Лященко и публикации о нем, документы и материалы военно-научных библиотек Института военной истории МО РФ, библиографические указатели РГБ, Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Краснодарской библиотеки дома офицеров, библиотеки Краснодарского университета культуры и искусств.
Большой интерес для исследования представляют архивные материалы периода Великой Отечественной войны, содержащиеся в Центральном Архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО).
В ходе работы были использованы воспоминания коллег и современников, кому довелось работать с Н.Г. Лященко. Считаем, что особую ценность представляют сведения, которые способствуют восстановлению отдельных моментов в жизнедеятельности Н.Г. Лященко, анализ его неизвестных трудов позволяет проследить эволюцию воззрений по многим проблемам государственного и военного строительства.
Диссертантом были использованы фактические материалы личных бесед с Н.Г. Лященко, что позволило ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы и документы, раскрывающие военно-историческую, педагогическую, воспитательную деятельность Н.Г. Лященко.
В диссертационном исследовании нами использованы материалы личного архива, неопубликованные письма и авторские документы Н.Г. Лященко с 1929 по 2003 годы (в количестве 931 документ), а вместе с опубликованными в библиографическом указателе отражены 1191 документ.
Хронологически имеющиеся публикации о Герое Советского Союза генерале армии Н.Г.Лященко (130 источников) целесообразно разделить на группы.
К первой группе отнесены публикации 1930-х — 1960-х годов. Это газетные и журнальные статьи и книги, среди них: работы К. Дворникова, А. Борисова, А.К. Малышева, Ф.Т. Редкина, А. Шарылова, Н. Асанова, В. Дермана, Ф.Т. Радкевича, К.Ш. Зайнулина и других. Оценивая в целом работы этого периода, необходимо отметить, что все они носят общий характер. Это попытка дать анализ отдельных военно-исторических взглядов Н.Г. Лященко, содержащихся в его деятельности, высказываниях по вопросам воспитания, обучения и боевой подготовки воинов. Во всех работах этого периода просматривается жизненный путь: становление, рост и возмужание Н.Г. Лященко.
Ко второй группе отнесены публикации 1960 - 1980-х годов. Они представляются нам более насыщенными. В работах П.А. Жилина, Р.Я. Малиновского, А.А. Гречко, И.И. Федюнинского, И.Т. Замерцева, Д.Т. Язова и других отмечается участие Н.Г. Лященко в боевых операциях, его организаторские способности и талант полководца при исполнении поставленных задач армий и фронтов в годы Великой Отечественной войны.
Этот период связан с тем, что Н.Г. Лященко являлся командующим войсками ряда военных округов и проявил себя как зрелый военно-политический деятель. Военно-организаторская и общественно-политическая деятельность Н.Г. Лященко нашла свое отражение в мемуарах И.И. Федюнинского, П.А. Жилина, А.А. Гречко. Министр обороны СССР Д.Т. Язов упоминает о Н.Г. Лященко в связи со строительством музеев Боевой Славы, расширением поисковой работы и совершенствованием военно-патриотического воспитания молодежи.
О генерале армии Н.Г. Лященко писали 3. Насриддинов, Б Сагиндыков, В.Медынский, Б.В. Дзоциев, Ю. Кукушкин, А.Г. Комков, 3. Джаманкулов, Д. Оренберг, К. Перлов и другие . Однако публикации этого периода не дают полной и ясной картины о жизнедеятельности Н.Г. Лященко.
К третьей группе относятся работы с 1990-го по 2000-й год. В работах авторов и письмах данного периода прослеживается прямое отношение Н.Г. Лященко к ветеранскому движению и особенно военно-патриотическому воспитанию молодежи. В данном периоде нами были выявлены работы следующих авторов: С. Габова, Ю. Дмитриева, В. Васюка, В.В. Пучко, О. Суханова, П.Дунаева, Б.И Громова, В. Верстакова, С.С.Гагарина, Б. Сопельняка, М.И.Семеряга, Д. Мысякова, Ю.Кринова, Е.В.Земскова, А.Т. Лутошкина, И. Хисамова, П. Афанасьева, и других .
Представляют значительный интерес работы и письма ряда авторов, которые в 90-е годы прошлого столетия по 2000 год обращались к генералу армии Н.Г. Лященко, конкретно по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи. Во всех этих работах содержится фактический материал, предложения, обращения к руководителям страны по реформированию Вооруженных Сил и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Среди них мы выделяем работы следующих авторов: С. Коринев, В.А. Климакин., Н. Чеботарёв, Р. Ксиров, К.К. Крупица, В. Титов, Л.И. Булычев, А.А. Бухаров, А. Хорев, С. Коптилкин, О.А. Лосик, С.А. Гладыш, А. Кочуков, В.В. Криводед, А. Туинов, И. Пирогова . Работы этого периода не носят полного представления о жизнедеятельности Н.Г. Лященко — они эпизодичны.
Особое место в данном исследовании заняли проблемные работы Н.Г. Лященко, в которых он представлял материалы о Вооруженных Силах, строительстве музеев, памятников и военно-патриотическом воспитании воинов и допризывной молодежи, его обращения к руководителям страны по вопросам военно-патриотического и нравственного воспитания молодежи .
Однако в публикациях этих периодов жизнедеятельность Н.Г. Лященко представлена фрагментарно. Нами использованы воспоминания военачальников, таких как маршалы В.И. Петров, О.А. Лосик; генералы армии В.Н. Лобов, В.Л. Говоров, а также генерал-полковники К.В. Герчик, В.И. Попков и другие, которые целостно представлены в биобиблиографическом указателе. В процессе разработки биобиблиографического указателя Н.Г. Лященко нами были использованы труды и рекомендации таких ученых как Н.В. Здобнов, А.А. Мансуров, И.И. Михлина, И.И. Горлова, В.Н. Пазухина. Биобиблиографический указатель в законченном виде был издан в Краснодарском государственном университете культуры и искусств в 2003 году.
Таким образом, источниковедческий анализ проблемы показал, что военно-патриотическая деятельность Н.Г. Лященко еще не нашла самостоятельного, целостного, всестороннего и объективного отражения в отечественной историографии. Исходя из этого, целесообразно и необходимо провести комплексное исследование военно-патриотической проблематики и дать научную оценку роли и места Н.Г. Лященко как военачальника и военного историка; а также его деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Цель диссертационного исследования. Изучить и обосновать культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Героя Советского Союза Н.Г. Лященко, сформулировать и обобщить исторический опыт его жизнедеятельности по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи. Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
- проанализировать влияние социокультурной среды и основные факторы формирования патриотизма у защитников Отечества;
- выделить нравственно-культурные основания патриотических чувств и взглядов, составляющих систему ценностей и убеждений личности;
- исследовать и раскрыть систему военно-организаторской и военно-патриотической работы с молодежью и роль субъективного фактора;
- раскрыть стиль и методы работы военно-политического деятеля и организатора патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Н.Г. Лященко;
- ввести в научный оборот и систематизировать ранее не доступный исследователям массив источников и литературы, архивных источников и документов, связанных с деятельностью Н.Г. Лященко.
Объект исследования - исторические условия и события, обуславливающие значимость духовно-нравственного облика военнослужащего, влияющие на военно-патриотическое воспитание средствами культуры.
Предметом исследования является военно-организаторская и военно-патриотическая работа Н.Г. Лященко по воспитанию молодежи на различных этапах российской истории.
Методологическая основа исследования опирается на историко-культурный подход к исследованию социальной обусловленности развития мировоззренческих взглядов и убеждений, составляющих содержание патриотизма, а также на гуманистический подход, синтезирующий положения философской антропологии и аксиологии, в центре которого живой, развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Автор разделяет философскую концепция персонализма, признающую личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценность (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтина, Э. Мунье, И.Г. Гердера, В. Виндельбанда, А.С. Богомолова и др.).
В исследовании использованы основные положения теории научного познания, теории и истории культуры, принципы исторического исследования, научность и объективность; общенаучные методы: исторический, логический, аналитический, сравнительного исторического анализа, описания и сопоставления военно-исторических документов. В исследовании использован также биографический метод для выявления факторов и условий, определяющих становление личности Н.Г. Лященко.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обосновано влияние социокультурной среды и выделены основные факторы формирования патриотизма у защитников Отечества;
- культурологическим основанием патриотизма выступает система ценностей и убеждений личности, составляющих нравственно-культурные нормы и предписания, обусловленные историко-культурным развитием общества;
- показана военно-организаторская и военно-патриотическая работа с молодежью на различных этапах развития российского общества и ее влияние на становление личности военно-политического деятеля и организатора патриотического воспитания молодежи на примере жизнедеятельности Н.Г. Лященко;
- систематизирован и введен в научный оборот историко-биогрфический материл и архивные источники, материалы и документы, связанные с деятельностью Н.Г. Лященко.
Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты, положения и выводы обладают теоретической значимостью в изучении проблем военно-патриотического воспитания молодежи. Материалы диссертации могут быть использованы в практике подготовки и проведения военно-спортивных игр и конкурсов юнармейского движения. Результаты исследования также могут использоваться в педагогических и воспитательных целях в Вооруженных Силах РФ.
Выводы диссертационного исследования . обладают практической ценностью в решении вопросов государственного управления - при принятии пакета законов по военно-патриотической подготовке допризывной молодежи и готовности ее к воинской службе.
Основные положения работы могут использоваться для аналогичных исследований, а также в учебном процессе общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.
Научная новизна исследования. В работе реализуется авторский подход к изучению культурологических оснований военно-патриотического воспитания молодежи, посредством комплексного исследования жизнедеятельности генерала армии, Героя Советского Союза Н.Г. Лященко.
Автором подготовлена мультимедийная электронная версия материалов, раскрывающих деятельность Н.Г. Лященко в системе военно-патриотического воспитания (работы, документы, письма, рукописи). Содержание разработанного информационного продукта позволяет провести анализ, синтез и раскрыть детально научную новизну проведенного исследования.
На защиту выносятся положения:
- социокультурная среда оказывает определяющее воздействие, результатом которого выступают нравственно-культурные основания патриотических чувств и взглядов, составляющих систему ценностей и убеждений личности;
- система военно-организаторской и военно-патриотической работы с молодежью определяется субъективными и объективными факторами конкретного исторического этапа;
- формы и методы работы патриотического воспитания молодежи обуславливаются историко-культурным развитием общества, содержанием господствующей идеологии (общественного сознания);
- вводимые в научный оборот документы о военно-организаторской и военно-патриотической работе и деятельности Н.Г. Лященко имеют историческое, методическое и воспитательное значение.
Апробация результатов работы. Выводы исследования нашли отражение в выступлениях автора: в Институте военной истории МО РФ на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Н.Г. Лященко (2000 г.); в Центральном Доме Армии им. М.В. Фрунзе на конференции научного общества ветеранов космодрома Байконур, по подготовке к 40-летию полета в космос Ю.А. Гагарина (2000 г.); в музее Боевой Славы 2 Ударной армии им. маршала Л.А. Говорова (2001 г.); в Краснодарском гарнизонном доме офицеров на встрече с дочерью маршала Г.К. Жукова, с М.Г. Жуковой (2002 г.); на научно-практических конференциях в Краснодарском государственном университете культуры и искусств (2003 г.) и в Краснодарском военном авиационном институте им. Серова (2004 г.).
Структура диссертации раскрывает замысел исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.
Раздел 1. Социально-культурная среда как фактор формирования готовности к подвигу
При изложении в диссертационном исследовании биографии Героя Советского Союза, генерала армии Николая Григорьевича Лященко, нами были использованы методы анализа культуры, которые представляют возможности видеть не только форму отношений к событию, но и осмыслить содержание переживаний в целом жизни и мира героя. Герой - это человек, совершивший подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герой - это тот, кто привлек к себе внимание, кто вызывает восхищение, подражание, удивление. Герой не существует сам по себе и просто так им не становится, для этого необходима среда, условие, и, самое главное, воспитание. Важным моментом в нашем исследовании является биография героя, так как биографические ценности играют очень важную роль.
В биографическом исследовании нами учитывались многие факторы и, прежде всего, следствие: эмоционально-волевая предметная установка героя, его познавательно-этическая позиция в мире настолько авторитетны, что можно видеть предметный мир только глазами героя и переживать только изнутри события его жизни.
Можно использовать другую точку зрения - это позиция к герою, при которой все его мировоззрение во всей его глубине, с его правдою и неправдою, добром и злом могло бы быть лишь "моментом конкретного человека, при этом центр исследования перемещается в прекрасную данность бытия героя. В этом случае будем иметь следующий результат: задний план, мир за спиною героя прописан предположительно неуверенно, изнутри самого героя, так как нам самим дан задний план нашей жизни. Поэтому, может получиться картина, которая предстанет перед нами следующим образом, как это видел философ-культуролог М.М. Бахтин «... движется живой человек на фоне мертвой и неподвижной "декорации жизни"» . При отсутствии органического слияния внешней выраженности героя с его внутренней познавательно-этической позицией - это дает нам героя, не повернутого к нам лицом, а его внутренний мир «реконструируется» нашими переживаниями.
И третий случай подхода представления биографического исследования - это когда герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь в биографии, таков герой завершен и интересен. Форма героя в этом случае будет выражать только его самого, его душу. Герой сам порождает из себя свою форму, как адекватное выражение себя. Форма не исходит на предмет, но исходит из предмета, как его выражение, в предмете как его самоопределение. Форма приводит к внутреннему переживанию предмета.
Такого рода биографиям в средние века предшествовали своеобразные внутренне противоречивые формы самоотчета-исповеди. Автобиографии появляются в конце средних веков, которые не знали биографических ценностей, в раннем Возрождении. Так французский ученый, теолог и поэт Абеляр в XII веке в своей "Истории моих бедствий" представляет смешанную форму, где на исповедальной основе с несколько человеческим оттенком появились первые биографические ценности. Биографическая ценностная установка по отношению к своей жизни побеждает исповедальную у Петрарки "О тайном споре забот моих". Представлена объективная данность, не подлежащая переменам. Исповедальный тон часто врывается биографическое самодавление жизни и ее выражение в эпоху Раннего Возрождения.
Такое же столкновение, борьбу, компромиссы или победу того или иного начала мы наблюдаем в рукописях Н.Г. Лященко. Работы и письма бывают то исповедальными, то биографическими. Труды Лященко Н.Г. ранние - автобиографичные, а поздние - исповедальные.
Современный подход к исследованию биографических источников не ставит принципиальной грани между автобиографией и биографией, по М.М. Бахтину "автобиография это хронолого-исторический материал, а по содержанию может носить исповедальный характер, характер чисто объективного делового отчета или может быть биографическим рассказом (воспоминания в свете смыслового будущего - покаянные воспоминания). Всякая память прошлого эстетизована, память будущего всегда нравственна ".
Пока жизнь течет в неразрывно ценностном единстве с коллективом, она во всех моментах, общих с этим миром других, осмысливается, строится, организуется в плане возможного чужого сознания этой жизни и жизнь воспринимается и строится, как возможный рассказ о ней потомкам. Так в статье Алексея Хорева "Комдив Лященко" он писал: "...не многим суждено удостоиться такой чести - попасть в энциклопедию еще при жизни. Это ведь памятник под стать тем, что из бронзы и мрамора - на века!" Николай Григорьевич Лященко из тех немногих, кто удостоен этой чести. В пятом томе Советской военной энциклопедии о нем даны скупые строки его заслуг и краткое биографическое изложение жизненных событий героя.
Задача исследования предполагает выстроить и представить в полном объеме жизнедеятельность генерала армии Героя Советского Союза Н.Г. Лященко как эталон для подражания молодежи.